PSYCHOLOGICAL PROFESSIONALLY IMPORTANT QUALITIES OF OPERATORS OF UNMANNED AERIAL VEHICLES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The work analyzes the current state of affairs in the field of selection of unmanned aerial vehicle operators. Subject of research: psychophysiological characteristics of UAV operators. Purpose of the study: to identify significant professionally important psychological qualities of UAV operators; assessment of the influence of these qualities on the effectiveness of professional activities. The study consisted of three parts: studying the characteristics of operators’ activities and technical documentation; organizing and conducting research using a psychographic questionnaire; conducting research using a battery of tests. The study involved 47 men aged 20 to 36 years old. The lag of this industry in the Russian Federation and the need for its development and research are shown. Further, significant psychological professionally important qualities of UAV operators were identified. These include responsibility, attention span, emotional stability, spatial orientation, balance of excitation and inhibition processes, reaction speed, long-term memory, volitional qualities, speed of thought processes, internal locus of control, orientation to achieving success, high level of attention distribution. A method of professional psychological selection was also presented and tested, which included the following battery of tests: Red-black tables, Amthauer test, Landolt rings, Clocks, Compasses, multifactor personality questionnaire "Adaptivity", Aizen test adapted by Shmelev A.G., scale Spielberger's anxiety in the adaptation of Khanin Yu.L., ANNETTE. Thus, based on the conducted research, proposals for professional psychological selection were formed, and significant psychological professionally important qualities of UAV operators were identified. An analysis of the current situation in the development of a scientific problem was also carried out, based on which several proposals were made for further research. The results of the study can be used in organizing professional psychological selection.

Keywords:
UAV operator; professionally important qualities; professionography
Text

Введение

В контексте темы образования в условиях современного быстро меняющегося мира одним из важнейших направлений становится отбор и подготовка специалистов различных военных должностей: танкисты, радисты, лётчики и так далее. Пожалуй, наиболее остро ситуация обстоит с операторами БпЛА (беспилотный летательный аппарат). Это связано с несколькими факторами:

  1. В РФ всё ещё слабо изучена тема профессионально важных качеств операторов БпЛА [2]
  2. Беспилотная авиация в России – молодая отрасль, которая во многом отстаёт от зарубежных коллег, особенно – США [4].
  3. Если при подготовке можно в большой степени использовать опыт пилотируемой авиации, то в вопросе отбора, вероятно, присутствуют значительные различия. Это связано в первую очередь с невозможностью формирования у оператора БпЛА образа полёта с использованием различных видов перцептивной чувствительности. Таким образом, опосредованность управления вносит значительные коррективы в восприятие управляемого изделия и вероятно сказывается на требуемых ПВК (профессионально важных качествах). С этим также связаны сложности восприятия внешних факторов: ветер, облачность и т.д. [1,3]
  4. Существует мнение, что роль оператора БпЛА снижается с повышением автоматизации управляемых систем. Однако, это не так. Для данной профессии характерны высокая ответственность; эмоциональное напряжение, связанное с работой в высоком темпе, частая смена задач в процессе профессиональной деятельности [5].

Цель исследования: выявление значимых профессионально важных психологических качеств операторов БпЛА; оценка влияния этих качеств на эффективность профессиональной деятельности.

Исследование состояло из двух основных частей:

  1. Выявление значимых профессионально важных качеств путём проведения структурированного опроса инструкторов и действующих операторов БпЛА (беспилотных летательных аппаратов), анализа профессиональной деятельности
  2. Проведение пилотажного тестирования с применением специализированной батареи тестов, направленной на выявление выраженности значимых ПВК (профессионально важных качеств) у операторов.

Методики, использованные в исследовании:

  • Методика диагностики тревожности Ч.Д. Спилберга в адаптацции Ю.Л. Ханина
  • Опросник «Самочувствие, настроение, активность»
  • Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина
  • Тест-опросник Г. Айзенка в адаптации А.Г.Шмелева
  • Тест структуры интеллекта Амтхауэра
  • Корректурная проба «Кольца Ландольта»
  • Методика «Чёрно-красные таблицы Шульте-Платонова»
  • Образно-пространственные методика «Часы»
  • Образно-пространственные методика «Компасы»
  • Методика определения межполушарной асимметрии АННЕТ

 

Выявление и оценка выраженности значимых ПВК у операторов БпЛА

Результаты структурированного опроса операторов по вопросу значимых ПВК представлены в таблице 1

Таблица 1

Профессионально значимые психофизиологические качества операторов БпЛА (n=47).

