LIFE SUCCESSFULNESS OF THE PERSONALITY OF EMPLOYEES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION: CONCEPTUAL JUSTIFICATION AND STRUCTURAL AND FUNCTIONAL ORGANIZATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the theoretical and methodological substantiation of the content and functioning of an individual’s life successfulness as a meta-resource that performs an acceptor function, which consists in anticipating and assessing the results of subjective activity in the process of reflection by the subject of his own goals, values and meanings, taking into account integrative qualities and emotional experiences in the “goal” space. value-meaning." The work substantiates the significance of this meta-resource for the personality of employees of internal affairs bodies and indicates its predictive role in relation to indicators of professional success. The data from a theoretical analysis of life successfulness as a meta-resource of the individual are summarized, taking into account the philosophical and socio-philosophical contexts, as well as the leading directions of modern psychology. The main structural elements are identified and their functioning is explained from the perspective of integrating the principles of resource, regulatory and subjective approaches and the theory of functional systems. Attention is paid to the relationship between conscious self-regulation and personal resources, and their intersecting functioning is explained. The postulate of the theory of functional systems about understanding the acceptor is extrapolated to the psychological context, in particular when justifying the meaning and functions of life successfulness as a meta-resource of the individual. Life successfulness as a meta-resource function in the space of goals, values and meanings of the individual, through the interconnection of reflexive-technological, reflexive-axiological, reflexive-ontological mechanisms; instrumental, socio-psychological and dispositional qualities of the individual; practical, moral and existential emotional experiences. The prospects for further development of the meta-resource concept of life successfulness are outlined.

Keywords:
life successfulness, meta-resource, personal resources, conscious self-regulation, acceptor
Text

Введение

Актуальность исследования метаресурса жизненной успешности сотрудников органов внутренних дел заключается в возможности более глубокого и целостного понимания ресурсных возможностей личности как субъекта служебно-профессиональной деятельности. Сформированность метаресурсов, занимающих высший уровень в системе ресурсов личности и упорядочивающих работу данной системы: обеспечивает наиболее успешное выполнение служебно-профессиональных задач; способствует пониманию значимости собственной профессиональной деятельности, ее ценностных оснований; позволяет наиболее эффективно ставить и достигать цели и решать задачи в различных сферах жизни, в том числе и профессиональной.

В современной реальности, которая связывается с такими характеристиками как неопределенность, хрупкость, беспокойство, нелинейность, непостижимость [29], человеку требуются личностные метаресурсы направленные на сохранение себя и своего внутреннего мира, а также обеспечивающие эффективное взаимодействие с нестабильной реальностью. Особую актуальность такого рода ресурсы приобретают для профессионалов, чья деятельность связана с сохранением стабильности общества, в частности, для сотрудников органов внутренних дел.

Применительно к профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, наличие сформированных метаресурсов, как психологический фактор, будет способствовать снижению дисциплинарных нарушений, а также решению одной из основных задач, стоящих перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, которая заключается в снижении оттока специалистов и повышении привлекательности профессии [http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70744].

Значимость исследования метаресурса жизненной успешности повышается и в связи с задачами современной психологии труда в целом, которые заключаются в помощи построения профессионалу новых жизненных перспектив, оценки достигнутого и раскрытию новых личностных смыслов своей деятельности в качестве основы жизнедеятельности [12], что обеспечивает успешность профессиональной деятельности.

Центральная проблема исследования заключается в отсутствии концептуального обоснования и понимания структурно-функциональной организации метаресурса жизненной успешности, который является одним из факторов профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел.

Изучение проблем, связанных с жизненной успешностью личности выходит за рамки психологии, носит междисциплинарный характер и неразрывно связано с культурно-историческим контекстом. Интерес к сущности и природе успеха и успешности обнаруживается в философии, в частности, в социально-философских исследованиях, практической и научно-популярной психологии, а также в ведущих направлениях и парадигмах научной психологии [8].

В культурно-историческом и философском наследии прослеживается формирование феномена жизненной успешности личности на протяжении развития общества. Базовые модели жизненной успешности в виде требований к образу жизни и основным качествам личности были заложены в период античности, затем они трансформировались в стереотипные образцы Средневековья, их форма насыщалась различным ценностно-смысловым содержанием в период Возрождения, Просвещение обеспечивало их концептуальность и динамичность и дальнейшее насыщение поликонфликтной смысловой архитектоникой. Как эксплицитный феномен жизненная успешность возникает в период перехода общества к индустриализации и приобретает динамизм формы и содержания. В современных философских взглядах, например в работах Д. Соммера, Ж.-Л. Нанси, проблематика успешности рассматривается в полярных контекстах: естественное существование - искусственные принципы успешной жизни, духовное – материальное, индивидуальное - социальное [7].

