STRATEGIC MANAGEMENT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE LIVESTOCK INDUSTRY AT THE REGIONAL LEVEL
Abstract and keywords
Abstract (English):
The livestock industry is a fundamental part of agriculture. The relevance of developing a sustainable livestock development system is due to a number of global and local factors that have a significant impact on modern agricultural systems. The article examines the current state of the livestock industry in the Russian Federation, as well as in the Nizhny Novgorod region. Ensuring the sustainable development of animal husbandry is an important aspect in the formation and assessment of the country's food security. Criteria for the sustainable development of the industry can serve not only economic indicators, including profitability, gross profit, etc., as well as indicators of social sustainability, which include the quality of life of the population, the development of human resources, etc., but also directly indicators characterizing the production of livestock products, the preservation of animal health, etc. In this regard, measures to ensure sustainable development are of particular relevance. In order to determine the main directions of development, we have compiled a strategic map. The strategic map serves as a tool for visualizing, planning and implementing a development strategy, taking into account many factors and stakeholders. The development of a strategic map for the sustainable development of livestock is a key element for achieving a balance between economic efficiency, social justice and environmental sustainability. A methodological tool for drawing up a strategic map has been developed, providing a systematic approach to the issue under consideration with the allocation of the following "pools": human resources, innovation, financing, as well as active marketing.

Keywords:
animal husbandry, sustainable development, strategic map, efficiency, assessment
Text

Введение

На сегодняшний день отрасль животноводства играет неотъемлемую роль в оценке эффективности сельского хозяйства. В силу чего необходимым является изучение стратегического развития отрасли животноводства. Актуальность стратегического развития животноводства обуславливает развитие высокоэффективных производственных и управленческих технологий, улучшению условий жизни на сельских территориях, а также адаптивность отрасли в долгосрочной перспективе. Определение стратегических приоритетов устойчивого развития животноводства обеспечивает не только продовольственную независимость, но и способствует прогрессивному развитию, что ведет к созданию сбалансированной, устойчивой и конкурентоспособной системы животноводства.

При выборе направления развития животноводства необходимым условием является разработка теоретико-методические и практические рекомендации, соответствующие современным условиям хозяйствования и изменениям в организационно-экономическом механизме функционирования агропромышленного комплекса нашей страны [1].

Проведя анализ экономических исследований в области стратегического развития животноводства, можно выделить на несколько групп.

1. Стратегии инновационного развития. Значение инновационной активности объясняется тем, что она помогает достичь равновесия между всеми отраслями экономики, а также она связана с поиском путей для выживания и новых факторов успеха предприятий. Вопросами инновационного развития занимались: Белолипов Р.П., Коновалова С.Н., Загвозкин М.В. [2]; Тимошина К. А., Михрячев Ю. А. [3]; Загиров Н. Г. [4]; Хайитов К., Оленичева С. А. [5].

2.Стратегии инвестиционного развития. Учитывая особенности продовольственной политики, политических факторов и импортозамещения наиболее актуальным стоит вопрос о стимулировании развития отечественного животноводческого производства за счет средств федерального и регионального бюджетов, а также финансовых учреждений. Данные вопросы изучали следующие ученые: Танда А. К. [6]; Лысоченко А. А., Гизгизов А. А. [7]; Коновалова С. Н., Белолипов Р. П. [8] и т.д.

3. Маркетинговые стратегии. Маркетинг отрасли животноводства представляет собой организованный процесс управления производством продукции с целью удовлетворения потребностей, а также повышения конкурентоспособности продукции. Вопросами совершенствования и разработки маркетинговой стратегии в разрезе обеспечения развития животноводства изучались в работах ученых экономистов: Тихомиров А.И. [9]; Шичиях Р. А., Сычева И. Н., Черных И. Н., Лебедева Е. С. [10]; Жигулина Н. С. [11]; Козлова Н. В. [12] и другие.

Проведенный анализ исследований показал, что существует необходимость в поиске эффективных инструментов с целью разработки стратегии устойчивого развития животноводства следует разработать стратегическую карту для детального изображения факторов, влияющих на объект исследования, а также необходимых ресурсов для достижения эффективного результата.

Материал и методы исследования

Сельское хозяйство, в том числе отрасль животноводства, на сегодняшний день сталкивается с рядом проблем, которые связаны с экономической напряженностью, демографическими изменениями, нестабильными климатическими условиями и т.д., но несмотря на это, данная отрасль развивается быстрыми темпами.

Животноводство является важнейшей отраслью в структуре сельского хозяйства не только России, но и отдельных регионов. Специализация направлений деятельности зависит от природно-климатических условий, о чем говорит концентрация производства в отдельно-взятых регионах. Тенденцию развития отрасли характеризуют многие показатели, в том числе поголовье скота.

References

1. Chinarov A.V. Metodologicheskie podhody k obosnovaniyu strategii razvitiya zhivotnovodstva Rossii // Tehnika i tehnologii v zhivotnovodstve. 2019. №2 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-obosnovaniyu-strategii-razvitiya-zhivotnovodstva-rossii (data obrascheniya: 06.06.2024).

2. Belolipov R.P., Konovalova S.N., Zagvozkin M.V. Strategicheskie napravleniya innovacionno-investicionnogo razvitiya proizvodstva produkcii zhivotnovodstva // Vestnik VGUIT. 2018. №2 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-napravleniya-innovatsionno-investitsionnogo-razvitiya-proizvodstva-produktsii-zhivotnovodstva (data obrascheniya: 07.06.2024).

