PLACE OF DIGITALIZATION IN THE STRUCTURE OF MODERN TRENDS IN THE DOMESTIC POLICE TRAINING SYSTEM
Abstract and keywords
Abstract (English):
Modern police training system in Russia is carried out within the framework of a coherent multi-element and multi-level system of training and education of citizens preparing to serve in the internal affairs bodies or current employees (federal state civil servants, employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia). The subject of this study is the system of personnel training for the internal affairs bodies of the Russian Federation, the analysis of modern trends, which allows us to identify certain regularities. The purpose of the work is to identify modern trends in this system and determine the place of digital technologies. The empirical base of the study is the results of the integration of innovative pedagogical methods and technologies into the activities of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In total, the study is based on the experience of all educational organizations of higher education of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia and their branches, implementing educational programs of higher education during 2019 - 2023. The methodology of the study of modern pedagogical techniques and technologies presented by educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia every year during the five-year period is based on a set of scientific approaches, principles and methods. Novelty of the work - for the first time these materials were subjected to system analysis to determine the regularities of pedagogical technology development. The results of the study can be used in the further organization of the educational process. According to the results the author's scheme of multilevel training of personnel for internal affairs bodies is formulated, the most popular trends of implementation of innovative educational technologies are revealed, the place of digitalization in the general structure of trends of innovative technologies is determined.

Keywords:
educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, professional education, personnel training, key trend, development trend, innovative pedagogical techniques. digitalization
Text

В современном мире быстро меняющийся социально-политический и технологический контекст требует от сотрудников правоохранительных органов глубоких, современных компетенций. В связи с этим система подготовки кадров постоянно адаптируется к текущей ситуации и новым вызовам и угрозам. В этой связи образовательные организации должны своевременно принимать меры по актуализации структуры и содержания реализуемых образовательных программ, что и обуславливает актуальность настоящего исследования.

Постановка проблемы и ее развитие. Инновационные педагогические методики и технологии, представленные образовательными организациями в течение пяти лет характеризуются определёнными тенденциями развития, обусловленными различными социальными или геополитическими обстоятельствами современного этапа.

История вопроса. Приказом МВД России от 26 декабря 2018 г. № 869 утверждена учебно-методическая секция по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, которая осуществляет методическую деятельность в области подготовки кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка. Целями функционирования Секции являются организация взаимодействия и содействие обмену между образовательными организациями МВД России положительным опытом по организации учебной работы и методического обеспечения. Ежегодно Секцией подготавливается бюллетень с обзором инновационных образовательных технологий и методик, применяемых при подготовке кадров для органов внутренних дел России.

Целью исследования является определение динамики структуры современных трендов и локализация в этой структуре цифровизации. Гипотеза исследования заключается в тезисе, что организация образовательной деятельности будет более эффективной, если должностные лица, отвечающие за её организацию, будут учитывать особенности развития современных трендов подготовки правоохранительных кадров, складывающихся из положительного опыта деятельности образовательных организаций МВД России. Предметная область исследования включает анализ современных подходов к обучению, профессиональной подготовке и переподготовке полицейских кадров России, использование классических и инновационных образовательных технологий, эффективность методов обучения и другие аспекты, направленные на повышение качества подготовки кадров для органов внутренних дел.

Методология исследования включает такие элементы, как определение объекта исследования – определение области педагогических методик и технологий, подлежащих изучению; анализ литературы по теме исследования и обзоров положительного педагогического опыта образовательных организаций для выявления текущих тенденций и проблем; формулирование гипотезы относительно эффективности организации образовательной деятельности  с учетом формирующихся трендов использования определенных педагогических методик и технологий; анализ данных и обработка полученных результатов с использованием статистических методов для подтверждения или опровержения гипотезы; интерпретация результатов и выявление закономерностей, формулирование выводов и рекомендаций для дальнейшего развития педагогических методик и технологий.

Целостность современной системы основывается на широком спектре субъектов образовательной деятельности, представленных, в первую очередь, ведомственными образовательными организациями различного типа и вида, а также подразделениями центрального аппарата и территориальными органами МВД России. Кроме того, деятельность в области подготовки кадров осуществляется организациями культуры, научными, медицинскими и физкультурно-спортивными организациями МВД России, редакциями ведомственных печатных и электронных СМИ. Стройность образовательной системы МВД России обеспечивается наличием единого центра по координации работы в области кадрового обеспечения, головным подразделением которого является Главное управление по работе с личным составом МВД России.

