NEGOTIATIONS IN CRISIS SITUATIONS OF THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE POLICE OF EL SALVADOR
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article is devoted to the use of negotiation technology by law enforcement officers in crisis situations on the example of the police of El Salvador. The historical background of the emergence of the police in the Republic of El Salvador, its primary structure, its role in the civil war of 1979-1993, the Chapultepec Peace Agreements, the transition from the punitive functions of the National Guard to the law enforcement of the National Civil Police (PNC), which is currently the main law enforcement agency of the state, is briefly presented. Structure and functions of the National Civil Police. The article notes the universality of negotiations as a technology that allows a police officer to successfully get out of a crisis situation with minimal damage to himself and the parties to the conflict, to prevent or minimize the consequences of an offense or crime. A list of recommendations on the organization and content of the stages of the negotiation process has been formed. The professional competencies necessary for a successful negotiator are identified. The conclusions summarize the research work done and determine the optimal approaches to the selection of negotiators from among police officers and the conditions for the formation of their necessary professional skills and personal qualities. Based on the analysis of the activities of the Salvadoran police, it is obvious that many important skills of a negotiator can be acquired by an employee either within the framework of professional experience or in the process of special training.

Keywords:
El Salvador police, crisis situations, negotiations, stages of the negotiation process, professional and personal qualities of the negotiator
Text

Актуальность темы исследования связана с использованием переговоров в кризисных ситуациях профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, в том числе и полиции Сальвадора.

Историческая справка. Полиция Сальвадора как силовая структура сформировалась в период 1884-1889 гг. и изначально подразделялась на Сельскую полицию и Конную полицию, которые возникли из частных армий богатых землевладельцев.

С установлением в Сальвадоре республиканского строя в 1867 году была создана Гражданская гвардия, а в 1912 году заменена Национальной гвардией. В конце гражданской войны в Сальвадоре (1979-1993 гг.), вспыхнувшей из-за ухудшений экономических и политических условий, а также серьезных социальных противоречий в обществе, в состав правоохранительных органов вошли: национальная полиция (Policia Nacional), казначейская полиция и Национальная гвардия. За период войны силовиками было совершено множество нарушений прав человека, но гражданская война закончилась Чапультепекскими мирными соглашениями, установившими ограничения на участие военных в обеспечении внутренней безопасности страны и гарантиями со стороны официальной власти соблюдения прав граждан только силами правоохранительных органов. Установление гражданского контроля над правоохранительными органами стало главным принципом мирных соглашений, а война завершилась только после того, как правительство и партизаны договорились создать новую Национальную гражданскую полицию, в состав которой вошли как бывшие полицейские, так и бывшие повстанцы, а также значительная часть бывших нонкомбатантов.

Уже к 1993 году Национальная гражданская полиция (PNC) стала основным правоохранительным органом государства, однако, в 1990-е гг. отмечался критический уровень убийств среди гражданского населения (65 на каждые 100 000 человек), правительство пыталось объяснить это растущей активностью преступных банд и при администрации президента Франсиско Флореса PNC старалось расправиться с бандами в рамках политики под названием «Железный кулак», но это было сложно реализовать без дополнительных сил, что привело к множеству жертв среди мирных граждан.

Сегодня, согласно действующей конституции Сальвадора, Национальная гражданская полиция является единственной силой, отвечающей за поддержание порядка, безопасности и общественного спокойствия в стране, с функциями, отличными от армии. Исходя из Чапультепекских мирных соглашений PNC не должна быть связана с Вооруженными силами страны или находиться под их влиянием. В самой PNC Генеральный директор находится на вершине иерархии. Президент Республики имеет право назначать и отстранять от должности генерального директора Национальной полиции по своему усмотрению  при определенных обстоятельствах, например, когда происходит нарушение прав человека должностным лицом. Генеральный директор отвечает за прием на работу в PNC, реализацию политики общественной безопасности и разработку бюджета PNC, кроме того, он курирует шесть основных поддиректорий полиции: общественную безопасность, расследование преступлений, специализированные оперативные подразделения, наземный транспорт, сельскую полицию, управленческий аппарат и финансы. Заместитель генерального директора является вторым по иерархии высшим должностным лицом в PNC и курирует заместителей директора по расследованиям преступлений, общественной безопасности, администрации, разведке, оперативным и специализированным подразделениям. Генеральный инспектор (который подчиняется Генеральному директору Национальной гражданской полиции) контролирует PNC на предмет нарушений прав человека и соблюдению мирных соглашений.

В состав PNC также входят группа дисциплинарных расследований, группа контроля и группа внутренних расследований (инспекция по личному составу), которые привлекают к ответственности членов PNC. В свою очередь, члены PNC делятся на несколько должностных категорий и составляют определенную структуру организации. Офицеры полиции, капралы и сержанты находятся на «базовом уровне»; субинспекторы, инспекторы и главный инспектор относятся к «исполнительному уровню»; а «высший уровень» состоит из подкомиссаров и комиссаров. Главным учебным центром правоохранительных органов Сальвадора является Национальная Академия Общественной безопасности (Academia Nacional de Seguridad Publica)(ASNP), где стажеры проходят специальную подготовку перед тем как стать полноправными представителями Национальной гражданской полиции [4].

