Russian Federation
Russian Federation
The article discusses the issues of formation of professional digital competencies among specialists in the context of employment in the digital economy. Realizing the importance of the orientation of professional training to meet the needs of the digital economy, significant emphasis is being placed in educational practice today on the formation of digital competencies among specialists. Considering that the beginning of the development of the vocational training program and the time of employment of specialists are separated in time, the possession of digital competencies formed by the student should take into account various aspects: the level of its development will be assessed by the student only during subsequent employment and work with appropriate resources and the execution of instructions from management using various services; for the implementation of the professional education program by the educational institution itself, such digital competencies are often needed among students who support the implementation of the educational process, and are not focused on the result being formed; in the conditions of the transition of software to domestic software products, the list of information systems that should be familiar to the graduate, the future specialist, will constantly change; views on subsequent employment may significantly change the readiness of students to master professional digital competencies; the expectations from the development of professional digital competencies among the students themselves may not coincide with what the educational institution itself has put into the educational program. It is advisable to create prerequisites for continuing professional education, within which the formation and development of new knowledge, skills, skills, competencies occurs on a regular basis both during the development of the main professional direction (strengthening it, and not replacing it with the choice of another field of activity), and during its implementation during subsequent employment and building a professional career.
professional competence, digital competencies, digital economy, employment, professional development
Введение. Выбранный Российской Федерацией стратегический ориентир на развитие и формирование информационного общества, цифровую трансформацию различных сфер общественной жизни, в широком смысле – реализацию цифровой экономики является новым форматом развития государственного управления всего общества в целом. Ориентация на формирование цифровой экономики является глобальным процессом и представляет собой наиболее значимое, актуальное и динамическое направление развития среди стран, занимающих как лидирующие места в экономиках мира по различным видам экономической деятельности, так и осуществляющих социально-экономические прорывы [9].
Под цифровой экономикой в настоящее время понимают деятельность хозяйственного направления, основанную на использовании, в рамках факторов производства, различных цифровых данных и их обработке, что позволяет качественно повышать эффективность различных видов производства в целом. Происходящие цифровые трансформации различных видов профессиональной деятельности и структур государственного управления, использование цифровых технологий позволяет говорить о положительной динамике социально-экономических показателей и это становится ключевым вектором развития общества [6]. В российском лексиконе, как в обыденной речи, так и в специальной научной литературе уже стало привычным и повсеместным использование таких понятий, как «информационные (цифровые) технологии», «цифровая трансформация» (применимо к различным видам профессиональной деятельности и аспектам социально-экономической жизни), «цифровая зрелость организаций» «цифровое общество», «цифровое государство» и др. Конечно, следует подчеркнуть, что одними из основных приоритетов являются наука, образование и производство, для развития которых и необходимы различного рода проекты, направленные на сопровождение и обеспечение цифровой трансформации и качественное изменение (повышение) показателей цифровой экономики и социально-экономической жизни граждан [7, 17].
Содержание предыдущих исследований, описание выявленных противоречий. Рассматривая вопросы использования информационных технологий в контексте профессиональной подготовки и профессиональной деятельности в современных условиях, то следует отметить некоторые ключевые тенденции, среди которых:
- широкое внедрение информационных технологий в различные сферы профессионального труда в течение XXI века. Основным вектором общественных изменений при этом является, в целом, усложнение и модернизация различных видов профессиональной деятельности и, в том числе, утрата значимости и перспективности определенных профессий;
- повсеместное распространение информационных технологий сближает различные виды труда и предметные области их реализации, вследствие чего появляются междисциплинарные области научного познания и профессиональной практики;
- появление новых профессий, профессиональных стандартов, должностей в организациях, новых трудовых функций позволяет более четко предметно определить ту или иную профессию. Вместе с тем, интеграция и взаимное пересечение различных видов профессиональной деятельности говорит о возможности обобщения трудовых функций, действий и операций в рамках определенной профессии.