Некоторые ученые, рассматривая исторические аспекты формирования и развития отечественной системы правоохранительных органов и её кадрового потенциала, отмечают неизменную ориентацию на гуманистические модели их деятельности [5]. В работах этих авторов находим и описание основных исторических форм профессиональной подготовки полиции. Основными из них в разное время являлись школы или специальные курсы. Если школы в основном ориентировались на подготовку, например, полицейских урядников и стражников, а также городовых, околоточных надзирателей или земских стражников, то специальные курсы организовывались для проведения занятий для начальствующего состава или таких должностных категорий, как сотрудники уголовного сыска или жандармерии. При этом советский период развития полицейского (милицейского) образования был связан с преодолением имеющихся на тот период объективных трудностей. От ликвидации общей и профессиональной малограмотности обучающихся и попытки догнать гражданские и военные образовательные организации по уровню организации (1918 - 1930) до проблем интеграции милицейского образования в целостную государственную систему профессионального образования из-за несовпадения принципов организации уровней подготовки [14]. Подобное вовлечение ведомственного образования в общегосударственную образовательную систему происходит только в середине прошлого века и является предпосылкой к окончательному формированию в 80-х годах ведомственной многоуровневой системы профессионального образования, отвечающей общегосударственным требованиям.

Образовательная деятельность по программам профессионального обучения в настоящее время осуществляется 30 центрами профессиональной подготовки в территориальных органах МВД России, а также 22 образовательными организациями МВД России и их филиалами, в число которых входит 3 университета, 4 академии (включая Академию управления МВД России), ряд институтов (включая Всероссийский институт повышения квалификации сотрудников МВД России) и 2 школы, специализирующиеся на подготовке специалистов-кинологов [22].

Комплексный характер подготовки полицейских кадров обеспечивается органичным сочетанием получения практических умений и навыков на основе специальных профессиональных знаний и умений. Отметим, что в зарубежной литературе приводятся описания двух противоположных педагогических подходов, суть которых заключается в практикоориентированном обучении через непосредственную работу по должности либо, наоборот, прохождение практики только после получения большого теоретического блока [30].

Полученные результаты.

Многоуровневый характер системы подготовки кадров обеспечивается реализацией широкого спектра образовательных программ (рис. 1). Согласно ст. 76 федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации…» подготовка кадров для органов внутренних дел на начальном уровне может осуществляться в рамках обучения по основным образовательным программам основного общего и среднего общего образования, которые интегрированы с дополнительными общеразвивающими программами, и нацелены на подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе. Для решения этой задачи в МВД России создана разветвлённая система суворовских военных училищ и кадетских корпусов.

Другой формой начального уровня подготовки кадров выступает профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки граждан, впервые принятых на службу в ОВД, результатом которой является формирование специальных служебных компетенций и профессиональных знаний, умений, навыков. Широкий спектр реализуемых основных программ профессионального обучения представлен более чем 15 программами профессиональной подготовки для самых различных категорий обучающихся с учетом уровня и вида имеющегося образования, опыта работы, особенностей их службы и социальных условий. В работах ученых встречаем анализ специфики различных категорий обучающихся образовательных организаций системы МВД России, результаты которого ложатся в основу организации учебного процесса [17].

 

Рис. 1. Многоуровневая система подготовки кадров для органов внутренних дел (разработан автором).

 

На базовом уровне подготовка кадров обеспечивается в рамках реализации программам подготовки специалистов среднего звена (среднего профессионального образования) или программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам подготовки специалистов высшей квалификации (высшего образования). В дальнейшем при переходе с болонской образовательной системы на отечественную данный уровень будет представлен, в том числе, базовым и специализированным высшим образованием.

Отметим, что за рубежом в настоящее время предъявляются различные требования к результатам и уровню получаемого полицейского образования от бакалаврского до магистерского уровня или даже ученой степени доктора наук [4].

Под продвинутым уровнем подготовки кадров можем рассматривать обучение сотрудников по нескольким видам программ:

- по программам переподготовки, реализуемым в целях приобретения компетенции, необходимой для осуществления нового вида оперативно-служебной деятельности и получения новой квалификации,

- по программам повышения квалификации в целях совершенствования имеющейся или приобретения новой компетенции, необходимой для осуществления оперативно-служебной деятельности и повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации по замещаемой должности.

