employee
Russian Federation
student
Vologda, Vologda, Russian Federation
employee
Russian Federation
VAC 5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности
UDK 159.9 Психология
This article discusses the importance of emotional intelligence for students in departmental educational organizations. The essence of the concept being studied is revealed, and some research in the field of studying the phenomenon is reflected. The article presents the results of an empirical study aimed at studying the level of formation of emotional intelligence among students at the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penitentiary Service of Russia and educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, interpreted the results obtained and made appropriate conclusions. The acquired information makes it possible to conclude that many students at departmental institutes are characterized by an average and also a high indicator of the degree of formation of emotional intelligence, as well as its parts. We find it correct to introduce into the general educational course of departmental universities certain pedagogical conditions intended for the formation and development of the construct under study.
emotional intelligence, emotion, interaction, emotion management, understanding of emotions, environment, departmental university, cadet, official activity, stressful situations, level of formation, law enforcement officers
Как правило, активная общественная и жизненная позиция молодого поколения выражается в росте трудовой, политической, образовательной активностях, а также в социальной мобильности, в формировании цивилизованного продуктивно-осмысленного менталитета и мировоззрения. Такой процесс должен регулироваться и управляться органами власти, быть под своевременным контролем. Для реализации работы проекта по формированию цивилизованного менталитета современности важно не только иметь объективно существующие условия жизнедеятельности, но и следовать последовательной системе воспитания и пропаганды жизненных ценностей информационного прогресса.
Информация, как ценность информационного общества нового строя, определяется общедоступностью, экономическим, политическим и познавательным потенциалом, возможностью персонализации, определяющей современные грани самоидентификации и реализации личности [1]. Информационная и образовательная среда, которая повсеместно «растет и развивается» в условиях реальности, выступает как средством, так и местом социального развития личности и общества. Пользователи, участвующие в движении информационного потока, активно участвуют в переработке информации и являются «каналом» ее передачи.
Обучающиеся в высшем учебном заведении (далее – вуз), а именно молодое поколение, является непосредственным участником информационного прогресса. У молодежи происходит качественное преобразование личности на основе той информации, которую они повсеместно впитывают [2]. Обучающиеся в ведомственных вузах, о которых пойдет речь в нашем исследовании, вырабатывают новые коммуникативные навыки, заключающиеся в следующем: способности и умения к межкультурному взаимодействию с окружающими, работе в команде и группе, готовности к осуществлению конструктивных действий и приобретению устойчивости к эмоциональным и эмпатичным переживаниям, а также в умении понимать эмоций других людей и себя самого в том числе.
На сегодняшний день социально-культурная ситуация, складывающаяся в мире, требует разработку новых подходов к формированию и становлению личности будущего сотрудника правоохранительных органов. Исследовательские и научные разработки в области изучения социально-психологических особенностей обучающихся в ведомственных вузах должны включать в себя особенности воспитания и развития профессионально значимых личностных качеств, которые представляют собой в служебной и гражданской деятельности, а также при взаимодействии с другими людьми, при постановке целей и задач собственной деятельности.
Общество современного мира и система профессионального образования предъявляет высокие требования к личности будущих специалистов правоохранительных органов. Система военного, ведомственного образования в первую очередь нацелена на формирование и развитие таких профессионально важных качеств, как: целеустремленность, ответственность, наличие социально-активной гражданской позиции, коммуникабельность, стрессоустойчивость и наличие эмоциональной устойчивости к стрессовым ситуациям возникающим в служебной деятельности молодого сотрудника. Сотрудник правоохранительной системы должен обладать навыками самообладания в любой ситуации, требующей к себе отдельного, повышенного внимания, он должен уметь решать возникающие проблемы и поставленные задачи незамедлительно, так как от решения таких задач и принятии точных решений может зависеть жизнь людей.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что одной из ведущих воспитательных задач, которые стоят перед ведомственными образовательными учреждениями, это подготовка молодых специалистов к действиям зачастую в экстремальных ситуациях, связанных с угрозой жизни и здоровья самого сотрудника, а также окружающих его людей, где необходимым навыком является развитый уровень сформированности эмоционального интеллекта и его отдельных структур. Предполагается, что данная задача возможна для реализации за счет внедрения в профессиональное обучение будущих сотрудников правоохранительной направленности соответствующих психологических технологий.
Проблема. Проблемой проведенного нами исследования выступило изучение психологического понятия «эмоциональный интеллект».
