Abstract and keywords
Abstract (English):
The modern economy is undergoing processes of structural transformation. The economies of developed countries go through these transformations somewhat earlier, and the economies of developing countries - with a time shift. At the same time, one of the general fundamental trends is a decrease in the share of traditional sectors, in particular industry, in the output structure. As a result, there is a transition to a post-industrial economy. The transformation processes do not end there. The quantitatively developing tertiary (service) sector of the economy is also changing its structure. It highlights the creative economy sector, which is based on creative industries. This is a specific sector of the modern service industry. The article analyzes the role of creative industries as a specific sector of the service sector in the context of the transition from an industrial type of production to a post-industrial one. The author emphasizes the influence of creative industries on economic development and innovation, based on an analysis of changes in the structure of employment and the specifics of consumption in developed countries. Particular attention is paid to how the expansion and deepening of creative industries contributes to economic progress, greater innovation and changes in the nature and structure of employment, transforming society as a whole. The article also examines trends in the development of creative industries and their ability to adapt to the rapidly changing conditions of the global market, emphasizing their role in the formation of a model of sustainable economic and social development. The need to strengthen government support for creative industries is pointed out, because they can become one of the key factors in ensuring Russia's competitiveness in a post-normal world.

Keywords:
creative industries, creative economy, post-industrial production, changing employment structure, intellectual capital, creativity and innovation, competitiveness, cultural policy
Text

Введение

С середины XX века в развитых странах начался переход от индустриального типа производства к постиндустриальному, который характеризуется уменьшением роли традиционного материального производства и увеличением роли в экономике деятельности по предоставлению услуг, а также развитием науки и информационных технологий, активным внедрением в практику их достижений [1, 2, 3]. Несмотря на наличие довольно обоснованной критики концепции постиндустриального развития [4], количественные изменения в структуре валового внутреннего продукта (ВВП) развитых стран не вызывают сомнения: доля услуг в их ВВП является довольно значительной и имеет тенденцию к росту, что обозначается как «сервисизация» экономики [5, 6].

Движущей силой экономического развития в целом и на этапе перехода к постиндустриальному типу развития, в частности, является стремление к повышению количества и разнообразия производимых благ при одновременном снижении производственных издержек, т.е. рост эффективности экономики, а также к улучшению качества жизни людей [7]. Одним из видимых проявлений подобной трансформации стало перемещение традиционных индустриальных производств из развитых стран (например, из Западной Европы) в глобальные регионы с более низкими издержками производства.

В поисках способов снижения себестоимости производства товаров и услуг, компании развитых стран при активной поддержке своих правительств перемещали свои мощности в страны Азии, Восточной Европы и Латинской Америки, где рабочая сила стоит значительно дешевле, а климатические и экономические условия зачастую оказываются благоприятнее для производства определенных видов товаров, кроме того, в этих развивающихся регионах мира, как правило, имеется более мягкое регулирование экологических и социальных эффектов ведения бизнеса, правительствами, в целях стимулирования ускоренного экономического развития, создаются преференциальные условия для иностранного капитала, что стимулирует его приток и активизацию процессов индустриализации экономики [8, 9].

Рассматриваемые процессы привели к значительным изменениям в структуре занятости и выпуска в развитых странах. Уменьшилось количество рабочих мест в традиционном промышленном секторе и увеличилось в сферах персональных и деловых услуг, информационных технологий, финансов, исследований и разработок. Это, собственно, и дало основание для именования экономики с такой структурой «постиндустриальной». Если ранее рабочая сила в основном занята была на фабриках и заводах, то теперь основной упор был сделан на умственном труде и сервисе. В результате доля занятых в сфере услуг в развитых странах превысила 70%.

Изменилась также и структура совокупных расходов, и специфика потребления. Сегодня значительная часть стоимости даже промышленной продукции в развитых странах приходится не на себестоимость материального производства, а на расходы, связанные с маркетингом, дизайном и брендингом. Это подчеркивает трансформацию экономики в сторону увеличения доли добавленной стоимости, получаемой за счет интеллектуального труда, инноваций и качественного обслуживания. Экономику такого типа, например, С.Д. Бодрунов обозначает как «знаниеинтенсивную», а производимый в ней продукт – «знаниеемким» [4]

Такие изменения стали отражаться в сторону отдачи предпочтений, ориентированных на клиентов – с акцентом не столько на физические товары, сколько на качество жизни, улучшение предоставления качественных услуг, то есть удовлетворение индивидуальных потребностей людей. В контексте развития постиндустриальной экономики основное внимание уделяется не столько массовому производству стандартизированных товаров, сколько удовлетворению все более специализированных и индивидуализированных потребностей человека. Эта новая экономическая парадигма акцентирует свое внимание на важности качества жизни, благополучия и личностного роста, делая акцент на идентичности, культуре и творчестве [10].

Таким образом, постиндустриальная экономика трансформируется в креативную экономику [11, 12, 13]. В ходе этих изменений не только трансформируются производственные процессы, но эти изменения оказывают глубокое влияние на социальные структуры, образ жизни и ценностные ориентации общества, стимулируя развитие таких секторов, как образование, здравоохранение и – особенно – креативные индустрии. Креативные индустрии, являясь собирательным термином для видов хозяйственной деятельности (заметим, что причислить некоторые из этих видов деятельности к категории «хозяйственных» порой становится затруднительно), основанных на культурных ценностях, творчестве и инновациях, становясь ключевыми элементами креативной экономики.