В МВД России налажено функционирование системы подготовки сотрудников по месту их службы в целях постоянного совершенствования их профессиональных знаний, умений и навыков, которая представлена профессиональной служебной и физической подготовкой. Этот вид подготовки нами рассматривается как поддерживающий уровень, так как реализуется в отношении всех сотрудников от рядового до старшего и высшего начальствующего состава. Профессиональная служебная и физическая подготовка подразделяется на несколько видов: 1) служебная, включающая подготовку по направлению оперативно-служебной деятельности, правовую, мобилизационную и тактическую подготовки, занятия по тактической медицине; 2) морально-психологическая; 3) огневая; 4) физическая. Отметим, что морально-психологическая подготовка нацелена не только на формирование достаточного уровня морально-психологической готовности к выполнению служебных задач вне зависимости от условий оперативной обстановки, но и на формирование у сотрудников государственно-патриотического мировоззрения, понимания и поддержки государственной политики, общей и профессиональной культуры.

Ещё в самом начале текущего столелия Владимир Яковлевич Кикоть обосновал в своих исследованиях значимость инновационной политики образовательной организации высшего образования для дальнейшего совершенствования и модернизации системы профессионального образования [12]. Именно руководством образовательной организации МВД России определяется стратегия новаций в образовательном процессе под влиянием отечественных и мировых полицейских трендов.

Анализ материалов, презентуемых образовательными организациями в рамках обмена положительным опытом, позволил сформулировать ряд актуальных трендов развития педагогических технологий и методик. Динамика развития отдельных видов педагогических методик в общей массе презентованных образовательными организациями МВД России инновационных методик, представлена на рисунке 2.

 

Рис. 2. Динамика развития отдельных видов педагогических методик в общей массе презентованных образовательными организациями МВД России в качестве инновационных

 

Обсуждение результатов.

Важным условием реализации образовательных программ является их материально-техническое обеспечение. В данном контексте формируется один из ключевых трендов – развитие полигонной базы образовательных организаций. За последнее пятилетие образовательными организациями введены в эксплуатацию целый ряд современных полигонных комплексов. Так Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя открывает полигон «Фрагмент города» для подготовки специалистов для органов предварительного расследования [8], Комплекс ситуационного обучения, Полигон для подготовки сотрудников оперативных подразделений, Альтернативную измерительную площадку, для выявления утечки информации за счёт побочных электромагнитных излучений в рамках проведения специальных исследований [3]. Уральским юридическим институтом МВД России внедряются интересные решения на базе транспортных средств: Мобильный ситуационный центр координации и проведения оперативно-розыскных мероприятий и Передвижной учебно-полигонный центр на базе криминалистической лаборатории [20]. Интегрируются в образовательный процесс узкопрофильные полигонные объекты: Полигон «Орион» по противодействию финансированию терроризма и экстремизма, Полигон по выявлению и расследованию преступлений в сфере денежного обращения (Нижегородская академия МВД России); Криминалистический полигон «Офис Сбербанка» (Казанский юридический институт МВД России) и другие.

Развитие воспитательной среды и идеологической работы является одним из современных трендов в организации образовательного процесса. Она охватывает все аспекты образования и способствует эффективному обучению и развитию курсантов и слушателей. В контексте данного направления деятельности особую актуальность приобретает психологическая работа в МВД России [16].

В настоящее время привитие патриотизма и создание условий для формированием активной гражданской позиции у обучающихся ведомственных образовательных организаций представляется особенно актуальным [28]. Это направление воспитательной работы с курсантами и слушателями признаётся многими авторами приоритетным [11]. Образовательные организации активно разрабатывают соответствующие методики: проведение творческих конкурсов; интеллектуальных игр и первенств; разработка и внедрение воспитательных моделей формирования профессиональных компетенций сотрудников полиции; использование при проведении учебных занятий собственных, а также региональных и ведомственных музейных комплексов; взаимодействие со стратегическими партнёрами и пр. Все используемые ресурсы находят своё отражение в рабочих программах воспитания. Авторы всё более пристально обращают внимание на подготовку таких программ при подготовке специалистов системы МВД России [6].

