Abstract and keywords
Abstract (English):
The market of organic products in the Russian Federation is quite young. It is aimed at providing the population with environmentally safe products in volume and assortment. The market of organic products has received the greatest development in the USA, the countries of the European Union and China. The intensification of environmental problems associated with the intensification of agriculture and the development of cognitive technologies determine its development at a qualitatively new level. It is the cognitive approach that focuses on changing the behavior of subjects, forming a positive attitude towards organic products. The methodological basis of the study was the scientific works of researchers in the field of organic agriculture and the market of organic products. During the research, methods and techniques were used: abstract-logical, economic-statistical, monographic. The study made it possible to determine the dynamics of organic production and the volume of its sales in the world. The main producers of organic products in Russia are presented. According to the results of the scientific research, the main sales markets, the place of application of cognitive technologies by market participants by stages of activity and the problems hindering the development of the organic products market have been identified. The study allowed us to determine the principles on which the development of the organic products market is based.

Keywords:
market, organic products, grain, cognitive technologies
Text

Введение

Современные интенсивные технологии производства сельскохозяйственной продукции создали предпосылки возникновения рынка органической продукции. С каждым годом потребители все больше придают значение качеству и экологической безопасности продуктов. Органическая продукция обеспечивает сохранность здоровья и экологическую безопасность, так как при ее создании применяются методы органического производства и уделяется большое внимание защите окружающей среды и дикой природы, а в животноводстве – вопросам благополучия животных. Поэтому спрос на органическую продукцию постоянно растет. Безопасность продукции достигается путем существенного сокращения применения синтетических химикатов (удобрения, пестициды, добавки, др.), заменяя их культурными, биологическими и механическими методами, избегается производство генетически модифицированных культур и их использование в кормах для животных [11].

Согласно данным FiBL (научно - исследовательский институт органического сельского хозяйства), площадь под органическими сельскохозяйственными угодьями в мире составила 72.3 га [6, 7, 12]. В странах Европейского союза (ЕС) общая площадь органического земледелия продолжает за 2012 - 2021 гг. увеличилась с 6,5 млн га до 15,9 млн га сельскохозяйственных земель, а доля общей органической площади в общей используемой сельскохозяйственной площади ЕС выросла с 5,9 до 9,9%. Самую высокую долю площади под органическими культурами имеет Австрия – 26 %, Эстония – 23 % и Швеция – 20 % [11].

Органическое сельское хозяйство практикуется в 191 стране, и более 76 миллионов гектаров сельскохозяйственных земель органически управляются фермерами. В 2021 году мировые продажи органических продуктов питания и напитков достигли почти 125 миллиардов евро. Наиболее высокие розничные продажи органической продукции отмечаются в США – 49,5 млрд. евро, Германии 15,0 млрд. евро.

В России органическое сельское хозяйство способствовует развитию малых фермерских хозяйств и улучшению экономического положения сельских территорий. В настоящее время 49 компаний России сертифицировано по международным стандартам органик стран ЕС (Регламент 848/2018, 889/2008) и США (USDA ORGANIC): ООО «АИУ Групп» и ООО «Natura Siberica» (г. Москва), ООО «Тайга Трейд» (г.Улан-Удэ), ООО «ЛВЗ «Саранский» (г. Саранск), ООО «Green» и ООО «TPK Sava» (г. Томск), ООО «Zelenaja Kladovaja» (г.Новосибирск), ООО «Dongning Liangyun Agricultural Development Co.» (г. Уссурийск), другие [7].

Цель исследования

Целью исследования является определение роли когнитивных технологий в развитии рынка органической продукции.

Материал и методы исследования

Информационную основу исследования составили официальные данные Федеральной службы государственной статистики, данных Евростата, а также открытых информационных источников. Методологической основой исследования являются результаты зарубежных и отечественных исследователей. При исследовании использовались абстрактно-логический, экономико-статистический и монографический методы.