Цель исследования: сравнение уровня сформированности эмоционального интеллекта у обучающихся в Вологодском институте права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее – ВИПЭ ФСИН России) и обучающихся образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее – ОО МВД России).
Гипотеза нашего исследования: у обучающихся ВИПЭ ФСИН России уровень сформированности эмоционального интеллекта будет выше по сравнению с обучающимися в ОО МВД России вследствие особой организации воспитательного процесса первых, который заключается в постоянном взаимодействии со «спецконтингентом» и определенной специфике служебной деятельности. Несмотря на это, обе группы обучающихся должны быть подготовлены к любому исходу событий ввиду наличия высокой моральной и юридической ответственности, а также при постоянном условии взаимодействия со стрессовыми факторами, способными отразиться на восприятии ими обыденных событий.
В ходе обучения в ведомственном вузе обучающиеся сталкиваются со многими проблемами и трудностями, которые приводят к чувству тревоги и дискомфорта. Восприятие некоторых отрицательных событий например таких как пессимистичный подход к реальности, а также неумение приспособиться к обстановке – имеют все шансы вызвать у обучающихся ведомственных вузов отрицательных чувств и негативных психических явлений. В некоторых ситуациях, которые могут вывести обучающихся из психического равновесия, например, при опоздании на службу в утренние часы, сделанном замечании старшим командиром, получении отрицательной оценки за выполнение индивидуального задания на семинарском занятии, усталости и много другого, обучающийся вынужден справляться со своими эмоциями, управлять ими, чтобы не навредить себе и окружающим. Часто негативные психологические состояния обучающихся наблюдаются с момента выхода обучающихся из дома и до самого прибытия в учебное заведение, что связано с повышенной напряженностью и выработкой повышенной сосредоточенности при выполнении поставленных служебных задач, требующих оперативного решения.
Воспитательный процесс включает в себя педагогические аспекты формирования профессиональных качеств, который реализуется в соответствии с комплексом образовательных мероприятий, разработанных и запланированных с учетом вариативности применения методов обучения для каждого подразделения обучающихся в соответствии с профилем их подготовки [3].
Стоит отметить, что в современном обществе совершается социально-экономическое изменение абсолютно всех областей социального существования мира. Биржа труда, а также производственная и экономическая области имеют потребность в профессионалах, сотрудниках, способных преодолевать проблемы рабочего характера возникающих на пути становления профессионала, обладающих навыками эмпатии, рефлексии, а также имеющих желание к постоянной самореализации и личностно – профессиональному развитию.
Исходя из вышесказанного значимыми свойствами современных профессионалов считаются: способность правильно взаимодействовать с субъектами коммуникации, наличие стрессоустойчивости, целеустремленность, присутствие эмоционально – волевых качеств, ответственность, усердие, ретивость, точность, неустойчивость, обладание первоначальными навыками и умениями владения компьютерными технологиями, большая степень морально – нравственного формирования личности (принятие ответственности на себя, уверенность), обладание аутопсихологическими умениями в сфере самопознания, а также межличностного взаимодействия. Наличие сформированного должным образом эмоционального интеллекта, равно как одного из главных высококлассных свойств профессионального деятеля, имеет особую значимость для работника правоохранительных органов. Сформированная чувственная стабильность дает возможность человеку стремительно определять ход деятельности, а также разрешать вопросы в наиболее напряженных моментах, именно данное качество может помочь молодому сотруднику регулировать чувства людей, вступающих с ним в непосредственное взаимодействие, а также создавать диалог таким способом, чтобы суметь прийти вместе с оппонентом к полезной и конструктивной фигуре взаимодействия.
Интерес к анализируемому нами психологическому феномену со стороны исследователей отечественной психологии и социологии появился совсем недавно. В России по такой научной дисциплине как психология за последние годы защищено немалое количество диссертационных трудов: Ю.В. Давыдова (2011 г.), О.А. Айгунова (2011 г.), Л.Д. Камышникова (2012 г.), Т.С. Киселева (2015 г.), К.С. Кузнецова (2012 г.) и другие не менее известные авторы. В современной научной литературе существует большое количество подходов к сущности понятия эмоционального интеллекта.
Многие авторы занимались изучением понятия «эмоционального интеллекта». Первой, кому удалось сформулировать изучаемое нами определение, стала Г.Г. Гарскова. Работа исследователя направлена на изучение понятия в контексте его связи с межличностным общением и пониманием других людей через их эмоциональные проявления: испуг, радость, страх, отчуждение и т.д. «Эмоциональный интеллект», по автору, это способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза.