Отмеченные тенденции в настоящее время ложатся в основу разработки различных профессиональных стандартов и квалификаций, специальностей и направлений подготовки в образовательных организациях. Можно привести следующий пример: в 2021 году Агентство стратегических инициатив провело специальное исследование, в рамках вышеописанных тенденций, в результате которого был разработан специальный альманах «Атлас новых профессий». Уместно подчеркнуть, что данное исследование носило лонгитюдный характер: первая редакция атласа была представлена общественности еще в 2014 году. Учитывая динамичный характер развития информационных технологий и их внедрения в различные сферы профессиональной деятельности, описание различных профессий в определенных отраслях позволяет осуществлять прогноз развития этой самой отрасли с социально-экономических позиций, выделять наиболее ключевые и перспективные профессии, реализовывать программы профессиональной ориентации, профессионального обучения (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) в контексте развития цифровой экономики [2].
Необходимо отметить, что развитие цифровой трансформации связано не только с достижениями научно-технического прогресса, изменением формата общественного производства в динамике исторического развития и содержания различных видов профессиональной деятельности, но и с повсеместным использованием инноваций в сфере информационных технологий и, что важно, с использованием в национальной экономике «цифровых технологий как ключевого элемента создания ценности, при этом данные и информация становятся важнейшими экономическими ресурсами, а их обработка и анализ превращаются в центральные элементы экономической деятельности» [15].
Для реализации задач формирования цифровой экономики, а именно – возможности сделать цифровые технологии факторами производства в различных видах экономической деятельности – особое внимание уделяется вопросам профессиональной подготовки специалистов в том ключе, что существующие системы образовательной практики должны подготовить и адаптировать знания, умения, навыки, компетенции сотрудников организации к изменяющимся требованиям рынка труда и трудовым постам в контексте цифровой экономики будущего [1]. В настоящее время, осознавая значимость ориентации профессиональной подготовки кадров для удовлетворения потребностей цифровой экономики, в образовательной практике делается значимый акцент на формировании, в процессе обучения, цифровых компетенций у специалистов [3, 8, 14]. При этом под обладанием цифровыми компетенциями будем понимать наличие у специалиста тех знаний, умений и навыков эффективной работы с различными информационными ресурсами и системами, которые позволяют при их использовании в профессиональной деятельности обеспечить успешность функционирования и развития практически любой организации национальной экономики [5].
Оценка формирования таких компетенций у персонала оценивается достаточно высоко, потому что связывается с тем, что для организаций любой организационно-правовой формы и отраслевой направленности и масштаба значимая по времени часть профессиональных коммуникаций как внешнего, так и внутреннего плана реализуется с помощью информационно-коммуникационных технологий [10, 16].
Сегодня цифровые компетенции становятся для сотрудника тем инструментом, который позволяет более оперативно и качественно выполнять профессиональную (служебную) деятельность с учетом специфики занимаемого рабочего места [4]. И данные требования предопределяют необходимость включать цифровые компетенции в федеральные государственные образовательные стандарты как по направлениям и специальностям подготовки в рамках высшего образования, так и в образовательные программы среднего профессионального образования и в программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. Если данный инструмент является актуальным требованием профессиональной образовательной подготовки вне зависимости от ее уровня и направления, то возникают попытки сформировать их как универсальные компетенции.
Учитывая тот факт, что начало освоения программы профессиональной подготовки и время трудоустройства специалистов разнесены во времени, то формируемое у обучающегося (курсанта, студента) обладание цифровыми компетенциями должно учитывать следующие аспекты.
Во-первых, уровень его освоения будет оцениваться обучающимся только в ходе последующего трудоустройства и работы «с соответствующими ресурсами и выполнением поручения руководства с использованием различных сервисов. Например, осуществление взаимодействия со многими государственными органами происходит через различные тематические информационные системы этих органов» [5]. Однако четко зафиксировать в ходе освоения образовательной программы потребности будущего работодателя практически невозможно даже в условиях привлечения некоторых из них к реализации образовательной программы [13].
Во-вторых, для реализации программы профессионального образования самим образовательным учреждением часто необходимы такие цифровые компетенции у обучающихся, которые поддерживают реализацию учебного процесса, а не ориентированы на формируемый результат – модель выпускника. Так, например, сегодня в образовательном процессе уже обязательно используются различные системы видеосвязи для реализации очной-заочной форм обучения, в рамках дистанционного образования и т.п. Кроме того, для выполнения заданий самостоятельной работы, размещаемых в электронной информационно-образовательной среде образовательной организации высшего образования, обучающийся должен, как минимум, быть хорошо знаком с основами работы в различных офисных программах. Данный ключевой навык должен быть сформирован, в идеале, еще на базе общеобразовательной школы.