В условиях проведения Россией специальной военной операции начал формироваться ещё один актуальный тренд. Образовательные организации уделяют значительное внимание формированию у обучающихся компетенций выполнения служебных обязанностей сотрудника полиции в особых условиях. Ещё до начала СВО ученые исследовали пути совершенствования физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России и готовности выполнять служебные задачи как в обычных, так и в экстремальных условиях [24]. Современные педагогические технологии в данном направлении можно сгруппировать по нескольким векторам. В первую очередь – это формирование специальных навыков в рамках проведения практических занятий на специальной полигонной базе [25]. Во-вторых, формированию навыков способствует использование специального оборудования, средств и технологий [29]. Кроме того образовательными организациями разрабатываются специализированные программные решения. Спустя два года с начала проведения СВО, наработав определённый опыт подготовки кадров для органов внутренних дел, учеными предлагаются заслуживающие внимания концепции подготовки узкоспециализированных кадров для подразделений в воссоединённых регионах  [10] и налаживания системы управления в территориальных структурах МВД этих субъектов России, выдвигаются предложения о создании в этих структурах собственных подразделений специального назначения [9].

В 2020 - 2021 годах в образовательных организациях, как России, так и всего мира основные усилия по организации образовательной деятельности были направлены на преодоление негативных обстоятельств, связанных с пандемией в период распространения новой коронавирусной инфекции (Covid-19). В этот период ключевым трендом стало применение дистанционных образовательных технологий, разработке и проведению внеаудиторных занятий в условиях дистанта. Именно на этот период приходится взрывной рост используемых дистанционных образовательных методик проведения всех видов учебных занятий и проведения итоговых аттестаций. Педагогическими коллективами разрабатываются электронные курсы, создаются программно-аппаратные комплексы для обеспечения учебных занятий в дистанте, активно внедряются мультимедийные технологии и дидактические материалы. Педагоги представляют инновационные методики, учитывающие особенности подготовки полицейских кадров от необходимости формирования физической подготовленности [26] до использования специального лабораторного оборудования [18].

Но и после окончания применения противопандемийных мер тренд внедрения цифровых технологий в образовательный процесс образовательных организаций МВД России продолжает интенсивно развиваться. Ежегодно увеличивается количество представленных инновационных образовательных технологий, основанных на использовании именно современных цифровых технологий. При этом глубина использования подобных технологий при организации учебного процесса в разных образовательных организациях различна. Она варьируется от поступательной подготовки специализированных программных продуктов, разработки симуляционных учебных программ работы с ведомственными автоматизированными информационными базами данных, тренажеров сервисов Единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (ИСОД) МВД России [13], до дальнейшего расширения использования технологии виртуальной реальности при проведении занятий [27], создания интеллектуальных систем на основе машинного обучения и анализа больших данных [15], компьютерного зрения и искусственного интеллекта [21].

На уровне администрирования образовательной организацией и учебно-воспитательным процессом внедряются системы автоматизации образовательного процесса, электронные информационно-образовательные среды применяются для методической поддержки реализуемых образовательных программ [7]. В деятельность организаций интегрируются системы информационного обеспечения образовательного процесса за счет автоматизации документооборота [23].

Анализ представленных образовательных технологий демонстрирует ещё несколько направлений, которые не нашли своего формирования в тренды или тенденции развития. Так, изредка встречаются положительные примеры использования игровых форм обучения или привлечения практических подразделений и их материальной базы для проведения учебных занятий. Вместе с тем это не означает, что подобные технологии не применяются образовательными организациями. Считаем, что указанные методики уже прочно вошли в повседневную педагогическую практику [19]. Объектом же настоящего исследования являлся анализ педагогических методик, презентованных именно в качестве инновационных, которые только начинают применяться в учебном процессе.

Также необходимо отметить поступательное развитие профилизации образовательных организаций МВД России при подготовке квалифицированных кадров для различных подразделений, установленной приказом МВД России (от 29 августа 2012 г. № 820), в рамках которой образовательные организации обеспечивают организацию и осуществление образовательной и методической деятельности в области подготовки кадров в интересах обеспечения законности и правопорядка. Например, Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, осуществляя функции учебно-научного центра по реализации приоритетного профиля подготовки «Деятельность подразделений по обеспечению безопасности на транспорте», интегрировал в образовательные программы учебную дисциплину «Судовождение», целью которой является изучение теоретических основ и практических навыков управления маломерным судном [2]. Омской академией МВД России активно разрабатываются электронные учебные курсы и эмуляционные среды, внедряются педагогические методики для формирования специальных компетенций выпускников в рамках реализуемого профиля «Деятельность подразделений уголовного розыска». Нижегородская академия МВД России создаёт и модернизирует специализированные интерактивно-игровые тренинги для формирования профессионально-специализированных компетенций сотрудников подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции. Вместе с тем считаем целесообразным эту работу признавать не трендом развития, а основой деятельности ведомственных вузов, предопределяющей разработку тех или иных образовательных методик и технологий [1].

