FORMATION OF COMPETENCE OF HIGH SCHOOL STUDENTS AT THE STAGE "HIGH SCHOOL — COLLEGE"
Abstract and keywords
Abstract (English):
In developing societies the educational system must prepare educated, moral, and enterprising people who are able not only to live in civil society, but also to create a society. The solution of these problems is possible through a radical change in educational content based on the competency approach.

Keywords:
key and professional competence, competence, activities, educational technology, further education, integration of general and further education.
Text

В условиях развивающегося общества система образования должна готовить образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбу страны, за ее социальноэкономическое процветание, умеют не только жить в гражданском обществе, но и создавать это общество и государство. Решение данных задач возможно через радикальное изменение содержания образования на основе компетентностного подхода.

Компетентностный подход, в отличие от традиционного, предполагает формирование у школьников наряду с знаниями, умениями, навыками опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний. Следовательно, новая цель образования заключается в создании условий приобретения учащимися к окончанию школы системы компетенций.

Компетенция — это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), необходимых для качественной и продуктивной деятельности.

Компетентность — это владение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентностный подход, помимо предметного (научного) знания, требует введения в содержание общего образования и иного, непредметного, практико-ориентированного, деятельностного знания, транслируемого не путем информирования о нем, а путем особой организации деятельности. «Деятельностное» знание можно определить и как «непредметное», поскольку оно отвечает не на вопрос «что?», а на вопрос «как?». Кроме того, данный тип знания должен сопровождаться соответствующими умениями. Например: «как решать проблемы?»; «как осуществлять бесконфликтную коммуникацию?». Эти особые умения и принято сейчас называть ключевыми компетенциями. Компетентности относятся к ключевым, если овладение ими позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни. На наш взгляд в структуре ключевых компетенций должны быть представлены:

  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе и внешкольных;
  • компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности, предусматривающей выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя;
  • компетентность в сфере социально-трудовой деятельности — умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, иметь навыки самоорганизации;
  • компетентность в бытовой сфере — включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия;
  • компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности включает выбор путей и способов использования свободного времени, культурного и духовного обогащения личности.
References

1. Barannikov A.V. Soderzhanie obshchego obrazovaniya. - M., 2002.

2. Belova V.V., Kul'pedinova M.E. Dopolnitel'noe obrazovanie: trebovaniya k ego soderzhaniyu. - M., 2004.

3. Grebenkina L.K., Antsiperova N.S. Tekhnologiya upravlencheskoy deyatel'nosti zamestitelya direktora shkoly. - M.: Tsentr «Pedagogicheskiy poisk», 2000.

4. Dopolnitel'noe obrazovanie detey: voprosy i otvety: Ucheb. posobie dlya sistemy povysheniya kvalifikatsii rabotnikov obrazovatel'nykh uchrezhdeniy. Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovaniya detey. - M.: Shkol'naya kniga, 2008.

5. Saplina E.V. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii / O prepodavanii istorii v 2006-2007 uchebnom godu. - M., 2006.

6. Chistyakova S.N., Rodichev N.F., Cherkashin E.O. Slagaemye vybora profilya obucheniya i traektorii dal'neyshego obrazovaniya. - M., 2007.

Login or Create
* Forgot password?