В-третьих, в условиях быстрого изменения внешнеэкономических факторов (актуальным становится переход на отечественные программные продукты), ситуаций в IT-сфере и активности органов публичной власти при переходе на «цифровое государство» перечень информационных систем, которые должны быть знакомы выпускнику, будущему специалисту, будет постоянно меняться.
Актуальным становится переход на специализированное программное обеспечение (далее – ПО) отечественной разработки и, следовательно, должно обновляться и базовое ПО учебных заведений [18]. Но на какой-то период времени может возникать естественный разрыв между сформированными у абитуриента навыками использования ПО в школе и ПО, вовлеченными в обеспечение учебного процесса в образовательных организациях высшего образования и в организациях среднего профессионального образования (колледжах). При этом взгляд на обязательность освоения ПО и знание цифровых платформ со стороны образовательной организации (ориентированной на универсальность и стандартизацию подготовки) и со стороны работодателя (ориентированного на уникальность и персонификацию) могут не совпадать.
В-четвертых, необходимо учитывать, что взгляды на последующее трудоустройство может существенно менять готовность обучающихся к освоению профессиональных цифровых компетенций. Так, например, опираясь на проведенные в 2021-2022 гг. исследование ожиданий студентов IT-направлений подготовки высших учебных заведений от будущего места трудоустройства, которое реализовывалось на двух территориях РФ (Тверская и Ростовская области) по запросу компании «Accenture», можно сделать выводы, что значимым для выпускников после окончания вуза становится в современных условиях гарантированное трудоустройство [12]. Практически каждый второй из респондентов (48,4%) предполагал осуществлять поиск работы по специальности вне зависимости от специализации компании. В результате заранее изучить требуемое для работодателя ПО для обучающегося (выпускника) бывает затруднительно и поэтому он ориентируется на последующее обучение уже на рабочем месте.
В-пятых, могут не совпадать ожидания от освоения профессиональных цифровых компетенций у самих обучающихся с тем, что заложило в образовательную программу само образовательное учреждение. Ожидания от освоения и использования информационно-коммуникационных технологий обучающиеся могут связывать с умением взаимодействовать с органами публичной власти с помощью информационно-технологических сервисов (например, для получения государственных (муниципальных) услуг, уплаты налогов и получения налоговых вычетов и т.п.), а не с формированием навыков применения различных информационных систем для анализа и управления бизнес-процессами и проектами (многие из которых в период обучения воспринимаются ими как «теоретические» или «учебные»).
На настоящий момент сложилось представление о том, что к универсальным формируемым цифровым компетенциям у обучающихся, вне зависимости от направления профессиональной подготовки, можно отнести:
– основы работы в офисных программах;
– навыки работы с системами управления различными базами данных: умение осуществлять поиск информации, делать определенные запросы и т.п.;
– использование информационно-коммуникационных технологий и сервисов органов публичной власти.
Расширение формируемых цифровых компетенций по подготовке кадров не для IT-сферы должно быть достаточно обоснованным и не подменяющим часы на профессиональную подготовку. Целесообразно (и необходимо) предоставлять обучающемуся (студенту, курсанту) возможность выбора направлений развития ИКТ-навыков за счет дополнительных программ как профессиональной переподготовки, так и повышения квалификации. Однако предложение дополнительных образовательных программ (например, реализуемых в рамках национального проекта «Цифровая экономика» на базе «цифровых кафедр») должно формироваться с учетом возможности повышения конкурентоспособности выпускника в той профессиональной сфере, в которой он получает основное профессиональное образование. Если же ему предлагают в рамках программы профессиональной подготовки освоить ИКТ-компетенции, необходимые в другой сфере деятельности, то его выбор может в дальнейшем привести к поиску работы не по полученному профессиональному образованию [11]. Необходимо формировать карты развития ИКТ-компетенций, «привязывая» их к направлениям профессиональной подготовки. Тогда результативность процесса реализации дополнительных образовательных программ будет выше.