Успешность и успех как социальные явления изучаются в современной социальной-философии (Е.В. Кархарян, С.Ю. Ключников, Ю.В. Курицкая, Д.И. Канарский, и др.). Особый интерес авторов вызывает проблематика выявления и понимания универсальных социально-бытийных механизмов успеха, а также содержательного наполнения успеха, установления взаимосвязи его проявления от различных социально-экономических, политических и социокультурных условий. В социально-философском контексте достаточно отчётливо выделяются такие взаимосвязанные ипостаси понимания успешности как: механизм, свойство и состояние [8].

В практикоориентированных работах зарубежных авторов (С. Кови, Дж. Лусиани, Ф. МакГро, Б. Трейси и др.) проблематика жизненной успешности предстает в ключе научно-популярной, практической психологии и жизненной философии, а также управленческой деятельности и бизнеса с опорой на такие ведущие направления как когнитивизм, необихевиоризм, гуманистическая психология и экзистенциализм. Данное русло раскрывает многоаспектность феноменологии жизненной успешности, конкретные способы достижения успеха, обобщенные модели успешного человека.

В классических направлениях психологической науки исследовались различные аспекты проявления, формирования и функционирования успешности. В психоаналитической традиции отмечается, что оформление паттернов успешной активности происходит в детские периоды и зависит от детско-родительских отношений; описываются признаки благополучия личности, как близкие к успешности, адекватное соотношение защитных механизмов и умение работать с ущемлённым аффектом; причины неуспешности (Х. Кохут, Г.С. Салливан, Э. Эриксон, К.Г. Юнг, А. Адлер). В гуманистической традиции исследователи изучают характеристики успешной личности с позиций целостности личности и тех психологических феноменов, которые позволяют достигать успеха (Г. Олпорт, К. Роджерс, А. Маслоу). В ключе позитивной психологии жизненная успешность предстаёт как сложное интегративное образование, затрагивающее духовную сферу личности, зависящее от позиции личности и имеющее ресурсный потенциал, где долговременный подлинный успех выполняет регулятивную функцию, задает траекторию и целевые ориентиры для жизни человека. (М. Аргайл, М. Селигман, М. Чиксентмихайи и др.). В экзистенциальном направлении проблематика жизненной успешности затронута в рамках таких категорий как ответственность, открытость, выбор, смысл и осмысленность, при этом социальный успех имеет статус побочного результата осмысленной жизни, ставится проблема подлинности успеха и содержательного наполнения характеристики успешности (Л. Бинсвангер, В. Франкл, А. Лэнгле, И. Ялом). В бихевиористической психологии отчетливо обозначена социальная обусловленность успеха и успешности личности, а также ее зависимость от способности человека проявлять адаптивность и гибкость поведения в ситуации ожидаемого успеха. Данная способность связывается с наличием таких промежуточных переменных как установки, волевые качества, жизнестойкость и др. (Э. Толмен, К. Халл, Б. Скиннер). В рамках теории социального научения измерение успеха в первую очередь связывается с приобретением и утверждением социального статуса (А. Бандура). В когнитивной психологии успешность рассматривается применительно к познавательным процессам личности, а также формируется идея о том, что рациональность или «правильность» когнитивных процессов дает возможность совершать личности наиболее адекватные выборы и успешные действия (Бартлетт, Kahneman, Miller, Tversky). В частности, в когнитивно-поведенческой терапии успешность можно сопоставить с когнитивно-поведенческой мета-схемой, которая включает в себя представления личности о своем образе мыслей, эмоциях, мотивации, поведении, приводящих или не приводящих к успеху (А. Эллис, Р. Эммонс, Р. Лихи и др.)

Субъектно-деятельностная парадигма представляет широкое семантическое поле категорий и понятий смежных с пониманием жизненной успешности: осознанность, целенаправленность, активность личности как субъекта жизни и деятельности, жизненная стратегия, самореализация, внутренний мир, переживания, смысл, ценности, мотивы, субъектность, ответственность и долг, жизненный кризис, жизненный путь, стратегия жизни и т.п. (А.Н. Леонтьев С.Л. Рубинштейн Л.И. Анцыферова К.А. Абульханова-Славская, Р.А. Ахмеров, Ф.Е. Василюк, И.А. Джидарьян). Такое многомерное пространство позволяет выделить несколько линий в исследовании успеха и успешности. Во-первых, успешность в мотивационных механизмах деятельности, как субъективное предвосхищение и оценка результата данной деятельности. Во-вторых, как характеристика, связанная с другими характеристиками личности, образующими позицию личности по отношению к жизни. В-третьих, как некий регулятор и источник энергии для динамики ценностно-смысловой сферы личности. В-четвертых, как этическая проблема в контексте жизнедеятельности человека, которая выражается в вопросах подлинности жизненного успеха и способах его достижения.