Целью авторского исследования является выявление сущности креативных индустрий, составляющих ядро креативной экономики, с тем чтобы определить их природу в пространстве признака «материальное – нематериальное» производство, подтвердить или опровергнуть гипотезу принадлежности креативных индустрий к сфере услуг.

References

1. Vasil'chuk Yu. Postindustrial'naya ekonomika i razvitie cheloveka (stat'ya vtoraya). Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 1997; 10: 85-94.

2. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting. New York: Basic Books, 1976. 616 r.

3. Block F. Postindustrial Possibilities: A Critique of Economic Discourse. Berkeley: Universityof California Press, 1990. 240 p.

4. Bodrunov S. D. Noonomika. M.: Kul'turnaya revolyuciya, 2018. 432 s.

5. Volkova A. A. Osobennosti planirovaniya deyatel'nosti predpriyatiy sfery uslug v postkrizisnyy period. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sociologiya. Menedzhment. 2013; 3: 111-116.

6. Rudenko M. N., Gribanov Yu. I. Tendencii cifrovizacii i servisizacii ekonomiki. Teoriya i praktika servisa: ekonomika, social'naya sfera, tehnologii. 2019; 2: 5-8.

7. Dobrynin A. I., Ivleva E. S., Plotnikov V. A. Social'no-ekonomicheskie programmy rosta ekonomiki i kachestva zhizni. Ekonomika i upravlenie. 2006; 1: 23-30.

8. Akimov A. V. Novaya sistema proizvoditel'nyh sil i razvivayuschiesya strany: vozmozhnosti i riski. Vostok. Afro-Aziatskie obschestva: istoriya i sovremennost'. 2021; 3: 144-157.

9. Koistinen D., Lipartito K. Offshoring, outsourcing and global production networks in historical context. Entreprises et histoire. 2019; 94: 62-88.

10. Vatlina L. V., Plotnikov V. A. Cifrovizaciya i innovacionnoe razvitie ekonomiki. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2023; 1: 106–113.

11. Iskakov M. R., Mierin' L. A. Chelovecheskoe razvitie kak faktor kreativnoy ekonomiki. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2023; 4: 17-24.

12. Nasyrova S. I. Kreativnyy klass kak drayver ekonomiki, orientirovannoy na cheloveka: teoretiko-metodologicheskiy aspekt. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2021; 5: 157-164.

13. Popov A. I., Plotnikov V. A. Innovacionno-kreativnyy potencial – osnova naukoemkoy ekonomiki. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo universiteta ekonomiki i finansov. 2011; 4: 134-136.

14. Plotnikov V. A. Perspektivy ekonomicheskogo razvitiya v usloviyah postnormal'nosti. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2022; 6: 15-21.

15. Derbina Yu. S., Kuzhutova A. Yu., Borkova E. A. Kreativnaya ekonomika: razvitie v Rossii. Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2022; 5-1: 224–226.

16. Konacheva S. Ot creatio ex nihilo k creatio ex profundis: pereosmyslenie doktriny tvoreniya v postmetafizicheskoy teologii. Gosudarstvo, religiya, cerkov' v Rossii i za rubezhom. 2021; 39(2): 38-60.

17. Vertakova Yu. V., Sokolova Yu. I. Formirovanie polya klyuchevyh kompetenciy v proektnom menedzhmente organizacii na osnove analiza sovremennyh transformacionnyh processov. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sociologiya. Menedzhment. 2020; 4: 37-46.

18. Ershova I. G., Vertakova Yu. V. Vybor prioritetov effektivnogo upravleniya intellektual'nymi resursami v ekonomike znaniy. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sociologiya. Menedzhment. 2012; 2: 260-270.

19. Baryshnikov A. V., Trepol'skaya D. S. Obrazovatel'nyy potencial v tvorcheskih industriyah. Ekonomika i upravlenie: problemy, resheniya. 2021; 10: 51-62.

20. Koychumanov T. D. Razvitie kreativnyh industriy v Kyrgyzskoy Respublike. Reforma. 2021; 4: 18-26.

21. Zhuparova A. S., Ismail G. Zh. Ekonomika kreativnyh industriy: suschnost' i osnovnye harakteristiki. Modeli, sistemy, seti v ekonomike, tehnike, prirode i obschestve. 2021; 3: 36-45.

22. Auzan A. A., Bahtigaraeva A. I., Bryzgalin V. A. Razvitie kreativnoy ekonomiki Rossii v kontekste sovremennyh vyzovov. Zhurnal Novoy ekonomicheskoy associacii. 2022; 2 (54): 213–220.

23. Fedorova A. V., Zarovnyaeva A. I. Kreativnaya ekonomika: vozmozhnosti i problemy. Industrial'naya ekonomika. 2021; 6 (5): 583-586.

24. Zharavina V. A., Plotnikov V. A. Gumanizaciya ekonomicheskogo rosta kak klyuchevaya tendenciya processa perehoda k ekonomike, osnovannoy na znaniyah. Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskoy akademii upravleniya i ekonomiki. 2009; 1: 5-10.

25. Vertakova Yu. V., Kryzhanovskaya O. A., Stepanova A. R. Cifrovaya transformaciya social'no-ekonomicheskih i proizvodstvennyh processov na osnove cifrovoy platformy interneta veschey. Vestnik OrelGIET. 2019; 4: 130-135.


Login or Create
* Forgot password?