В заключение ещё раз приведём заслуживающее внимания мнение В.Я. Кикотя о необходимости совершенствования образовательных технологий, что позволяет достигать несколько образовательных целей – формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию обучающегося, включая его когнитивные навыки, гуманистические и нравственные ценности, правовые навыки и способность защищать права и интересы граждан. С другой стороны педагогические технологии должны обеспечивать формирование устойчивых профессиональных навыков выполнения служебных, полицейских функций [12].

 

Выводы.

Подводя итоги исследования, сформулируем ряд выводов:

1. Современная отечественная система подготовки кадров для органов внутренних дел характеризуется многоуровневым принципом организации и обеспечивается реализацией широкого спектра образовательных программ. Предложена авторская схема распределения уровней организации подготовки полицейских кадров.

2. Среди современных трендов внедрения инновационных педагогических технологий именно цифровизация является ключевым направлением. Она выступает и как самостоятельная тенденция развития, так и как средство и инструментарий реализации иных направлений образовательной деятельности.

3. На смену тренду внедрения дистанционных образовательных технологий, пришел тренд подготовки сотрудников ОВД, способных осуществлять служебные задачи в особых условиях. Данное обстоятельство свидетельствует о гибкости образовательной системы и значительной степени рефлексии на складывающиеся в России и мире условия.

4. Изложенные выше тренды не являются исчерпывающими, вместе с тем дают достаточное представление о направлениях дальнейшего развития образовательной деятельности ведомственных образовательных организаций по модернизации и актуализации подготовки квалифицированных кадров для органов внутренних дел России.

 
References

1. Adahovskaya, S.V. K voprosu o profilizacii obrazovatel'nyh organizaciy MVD Rossii // Peredovoy opyt i problemy profilizacii uchebnoy, uchebno-metodicheskoy i nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti v obrazovatel'nyh organizaciyah sistemy MVD Rossii [On the issue of profiling educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Advanced experience and problems of profiling educational, educational, methodological and scientific research activities in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] : sbornik statey, Nizhniy Novgorod, 22 noyabrya 2019 goda. – Nizhniy Novgorod: Nizhegorodskaya akademiya Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federacii, [Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation] 2020. – pp. 10-13.(in Russian)

2. Aleksandrov A.N., Kotarev S. N., Kotareva O. V. Opyt podgotovki sotrudnikov-sudovoditeley dlya lineynyh podrazdeleniy territorial'nyh organov MVD Rossii na vodnom transporte // Aktual'nye voprosy deyatel'nosti territorial'nyh organov MVD Rossii na transporte [Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation] : Elektronnyy sbornik materialov Mezhdunarodnoy konferencii, Belgorod, 29 maya 2020 goda. Tom Vypusk 6. – Belgorod: Belgorodskiy yuridicheskiy institut Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federacii im. I.D. Putilina, 2020.(in Russian)

3. Vayc E.V., Coy R.A., Pogorelko E.A., Kuznecov A.M. Sozdanie al'ternativnoy izmeritel'noy ploschadki dlya provedeniya special'nyh issledovaniy [Creation of an alternative measuring site for special studies] // Informacionnaya bezopasnost': vchera, segodnya, zavtra : Sbornik statey po materialam III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Moskva, 23 aprelya 2020 goda. – Moskva: Rossiyskiy gosudarstvennyy gumanitarnyy universitet, 2020. – pp. 72-78.(in Russian)

4. Geyzhan N.F., Balahonskiy V.V., Mironkina O.N. Professional'nyy otbor i obuchenie sotrudnikov policii v zarubezhnyh stranah [Professional selection and training of police officers in foreign countries] // Pedagogicheskiy zhurnal. – 2021. – T. 11, № 5-1. – pp. 501-510. – DOIhttps://doi.org/10.34670/AR.2021.48.42.043.(in Russian)

5. Gerasimova E.V. Kratkiy obzor istoriko-pravovogo obespecheniya processa stanovleniya i razvitiya policeyskih organov i professional'noy podgotovki policeyskih kadrov [Brief overview of historical and legal support for the process of formation and development of police agencies and professional training of police personnel // Experience and traditions of police training] // Opyt i tradicii podgotovki policeyskih kadrov : Sbornik nauchnyh trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, [torture and traditions of police training: Collection of scientific papers of the International Scientific and Practical Conference] Volgograd, 06 oktyabrya 2023 goda. – Volgograd: Volgogradskaya akademiya MVD Rossii, 2023. – pp. 122-126.(in Russian)