Особый интерес к проблемам успешности в отечественных исследованиях отмечается с начала двадцать первого века [4; 27 и др.]. На основании проведенного анализа успешность можно обозначить как некий процесс и механизм, функционирование которого связано с наличием определенных характеристик, его детерминирующих и выражающийся в эмоциональных переживаниях положительной модальности (благополучие, удовлетворенность, смысловая наполненность и т. п.) Также в исследования разводятся понятия успеха и успешности. Если успешность – это процесс обеспечивающий продвижение к успеху, то успех – это некий результат, который оценивается личностью. В рамках теории осознанной саморегуляции [17] успешность понимается как неотъемлемое структурно-функциональное звено системы саморегуляции, выполняющее функцию предвосхищения и оценки результативности.

Таким образом, в современных отечественных исследованиях очерчивается поле понимания жизненной успешности как сложного интегративного образования – метаресурса, включающего в себя механизмы, свойства и состояния и выполняющего функцию предвосхищения и оценки результата деятельности.

При изучении профессиональной успешности (С.В. Алешин, Е.А. Климов, А.В. Либин, В.А. Толочек, О.Н. Родина, Е.А. Родионова, Я.С. Хаммер и др.) исследователи так или иначе обращаются к пониманию взаимосвязи профессии и жизни личности. Профессиональная сфера представляется как одна из главных сфер жизни, которая способствует оформлению целостности жизненного пути и самореализации, соответственно, профессиональная успешность может быть наиболее целостно изучена в контексте жизненных событий как интегральное состояние [20], проявляющееся в переживании удовлетворенности трудовой деятельностью и возможностью осуществления самореализации в профессии [3; 15]. При изучении профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел выделяются сущностные характеристики и показатели внешней и внутренней ее сторон, а также объективной и субъективной оценки эффективности ее результатов (И.Б Гайворонская, В.М. Иноземцев, А.М. Копорейко, М.В. Пряхина, В.И. Реутова, и др.).

Анализ разработанности проблемы показал, что понимание жизненной успешности как метаресурса личности, складывающегося в ходе становления и развития общества, представляет интерес для научного сообщества, но ввиду его сложной устроенности и включенности в канву феноменологии жизни, данные теоретических и эмпирических исследований носят весьма фрагментарный характер. В исследованиях так или иначе касающихся вопросов структурно-функциональной организации жизненной успешности в основном не уделяется специального внимания профессиональной принадлежности личности. При исследовании профессиональной деятельности и личности сотрудников органов внутренних дел интерес для исследователей зачастую представляют отдельные профессионально важные качества, состояния и механизмы, которые, как правило, рассматриваются в отрыве от целостной личности.

Цель исследования заключается в теоретико-методологическом обосновании структуры и функционирования метаресурса жизненной успешности личности у сотрудников органов внутренних дел.

Гипотеза исследования раскрывает предположение о том, что жизненная успешность сотрудников органов внутренних дел как сложное психологическое образование является метаресурсом личности, выполняющим акцепторную функцию на уровне осознанной саморегуляции целей, ценностей и смыслов, что может обусловливать ее устройство и предикторную роль по отношению к профессиональной успешности.

Методологические основания понимания жизненной успешности как метаресурса личности

Необходимость развития ресурсного подхода связана с обращением к конструктивному началу личности и поиску ее сильных сторон, а также возможностью прогнозирования наиболее эффективных психологических «инструментов», способствующих осуществлению жизнедеятельности и саморегуляции, выполняющих буферную функцию в отношении уязвимости к негативным психологическим последствиям. В психологии труда ресурсный подход является плодотворным по отношению к раскрытию возможностей реализации профессионала [12] как субъекта труда.

В данном контексте, наиболее эффективной является интеграция принципов ресурсного, регулятивного и субъектного подходов: системности, субъектности, осознанной саморегуляции, метаресурсности.

Личностные ресурсы тесно связаны с осознанной саморегуляцией личности. Ресурсный подход предполагает наличие регулятивной функции личностных ресурсов (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Дружинин, Д. Канеман, В. Франкл и др.). При этом осознанная саморегуляция содержит в себе ресурсный потенциал, который раскрывается через ее компоненты, механизмы и процессы (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова).

Например, В.А. Толочек в русле профессиональной успешности связывает ресурсы с позитивными эффектами психологической регуляции и повышением эффективности жизнедеятельности [24]. Автор обосновывает ресурсы как наиболее целостное понятие, которое позволяет эффективно анализировать профессиональную успешность в условиях реальной среды и может выступать «естественной психологической «клеточкой» и адекватной психологической единицей анализа целостных фрагментов реальности» [24-26].