Так например, М.А. Манойлова понимает значение «эмоционального интеллекта» как способности к осознанию, принятию и регуляции эмоциональных состояний и чувств других людей и себя самого в том числе.
Динамичный и интегральный показатель «эмоционального интеллекта», как психологических образований, изучил кандидат психологических наук И.С. Степанов. В его понимании показатель определяет успех взаимодействия людей между собой. Он позволяет делать адекватную оценку поступкам и действиям, оценивать себя и людей, позитивно мыслить и развивать лидерские качества человека.
Важность и значимость исследования психологического феномена стала актуальной не так давно, так как в современном мире социологические и психологические исследования стали больше уделять внимание человеку, как отдельной личности, где больше акцентируется интерес на его коммуникативно-поведенческие характерные черты и психологические особенности [4]. В проведенном исследовании Мальцевой Т.В. и Позднякова В.М. приводятся примеры и делается вывод о том, что жизненная сила и эмоциональная сфера на разных этапах профессионального развития имеет свои особенности и проявления. Таким образом, в краткосрочной перспективе люди могут испытывать спады или подъемы жизненных сил в зависимости от конкретных событий или переживаний, в долгосрочной – могут развиться привычки в поведении, влияющие на их общую жизнеспособность. К снижению жизненных сил и эмоционального состояния могут привести индивидуальные особенности в личностных чертах и использование неконструктивных копинг-стратегий, а также слабо развитый эмоциональный интеллект [5, 6]. Умение человека различать чувства, стремления, а также мотивацию как своих, так и других людей и есть суть и смысл изучаемого нами феномена «эмоционального интеллекта».
Существует следующая структура изучаемого нами феномена «эмоционального интеллекта», которая раскрывает структуру данного понятия и позволяет определить его составные элементы:
- Эмоциональная осведомленность понимается, как умение и возможность понимать эмоции других людей по вербальному и невербальному поведению. Она отражает знание истинных и ложных проявлений чувств.
- Управление своими эмоциями, понимается нами, как овладение навыками определения источника и причин возникновения эмоций, их сути и последствий развития.
- Самомотивация – это умение личности эффективно действовать, принимая правильные решения.
- Эмпатия подразумевает под собой способность личности чувствовать окружающих людей и определять их эмоции.
- Умение определять причину возникновения эмоции у других людей и предупреждать последствия развития и изменения их.
Для определения уровня сформированности эмоционального интеллекта у обучающихся ВИПЭ ФСИН России в сравнении с уровнем эмоционального интеллекта у обучающихся в ОО МВД России была использована методика Д.В. Люсина «Измерение эмоционального интеллекта».
Мы определили объем исследуемой выборки, который составил 40 респондентов. В число участников исследования вошло 20 курсантов ВИПЭ ФСИН России 5 курса и 20 слушателей ОО МВД России 5 курса обучения, независимо от факультета и направления обучения.
Методика Д.В. Люсина «Измерение эмоционального интеллекта» (опросник «ЭмИн») используется с целью диагностирования межличностного эмоционального интеллекта (то есть: понимание эмоций других людей и их эмоциональных состояний в момент взаимодействия и управление ими) и внутриличностного эмоционального интеллекта (то есть: понимание собственных эмоций и эмоциональных состояний и управление ими) [7].
Полученные данные по проведенному исследованию представлены в таблице.