6. Golubkina A.M., Evseeva I.G. Formirovanie kompetencii samorazvitiya kursantov kak napravlenie vospitatel'noy raboty obrazovatel'noy organizacii MVD Rossii [Formation of self-development competence of cadets as a direction of educational work of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Pedagogicheskoe obrazovanie. – 2023. – T. 4, № 12. – pp. 132-138.(in Russian)

7. Grigor'ev A.V. Opyt vnedreniya sistemy avtomatizacii obrazovatel'nogo processa «Apeks-VUZ» v Ufimskom yuridicheskom institute MVD Rossii // Sovremennye cifrovye tehnologii v deyatel'nosti obrazovatel'nyh organizaciy silovyh vedomstv: koncepciya, praktika, innovacii : sbornik materialov 4-y Mezhdunarodnoy konferencii, Ufa, 19–20 maya 2022 goda. – [Experience in implementing the educational process automation system “Apex-VUZ” at the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Modern digital technologies in the activities of educational organizations of law enforcement agencies: concept, practice, innovation: collection of materials of the 4th International Conference,] Ufa: Ufimskiy yuridicheskiy institut Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federacii, 2022. – pp. 110-116.(in Russian)

8. Ermakov S.V. Otdel'nye aspekty prakticheskogo obucheniya kursantov i slushateley po specializacii predvaritel'noe sledstvie v organah vnutrennih del // [Selected aspects of practical training for cadets and students specializing in preliminary investigation in internal affairs bodies] // Prikladnaya psihologiya i pedagogika. [Applied psychology and pedagogy]– 2019. – T. 4, № 3. – pp. 131-142. – DOIhttps://doi.org/10.12737/article_5d8a68c609e0c7.34979418.(in Russian)

9. Kalinin V.N. Uchastie MVD Rossii v special'noy voennoy operacii // Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami v Rossiyskoy Federacii :[Participation of the Russian Ministry of Internal Affairs in a special military operation // Current problems of combating crimes and other offenses in the Russian Federation] Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii, Tula, 27 yanvarya 2023 goda. – Tula: Tul'skiy gosudarstvennyy universitet, 2023. – pp. 134-140.(in Russian)

10. Kalinichenko I.A. O sovershenstvovanii podgotovki kadrov dlya organov predvaritel'nogo rassledovaniya MVD Rossii v usloviyah sovremennyh vyzovov i ugroz [On improving training for preliminary investigation bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the context of modern challenges and threats] // Vestnik Universiteta prokuratury Rossiyskoy Federacii. – 2023. – № 6(98). – pp. 22-29.(in Russian)

11. Karchaeva K.A. Koncepciya patrioticheskogo vospitaniya kursantov i slushateley obrazovatel'nyh uchrezhdeniy MVD Rossii [The concept of patriotic education of cadets and students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. – 2023. – № 8(183). – pp. 441-442.(in Russian)

12. Kikot' V.Ya. Organizacionno-pravovoe i informacionnoe obespechenie realizacii kadrovoy politiki MVD Rossii v sfere podgotovki kadrov [Organizational, legal and information support for the implementation of personnel policy of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the field of personnel training] : special'nost' 12.00.14 «Administrativnoe pravo; administrativnyy process» : dissertaciya na soiskanie uchenoy stepeni doktora yuridicheskih nauk – Moskva, 2002. – 428 pp.(in Russian)

13. Kiryushin I., Kashirskiy D. Yu. Ob ispol'zovanii trenazhera servisa SED ISOD MVD Rossii v obrazovatel'nom processe Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii [On the use of the simulator of the EDMS ISOD service of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the educational process of the Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Nauchno-tehnicheskiy portal MVD Rossii. – 2023. – № 1. – pp. 21-26.(in Russian)

14. Kozhevina M.A. Miliceyskoe obrazovanie v Sovetskoy Rossii organizaciya i pravovoe regulirovanie [Police education in Soviet Russia organization and legal regulation] (1918-1991 gg.) : special'nost' 12.00.01 «Teoriya i istoriya prava i gosudarstva; istoriya ucheniy o prave i gosudarstve» : avtoreferat dissertacii na soiskanie uchenoy stepeni doktora yuridicheskih nauk – [“Theory and history of law and state; history of doctrines about law and state": abstract of a dissertation for the degree of Doctor of Law] Moskva, 2005. – 55 pp.(in Russian)