Н.Е. Водопьянова также отмечает, что ключевым критерием определения ресурсов как субъектных качеств являются эффекты их регулирующих функций (удовлетворенности трудом, самореализации, сохранности профессионального здоровья). Она прямо указывает на то, что ресурсы субъекта деятельности являются конструктами психологической регуляции разных уровней организации человека и формируют «ресурсную базу». «Ресурсная база» является сложным структурно-уровневым образованием, включающим разные уровни регуляции и состоящим из психологических ресурсов, которыми владеет субъект и может привлекать их для решения значимых задач и стратегических жизненных целей [6]. Наличие сформированной «ресурсной базы» обусловливает успешную социальную и профессиональную самореализацию субъекта [5; 6].

Наряду с очевидностью важности ресурсов остро стоит проблема содержания и структурно-функциональной организации их системы. В работах В.И. Моросановой данная проблема решается через понимание системы осознанной саморегуляции как метаресурса [17-19], когда уровень ее сформированности напрямую связан с ресурсной организацией и ее эффективностью [18]. По Л.Г. Дикой субъектная саморегуляция является высшим уровнем координации системного взаимодействия регуляторных механизмов разного уровня [12] и, по сути, является метасубъектной [10; 11].

Психологические и личностные ресурсы представляют собой весьма широкий спектр психологических явлений, включающих в себя экзистенциальное основание, ценностно-смысловую сферу, личностные свойства, механизмы и процессы, посредством которых человек решает разнообразные задачи, выстраивает свою жизнь [9]. Упорядочивание и регулирование данной системы происходит за счет метаресурсов, как ресурсов наиболее высокого уровня организации. Работа метаресурсов как сложных интегративных образований заключается в рефлексивной трансформации и преобразовании ценностно-смысловой сферы в процессе саморегуляции с целью организации наиболее конструктивной жизни личности (В.Н. Марков, А. Бандура, Т.О. Гордеева, Д.А. Леонтьев, С. Мадди, А.Г. Маклаков, М.А. Холодная, А.А. Алексапольский). Одним из таких метаресурсов, тесным образом связанным с системой саморегуляции, является жизненная успешность личности.

Для наиболее глубокого осмысления сущности данного метаресурса обратимся к понятию осознанной саморегуляции.

В психологической науке прочно устоялось понимание осознанной саморегуляции как самоорганизующейся системы, обеспечивающей самоорганизацию психической активности человека как субъекта жизнедеятельности и обладающей такими сущностными характеристиками как осознанность, субъектность, целенаправленность, наличие системы выборов. В процессе саморегуляции человек организует свою активность и управляет ею с целью достижения результата [14]. Сформированность системы осознанной саморегуляции проявляется через эффективность и успешность деятельности. В.И. Моросанова отмечает, что «как бы ни был когнитивно одарен и компетентен человек, для высокой эффективности деятельности необходимо наличие у него развитой и совершенной системы регуляции достижения внешних (практических) и внутренних (направленных на себя, на решение своих проблем саморазвития) целей» [17, с.38]. Осуществление саморегуляции направленно на получение какого-либо результата (полезного с точки зрения субъекта в данный момент) посредством совершаемых выборов.

Такое понимание очень близко по смыслу теории функциональных систем П.К. Анохина, где система саморегуляции направлена не только на достижение результата, но и на его прогнозирование [1]. Именно прогнозирование результата дает возможность построения системы выборов. Эта идея представлена в общей архитектуре организации функциональной системы, где важнейшую роль играет так называемый акцептор действия – аппарат предвидения и оценки результатов действия. П.К. Анохин указывает на значение исследований акцептора действия для психологии [2]. Значение проблемы понимания «акцептора» в психологии также подчеркивали такие известные деятели как С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, Ю.И. Александров [23] и др., особую роль при этом отводя процессам предвосхищения, прогнозирования и обратной связи.

«Умение» системы создавать и использовать акцепторы, предвидеть результаты дает ей возможность наиболее эффективно существовать. В более поздних исследованиях проводимых на основе теории функциональных систем отмечается, что акцептор результата действия представляет «собой арену формирования функциональных систем психической деятельности» [23, c.49]. Главная особенность здесь состоит в том, «что содержание результата … формируется системой в виде определенной модели раньше, чем появится сам результат» [23, c.49]. Акцепторная функция тесным образом связана с успешностью и, по сути, успешность и выполняет данную функцию, обеспечивая эффективность саморегуляции.

