Abstract and keywords
Abstract (English):
Тhe objective of each teacher can be considered an interesting presentation of the material in order to introduce children to historical science. Tours method allows practitioners to do full-time or part-time path to new knowledge, unfamiliar to students. But the lesson – excursion, being a non-traditional type of lesson can be poorly implemented, since this type of lesson the teacher should show a good methodological framework. Аfter analysis of the literature leading methodologists, you need to plan your lesson, and after, to hold it.

Keywords:
lesson, history, technique, tour, teacher, management of excursion services.
Text

Проблема современной школы состоит в том, что учебная деятельность, направленная в традиционном ее понимании на усвоение коллективом учащихся требований базовой школьной программы, не сопряженная в должной степени с творческой деятельностью, не способствует целостному развитию личности ребенка. Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети практически не имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал.

Решением этой проблемы является проведение нетрадиционных школьных занятий, к числу которых принадлежат уроки-экскурсии.

Приходится, однако, констатировать, что многие вопросы экскурсионной работы еще требуют глубокого теоретического исследования. Необходимо повысить эффективность содержания и воспитательную роль экскурсии, создавать условия для расширения познавательной самостоятельности и инициативы учащихся.

Реализации обучающих, развивающих и воспитательных задач обучения истории в средней школе способствует использование в образовательном процессе форм урока, которые предусматривают организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. Цель настоящей статьи – раскрыть основные этапы методической подготовки учителя истории к проведению урока-экскурсии как активной формы обучения предмету. Задачей статьи является поэтапное обозначение к подготовке урока – экскурсии по истории в школе. Для написания статьи были использованы методы анализа методической литературы, а также наблюдение за опытными педагогами на уроках-экскурсиях.

Под экскурсией понимается форма организации учебно-воспитательной работы с учащимися, которая позволяет организовать наблюдение и изучение разнообразных явлений и предметов в естественных условиях или в музеях [1, с. 7]. 

Педагогический экскурсионный процесс основан на дидактических принципах, которые определяют содержание, организацию и методику обучения экскурсантов. К числу этих принципов относят: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность [4, с. 10].

Главное преимущество уроков-экскурсий – «эффект присутствия» учащихся, которые видят памятники истории и культуры в естественном состоянии или грамотно оформленными в музейной экспозиции. Это способствует высокой степени познавательности урока-экскурсии, так как в его ходе затрагивается чувственное восприятие и эмоциональная сфера учащихся. Сравнение традиционного урока и урока-экскурсии позволяет выделить ряд общих черт, например, оба урока ограничены во времени и проходят в определенном месте, здесь собран единый состав одного возраста учащихся, а также урок традиционный и урок-экскурсия имеют свои задачи и цели. А главное их направление – единство цели и принципов обучения и воспитания. Кроме того, задачи, поставленные перед экскурсией, подчинены задачам, вытекающим из содержания учебной программы по предмету. И во время обычного урока, и на протяжении урока-экскурсии происходит познание учебного материала, причем познает один и тот же субъект – учащийся, усвоение материала идет под руководством учителя. Вместе с тем главная особенность урока-экскурсии – создание образов памятников истории и культуры.

Поскольку методический уровень проведения урока-экскурсии определяется степенью профессионализма учителя, проводимого урок, то в методической литературе выдвигаются следующие требования к его профессиональной подготовке: 

  • систематическое пополнение своих знаний; 
  • совершенствование экскурсионного мастерства; 
  • творческий подход к своему делу; 
  • поиск оптимальных способов достижения обучающих, развивающих и воспитательных задач урока-экскурсии [2, с. 48]. 

Как показывает школьная практика, наиболее часто встречающимися недостатками урока-экскурсии являются: 

  1. лекционность – отрыв от показа объектов и увлечение рассказом; 
  2. фрагментарность раскрытия отдельных объектов без выявления их взаимосвязей; 
  3. несоблюдение логической и хронологической последовательности изучаемых событий. 

Чтобы избежать этих недостатков, учителю необходимо владеть методикой подготовки и проведения урока-экскурсии. 

В его подготовке выделяется пять основных этапов: 

1. Выбор темы и определение цели. Каждая тема состоит из отдельных вопросов – подтем, которые необходимо раскрыть в ходе урока-экскурсии, поэтому его содержание требует соблюдения связи отдельных подтем между собой. Цель урока-экскурсии определяется обучающими, развивающими и воспитательными задачами, которые должны быть достигнуты в результате усвоения учащимися учебного материала. Методически грамотный выбор темы и цели урока-экскурсии особенно важен, так как они определяют круг источников, отбор объектов и методы его проведения. 