15. Kubasov I.A., Lekar' L.A., Kondruschenkov O.M. Perspektivnye napravleniya primeneniya metodov analiza bol'shih dannyh v informacionno-analiticheskom obespechenii operativno-razysknoy deyatel'nosti [Promising directions for the application of big data analysis methods in information and analytical support for operational intelligence activities] // Strategicheskoe razvitie sistemy MVD Rossii: sostoyanie, tendencii, perspektivy : Sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, [Strategic development of the Russian Ministry of Internal Affairs system: status, trends, prospects: Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference] Moskva, 23 oktyabrya 2020 goda / Pod obschey redakciey I. G. Chistoborodova, A. L. Sitkovskogo, V. O. Lapina. – Moskva: Akademiya upravleniya Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federacii, 2020. – pp. 436-442.(in Russian)

16. Kubyshko V.L. Sovershenstvovanie psihologicheskoy raboty v sisteme moral'no-psihologicheskogo obespecheniya operativno-sluzhebnoy deyatel'nosti lichnogo sostava organov vnutrennih del [Improving psychological work in the system of moral and psychological support for operational and official activities of personnel of internal affairs bodies] // Nacional'nyy psihologicheskiy zhurnal.[National Journal of Psychology] – 2017. – № 4(28). – pp. 95-103. – DOIhttps://doi.org/10.11621/npj.2017.0409.(in Russian)

17. Kuznecova I.I. Sravnitel'naya harakteristika razlichnyh kategoriy obuchayuschihsya obrazovatel'noy organizaciy MVD Rossii i uchet osobennostey kategorii v obrazovatel'nom processe // Vestnik Ural'skogo instituta ekonomiki, upravleniya i prava. [Comparative characteristics of various categories of students in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and taking into account the characteristics of the category in the educational process // Bulletin of the Ural Institute of Economics, Management and Law] – 2021. – № 4(57). – pp. 76-81.(in Russian)

18. Latyshov I.V. Problemy podgotovki ekspertov-kriminalistov v profil'nyh vuzah MVD Rossii v usloviyah deystviya mer po predotvrascheniyu rasprostraneniya COVID-19 [Problems of training forensic experts in specialized universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the context of measures to prevent the spread of COVID-19] // Sudebnaya ekspertiza. – 2021. – № 2(66). – pp. 8-16. – DOIhttps://doi.org/10.25724/VAMVD.TKLM.(in Russian)

19. Nikitskaya E.A. Mezhvuzovskie praktiko-orientirovannye igry kak sredstvo professional'noy socializacii specialistov social'noy sfery na etape obucheniya v vysshey shkole // Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. [Interuniversity practice-oriented games as a means of professional socialization of social sphere specialists at the stage of training in higher education // Siberian Pedagogical Journal.]– 2022. – № 4. – pp. 95-103. – DOIhttps://doi.org/10.15293/1813-4718.2204.08.(in Russian)

20. Pavlenkov R.V., Deryugin R.A. Realizaciya praktiko-orientirovannoy modeli obucheniya s ispol'zovaniem uchebnoy peredvizhnoy kriminalisticheskoy laboratorii (UPKL-2019) kak uchebno-poligonnogo centra // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii.[Implementation of a practice-oriented training model using a training mobile forensic laboratory (UPKL-2019) as a training center // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.] – 2020. – № 4(56). – pp. 53-59.(in Russian)

21. Pavlichenko N.V. Pravovoe i organizacionnoe obespechenie vnedreniya tehnologiy iskusstvennogo intellekta v sistemu MVD Rossii // Iskusstvennyy intellekt na sluzhbe policii : sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, [Legal and organizational support for the implementation of artificial intelligence technologies in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia // Artificial intelligence in the service of the police: collection of articles of the International] Moskva, 27 maya 2021 goda / Akademiya upravleniya MVD Rossii. – Moskva: Akademiya upravleniya Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federacii, 2021. – pp. 13-19.(in Russian)

22. Professional'noe obuchenie. [Professional education]— Tekst : elektronnyy // GURLSMVD Rossii : [ofic. sayt]. — URL: https://gurls.mvd.rf/napravleniya-deyatel'nosti/podgotovka-kadrov/professional'noe-obuchenie (data obrascheniya: 11.03.2024).(in Russian)