3. Timoshina, K. A. Strategiya innovacionnogo razvitiya zhivotnovodstva / K. A. Timoshina, Yu. A. Mihryachev // Innovacionnye idei molodyh issledovateley dlya agropromyshlennogo kompleksa Rossii : Sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii molodyh uchenyh, Penza, 23–24 marta 2017 goda. Tom IV. – Penza: Penzenskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet, 2017. – S. 258-260. – EDN YJRZLX.

4. Zagirov, N. G. Nauchno-innovacionnaya strategiya razvitiya zhivotnovodstva / N. G. Zagirov // Aktual'nye problemy razvitiya zhivotnovodstva Respubliki Dagestan : Materialy respublikanskoy nauchno - prakticheskoy konferencii, Mahachkala, 16–18 noyabrya 2016 goda. – Mahachkala: Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe nauchnoe uchrezhdenie "Dagestanskiy nauchno-issledovatel'skiy institut sel'skogo hozyaystva imeni F. G. Kisrieva", 2016. – S. 7-12. – EDN XSJKXV.

5. Hayitov, K. Innovacionnyy podhod k razvitiyu zhivotnovodcheskih podkompleksov / K. Hayitov, S. A. Olenicheva // Intellektual'nyy potencial molodyh uchenyh kak drayver razvitiya APK : Materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii molodyh uchenyh i obuchayuschihsya, Sankt-Peterburg, 24–26 marta 2021 goda. Tom Chast' 2. – Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet, 2021. – S. 270-271. – EDN FFOPSB.

6. Tanda Ali Koulibali Razrabotka investicionnoy strategii predpriyatiy po proizvodstvu produkcii zhivotnovodstva // Izvestiya SPbGEU. 2015. №5 (95). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-investitsionnoy-strategii-predpriyatiy-po-proizvodstvu-produktsii-zhivotnovodstva (data obrascheniya: 07.06.2024).

7. Lysochenko A.A., Gizgizov A.A. Investicionnaya strategiya razvitiya regiona v sovremennyh ekonomicheskih usloviyah // Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnaya-strategiya-razvitiya-regiona-v-sovremennyh-ekonomicheskih-usloviyah (data obrascheniya: 07.06.2024).

8. Konovalova S. N., Belolipov R. P. Strategicheskie napravleniya innovacionno-investicionnogo razvitiya zhivotnovodstva //BBK 65 S-29. – 2018. – S. 196.

9. Tihomirov A.I. Marketingovyy analiz effektivnosti razvitiya zhivotnovodstva v sovremennyh usloviyah hozyaystvovaniya // Vestnik OrelGAU. 2017. №5 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovyy-analiz-effektivnosti-razvitiya-zhivotnovodstva-v-sovremennyh-usloviyah-hozyaystvovaniya (data obrascheniya: 07.06.2024).

10. Shichiyah Rustem Adamovich, Sycheva Irina Nikolaevna, Chernyh Inna Nikolaevna, Lebedeva Ekaterina Sergeevna RAZRABOTKA MARKETINGOVOY STRATEGII RAZVITIYa ZhIVOTNOVODSTVA // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-marketingovoy-strategii-razvitiya-zhivotnovodstva (data obrascheniya: 07.06.2024).

11. Zhigulina, N. S. Agromarketing: suschnost', osobennosti i napravleniya razvitiya / N. S. Zhigulina, L. A. Efimova. — Tekst : neposredstvennyy // Molodoy uchenyy. — 2019. — № 46 (284). — S. 376-380. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64085/ (data obrascheniya: 07.06.2024).

12. Kozlova, N. V. Agromarketing kak instrument povysheniya ekonomicheskoy ustoychivosti predpriyatiy APK Rossii / N. V. Kozlova, A. M. Petimko // Ekonomicheskiy vektor. – 2020. – № 1(20). – S. 80-86. – DOIhttps://doi.org/10.36807/2411-7269-2020-1-20-80-86. – EDN WMNYBF.

13. Strekozov N.I., Tihomirov A.I. RAZVITIE ZhIVOTNOVODSTVA ROSSII V SOVREMENNYH USLOVIYaH HOZYaYSTVOVANIYa: ORGANIZACIONNO-EKONOMIChESKIE, TEHNOLOGIChESKIE I SOCIAL'NYE ASPEKTY // Vestnik OrelGAU. 2022. №6 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-zhivotnovodstva-rossii-v-sovremennyh-usloviyah-hozyaystvovaniya-organizatsionno-ekonomicheskie-tehnologicheskie-i (data obrascheniya: 08.06.2024).

14. Oborin, M. S. Regional'nye osobennosti razvitiya zhivotnovodstva / M. S. Oborin // Vestnik NGIEI. – 2023. – № 4(143). – S. 112-120. – DOIhttps://doi.org/10.24412/2227-9407-2023-4-112-120. – EDN JSBZKT.

15. Frolova, O. A. Novye podhody k vydeleniyu kriteriev otneseniya agrarnyh predpriyatiy k malomu predprinimatel'stvu / O. A. Frolova, T. V. Grishina, Yu. A. Yuhlina // Vestnik NGIEI. – 2023. – № 11(150). – S. 90-101. – DOIhttps://doi.org/10.24412/2227-9407-2023-11-90-101. – EDN JSUDGQ.


Login or Create
* Forgot password?