2. Отбор и изучение литературы, источников и объектов. На этом этапе необходимо составить библиографию источников по теме, при необходимости получить консультацию музейного работника или профессионального экскурсовода. Далее нужно выбрать и изучить необходимые объекты для показа, учитывая, что музейные экспозиции, как правило, созданы по хронологически-тематическому принципу. При отборе и изучении материалов можно пользоваться специальными карточками «Музей – урок». После этого можно приступать к созданию плана и текста урока-экскурсии [3, с. 48]. 

3. Работа над структурой и текстом. Изучаемый на уроке-экскурсии материал должен иметь свое начало, развитие и завершение, причем рассмотренное вначале должно подготавливать восприятие последующего материала. Поэтому урок-экскурсия состоит из трех основных частей – вступления, основной части и заключения. Цель вступления – привлечь внимание учащихся и подготовить их к восприятию учебного материала. Считается, что по протяженности оно должно занимать 5–7 минут и быть целенаправленным, актуальным, интересным. Необходимо назвать тему и цель, сообщить основные вопросы и главные объекты, которые будут рассмотрены в ходе урока-экскурсии. Основная часть – главное содержание урока-экскурсии. При ее разработке необходимо уделять внимание внутренним связям между подтемами и логическим переходам от одной подтемы к другой. В заключение необходимо сделать нужные обобщения, сформулировать выводы и подвести итоги урока-экскурсии. Необходимо учитывать, что если время урока-экскурсии будет превышать время обычного урока, то его протяженность не должна быть более 1 часа для младших школьников и 1 часа 15 минут для старшеклассников. 

4. Работа над методикой проведения урока-экскурсии. От качества осуществления данного этапа зависит уровень познавательной деятельности учащихся, полнота усвоения исторического материала и глубина его осмысления. Выделяются следующие основные методы, применяемые в ходе урока-экскурсии: показ, рассказ, беседа. Как правило, они не применяются отдельно. Каждый из названных методов рассчитан на активное восприятие учащимися учебного материала. В зависимости от темы, цели, характера объектов урока-экскурсии, возраста и уровня знаний учащихся роль и взаимоотношение экскурсионных методов может изменяться. 

Говоря о соотношении показа и рассказа, отметим, что на уроке-экскурсии ведущим источником знаний является не только слово учителя, но и экскурсионный объект. Поэтому учитель должен стремиться связать зрительные впечатления учащихся с излагаемым материалом. Этому помогают использование мимики и жестов, которые могут дополнить слово учителя, а также расстановка учащихся полуовалом. При такой расстановке все экспонаты хорошо видны учащимся и учителю-экскурсоводу, причем в поле зрения последнего находятся и все ученики. Оправдывает себя опыт привлечения юных экскурсоводов к проведению урока-экскурсии, особенно при его проведении в школьном музее. 

Среди наиболее используемых приемов рассказа выделяют: описание – последовательное перечисление и изложение сведений об объекте; словесную характеристику – выяснение наиболее существенных сторон объекта, взятых в их внутренней связи; комментирование – словесное сопровождение сведений, указывающих на особенности происхождения какого-либо процесса. Кроме этого, в зависимости от темы, цели и характера объектов возможно использование словесной реконструкции, картинного описания, а также привлечение текстов исторических документов или художественной литературы для конкретизации или иллюстрации изучаемого материала [4, с. 83].

Способ изложения учебного материала в ходе урока-экскурсии может быть как репродуктивным, когда учащимся-экскурсантам предлагается готовый материал или им предлагается воспроизвести в ее ходе уже известный им материал, либо проблемным, что ведет к применению беседы. Главная цель беседы – активизация познавательной деятельности учащихся, чтобы они не получали знания в готовом виде. Различают несколько ее видов. В ходе эвристической беседы учащиеся приходят к самостоятельному ответу в ходе мыслительных операций. В ее ходе может применяться как частично-поисковый способ проведения, при котором учащиеся сами ищут ответ, выделяют связи и отношения между объектами, не образуя целостной системы решения проблемы, так и исследовательский способ, когда под руководством учителя учащиеся сами извлекают знания и формулируют выводы в процессе восприятия учебного материала. Проверочная беседа представляет собой опрос, в ходе которого проверяются, уточняются и расширяются знания учащихся, а закрепляющая – вопросы по уже разобранному материалу. 

Показ – один из ведущих методов, используемых на уроке-экскурсии. Эффективности его применения способствует придание ему целенаправленного характера и планомерное осуществление в соответствии с целью и планом урока-экскурсии. Он часто сочетается с анализом – процессом, предполагающим мысленное выделение наглядных существенных сторон объекта. 