References

1. Zaruk N.F. Analiz sostoyaniya i perspektiv razvitiya proizvodstva organicheskoy produkcii rastenievodstva v Rossii / N.F. Zaruk, M.V. Kagirova, Yu.N. Romanceva, A.E. Haritonova, E.S. Kolomeeva // Buhuchet v sel'skom hozyaystve. -2022. - № 12. - S. 810-822.

2. Volkova N.A. Kognitivnaya ekonomika - ekonomika, osnovannaya na cifrovyh tehnologiyah / N.A. Volkova, M.A. Pivovarova // Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sovershenstvovaniya. - 2022. - № 4 (62). - S. 17-24.

3. Kozlova O.A. Kognitivnyy podhod v modelirovanii povedeniya potrebiteley na rynke ekologicheskih tovarov / O.A. Kozlova // Gumanitarnye i social'nye nauki. - 2010. - № 2. - S. 115-124.

4. Korshunov S.A. Organicheskoe sel'skoe hozyaystvo: innovacionnye tehnologii, opyt, perspektivy / S.A. Korshunov, A.A. Lyubovedskaya, A.M. Asaturova, V.Ya. Ismailov, L.Yu. Konovalenko. - Moskva. - FGBNU «Rosinformagroteh». - 2019. - 92 s. URL: http://www.cnshb.ru/Vexhib/zek/19_6987.pdf. (data obrascheniya: 04.11.2023).

5. Kundius V.A. Perspektivy i problemy razvitiya organicheskogo sel'skogo hozyaystva v Altayskom krae / V.A. Kundius, S.I. Zenkov // Agrarnaya nauka - sel'skomu hozyaystvu: sbornik statey Mezhdunar.nauch.prakt. konf. (Barnaul, 09-10 fevralya 2022 g.). - Barnaul, 2022. - S. 117-120.

6. Organicheskoe sel'skoe hozyaystvo v stranah Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza: tekuschee sostoyanie i perspektivy / Evraziyskiy centr po prodovol'stvennoy bezopasnosti. - Moskva. - 2020. - 100 s. URL: https://ecfs.msu.ru/images/publications/Organic_in_Eurasia.pdf [Organic agriculture in the countries of the Eurasian Economic Union: current state and prospects / Eurasian Center for Food Security, M. 2020. 100 p. (In Russ.)].

7. Soyuz organicheskogo zemledeliya: oficial'nyy sayt. Opublikovana svezhaya mirovaya statistika organicheskogo sel'skogo hozyaystva - snova rost! [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa. - URL: https://soz.bio/opublikovana-svezhaya-mirovaya-statist/ (data obrascheniya: 17.02. 2021).

8. Federal'nogo zakona № 280-FZ «Ob organicheskoy produkcii i o vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii». - URL: https://docs.cntd.ru/document/550835238 (data obrascheniya: 05.11.2023).

9. Yuldasheva O. U. Kognitivnyy marketing: ot prodvizheniya produktov k prodvizheniyu tehnologiy potrebleniya // Marketingovye kommunikacii. - 2004. - № 5, 6; Ufimcev R. Magiya kognitivnogo marketinga // Novyy marketing. - 2008. - № 2, 3. - Tekst: neposredstvennyy.

10. Dimitri N., Basili M., Gilboa I. Cognitive Processes and Economic Behaviour. - New York: Routledge, 2003. - URL: https://www.sci-hub.ru/10.1007/s00712-004-0109-3?ysclid=lnuuffh72x174121143 (accessed: 08/29/2022).

11. Eurostat. - URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title =Glossary:Organic_farming (data obrascheniya 06.11.2022).

12. FiBL- URL: https://www.fibl.org/en/(data obrascheniya 04.11.2022).

13. Oncioiu, I; Boteanu, CM; (...); Duica, M. Sustainability of wheat crops in organic management systems / Romanian biotechnological letters. - Jan-feb 2018. - Vol. 23 (1). - Pp. 13366-13373.


Login or Create
* Forgot password?