Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рынок органической продукции в Российской Федерации является достаточно молодым. Он нацелен на обеспечение населения экологически безопасной продукцией в объеме и ассортименте. Наибольшее развитие рынок органической продукции получил в США, странах Европейского союза и Китае. Усиление экологических проблем, связанных с интенсификацией сельского хозяйства и развитие когнитивных технологий обусловливают его развитие на качественно новом уровне. Именно когнитивный подход фокусируется на изменении поведения субъектов, формируя позитивное отношение к органической продукции. Методологическую основу исследования составили научные труды исследователей в области органического сельского хозяйства и рынка органической продукции. При проведении исследования использованы методы и приемы: абстрактно-логический, экономико-статистический, монографический. Исследование позволило определить динамику производства органической продукции и объемы ее реализации в мире. Представлены основные производители органической продукции России. По результатам научного исследования определены основные рынки сбыта, место применения когнитивных технологий субъектами рынка по этапам деятельности и проблемы, сдерживающие развитие рынка органической продукции. Исследование позволило определить принципы, на которых строится развитие рынка органической продукции.

Ключевые слова:
рынок, органическая продукция, зерно, когнитивные технологии
Текст

Введение

Современные интенсивные технологии производства сельскохозяйственной продукции создали предпосылки возникновения рынка органической продукции. С каждым годом потребители все больше придают значение качеству и экологической безопасности продуктов. Органическая продукция обеспечивает сохранность здоровья и экологическую безопасность, так как при ее создании применяются методы органического производства и уделяется большое внимание защите окружающей среды и дикой природы, а в животноводстве – вопросам благополучия животных. Поэтому спрос на органическую продукцию постоянно растет. Безопасность продукции достигается путем существенного сокращения применения синтетических химикатов (удобрения, пестициды, добавки, др.), заменяя их культурными, биологическими и механическими методами, избегается производство генетически модифицированных культур и их использование в кормах для животных [11].

Согласно данным FiBL (научно - исследовательский институт органического сельского хозяйства), площадь под органическими сельскохозяйственными угодьями в мире составила 72.3 га [6, 7, 12]. В странах Европейского союза (ЕС) общая площадь органического земледелия продолжает за 2012 - 2021 гг. увеличилась с 6,5 млн га до 15,9 млн га сельскохозяйственных земель, а доля общей органической площади в общей используемой сельскохозяйственной площади ЕС выросла с 5,9 до 9,9%. Самую высокую долю площади под органическими культурами имеет Австрия – 26 %, Эстония – 23 % и Швеция – 20 % [11].

Органическое сельское хозяйство практикуется в 191 стране, и более 76 миллионов гектаров сельскохозяйственных земель органически управляются фермерами. В 2021 году мировые продажи органических продуктов питания и напитков достигли почти 125 миллиардов евро. Наиболее высокие розничные продажи органической продукции отмечаются в США – 49,5 млрд. евро, Германии 15,0 млрд. евро.

В России органическое сельское хозяйство способствовует развитию малых фермерских хозяйств и улучшению экономического положения сельских территорий. В настоящее время 49 компаний России сертифицировано по международным стандартам органик стран ЕС (Регламент 848/2018, 889/2008) и США (USDA ORGANIC): ООО «АИУ Групп» и ООО «Natura Siberica» (г. Москва), ООО «Тайга Трейд» (г.Улан-Удэ), ООО «ЛВЗ «Саранский» (г. Саранск), ООО «Green» и ООО «TPK Sava» (г. Томск), ООО «Zelenaja Kladovaja» (г.Новосибирск), ООО «Dongning Liangyun Agricultural Development Co.» (г. Уссурийск), другие [7].

Цель исследования

Целью исследования является определение роли когнитивных технологий в развитии рынка органической продукции.

Материал и методы исследования

Информационную основу исследования составили официальные данные Федеральной службы государственной статистики, данных Евростата, а также открытых информационных источников. Методологической основой исследования являются результаты зарубежных и отечественных исследователей. При исследовании использовались абстрактно-логический, экономико-статистический и монографический методы.

Список литературы

1. Зарук Н.Ф. Анализ состояния и перспектив развития производства органической продукции растениеводства в России / Н.Ф. Зарук, М.В. Кагирова, Ю.Н. Романцева, А.Е. Харитонова, Е.С. Коломеева // Бухучет в сельском хозяйстве. -2022. - № 12. - С. 810-822.

2. Волкова Н.А. Когнитивная экономика - экономика, основанная на цифровых технологиях / Н.А. Волкова, М.А. Пивоварова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2022. - № 4 (62). - С. 17-24.

3. Козлова О.А. Когнитивный подход в моделировании поведения потребителей на рынке экологических товаров / О.А. Козлова // Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 2. - С. 115-124.

4. Коршунов С.А. Органическое сельское хозяйство: инновационные технологии, опыт, перспективы / С.А. Коршунов, А.А. Любоведская, А.М. Асатурова, В.Я. Исмаилов, Л.Ю. Коноваленко. - Москва. - ФГБНУ «Росинформагротех». - 2019. - 92 с. URL: http://www.cnshb.ru/Vexhib/zek/19_6987.pdf. (дата обращения: 04.11.2023).

5. Кундиус В.А. Перспективы и проблемы развития органического сельского хозяйства в Алтайском крае / В.А. Кундиус, С.И. Зенков // Аграрная наука - сельскому хозяйству: сборник статей Междунар.науч.практ. конф. (Барнаул, 09-10 февраля 2022 г.). - Барнаул, 2022. - С. 117-120.

6. Органическое сельское хозяйство в странах Евразийского экономического союза: текущее состояние и перспективы / Евразийский центр по продовольственной безопасности. - Mосква. - 2020. - 100 с. URL: https://ecfs.msu.ru/images/publications/Organic_in_Eurasia.pdf [Organic agriculture in the countries of the Eurasian Economic Union: current state and prospects / Eurasian Center for Food Security, M. 2020. 100 p. (In Russ.)].

7. Союз органического земледелия: официальный сайт. Опубликована свежая мировая статистика органического сельского хозяйства - снова рост! [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: https://soz.bio/opublikovana-svezhaya-mirovaya-statist/ (дата обращения: 17.02. 2021).

8. Федерального закона № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». - URL: https://docs.cntd.ru/document/550835238 (дата обращения: 05.11.2023).

9. Юлдашева О. У. Когнитивный маркетинг: от продвижения продуктов к продвижению технологий потребления // Маркетинговые коммуникации. - 2004. - № 5, 6; Уфимцев Р. Магия когнитивного маркетинга // Новый маркетинг. - 2008. - № 2, 3. - Текст: непосредственный.

10. Dimitri N., Basili M., Gilboa I. Cognitive Processes and Economic Behaviour. - New York: Routledge, 2003. - URL: https://www.sci-hub.ru/10.1007/s00712-004-0109-3?ysclid=lnuuffh72x174121143 (accessed: 08/29/2022).

11. Eurostat. - URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title =Glossary:Organic_farming (дата обращения 06.11.2022).

12. FiBL- URL: https://www.fibl.org/en/(дата обращения 04.11.2022).

13. Oncioiu, I; Boteanu, CM; (...); Duica, M. Sustainability of wheat crops in organic management systems / Romanian biotechnological letters. - Jan-feb 2018. - Vol. 23 (1). - Pp. 13366-13373.


Войти или Создать
* Забыли пароль?