Различают три уровня показа. В ходе предварительного обзора происходит первичная ориентировка экскурсантов, когда они знакомятся с объектами, как включенными в обзор, так и выпадающими из него. Он дает первые и обобщенные впечатления об объектах, что служит предпосылкой для последующего выделения нужных из них и направленностью экскурсантов на реализацию цели урока-экскурсии. 

Второй уровень показа – наблюдение. Под ним понимается направление внимания учащихся на нужные с точки зрения темы и цели объекты. 

Третьим видом показа является собственно показ, сочетаемый с анализом, который включает демонстрацию, зрительную реконструкцию посредством слова или демонстрации экспонатов, сравнение по сходству и различию, использование наглядных пособий. 

Четвертый экскурсионный метод – моторный – связан больше с путями и приемами перехода и осмотра экскурсионных объектов на пеших, автобусных и дальних экскурсиях, а потому, как правило, не используются при проведении уроков-экскурсий в музеях. 

При подготовке урока-экскурсии желательно продумывать познавательные задания для учащихся – как опережающие, так и для домашней работы по его итогам. Их использование способствует лучшему усвоению изученного материала, осознанию исторических закономерностей, выводов и обобщений, развитию творческого мышления. Разрабатывая такие задания, следует учитывать их связь с темой, степень посильности для учащихся в зависимости от уровня их подготовки [2, с. 98]. 

Основным требованием к познавательным заданиям является их направленность на активизацию познавательной деятельности, развитие творческих способностей, учет выбора и желания самих учащихся. Примерами таких заданий могут быть следующие: 

  • сфотографировать или зарисовать экспонат (объект) экскурсии; 
  • выделить главное, общее и особенное; 
  • сравнить явления или объекты; 
  • применить ранее полученные знания или межпредметные связи, написать отчет (сочинение) об уроке-экскурсии.

5. 3аключительный этап представляет собой работу над совершенствованием содержания и методов проведения урока-экскурсии по определенной теме. Учителем накапливается опыт его проведения, анализируется восприятие учащимися материала на различных этапах экскурсии, привлекается новый материал. Таково содержание пяти основных этапов работы учителя по подготовке к уроку-экскурсии и основные методические требования к его проведению.

Следовательно, подготовка к проведению урока-экскурсии требует от учителя знание специфики данного типа урока. Для уроков-экскурсий являются обязательными сосредоточенность внимания и единство переживания, способствующие углубленному восприятию разбираемого материала. Одна из задач учителя – дать учащимся установку на восприятие объектов, наблюдение определенных деталей и особенностей памятников. Установки могут быть направлены на запоминание событий, фактов, приводимых в рассказе экскурсовода. Не менее важны установки, стимулирующие мышление экскурсантов [3, с. 47].

Создание и использование условий превращения получаемых знаний в убеждения – основа экскурсионного процесса. Выполнение требований психологии опирается на профессиональное использование методических приемов ведения уроков-экскурсий, выбранных с учетом тематики и особенностей состава группы экскурсантов-учеников. Эффективность урока-экскурсии в значительной мере зависит от того, насколько учитель владеет психологией, правильно понимает сущность психических процессов, от его умения использовать эти знания в руководстве деятельностью учеников (внимание, мышление, восприятие, понимание, запоминание и др.). При оценке эффективности уроков-экскурсий необходимо иметь в виду, что не только в целой параллели класса, но и в границах одного класса есть ученики, по-разному воспринимающие преподносимый им материал.

References

1. Galkina T.V. Muzeyno-kraevedcheskaya praktika: osnovy muzeevedeniya, kraevedeniya i ekskursovedeniya [Tekst]: uchebno-metodicheskoe posobie / T.V. Galkina. - Tomsk: TGPU, 2009. - 154 s.

2. Emel´yanov B.V. Ekskursovedenie [Tekst]: uchebnik dlya vuzov / B. V. Emel´yanov. - 6-e izd. - M.: Sovetskiy sport, 2009. - 213 s.

3. Zhuravleva V. Spetsifika tematicheskikh ekskursiy [Tekst] / V. Zhuravleva. Mir ekskursiy. - 2008. - № 4. - S. 47-49.

4. Stolyarov B.A. Osnovy ekskursionnogo dela [Tekst]: uchebnoe posobie dlya pedvuzov / B.A. Stolyarov [i dr.]. - SPb.: Izdatel´stvo Russkogo Gosudarstvennogo Muzeya, 2009. - 143 s.

Login or Create
* Forgot password?