Качество

M±m

Ответственность

2.69±0.11

Объём внимания

2.63±0.1

Эмоциональная устойчивость

2.63±0.13

Пространственная ориентировка

2.63±0.11

Усидчивость

2.63±0.11

Скорость реакции

2.56±0.13

Долговременная память

2.53±0.14

Сила воли

2.5±0.14

Скорость мыслительных процессов

2.5±0.11

Терпеливость

2.5±0.14

Спокойствие

2.47±0.13

Уверенность в своих силах

2.47±0.11

Распределение внимания

2.47±0.11

 

Итак, как следует из таблицы 1, в ходе анализа результатов анкетирования инструкторов и действующих операторов, были выделены 13 качеств, которые, по их мнению, являются наиболее значимыми для успешной профессиональной деятельности операторов беспилотных аппаратов. Инструкторы отметили высокую значимость отдельных психических процессов и свойств личности.

Для выявления выраженности данных качеств у операторов применялась следующая батарея тестов:

  1. Методика диагностики личностной тревожности
  2. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина
  3. Тест-опросник Г. Айзенка (адаптация А.Г.Шмелева)
  4. Тест структуры интеллекта Амтхауэра
  5. Корректурная проба «Кольца Ландольта»
  6. Методика «Чёрно-красные таблицы» Шульте-Платонова
  7. Образно-пространственные методика «Часы».
  8. Образно-пространственные методика «Компасы».
  9. Опросник АННЕТ

Первичная обработка полученных данных, формирование матрицы проводились в программном пакете Microsoft Office 2016. Далее матрица была загружена в программу StatSoft STATISTICA 13 для дальнейшей обработки.

Статистическая обработка проводилась с использованием следующих методов:

  1. U-критерий Манна-Уитни.
  2. Критерий Спирмена

В таблице 2 представлен сравнительный анализ средних значений и стандартных ошибок среднего показателей развития наиболее значимых профессиональных важных качеств операторов беспилотных аппаратов, полученных в ходе тестирования «успешных» и «неуспешных» обучаемых. Для оценки значимости различий выраженности качества использовался U-критерий Манна-Уитни.

 

Таблица 2

Различия психофизиологических ПВК у «успешных» и «неуспешных» обучаемых (М±m)

 

Показатели

Rank Sum «успешные»

Rank Sum

«неуспешные»

«Успешные» (n=6)

«Неуспешные» (n=6)

Уровень

различий

Реактивная тревожность

22,50

55,50

26±4,02

36,67±1,79

0,004*

Личностная тревожность

25,00

53,00

31,67±3,17

39,67±2,16

0,026*

Общий показатель

психического состояния

51,00

27,00

6,04±0,52

5,16±0,27

0,065

Поведенческая регуляция

44,50

33,50

8,33±1,19

8±0,4

0,394

Коммуникативный потенциал

47,00

31,00

6,83±0,85

5,5±0,97

0,240

Личностный адаптационный потенциал (ЛАП)

43,00

35,00

7±1,51

6,5±0,88

0,589

Экстраверсия – интроверсия

50,50

27,50

14±1,28

10,67±2,27

0,065

Стабильность – нейротизм

33,00

45,00

4,33±1,19

5,5±1,5

0,394

Практический интеллект

33,50

44,50

12,83±1,1

13,83±0,94

0,394

Интуитивное понятийное мышление

38,50

39,50

12,83±1,64

13,17±1,24

0,937

Понятийное логическое мышление

37,00

41,00

10,17±2,54

11±1,76

0,818

Понятийная категоризация

43,00

35,00

16,33±3,1

15±3,61

0,589

Математическая интуиция

36,50

41,50

8,83±2,6

10,17±1,59

0,699

Пространственное воображение

54,50

23,50

11,5±0,78

7,67±1,49

0,009*

Пространственное мышление

46,50

31,50

8±2,91

5,17±1,83

0,240

Оперативная логическая память

38,50

39,50

17,17±1,02

17,5±1,32

0,937

Скорость переработки информации (S)

41,00

37,00

9,33±1,04

9,5±0,53

0,818

Средняя продуктивность (Рт)

44,00

34,00

346,5±49,35

322,35±30,61

0,485

Средняя точность (Аt)

50,00

28,00

91,87±2,92

86,33±3,32

0,093

Выносливость (Кр)

37,00

41,00

-25,1±14,46

-21,18±15,64

0,818

Точность (Та)

