СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ ОТРАСЛИ ЖИВОТНОВОДСТВА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Отрасль животноводства является основополагающей частью сельского хозяйства. Актуальность разработки системы устойчивого развития животноводства обусловлена рядом глобальных и локальных факторов, которые оказывают значительное влияние на современные системы сельского хозяйства. В статье рассмотрено современное состояние отрасли животноводства в Российской федерации, а также по Нижегородской области. Обеспечение устойчивого развития животноводства является важным аспектом в формировании и оценке продовольственной безопасности страны. Критериями устойчивого развития отрасли могут служить не только экономические показатели, включающие рентабельность, размер валовой прибыли и т.д., а также показатели социальной устойчивости, в которые входят качество жизни населения, развитие кадрового потенциала и т.д., но и непосредственно показатели, характеризующие выпуск продуктов животноводства, сохранение здоровья животных и т.д. В связи с этим, мероприятия по обеспечению устойчивого развития имеет особую актуальность. С целью определения основных направлений развития нами была составлена стратегическая карта. Стратегическая карта служит инструментом для визуализации, планирования и реализации стратегии развития, учитывая множество факторов и заинтересованных сторон. Разработка стратегической карты устойчивого развития животноводства является ключевым элементом для достижения баланса между экономической эффективностью, социальной справедливостью и экологической устойчивостью. Разработан методический инструмент по составлению стратегической карты, обеспечивающая систематический подход к рассматриваемому вопросу с выделением следующих «пулов»: кадровый потенциал, инновации, финансирование, а также активный маркетинг.

Ключевые слова:
животноводство, устойчивое развитие, стратегическая карта, эффективность, оценка
Текст

Введение

На сегодняшний день отрасль животноводства играет неотъемлемую роль в оценке эффективности сельского хозяйства. В силу чего необходимым является изучение стратегического развития отрасли животноводства. Актуальность стратегического развития животноводства обуславливает развитие высокоэффективных производственных и управленческих технологий, улучшению условий жизни на сельских территориях, а также адаптивность отрасли в долгосрочной перспективе. Определение стратегических приоритетов устойчивого развития животноводства обеспечивает не только продовольственную независимость, но и способствует прогрессивному развитию, что ведет к созданию сбалансированной, устойчивой и конкурентоспособной системы животноводства.

При выборе направления развития животноводства необходимым условием является разработка теоретико-методические и практические рекомендации, соответствующие современным условиям хозяйствования и изменениям в организационно-экономическом механизме функционирования агропромышленного комплекса нашей страны [1].

Проведя анализ экономических исследований в области стратегического развития животноводства, можно выделить на несколько групп.

1. Стратегии инновационного развития. Значение инновационной активности объясняется тем, что она помогает достичь равновесия между всеми отраслями экономики, а также она связана с поиском путей для выживания и новых факторов успеха предприятий. Вопросами инновационного развития занимались: Белолипов Р.П., Коновалова С.Н., Загвозкин М.В. [2]; Тимошина К. А., Михрячев Ю. А. [3]; Загиров Н. Г. [4]; Хайитов К., Оленичева С. А. [5].

2.Стратегии инвестиционного развития. Учитывая особенности продовольственной политики, политических факторов и импортозамещения наиболее актуальным стоит вопрос о стимулировании развития отечественного животноводческого производства за счет средств федерального и регионального бюджетов, а также финансовых учреждений. Данные вопросы изучали следующие ученые: Танда А. К. [6]; Лысоченко А. А., Гизгизов А. А. [7]; Коновалова С. Н., Белолипов Р. П. [8] и т.д.

3. Маркетинговые стратегии. Маркетинг отрасли животноводства представляет собой организованный процесс управления производством продукции с целью удовлетворения потребностей, а также повышения конкурентоспособности продукции. Вопросами совершенствования и разработки маркетинговой стратегии в разрезе обеспечения развития животноводства изучались в работах ученых экономистов: Тихомиров А.И. [9]; Шичиях Р. А., Сычева И. Н., Черных И. Н., Лебедева Е. С. [10]; Жигулина Н. С. [11]; Козлова Н. В. [12] и другие.

Проведенный анализ исследований показал, что существует необходимость в поиске эффективных инструментов с целью разработки стратегии устойчивого развития животноводства следует разработать стратегическую карту для детального изображения факторов, влияющих на объект исследования, а также необходимых ресурсов для достижения эффективного результата.

Материал и методы исследования

Сельское хозяйство, в том числе отрасль животноводства, на сегодняшний день сталкивается с рядом проблем, которые связаны с экономической напряженностью, демографическими изменениями, нестабильными климатическими условиями и т.д., но несмотря на это, данная отрасль развивается быстрыми темпами.

Животноводство является важнейшей отраслью в структуре сельского хозяйства не только России, но и отдельных регионов. Специализация направлений деятельности зависит от природно-климатических условий, о чем говорит концентрация производства в отдельно-взятых регионах. Тенденцию развития отрасли характеризуют многие показатели, в том числе поголовье скота.