Выводы. Таким образом, выстраивая подготовку профессиональных кадров, ориентированных на потребности современной цифровой экономики, необходимо всем участникам процесса (обучающиеся, образовательные организации высшего образования, колледжи, работодатели) учитывать постоянное изменение и дополнение таких компетенций, исходя из потребностей развития национальной экономики. В этом плане пытаться встраивать их с высокой степенью детализации в систему федеральных государственных образовательных стандартов, не предполагающих быстрое и частое изменение, не представляется рациональным. Кроме того, должна реализовываться концепция расширения набора ИКТ-компетенций за счет усиления формируемого профессионального образования. Необходимо создавать предпосылки для непрерывного профессионального образования, в рамках которого формирование и развитие новых знаний, умений, навыков, компетенций происходит на регулярной основе как при освоении основного профессионального направления (усиливая его, а не подменяя выбором другой сферы деятельности), так и в ходе его реализации при последующем трудоустройстве и выстраивании профессиональной карьеры.
1. Alekseycheva E.Yu. Aktual'nye podhody k formirovaniyu kompetentnostey buduschego [Actual approaches to the formation of future competencies ] // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta.// [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University] 2020. № 1 (33). pp. 44-50. (in Russia)
2. Atlas novyh professiy: vash navigator po rynku truda buduschego [Atlas OF NEW PROFESSIONS: your navigator on the labor market of the future ] [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa [Access mode]URL: https://new.atlas100.ru/ (data obrascheniya 01.11.2023).(in Russia)
3. Ahmetshin E.M., Vasil'ev V.L., Islamutdinova D.F. Cifrovaya transformaciya ekonomiki i universitetov: metodologicheskie osobennosti i prikladnye zadachi [Digital transformation of economics and universities: methodological features and applied tasks] // .// Kazanskiy ekonomicheskiy vestnik. [Kazan Economic Bulletin] 2020. № 5 (49). pp. 68-78.(in Russia)
4. Batova M.M. Formirovanie cifrovyh kompetenciy v sisteme «obrazovanie - nauka - proizvodstvo» [Formation of digital competencies in the system "education - science - production"] // // Voprosy innovacionnoy ekonomiki. [Issues of innovative economics.] 2019. Tom 9. № 4. pp. 1573-1584.(in Russia)
5. Borisov S.A., Asapov A.M. Razvitie cifrovyh kompetenciy kak istochnik povysheniya kvalifikacii personala /[Development of digital competencies as a source of staff professional development / Current issues of personnel management.] , Aktual'nye voprosy upravleniya personalom. Sbornik nauchnyh statey IV Nacional'noy (Vserossiyskoy) nauchno-prakticheskoy konferencii, [Collection of scientific articles of the IV National (All-Russian) scientific and practical conference], Moskva, 2-6 dekabrya[december] 2022. Serpuhov: OOO «Edel'veys», 2023. pp. 43-48.(in Russia)
6. Dement'ev F.S. Povysheniya trebovaniy k urovnyu informacionnoy kul'tury i kompetenciyam pri cifrovizacii ekonomiki /[Increasing the requirements for the level of information culture and competencies in the digitalization of the economy ]/ Sbornik dokladov XVII Mezhdunarodnoy konferencii, [Russian regions in the focus of change. Collection of reports of the XVII International Conference Rossiyskie regiony v fokuse peremen]. Ekaterinburg, 17-19/11- 2022. Ekaterinburg: OOO «Izdatel'skiy dom «Azhur»,["Azhur Publishing House"] 2023. pp. 636-638.(in Russia)
7. Druzhilov S.A. Informacionnoe obschestvo: social'no-gigienicheskie aspekty transformacii instituta zanyatosti i trudovoy sfery [Information society: socio-hygienic aspects of the transformation of the institute of employment and the labor sphere] // Gigiena i sanitariya. [Hygiene and sanitation.], 2020. Tom 99. № 7. pp. 662-668.(in Russia)
8. Zybin D.G., Antonovskiy A.V., Churakov D.Yu. Sovremennye tendencii professional'noy podgotovki specialistov v usloviyah cifrovoy transformacii nauki i obrazovaniya [Current trends in professional training of specialists in the context of digital transformation of science and education] // Prikladnaya psihologiya i pedagogika. [Applied psychology and pedagogy.] 2023. Tom 8. № 2. pp. 98-107.(in Russia)