В исследованиях приверженцев подхода осознанной саморегуляции успех (успешность) является важным структурно-функциональным звеном процесса саморегуляции [21]. Наличие этого звена позволяет конкретизировать цель в программе действий и сопоставлять полученные результаты с желаемыми, когда посредством критериев, выдвигаемых самой личностью, происходит соотнесение результата активности с ранее сформированным образом (целью, программой). При этом в концепции индивидуального стиля саморегуляции подчеркивается субъективность критериев оценки результатов и различия их у людей в зависимости от сформированности саморегуляции, умения ставить цели и моделировать ситуацию [19].

Для более четкого понимания данного структурно-функционального звена необходимо различать понимание успеха и успешности. Сам по себе успех не является акцептором. Это скорее некий результат, который позволяет субъекту соприкоснуться с реальностью и подтвердить для самого себя свое существование. Успех проявляется как эффект работы акцептора. Суть работы акцептора состоит в возможности корректно предвосхитить результат с учетом имеющегося опыта, складывающейся ситуации и своего внутреннего состояния, а также в умении сопоставить данный результат с созданным образом, продумать варианты его коррекции [22] и т.п.

На наш взгляд, такого рода регулятивом (акцептором) на уровне осознанной саморегуляции является жизненная успешность. В этом случае суть жизненной успешности как интегративного психологического образования состоит в рефлексивном соотнесении предвосхищаемых и уже достигнутых целей и результатов субъектной активности в соответсвии с программой действий в пространстве ценностно-смыслового поля личности с учетом складывающихся социокультурных условий на основе выборов и решений [22].

Метаресурс жизненной успешности относительно всей жизни личности как взаимодействия, существующего «между личностями в определенных внешних условиях, постигаемое независимо от изменений места и времени» [13, с.130] помогает выявлять значение отдельных элементов жизни и, тем самым, способствует выстраиванию общего понимания жизни. В этом в полной мере и проявляется акцепторная функция жизненной успешности, когда предвосхищение (планирование) – это выражение понимания значения жизни в контексте связки «цель-ценность-смысл». Профессиональная деятельность встроена в данное пространство, а метаресурс жизненной успешности выполняет функцию его организации, реализуясь в субъектной активности профессионала. В рамках профессиональной деятельности личность является субъектом труда, но в то же время она является субъектом общественного развития [16], субъектом жизни – бытия – мира.

Структурно-функциональная организация жизненной успешности как метаресурса личности

Жизненная успешность как метаресурс функционирует в пространстве взаимосвязанных контекстов цель-ценность-смысл, где происходит предвосхищение и соотнесение («создание модели» по П.К. Анохину) личностью тех ориентиров, которые определяют содержание результатов раньше, чем появится сам результат. Слаженное функционирование метаресурса жизненной успешности определяет конструктивность жизни личности в целом, когда она осознает ценность собственной деятельности, в том числе и профессиональной, осмысливает ее значимость для общества, понимает, что может управлять собственной жизнью в заданных условиях, анализирует собственные цели, за счет наличия определенных качеств и диспозиций, осознает чувства, характерные для ситуации субъективного успеха и т.п. Другими словами, данный метаресурс обеспечивает возможность достижения личностью подлинного осмысленного успеха, который балансирует внешнюю реальность и внутренний мир, презентует личности ее действительные и потенциальные возможности и пути их воплощения в жизни. Вероятно, что данный метаресурс настраивает систему саморегуляции личности на получение оптимального функционирования и результативности.

Схематично функционирование и содержательное наполнение метаресурса жизненной успешности можно отразить следующим образом (рис.1).

Рис. 1. Метаресурс жизненной успешности личности: структурно-функциональная организация.

Кратко охарактеризуем каждый компонент.

Во-первых, все компоненты разворачиваются в пространстве «цель-ценность-смысл». В рамках пространства целей жизненная успешность представляется как способность личности ставить оптимальные цели, понимать возможности их достижения, диагностировать результат на предмет соотношения с ранее поставленной целью. Цель, в данном случае, выступает как осознанный образ предвосхищаемого результата деятельности и выражает направленность личности, которая, в свою очередь, является «цементом», скрепляющим ее жизнь. «Чтобы быть нормальным … требуется определенная цель, линия перспективы» [21, с. 253].

В пространстве ценностей жизненная успешность функционирует как возможность соотнесения индивидуальных и социальных ценностей и обеспечивает осознание личностью значимости своей деятельности и определенных успехов с позиций социально-нравственных ценностей и собственных принципов. В данном пространстве согласуются объективные и субъективные показатели успеха. Отдельные успехи превращаются не просто в сумму, а некую интеграцию, дающую возможность личности ощутить свою значимость, самоопределиться и самореализоваться в жизненных сферах: профессия, личная жизнь, увлечения и т.п.

