The paper discovers the modern approaches to changing of the strategy and tactics of work with the primary schoolchild’s family. Different directions of work with parents are discussed and the examples of little used forms and methods of work with a family are given.
innovation activity, pedagogical culture, family, teacher’s readiness for innovation activity with parents, working forms with family.
СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ И СЕМЬИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ
Отрадно сознавать, что наша школа вновь поворачивается лицом к семье, не безразлична к тому, что и как делает семья в сфере воспитания. Очевидно, что сегодня изменяются подходы к взаимодействию учителей и родителей: контакты с семьей перестают быть прямолинейными, школа и учитель выступают не в качестве «пророка» и «командира», а советчика, попутчика на трудном пути образования подрастающего поколения. В процессе построения демократического общества возрождается активное участие родителей в решении задач реформирования системы образования. Взаимоотношения семьи и школы выстраиваются на основе направлений и принципов, которыми определяется инновационная деятельность педагогов.
Каким хочет сегодня видеть учителя российская семья? Родители при определении учителя чаще всего называют следующие качества: честный, справедливый, спокойный, вежливый, деликатный, обладающий высокой культурой. Согласитесь, ничего нового и удивительного: на первый план, как и прежде, выходят личностные, а не профессиональные качества специалиста. Однако, каким бы ни был учитель, в становлении личности ребенка младшего школьного возраста семья играет главную и особую роль.
Все мы также хорошо понимаем, что высокие результаты образования напрямую связаны с уровнем педагогической культуры учителя. Хотя воздействовать педагогически на родителей своих учеников порой трудно или даже невозможно, современный учитель должен осознавать, что родители являются такими же участниками образовательного процесса, как он сам или его ученики.
В материалах Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования подчеркивается: «…в целях обеспечения реализации основной образовательной программы начального общего образования в образовательном учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться условия, обеспечивающие возможность: участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в разработке основной образовательной программы начального общего образования, проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся»[3].
1. Dobrovich A.B. Vospitatelyu o psikhologii i psikhogigiene obshcheniya: kniga dlya uchitelya i roditeley. - M.: Prosveshchenie, 1987.
2. Kasatkina N.A. Formy vzaimodeystviya uchitelya s roditelyami v nachal'noy shkole. -
3. Regional'noe izd-vo «Uchitel'», 2004.
4. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart nachal'nogo obshchego obrazovaniya. - Utverzhden postanovleniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 24 fevralya 2009 g. № 142 [Elektronnyy resurs]. - URL: http://www.standart.edu.ru/attachment.aspx?id=321 (data obrashcheniya: 20.10.2013).