Таблица
Показатели сформированности эмоционального интеллекта обучающихся в ведомственных вузах (n = 40)
Шкалы эмоционального интеллекта |
Процентное соотношение уровня сформированности эмоционального интеллекта у курсантов ВИПЭ ФСИН России |
Процентное соотношение уровня сформированности эмоционального интеллекта у слушателей ОО МВД России |
||||
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий |
|
Понимание чужих эмоций |
34,5 |
13,6 |
51,9 |
45,3 |
11,6 |
43,1 |
Управление чужими эмоциями |
16,9 |
40,8 |
42,3 |
49,3 |
24,9 |
25,8 |
Понимание своих эмоций |
36,1 |
11,3 |
24,8 |
18,7 |
55,6 |
25,7 |
Управление своими эмоциями |
33,1 |
43,3 |
23,6 |
36,2 |
45,1 |
18,7 |
Контроль экспрессии |
16,2 |
45,2 |
38,6 |
14,8 |
27,6 |
57,6 |
Межличностный эмоциональный интеллект |
20,9 |
56,3 |
22,8 |
35,7 |
36,2 |
28,1 |
Внутриличностный эмоциональный интеллект |
40,0 |
16,0 |
44,0 |
28,8 |
29,9 |
41,2 |
Способность к пониманию своих и чужих эмоций |
38,2 |
12,3 |
49,5 |
39,1 |
25,5 |
35,4 |
Способность к управлению своими и чужими эмоциями |
22,5 |
41,3 |
36,2 |
28,4 |
24,5 |
47,1 |
Интегративный показатель общего эмоционального интеллекта |
22,8 |
24,9 |
52,3 |
35,1 |
28,7 |
36,2 |
Рассматривая полученные результаты целесообразно сделать выводы: по шкале «Межличностный эмоциональный интеллект» курсанты ВИПЭ ФСИН России обладают средним показателем эмоционального интеллекта, который составляет 56,3% респондентов от общей численности, слушатели ОО МВД России обладают также средним уровнем эмоционального интеллекта – 36,2% от общей численности. Полученные итоги по данной шкале позволяют сделать вывод, что в целом обучающиеся в ведомственных вузах способны через наружные характеристики и проявления поведенческих закономерностей различить эмоции других людей, предугадывать и распознать чувственные проявления окружающих, а также они имеют умение в предложении стимулирующего воздействия на проявления чувственных реакций субъектов межличностного взаимодействия, вступающих с ними непосредственно в прямой контакт.
По другой шкале – «Внутриличностный эмоциональный интеллект» – мы видим следующие результаты: 44% человек от общей численности респондентов курсантов ВИПЭ ФСИН России имеют высокий показатель эмоционального интеллекта; 41,2% слушатели ОО МВД России также имеют высокий показатель по исследуемой шкале. Полученные результаты, дают нам понять, что обучающиеся не испытывают проблем определенного характера в распознавании и интерпретации личных психологических состояний и эмоций, первопричин их проявления и возникновения, а также не определяют для себя трудностей в саморегуляции эмоциональными состояниями при исполнении должностных обязанностей в повседневной служебной деятельности, призывающей к сложному рефлексивному вмешательству и анализу собственных поступков и действий. Полученные результаты имеют примерно равное соотношение, что говорит нам о сформированности данного компонента эмоционального интеллекта у респондентов, прошедших исследование.
Рассматривая результаты по другим шкалам: «Способность к пониманию своих и чужих эмоций» и «Способность к управлению своими и чужими эмоциями», мы делаем следующие выводы: по первой исследуемой шкале курсанты ВИПЭ ФСИН России имеют высокий показатель, который составляет 49,5% респондентов от общей численности, а слушатели ОО МВД России имеют низкий уровень эмоционального интеллекта, показатель по данной шкале составляет всего 39,1% человек. Стоит отметить, что все респонденты в целом обладают достаточно хорошими навыками к определению и понимаю собственных эмоций и эмоций окружающих. Однако, стоит отметить, что большая часть слушателей ОО МВД России обладают низким уровнем показателя по данной шкале, что говорит о низкой сформированности данного компонента эмоционального интеллекта.
По шкале «Способность к управлению своими и чужими эмоциями» итоги определились следующим образом: 41,3% курсантов ВИПЭ ФСИН России от общей численности испытуемых обладают средним результатом сформированности по данной шкале, а респонденты, обучающиеся в ОО МВД России, проявили высокий уровень развития способностей в управлении своими и чужими эмоциями, что составляет 47,1% человек от общей численности опрашиваемых.
По исследуемым шкалам: «Понимание чужих эмоций» и «Управление чужими эмоциями», результаты сложились следующим образом. Большая численность курсантов ВИПЭ ФСИН России показали высокий результат по данной шкале – 51,9%, также высокий, соответственно, по второй шкале – 42,3% человек. Слушатели ОО МВД России имеют средний показатель по обеим шкалам– 45,3% и 49,3% человек от общей численности. Полученные результаты позволяют нам сделать вывод, что курсанты ВИПЭ ФСИН России по сравнению со слушателями ОО МВД России обладают высоким навыком в понимании эмоций окружающих людей, они несколько лучше готовы управлять эмоциями участников взаимодействия и контролировать их.