В контексте смыслов жизненная успешность как метаресурс дает возможность осмыслить личности себя на уровне экзистенции, отрефлексировать собственные жизненные принципы и диспозиции, испытать бытийные переживания, понять подлинность собственных целей и ценностей, а также в общем плане свое «предназначение» как возможность наиболее полной и конструктивной самореализации.

Функционирование метаресурса жизненной успешности осуществляется посредством таких его компонентов как рефлексивные механизмы, комплексы личностных качеств и эмоциональные переживания. Данные компоненты приобретают специфику в зависимости о того пространства, где они разворачиваются (рис.1).

Таким образом, жизненная успешность является метаресурсом, осуществляющим акцепторную функцию за счет рефлексивного соотнесении жизненных целей с результатами субъектной активности в пространстве «цель-ценность-смысл» и выступает как система, включающая в себя взаимосвязь рефлексивных механизмов, личностных качеств и эмоциональных переживаний.

Предвидение и оценка результатов действия как основная функция жизненной успешности объединяет все сферы жизни человека представленные основными видами жизнедеятельности. Одной из наиболее значимых сфер в данном пространстве является профессиональная деятельность с ее ценностно-смысловой конфигурацией, способами деятельности и поведения, где важное место занимает значимость пользы для общества.

Выводы

Осмысление жизненной успешности с позиций ресурсного, регулятивного, субъектного подходов и теорий функциональных систем и осознанной саморегуляции дало возможность представить ее как метаресурс личности, выполняющий акцепторную функцию и предикторную роль по отношению к профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел. Отметим, что интеграция данных подходов и их принципов дает возможность подойти к исследованию не только жизненной успешности, но и в целом к исследованию проблемы метаресурсов личности.

Интеграция принципов системности, субъектности, осознанной саморегуляции и метаресурсности явилась достаточно продуктивным методологическим основанием для разработки теоретического конструкта метаресурса жизненной успешности и его структурно-функциональной организации.

Основным предназначением метаресурса жизненной успешности является повышение конструктивности жизни личности и ее ведущих сфер (в том числе профессиональной) посредством реализации акцепторной функции (предвидения и оценки результатов) в процессе рефлексии субъектом собственных целей, ценностей и смыслов с учетом интегративных качеств и эмоциональных переживаний в пространстве «цель-ценность-смысл».

Представленный теоретический конструкт метаресурса жизненной успешности личности прошел операционализацию, эмпирическую проверку [8; 23] и успешную апробацию в ходе тренинговой работы на выборках различных категорий сотрудников внутренних дел. Регрессионный анализ и реализованный квазиэкспериментальный план подтвердили предикторную роль метаресурса жизненной успешности по отношению к показателям профессиональной успешности сотрудников органов внутренних дел. Это позволяет сделать заключение о целесообразности его изучения и разработке концепции жизненной успешности личности.

 

 

References

1. Anohin P. K. Ocherki po fiziologii funkcional'nyh sistem. M., «Medicina». [Essays on the physiology of functional systems. M., “Medicine”]1975. 448 pp. (in Russian)

2. Anohin P. K. Sistemnye mehanizmy vysshey nervnoy deyatel'nosti, [Systemic mechanisms of higher nervous activity] 1979. 453 pp.(in Russian)

3. Arendachuk I. V. Individual'no-psihologicheskie faktory uspeshnosti lichnosti v nauchno-pedagogicheskoy deyatel'nosti // Uchenye zapiski Pedagogicheskogo instituta SGU im. N.G. Chernyshevskogo. [Individual psychological factors of individual success in scientific and pedagogical activities // Scientific notes of the Pedagogical Institute of SSU named after. N.G. Chernyshevsky] Seriya: Psihologiya. Pedagogika. [Psychology. Pedagogy] 2010. №1. pp. 29-34.(in Russian)

4. Baturina N.V., Chernyaeva Yu.E. Otnoshenie uspeha, zhiznennoy uspeshnosti i lichnostnogo blagopoluchiya // Teoreticheskaya i eksperimental'naya psihologiya. [The relationship between success, success in life and personal well-being // Theoretical and experimental psychology] 2018. №11(4). pp. 18-23.(in Russian)

5. Vodop'yanova N. E. Sub'ektno-resursnyy podhod k psihologicheskomu obespecheniyu professional'nogo zdorov'ya [Subjective-resource approach to psychological support of professional health] URL: https://narfu.ru/upload/medialibrary/cb2/Vodopyanova-N.E..pdf (data obrascheniya 05.01.2024)(in Russian)