48,00

30,00

6,62±5,26

-1±12,75

0,180

Объем внимания

47,50

30,50

3,17±0,63

2,33±0,66

0,180

Распределение внимания

50,00

28,00

3,5±0,78

2±0,81

0,093

Переключение внимания

45,00

33,00

3,83±0,48

3,17±0,85

0,394

Безошибочность

37,50

40,50

2±1,57

2,17±1,24

0,818

Интегральная эффективность деятельности

40,50

37,50

2±1,46

1,83±0,94

0,818

Компасы

44,50

33,50

27,17±1,3

25,33±2,16

0,394

Часы

52,00

26,00

26,33±4,84

12,5±7,33

0,041*

Примечание:       * – различия значимы на уровне ρ≤0,05

 

По результатам непараметрического U-критерия Манна-Уитни видно, что «успешные» курсанты статистически значимо отличаются от «неуспешных» курсантов по таким ПВК, как реактивная и личностная тревожность, самочувствие, пространственное воображение, восприятие пространственных признаков (методика «Часы»). То есть «неуспешные» курсанты более подвержены эмоциональному и физическому истощению, за счет попадания в стрессовые ситуации быстро утомляются, что сказывается на их самочувствии, не могут адекватно воспринимать информацию, оперировать пространственными образами.

Также существует тенденция в различиях между обучаемыми по следующим показателям: пространственное мышление, объём внимания, распределение внимания, экстраверсия-интроверсия. Значимые взаимовлияющие качества представлены в таблице 3, отражены только статистически значимые связи, а также мера линейной связи между случайными величинами (критерий Спирмена) и статистический уровень значимости.

 В ходе корреляционного анализа проводилось сравнение выраженности ПВК с экспертной оценкой операторов инструкторами.

Таблица 3

Статистически значимые взаимосвязи компоненты эффективности деятельности с ПВК у обучаемых операторов (n=20)

Взаимосвязи компоненты эффективности деятельности с ПВК

Спирмен

Уровень значимости

Профессиональные качества – пространственное мышление

0,524

0,021*

Профессиональные качества – восприятие пространственных признаков

0,524

0,021*

Теоретическая подготовка – пространственное мышление

0,551

0,015*

Свойства личности – личностная тревожность

-0,614

0,005**

Свойства личности – коммуникативный потенциал

0,482

0,037*

Свойства личности – пространственное мышление

0,585

0,008**

Свойства личности – восприятие пространственных признаков

0,521

0,022*

Физическая подготовка – личностная тревожность

-0,607

0,006**

Физическая подготовка – поведенческая регуляция

0,456

0,050*

Физическая подготовка – эмоциональная стабильность

-0,555

0,014*

Физическая подготовка – средняя продуктивность внимания

0,549

0,015*

Примечание: ** – корреляция значима на уровне r≤0,01;

 * – корреляция значима на уровне r≤0,05

Дополнительно на основе имеющегося опыта исследования профессиональной деятельности лётчиков пилотируемой авиации добавлена необходимость доминирования левого полушария [5].

На основе проведённого анализа отобран ряд значимых ПВК и методики их диагностики, которые представлены в таблице 4.

 

Таблица 4

Перечень методик, позволяющих оценить значимые ПВК операторов БпЛА различных специализаций.

ПВК

Специализация

Категория

Методика оценки ПВК

Комментарий

1

Объём внимания

ОУЦН, ОДД

Интеллектуальные

Красно-чёрные таблицы

Формула расчёта показателя: (t1+t2)/2

2

Распределение внимания

ОУЦН, ОДД

Интеллектуальные

Красно-черные таблицы

Формула расчёта показателя: t3/3

3

Переключение внимания

ОУЦН, ОДД

Интеллектуальные

Красно-черные таблицы

Формула расчёта показателя: t3/(t1+t2)

4

Память

Все члены расчёта

Интеллектуальные

Пм по Амтхауэру

Проводиться должен тест целиков

5

Скорость мыслительных процессов

ОУ

Интеллектуальные

Кольца Ландольта

Формула расчёта показателя:

S=0.5436×Qt-2.807×Nt600

6

Скорость реакции

ОУ

Психофизиологические

СЗМР

M реакции

7

Пространственная ориентировка

ОУ

Интеллектуальные

7й субтест по Амтхауэру + Часы + Компасы

Проводиться должен тест целиков

8

Адаптивность**

Все члены расчёта

Личностные

МЛО Адаптивность

Интегральный показатель в баллах

9

Эмоциональная устойчивость***             

Все члены расчёта

Психофизиологические

Тест Айзенка

Показатель Стабильность

10

Низкая тревожность

ОУ

Психофизиологические

ШТС

Реактивная тревожность

11

Патриотизм

Все члены расчёта

Личностные

 

