Новосибирская область, Россия
Россия
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
Рынок органической продукции в Российской Федерации является достаточно молодым. Он нацелен на обеспечение населения экологически безопасной продукцией в объеме и ассортименте. Наибольшее развитие рынок органической продукции получил в США, странах Европейского союза и Китае. Усиление экологических проблем, связанных с интенсификацией сельского хозяйства и развитие когнитивных технологий обусловливают его развитие на качественно новом уровне. Именно когнитивный подход фокусируется на изменении поведения субъектов, формируя позитивное отношение к органической продукции. Методологическую основу исследования составили научные труды исследователей в области органического сельского хозяйства и рынка органической продукции. При проведении исследования использованы методы и приемы: абстрактно-логический, экономико-статистический, монографический. Исследование позволило определить динамику производства органической продукции и объемы ее реализации в мире. Представлены основные производители органической продукции России. По результатам научного исследования определены основные рынки сбыта, место применения когнитивных технологий субъектами рынка по этапам деятельности и проблемы, сдерживающие развитие рынка органической продукции. Исследование позволило определить принципы, на которых строится развитие рынка органической продукции.
рынок, органическая продукция, зерно, когнитивные технологии
Введение
Современные интенсивные технологии производства сельскохозяйственной продукции создали предпосылки возникновения рынка органической продукции. С каждым годом потребители все больше придают значение качеству и экологической безопасности продуктов. Органическая продукция обеспечивает сохранность здоровья и экологическую безопасность, так как при ее создании применяются методы органического производства и уделяется большое внимание защите окружающей среды и дикой природы, а в животноводстве – вопросам благополучия животных. Поэтому спрос на органическую продукцию постоянно растет. Безопасность продукции достигается путем существенного сокращения применения синтетических химикатов (удобрения, пестициды, добавки, др.), заменяя их культурными, биологическими и механическими методами, избегается производство генетически модифицированных культур и их использование в кормах для животных [11].
Согласно данным FiBL (научно - исследовательский институт органического сельского хозяйства), площадь под органическими сельскохозяйственными угодьями в мире составила 72.3 га [6, 7, 12]. В странах Европейского союза (ЕС) общая площадь органического земледелия продолжает за 2012 - 2021 гг. увеличилась с 6,5 млн га до 15,9 млн га сельскохозяйственных земель, а доля общей органической площади в общей используемой сельскохозяйственной площади ЕС выросла с 5,9 до 9,9%. Самую высокую долю площади под органическими культурами имеет Австрия – 26 %, Эстония – 23 % и Швеция – 20 % [11].
Органическое сельское хозяйство практикуется в 191 стране, и более 76 миллионов гектаров сельскохозяйственных земель органически управляются фермерами. В 2021 году мировые продажи органических продуктов питания и напитков достигли почти 125 миллиардов евро. Наиболее высокие розничные продажи органической продукции отмечаются в США – 49,5 млрд. евро, Германии – 15,0 млрд. евро.
В России органическое сельское хозяйство способствовует развитию малых фермерских хозяйств и улучшению экономического положения сельских территорий. В настоящее время 49 компаний России сертифицировано по международным стандартам органик стран ЕС (Регламент 848/2018, 889/2008) и США (USDA ORGANIC): ООО «АИУ Групп» и ООО «Natura Siberica» (г. Москва), ООО «Тайга Трейд» (г.Улан-Удэ), ООО «ЛВЗ «Саранский» (г. Саранск), ООО «Green» и ООО «TPK Sava» (г. Томск), ООО «Zelenaja Kladovaja» (г.Новосибирск), ООО «Dongning Liangyun Agricultural Development Co.» (г. Уссурийск), другие [7].
Цель исследования
Целью исследования является определение роли когнитивных технологий в развитии рынка органической продукции.
Материал и методы исследования
Информационную основу исследования составили официальные данные Федеральной службы государственной статистики, данных Евростата, а также открытых информационных источников. Методологической основой исследования являются результаты зарубежных и отечественных исследователей. При исследовании использовались абстрактно-логический, экономико-статистический и монографический методы.
1. Зарук Н.Ф. Анализ состояния и перспектив развития производства органической продукции растениеводства в России / Н.Ф. Зарук, М.В. Кагирова, Ю.Н. Романцева, А.Е. Харитонова, Е.С. Коломеева // Бухучет в сельском хозяйстве. -2022. - № 12. - С. 810-822.
2. Волкова Н.А. Когнитивная экономика - экономика, основанная на цифровых технологиях / Н.А. Волкова, М.А. Пивоварова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2022. - № 4 (62). - С. 17-24.
3. Козлова О.А. Когнитивный подход в моделировании поведения потребителей на рынке экологических товаров / О.А. Козлова // Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - № 2. - С. 115-124.
4. Коршунов С.А. Органическое сельское хозяйство: инновационные технологии, опыт, перспективы / С.А. Коршунов, А.А. Любоведская, А.М. Асатурова, В.Я. Исмаилов, Л.Ю. Коноваленко. - Москва. - ФГБНУ «Росинформагротех». - 2019. - 92 с. URL: http://www.cnshb.ru/Vexhib/zek/19_6987.pdf. (дата обращения: 04.11.2023).
5. Кундиус В.А. Перспективы и проблемы развития органического сельского хозяйства в Алтайском крае / В.А. Кундиус, С.И. Зенков // Аграрная наука - сельскому хозяйству: сборник статей Междунар.науч.практ. конф. (Барнаул, 09-10 февраля 2022 г.). - Барнаул, 2022. - С. 117-120.
6. Органическое сельское хозяйство в странах Евразийского экономического союза: текущее состояние и перспективы / Евразийский центр по продовольственной безопасности. - Mосква. - 2020. - 100 с. URL: https://ecfs.msu.ru/images/publications/Organic_in_Eurasia.pdf [Organic agriculture in the countries of the Eurasian Economic Union: current state and prospects / Eurasian Center for Food Security, M. 2020. 100 p. (In Russ.)].
7. Союз органического земледелия: официальный сайт. Опубликована свежая мировая статистика органического сельского хозяйства - снова рост! [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: https://soz.bio/opublikovana-svezhaya-mirovaya-statist/ (дата обращения: 17.02. 2021).
8. Федерального закона № 280-ФЗ «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». - URL: https://docs.cntd.ru/document/550835238 (дата обращения: 05.11.2023).
9. Юлдашева О. У. Когнитивный маркетинг: от продвижения продуктов к продвижению технологий потребления // Маркетинговые коммуникации. - 2004. - № 5, 6; Уфимцев Р. Магия когнитивного маркетинга // Новый маркетинг. - 2008. - № 2, 3. - Текст: непосредственный.
10. Dimitri N., Basili M., Gilboa I. Cognitive Processes and Economic Behaviour. - New York: Routledge, 2003. - URL: https://www.sci-hub.ru/10.1007/s00712-004-0109-3?ysclid=lnuuffh72x174121143 (accessed: 08/29/2022).
11. Eurostat. - URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php?title =Glossary:Organic_farming (дата обращения 06.11.2022).
12. FiBL- URL: https://www.fibl.org/en/(дата обращения 04.11.2022).
13. Oncioiu, I; Boteanu, CM; (...); Duica, M. Sustainability of wheat crops in organic management systems / Romanian biotechnological letters. - Jan-feb 2018. - Vol. 23 (1). - Pp. 13366-13373.