6. Vodop'yanova N.E. Sovremennye koncepcii resursov sub'ekta professional'noy deyatel'nosti // Vestnik SPbGU. Seriya 16: Psihologiya. Pedagogika. [Modern concepts of resources of the subject of professional activity // Bulletin of St. Petersburg State University. Episode 16: Psychology. Pedagogy] 2015. №1. pp. 45-54.(in Russian)

7. Deeva N.A. Kul'turno-istoricheskie i filosofskie predposylki oformleniya fenomena zhiznennoy uspeshnosti lichnosti kak kompleksnogo pokazatelya akme // Psihologicheskie problemy smysla zhizni i akme: Elektronnyy sbornik materialov XXVI Mezhdunarodnogo simpoziuma. [Cultural, historical and philosophical prerequisites for the formulation of the phenomenon of personal success in life as a complex indicator of acme // Psychological problems of the meaning of life and acme: Electronic collection of materials of the XXVI International Symposium.] Moscow. 2021. pp. 144-147.(in Russian)

8. Deeva N.A. Metodika «Zhiznennaya uspeshnost'»: struktura i validizaciya // Psihologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. [“Life success”: structure and validation // Psychology. Journal of the Higher School of Economics] 2022. T. 19. № 3. pp. 494-520. DOIhttps://doi.org/10.17323/1813-8918-2022-3-494-520.(in Russian)

9. Deeva N.A. Lichnostnye metaresursy i ih vzaimosvyaz' s social'no odobryaemymi samoregulyativnymi tendenciyami u sotrudnikov organov vnutrennih del // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. [Personal meta-resources and their relationship with socially approved self-regulatory tendencies among employees of internal affairs bodies // Bulletin of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia] 2020. № 8. pp. 278-286. - DOIhttps://doi.org/10.24411/2073-0454-2020-10498.(in Russian)

10. Dikaya L.G. Problemy psihologii samoregulyacii psihicheskih sostoyaniy sub'ekta professional'noy deyatel'nosti: v kontekste metasistemnogo podhoda // Psihologiya psihicheskih sostoyaniy. [Problems of psychology of self-regulation of mental states of the subject of professional activity: in the context of a metasystem approach // Psychology of mental states.] №7. Kazan': Otechestvo. 2009. pp. 292-314.(in Russian)

11. Dikaya L.G. Sub'ektnaya aktivnost' i razvitie lichnosti //Metodologiya kompleksnogo chelovekoznaniya i sovremennaya psihologiya [Subjective activity and personality development //Methodology of complex human studies and modern psychology] / Pod red. A.L. Zhuravleva, V.A. Kol'covoy. M.: Publishing house "Institute of Psychology RAS". 2008. pp. 176-182.(in Russian)

12. Dikaya L.G., Zhuravlev A.L., Zankovskiy A.N. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy issledovaniy adaptacii i realizacii professionala v usloviyah nepreryvnyh social'no-ekonomicheskih izmeneniy // Institut psihologii Rossiyskoy akademii nauk. Organizacionnaya psihologiya i psihologiya truda. [Current state and prospects for research into adaptation and implementation of a professional in conditions of continuous socio-economic changes // Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and labor psychology.] 2016. T. 1. № 1. pp. 7−48.(in Russian)

13. Dil'tey V. Kategorii zhizni // Voprosy filosofii. [Categories of life // Questions of philosophy] 1995. № 10. pp. 129-143.(in Russian)

14. Konopkin O.A. Strukturno-funkcional'nyy i soderzhatel'no-psihologicheskiy aspekty osoznannoy samoregulyacii // Psihologiya. Zhurnal VShE. [Structural-functional and content-psychological aspects of conscious self-regulation // Psychology. HSE Journal] 2005. №1. pp .27-42.(in Russian)

15. Kuznecova A.A., Nikishina V.B. Menedzhment vysshey shkoly: samoeffektivnost' i udovletvorennost' professional'noy deyatel'nost'yu prepodavateley vysshey shkoly administrativnogo sektora // Innov: elektronnyy nauchnyy zhurnal,[Higher school management: self-efficacy and satisfaction with the professional activities of higher school teachers in the administrative sector // Innov: electronic scientific journal] 2018. № 4(37). pp.18.(in Russian)

16. Lichnost' professionala v sovremennom mire [The personality of a professional in the modern world] / Otv. red. L.G. Dikaya, A.L. Zhuravlev. M.: Publishing house "Institute of Psychology RAS. 2013. 942p.(in Russian)

17. Morosanova V.I. Individual'nye osobennosti osoznannoy samoregulyacii proizvol'noy aktivnosti cheloveka // Vestnik Moskovskogo universiteta Seriya 14 Psihologiya [Individual characteristics of conscious self-regulation of voluntary human activity // Bulletin of Moscow University Series 14 Psychology] № 1. 2010. pp.36-46. (in Russian)