Экспертная оценка

12

Ответственность

Все члены расчёта

Личностные

 

13

Волевая сфера****

Все члены расчёта

Личностные

 

14

Межполушарные асимметрии

Все члены расчёта

Психофизиологические

АННЕТ

 

 

*пороговые значения уточняются по мере накопления эмпирического материала: пересчитываются через каждые 200 обследованных кандидатов

**данная характеристика включена для оценки терпеливости и спокойствия, которые были значимыми по результатам обработки психографических анкет

*** данная характеристика включена для оценки усидчивости, которая была значимой по результатам обработки психографических анкет

****в рамках этой характеристики экспертным методом оцениваются как непосредственно волевые характеристики, так и уверенность в своих силах, которая является значимой по результатам обработки психографических анкет

 

Таким образом, на данном этапе подобраны методики, которые в дальнейшем будут использоваться для тестирования кандидатов на обучение специальности оператора БпЛА.

Выводы

  1. Сформированы предложения в профессиональный психологический отбор в части значимых ПВК, подлежащих оценке.
  2. Предложена батарея тестов для оценки уровня выраженности значимых ПВК у кандидатов на обучение должности оператора БпЛА.

Резюме

В настоящем исследовании был проведён анализ непосредственно значимых ПВК операторов БпЛА. Для составления профессиографии оператора БпЛА и разработки практических рекомендаций (или адаптация опыта других родов войск) к организации профессиональной деятельности нужно провести множество дополнительных мероприятий. Среди основных на наш взгляд необходимо выделить:

  1. Оценка психологической совместимости экипажа
  2. Разработка требований к руководителю расчёта БпЛА
    Дальнейшее исследование проблемы формирования образа полёта при опосредованном управлении
  3. Разработка рекомендаций к проведению психологической подготовки к полётам, особенно в боевых условиях
  4. Разработка рекомендаций в программу реабилитации и обучения приёмам психической саморегуляции
  5. Изучение морально-этического аспекта проблемы ведения боевых действий операторами БпЛА
  6. Разработка средств управления и отображения информации в интерфейсе БпЛА с учётом инженерно-психологических особенностей
References

1. Zavalova N. D., Lomov B. F., Ponomarenko V. A., Obraz v sisteme psihicheskoy regulyacii deyatel'nosti, Nauka, [Image in the system of mental regulation of activity, Science], 1986(in Russia)

2. Zvonikov V.M., Egorov K.Yu., Stepanova V.E. Professional'no znachimye psihofiziologicheskie kachestva operatorov bespilotnyh letatel'nyh apparatov [Professionally significant psychophysiological qualities of operators of unmanned aerial vehicles]// Chelovecheskiy faktor v slozhnyh tehnicheskih sistemah i sredah, [The human factor in complex technical systems and environments, St. Petersburg, July 06-09, 2016. - St. Petersburg] 2016. - pp. 188-191.(in Russia)

3. Zubkov V. A. Chuvstvennoe i racional'noe v formirovanii operativnogo obraza u letnogo sostava, aktual'nye problemy psihologii //[Sensual and rational in the formation of an operational image among flight personnel, current problems of psychology]/ - 2020. - pp. 80-87.(in Russia)

4. Pershin Yu. Yu. Psihoemocional'nye Rasstroystva Operatorov BpLA (Po Materialam Inostrannyh Istochnikov):// [Psychoemotional Disorders Of UAV Operators (Based On Materials From Foreign Sources0] Prezentaciya Problemy. // Voprosy Bezopasnosti.[Presentation of The Problem. // Security Issues] - 2017. - T. 3. - № 3. - pp. 17-30.(in Russia)

5. Chuntul A.V., Zvonikov V.M., Rol' V. A. Bodrova v issledovaniyah boevogo stressa //[Bodrova in Combat stress research] Aktual'nye problemy psihologii truda, inzhenernoy psihologii i ergonomiki [Current problems of labor psychology, engineering psychology and ergonomics] - 2022. - pp. 124-133.(in Russia)

Reviews
1. Psychological professionally important qualities of unmanned aerial vehicle operators Authors: Iskhakov Eduard Robertovich


Login or Create
* Forgot password?