Шкала «Интегративный показатель общего эмоционального интеллекта» дает оценку уровня сформированности эмоционального интеллекта у респондентов. По данной шкале курсанты ВИПЭ ФСИН России обладают высоким результатом уровня сформированности эмоционального интеллекта, который составляет 52,3% от общей численности испытуемых, в свою очередь обучающиеся в ОО МВД России также имеют высокий показатель по данной шкале – 36,2% всего. Интерпретируя результаты, полученные по шкале «Интегративный показатель общего эмоционального интеллекта», мы делаем вывод: наибольшее число курсантов ВИПЭ ФСИН России обладают высоким уровнем сформированности эмоционального интеллекта в отличии от слушателей ОО МВД России, где результаты составляют 36,2% человек от общего количества опрашиваемых.
Результаты по проведенному исследованию изучения уровня эмоционального интеллекта с использованием методики Д.В. Люсина «Измерение эмоционального интеллекта» (опросник «ЭмИн») позволило проанализировать, что не все обучающиеся в ведомственных вузах обладают должным уровнем сформированности навыков в распознавании информации эмоционального контекста. Контроль и коррекция эмоциональных состояний самого себя и окружающих также определена на среднем уровне.
Приобретенные сведения дают возможность сделать заключение, что для многих обучающихся в ведомственных вузах характерен средний, а также высокий показатель степени сформированности эмоционального интеллекта, а также его частей. Анализируя полученные данные, считается целесообразным введение в общеобразовательный ход ведомственных вузов определенных педагогических условий, предназначенных для формирования, а также развития исследуемого конструкта. Введение, а также применение в воспитательной и психологической работе деловых и ролевых игр, тренингов в области формирования психологической стабильности в опасных, а также сверх экстремальных ситуациях, будет способствовать выработке у обучающихся в ведомственных вузах ВИПЭ ФСИН России и ОО МВД России умений плодотворного, грамотного взаимодействия с окружающими людьми, коммуникативных умений, возможности толерантного отношения к окружающим, ответственности к осуществлению выбранной профессии, решению поставленных задач в служебной деятельности, а также развитии психической и эмоциональной устойчивости к стрессовым ситуациям.
1. Adushkina A.K. Razvitie emocional'nogo intellekta podrostkov v usloviyah uchrezhdeniya dopolnitel'nogo obrazovaniya sredstvami muzykal'noy terapii [Development of emotional intelligence of adolescents in conditions of additional education institutions by means of music therapy / A.K. Adushkina ] / A.K. Adushkina // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii.[Pedagogical education in Russia] 2015. № 9. p. 47-51. (in Russian)
2. Barash R.E., Antonovskiy A.Yu. Kommunikativnaya filosofiya radikal'nogo protesta. Genezis radikalizma i pozitivnaya programma ego issledovaniy [Communicative philosophy of radical protest. The genesis of radicalism and the positive program of its research] // R.E. Barash, A.Yu. Antonovskiy// Voprosy filosofii. [Questions of philosophy] 2018. №9. p.27-38.(in Russian)
3. Degtyarev A.V. Konstruirovanie treningovyh programm po razvitiyu emocional'nogo intellekta u podrostkov s otklonyayuschimsya povedeniem [Designing training programs for the development of emotional intelligence in adolescents with deviant behavior ] // A.V. Degtyarev // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. [Psychological science and education] 2013. № 3. p. 244-253.(in Russian)
4. Kurakina A.O. Model' psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya razvitiya emocional'nogo intellekta doshkol'nikov [Model of psychological and pedagogical support for the development of emotional intelligence of preschoolers]/ / A.O. Kurakina // Fundamental'nye issledovaniya. [Fundamental research] 2013. № 11 (3). p. 546-550.(in Russian)
5. Mal'ceva T.V., Pozdnyakov V.M. Osobennosti sub'ektivnoy vital'nosti na razlichnyh etapah professional'nogo stanovleniya sotrudnikov organov vnutrennih del Rossiyskoy Federacii [Features of subjective vitality at various stages of professional development of employees of internal affairs bodies of the Russian Federation] // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya [Applied legal psychology]. 2023. № 2 (63). p. 5-13.(in Russian)
6. Mal'ceva T.V., Kravcova Yu.A., Sobolev N.G. Social'naya frustraciya obuchayuschihsya vedomstvennyh obrazovatel'nyh organizaciy sistemy MVD Rossii [Social frustration of students in departmental educational organizations of the Russian Ministry of Internal Affairs] // Prikladnaya psihologiya i pedagogika.[Applied psychology and pedagogy] 2022. T. 7. № 4. p. 150-157.(in Russian)
7. Rastorgueva E.N. K opredeleniyu samoaktualizacii [To the definition of self-actualization]// E.N. Rastorgueva // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. [Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University] 2013. № 5 (99). p. 114-121.(in Russian)