9. Il'ina I.Yu. Cifrovizaciya kak faktor transformacii professional'nyh kompetenciy personala // [Digitalization as a factor of transformation of professional competencies of personnel] // Ekonomika obrazovaniya [Economics of education]. 2023. № 1. pp. 101-108.(in Russia)
10. Konstantinova D.S., Kudaeva M.M. Cifrovye kompetencii kak osnova transformacii professional'nogo obrazovaniya //[Digital competencies as the basis for the transformation of vocational education] // Ekonomika truda. [Labor economics] 2020. Tom 7. № 11. pp. 1055-1072.(in Russia)
11. Lapushinskaya G.K. Vovlechenie rabotodateley v obrazovatel'nyy process: trebovaniya, tendencii i vozmozhnye posledstviya /[Involvement of employers in the educational process: requirements, trends and possible consequences] Obrazovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustoychivogo razvitiya. Sbornik nauchnyh statey XVIII Mezhdunarodnoy konferencii, [Lifelong learning: lifelong learning for sustainable development. Collection of scientific articles of the XVIII International Conference],Kursk, 30/09 - 3/10- 2021. Kursk: ZAO «Universitetskaya kniga», ["University Book"] 2021. pp. 132-138.(in Russia)
12. Lapushinskaya G.K., Bazhenova T.Yu., Pilipchuk N.V. Motivacionnye vyzovy privlecheniya molodezhi v IT-sferu Rossii [Motivational challenges of attracting young people to the IT sphere of Russia] // // Nauchnye trudy vol'nogo ekonomicheskogo obschestva Rossii. [Scientific works of the Free Economic Society of Russia.], 2022. Tom 237. № 5. pp. 115-135.(in Russia)
13. Lapushinskaya G.K., Bazhenova T.Yu., Pilipchuk N.V. Osobennosti trudoustroystva kadrov dlya cifrovoy ekonomiki [Features of the employment of personnel for the digital economy]/ Faktory razvitiya ekonomiki Rossii. Sbornik trudov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii, [Factors of development of the Russian economy. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference], Tver, March 28 - April 1, 2022. Tver: Tver State University, 2022. pp. 93-103.(in Russia)
14. Mal'ceva T.V., Ul'yanova I.V., Mihaylova V.K., Russkova Yu.N., Rodin V.F. Interaktivnye tehnologii obucheniya kak sredstvo formirovaniya professional'nyh kompetenciy u kursantov obrazovatel'nyh organizaciy MVD Rossii: [Interactive learning technologies as a means of forming professional competencies among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] monografiya.[monograph.] Ryazan': IP Konyahin A.V., 2018. 260 p.(in Russia)
15. Nazarov D.M. Ekonomika 2.0: neoklassika, cifrovaya transformaciya i evolyucionnaya ekonomika [Economics 2.0: Neoclassicism, Digital Transformation and Evolutionary Economics]// Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta.[Proceedings of the St. Petersburg State University of Economics.], 2023. № 4 (142). pp. 7-16.(in Russia)
16. Toiskin V.S., Krasil'nikov V.V., Korchak K.I. Informacionno-kommunikacionnaya kompetentnost' kak rezul'tat razvitiya informacionnoy kul'tury posredstvom instrumentariya cifrovoy didaktiki [Information and communication competence as a result of the development of information culture through the tools of digital didactics]// Vestnik Stavropol'skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Stavropol State Pedagogical University], 2023. № 1 (19). pp. 240-252.(in Russia)
17. Trofimova N.N. Cifrovaya kul'tura kak neot'emlemyy element informacionnogo obschestva [Digital culture as an integral element of the information Society] // Finansovaya ekonomika. [Financial Economics] , 2023. № 1. pp. 159-162.(in Russia)
18. Shohina A.I., Osminina A.V. Otdel'nye aspekty ispol'zovaniya specializirovannogo programmnogo obespecheniya otechestvennoy razrabotki // [Certain aspects of the use of specialized software of domestic development] // Informacionnye tehnologii v UIS [Information technologies in the Information Security System] 2022. № 3. pp. 14-19.(in Russia)