Список литературы

1. Чинаров А.В. Методологические подходы к обоснованию стратегии развития животноводства России // Техника и технологии в животноводстве. 2019. №2 (34). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodologicheskie-podhody-k-obosnovaniyu-strategii-razvitiya-zhivotnovodstva-rossii (дата обращения: 06.06.2024).

2. Белолипов Р.П., Коновалова С.Н., Загвозкин М.В. Стратегические направления инновационно-инвестиционного развития производства продукции животноводства // Вестник ВГУИТ. 2018. №2 (76). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-napravleniya-innovatsionno-investitsionnogo-razvitiya-proizvodstva-produktsii-zhivotnovodstva (дата обращения: 07.06.2024).

3. Тимошина, К. А. Стратегия инновационного развития животноводства / К. А. Тимошина, Ю. А. Михрячев // Инновационные идеи молодых исследователей для агропромышленного комплекса России : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, Пенза, 23–24 марта 2017 года. Том IV. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2017. – С. 258-260. – EDN YJRZLX.

4. Загиров, Н. Г. Научно-инновационная стратегия развития животноводства / Н. Г. Загиров // Актуальные проблемы развития животноводства Республики Дагестан : Материалы республиканской научно - практической конференции, Махачкала, 16–18 ноября 2016 года. – Махачкала: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение "Дагестанский научно-исследовательский институт сельского хозяйства имени Ф. Г. Кисриева", 2016. – С. 7-12. – EDN XSJKXV.

5. Хайитов, К. Инновационный подход к развитию животноводческих подкомплексов / К. Хайитов, С. А. Оленичева // Интеллектуальный потенциал молодых ученых как драйвер развития АПК : Материалы международной научно-практической конференции молодых ученых и обучающихся, Санкт-Петербург, 24–26 марта 2021 года. Том Часть 2. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 2021. – С. 270-271. – EDN FFOPSB.

6. Танда Али Коулибали Разработка инвестиционной стратегии предприятий по производству продукции животноводства // Известия СПбГЭУ. 2015. №5 (95). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-investitsionnoy-strategii-predpriyatiy-po-proizvodstvu-produktsii-zhivotnovodstva (дата обращения: 07.06.2024).

7. Лысоченко А.А., Гизгизов А.А. Инвестиционная стратегия развития региона в современных экономических условиях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/investitsionnaya-strategiya-razvitiya-regiona-v-sovremennyh-ekonomicheskih-usloviyah (дата обращения: 07.06.2024).

8. Коновалова С. Н., Белолипов Р. П. Стратегические направления инновационно-инвестиционного развития животноводства //ББК 65 С-29. – 2018. – С. 196.

9. Тихомиров А.И. Маркетинговый анализ эффективности развития животноводства в современных условиях хозяйствования // Вестник ОрелГАУ. 2017. №5 (68). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovyy-analiz-effektivnosti-razvitiya-zhivotnovodstva-v-sovremennyh-usloviyah-hozyaystvovaniya (дата обращения: 07.06.2024).

10. Шичиях Рустем Адамович, Сычева Ирина Николаевна, Черных Инна Николаевна, Лебедева Екатерина Сергеевна РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЖИВОТНОВОДСТВА // Siberian Journal of Life Sciences and Agriculture. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-marketingovoy-strategii-razvitiya-zhivotnovodstva (дата обращения: 07.06.2024).

11. Жигулина, Н. С. Агромаркетинг: сущность, особенности и направления развития / Н. С. Жигулина, Л. А. Ефимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 376-380. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64085/ (дата обращения: 07.06.2024).

12. Козлова, Н. В. Агромаркетинг как инструмент повышения экономической устойчивости предприятий АПК России / Н. В. Козлова, А. М. Петимко // Экономический вектор. – 2020. – № 1(20). – С. 80-86. – DOIhttps://doi.org/10.36807/2411-7269-2020-1-20-80-86. – EDN WMNYBF.

13. Стрекозов Н.И., Тихомиров А.И. РАЗВИТИЕ ЖИВОТНОВОДСТВА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ // Вестник ОрелГАУ. 2022. №6 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-zhivotnovodstva-rossii-v-sovremennyh-usloviyah-hozyaystvovaniya-organizatsionno-ekonomicheskie-tehnologicheskie-i (дата обращения: 08.06.2024).

14. Оборин, М. С. Региональные особенности развития животноводства / М. С. Оборин // Вестник НГИЭИ. – 2023. – № 4(143). – С. 112-120. – DOIhttps://doi.org/10.24412/2227-9407-2023-4-112-120. – EDN JSBZKT.

15. Фролова, О. А. Новые подходы к выделению критериев отнесения аграрных предприятий к малому предпринимательству / О. А. Фролова, Т. В. Гришина, Ю. А. Юхлина // Вестник НГИЭИ. – 2023. – № 11(150). – С. 90-101. – DOIhttps://doi.org/10.24412/2227-9407-2023-11-90-101. – EDN JSUDGQ.


Войти или Создать
* Забыли пароль?