18. Morosanova V.I. Osoznannaya samoregulyaciya proizvol'noy aktivnosti cheloveka kak psihologicheskiy resurs dostizheniya celey // Teoreticheskaya i eksperimental'naya psihologiya [Conscious self-regulation of a person’s voluntary activity as a psychological resource for achieving goals // Theoretical and experimental psychology] 2014. №4. pp. 62-78 (in Russian)

19. Morosanova V.I. Psihologiya osoznannoy samoregulyacii: ot istokov k sovremennym issledovaniyam. // Teoreticheskaya i eksperimental'naya psihologiya [Psychology of conscious self-regulation: from origins to modern research. // Theoretical and experimental psychology] 2022. № 3. pp. 58-82 (in Russian)

20. Moskovskiy V. V. Formirovanie professional'noy uspeshnosti prepodavatelya vysshey shkoly: dis. ... kand. psihol. nauk. [Formation of professional success of a higher school teacher: dis. ...cand. psychol. sciences] M. 2007. 247 pp. (in Russian)

21. Olport G. Stanovlenie lichnosti: Izbrannye trudy. [Formation of Personality: Selected Works] M.:Smysl. 2002. 462 pp.(in Russian)

22. Psihologiya samoregulyacii v XXI veke / otv. red. V.I. Morosanova. SPb. : Psihologicheskiy in-t Rossiyskoy akad. obrazovaniya; [Psychology of self-regulation in the 21st century / resp. ed. IN AND. Morosanova. St. Petersburg : Psychological Institute of the Russian Acad. education] M. : Nestor-Istoriya, 2011. 466pp. (in Russian)

23. Semenova N. A. Klassifikacionnye harakteristiki zhiznennoy uspeshnosti kak lichnostnogo metaresursa sotrudnikov organov vnutrennih del v sravnenii c predstavitelyami drugih socionomicheskih professiy // Vestnik Gosudarstvennogo universiteta prosvescheniya. Seriya: Psihologicheskie nauki [Classification characteristics of life success as a personal meta-resource of employees of internal affairs bodies in comparison with representatives of other socionomic professions // Bulletin of the State University of Education. Series: Psychological Sciences] - 2023. № 3. pp. 133-151. DOIhttps://doi.org/10.18384/2949-5105-2023-3-133-151.(in Russian)

24. Sistemnye aspekty psihicheskoy deyatel'nosti / Pod obschey red. akad. RAMN, [Systemic aspects of mental activity / Under the general editorship. acad. RAMS] prof. K. V. Sudakova M.: Editorial URSS, 1999. 272 pp. (in Russian)

25. Tolochek V. A. Professional'naya uspeshnost': ot sposobnostey k resursam (dopolnyayuschie paradigmy) // Psihologiya. Zhurnal Vysshey shkoly ekonomiki. [Professional success: from abilities to resources (complementary paradigms) // Psychology. Journal of the Higher School of Economics] 2009. T. 6. № 3. pp. 27-61. (in Russian)

26. Tolochek V.A. Professional'naya uspeshnost': ponyatiya «Sposobnost'» i «Resursy» v ob'yasnenii fenomena // Yuzhno-rossiyskiy zhurnal social'nyh nauk. [Professional success: the concepts of “Ability” and “Resources” in explaining the phenomenon // South Russian Journal of Social Sciences.] 2010. №2. pp.20-38. (in Russian)

27. Tolochek V.A. Social'naya uspeshnost' sub'ekta, okruzhenie, resursy: otkrytye voprosy // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya. [Social success of the subject, environment, resources: open questions // Bulletin of Moscow University. Episode 14. Psychology] 2022. № 4. pp. 136-158. DOIhttps://doi.org/10.11621/vsp.2022.04.06 (in Russian)

28. Shabunova A.A., Dobrohleb V.G., Medvedeva E.I., Kroshilin S.V., Suhocka L., Shuhatovich V.R., Leonidova G.V., Molchanova E.V. Uspeshnost' sovremennogo cheloveka: teoretiko-metodologicheskie aspekty issledovaniya // Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz. [Success of modern man: theoretical and methodological aspects of research // Economic and social changes: facts, trends, forecast] 2019. №12(6). pp. 27-50. DOIhttps://doi.org/10.15838/esc.2019.6.66.2 (in Russian)

29. Cascio J. A educação em um mundo cada vez mais caótico //Boletim Técnico do Senac. [Education in an increasingly chaotic world // Senac Technical Bulletin.] 2021. No47 (1). pp.101-105.

30. Information resource http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/70744 (in Russian)

Reviews
1. Life success of the personality of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation: conceptual justification and structural and functional organization Authors: Pozdnyakov Vyacheslav


Login or Create
* Forgot password?