23. Savel'eva S.A. Informacionnaya sistema elektronnogo dokumentooborota obrazovatel'nogo processa // Bezopasnost' lichnosti, obschestva i gosudarstva: teoretiko-pravovye aspekty : Sbornik nauchnyh statey XV mezhdunarodnoy nauchnoy konferencii obuchayuschihsya, ad'yunktov i aspirantov, provodimoy v ramkah II Sankt-Peterburgskogo mezhdunarodnogo molodezhnogo nauchnogo foruma «Severnaya Pal'mira: territoriya vozmozhnostey»,[Information system for electronic document management of the educational process // Security of the individual, society and state: theoretical and legal aspects: Collection of scientific articles of the XV international scientific conference of students, adjuncts and graduate students, held within the framework of the II St. Petersburg International Youth Scientific Forum “Northern Palmyra: Territory of Opportunities” »] Sankt-Peterburg, 31 maya 2022 goda. – Sankt-Peterburg: Sankt-Peterburgskiy universitet Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federacii, 2022. – pp. 943-948.(in Russian)

24. Sinyanskiy V.A. Professional'naya podgotovka kursantov obrazovatel'nyh organizaciy MVD Rossii na osnove situacionnogo modelirovaniya : special'nost' [Professional training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia based on situational modeling] 13.00.08 «Teoriya i metodika professional'nogo obrazovaniya» : dissertaciya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskih nauk – Moskva, 2021. – 225 p.(in Russian)

25. Subbotin A.A. Osobennosti podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del Rossiyskoy Federacii k neseniyu sluzhby v osobyh usloviyah, s ispol'zovaniem imitacionno-takticheskogo poligona // Voprosy deyatel'nosti podrazdeleniy organov vnutrennih del Rossiyskoy Federacii : sbornik nauchnyh trudov. –[Features of training employees of internal affairs bodies of the Russian Federation for service in special conditions, using a simulation-tactical training ground // Issues of activity of units of internal affairs bodies of the Russian Federation: collection of scientific papers.] Tver' : Tverskoy gosudarstvennyy universitet, 2023. – pp. 132-135.(in Russian)

26. Tonoyan H.A., Kostikov K.N., Vlasov M.V. Fizicheskaya podgotovlennost' kursantov v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii v period pandemii COVID-19 [Physical fitness of cadets in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia during the COVID-19 pandemic] // Psihologiya i pedagogika sluzhebnoy deyatel'nosti. [Psychology and pedagogy of service activities] – 2021. – № 1. – pp. 165-171. – DOIhttps://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-1-165-171.(in Russian)

27. Truschenkov I.V. Razrabotka virtual'nogo poligona dlya distancionnogo obucheniya disciplinam kriminalisticheskogo profilya s ispol'zovaniem sistemy Unreal Engine // Tehniko-kriminalisticheskoe obespechenie raskrytiya i rassledovaniya prestupleniy : Sbornik statey, Moskva, 22 oktyabrya 2020 goda. – [Development of a virtual training ground for distance learning in forensic disciplines using the Unreal Engine system // Technical and forensic support for the detection and investigation of crimes: Collection of articles] Moskva: Moskovskiy universitet Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federacii im. V.Ya. Kikotya, 2021. – pp. 250-253.(in Russian)

28. Ul'yanova I.V. Pedagogika smyslozhiznennyh orientaciy: vozvraschenie rossiyskih shkol'nikov i studentov k nacional'nym tradiciyam // Smysloobrazovanie i ego konteksty: zhizn', struktura, kul'tura, opyt : Sbornik nauchnyh trudov. Elektronnoe izdanie.[Pedagogy of life-meaning orientations: the return of Russian schoolchildren and students to national traditions // Meaning formation and its contexts: life, structure, culture, experience: Collection of scientific works. Electronic edition] – Moskva : Psihologicheskiy institut Rossiyskoy akademii obrazovaniya, 2022. – pp. 76-83. – DOIhttps://doi.org/10.24412/cl-36922-2022-1-76-83.(in Russian)

29. Yarmak K.V. Rol' cifrovyh obrazovatel'nyh tehnologiy v usloviyah provedeniya special'noy voennoy operacii [The role of digital educational technologies in the context of a special military operation] / Vestnik uchebnogo otdela Barnaul'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. – 2023. – № 39. – pp. 106-110.(in Russian)

30. Heslop R., White D. (2012). Educating, Legitimising or Accessorising? Alternative Conceptions of Professional Training in UK Higher Education: A Comparative Study of Teacher, Nurse and Police Officer Educators // Police Practice and Research. № 7. pp. 1–15

Reviews
1. PLACE OF DIGITALIZATION IN THE STRUCTURE OF MODERN TRENDS IN THE DOMESTIC POLICE TRAINING SYSTEM Authors: Sklyarenko Inna


Login or Create
* Forgot password?