STUDYING HISTORICAL CHARACTERS AT A PRIMARY SCHOOL
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper discusses the potential of familiarizing primary school pupils with historical figures in the course of teaching the «The World Around Us» subject. Provided are methodological devices, designed to study certain historical characters. Special attention is given to learning, based on works of fine art.

Keywords:
primary school pupil, historical character, methodology, map, historical document, work of fine art.
Text

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КАТЕГОРИЙ ВРЕМЕНИ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ВРЕМЕНИ

Cущественным элементом содержания курса «Окружающий мир» в начальной школе, как известно, является изучение отдельных страниц истории русского государства. В связи с этим дети знакомятся с историческими личностями, которые были участниками важнейших исторических событий.

Обращаясь к биографии исторической личности, мы поневоле сталкиваемся с большим количеством различных дат. У ребенка, как правило, эти даты не связываются с конкретными образами, и ему очень сложно представить абстрактный год, век, тысячелетние. Осознанное восприятие таких категорий, как год, век, тысячелетие, у ребенка возникает позже, при последовательном изучении временных понятий в математике. Как замечает британский исследователь Дж. Никол: «Можно до бесконечности произносить фразу "восемьсот лет назад", и, хотя годы не трудно подсчитать, содержание фразы не будет оценено» [1, с. 58].

Таким образом, у младшего школьника восприятие исторических событий часто не связано с осознанием того времени, когда они протекали. Поэтому особенно важно формировать у учащихся умение локализовать исторические события во времени. Учитель, прежде всего, должен понимать, что и общие представления взрослых о времени не такие, как у детей: для взрослого человека год пролетает быстро, тогда как для ребенка даже день - целая вечность. В связи с этим возникает проблема: как объяснить ребенку, что такое время.

Здесь на помощь учителю приходит хронология. Первое, что должен сделать педагог, - сформировать представление о таком свойстве времени, как протяженность. Один из самых доступных способов - наглядный пример. Для этого можно воспользоваться следующим упражнением:

Учитель выводит детей на школьный стадион. За точку отсчета принимается текущая дата и определяется, что один шаг будет считаться за один год. Затем дети отсчитывают шагами от начальной точки год своего рождения, даты рождения родителей, бабушек и дедушек. Далее учитель предлагает более сложные задания, которые включают ключевые даты истории России.

References

1. Nikol Dzh. Remeslo uchitelya istorii [Craft a history teacher]. Yaroslavl’, Izd-vo YaGPU Publ., 2001. 443 p.

2. Sokolova A.B., Novikova M.V. Podgotovka studentov k rabote s istoricheskimi istochnikami na uroke: podgotovka uchitelya istorii v usloviyakh modernizatsii vysshego pedagogicheskogo obrazovaniya [Prepare students to work with historical sources in the classroom: training of history teachers in the modernization of the higher pedagogical education]. Yaroslavl’, Izd-vo YaGPU Publ., 2005. 345 p.

3. Podd’yakov A.N. Deti kak issledovateli: psikhologicheskiy aspekt [Children as researchers: the psychological aspect]. Magister [Magister]. 1999, I. 1, pp. 85-95.

4. Studenikin M.T., Dobrolyubova V.I. Metodika prepodavaniya istorii v nachal’noy shkole Methods of teaching history in elementary school []. Moscow, Vlados Publ., 2001. 145 p.

5. Shishov A.V. Aleksandr Nevskiy [Alexander Nevski]. Rostov-on Don, Feniks Publ., 1999.

Login or Create
* Forgot password?