Современные исследования по регулируемым законом Сальвадора властных полномочий сальвадорскими полицейскими и соблюдении ими норм профессиональной этики, выявлено, что они руководствуются универсальным правилам, предопределяющим общее направление правоохранительной миссии полиции и способствующим повышению к ней доверия со стороны общества [3], что дает свои положительные результаты.

Проблема, которую хотелось бы рассмотреть в рамках научной статьи, это использование переговоров как универсальной технологии сотрудниками полиции Сальвадора и требования к ее реализации в служебной деятельности. Можно сказать, что ярким примером и началом применения переговоров как технологии в деятельности полиции Сальвадора послужили события гражданской войны и сложная процедура  Чапультепекских мирных соглашений 1992 года. 

Данная статья посвящена переговорам сотрудников правоохранительных органов на примере полиции Сальвадора, отвечающих за действия в кризисных ситуациях, начиная с момента переговоров в рамках конфликта [1] двух и более лиц, вовлеченных в социальный, семейный, политический, экономический и другие конфликты и где государство обязано обеспечить своим гражданам безопасность через имеющиеся у него силы. Таким образом, исходя из сложности профессиональных задач, полицейские должны обладать таким набором характеристик, навыков и способностей; являющимся специфическим психологическим инструментом для переговоров, как лучшей стратегии решения конфликта и позволяющей достичь соглашения, удовлетворяющего все участвующие стороны. Набор необходимых качеств дает переговорщику большее преимущество перед другими участниками: преступниками или террористами, в этом смысле переговоры являются наиболее целесообразным способом разрешения конфликтов. Рассматривая переговоры в кризисных ситуациях как залог безопасности, как возможность разрешить экстремальную ситуацию путем использования диалога и необходимых методов, более цивилизованно, без применения силы и невосполнимых потерь, иногда для сохранения человеческих жизней, стараясь минимизировать возможный ущерб. В этой связи, по мнению сотрудников полиции Сальвадора, необходимо специально обучать переговорщика работе в типичных кризисных ситуациях, в публичных местах и частной обстановке.

Переговорный процесс в кризисной ситуации – наиболее деликатная часть работы полиции, которую он должен осуществляться очень профессионально и с большой ответственностью, чтобы каждое решение, принимаемое в ходе полицейско-криминального диалога, приводило к наилучшему результату.

Рекомендации: для того, чтобы вести переговоры эффективно, нужно обладать широкими знаниями и необходимых инструментах технологиями), знать, как лучше включиться в кризисную ситуацию, в которой необходимо вмешательство переговорщика, знать, каким образом нужно вести переговоры с преступниками или террористами, чтобы лучше используйте навыки ведения переговоров и убедите преступника или террориста использовать переговоры как шанс для себя, всегда контролировать ситуацию, при этом переговорщик должен уметь заставить преступника или террориста неосознанно делать то, чего хочет переговорщик.

Мы будем рассматривать переговоры как процесс, в котором два или более человека пытаются достичь определенного соглашения. Он происходит как диалог между участниками, и у каждого есть интерес к тому, что предлагает другой, но на разных условиях.

Термин «переговоры» принято связывать со специфической профессиональной деятельностью, однако мы обычно каждый день ведем переговоры с разными людьми: с партнером, семьей, друзьями, начальниками и коллегами, но всегда ли мы достигаем при целенаправленном общении с другими людьми желаемых договоренностей и в чем кроется причина неудач? В этих вопросах стоит более детально разобраться.

Кризисная ситуация по определению, это ситуация с высоким уровнем неопределенности и стресса, она как правило влияет на основную деятельность человека негативным образом или подрывает стабильность достижения целой и задач любой организации, поэтому требует принятия срочных мер по ее преодолению.

Сотрудники полиции в каждом государства или стране должны знать как можно применять технологию переговоров в контексте конкретной кризисной ситуации, и для этого становится важным рассмотреть возможности участия переговорщика в кризисных ситуациях, которые обычно состоят из способности и пригодности действовать во всех ситуациях, где требуются специалисты для разрешения конфликта, выходящего за рамки повседневного или привычного образа жизни, а также способности сотрудника полиции применять необходимые методы и инструменты, разрешать простые ситуации, такие как: домашние и семейные проблемы, споры третьих лиц; и сложные ситуации, такие как: захват заложников, массовые беспорядки, попытки самоубийства, конфликты между сотрудниками правоохранительных органов и пр.

Следует рассмотреть требования к психологическому портрету специалиста по переговорам, его необходимые качества и поведенческие навыки, и это очень важно, поскольку любая кризисная ситуация, где могут быть использованы переговоры, должна решаться профессионально, опыт переговоров полицейских Сальвадора опирается на исторические уроки и драматические события гражданской войны.

Сегодня сотрудники полиции Сальвадора могут делиться своим профессиональным опытом использования переговоров в кризисных ситуациях и считают, что сотрудник полиции должен:

  1.  уметь управлять эмоциями и осуществлять самоконтроль, уметь подавлять в себе негативные чувства, такие как гнев, страх, вина, тревога и т.д.;
  2. обладать навыками профессионального общения, поскольку полиция первой прибывает на место, где было совершено преступление, и вмешивается в ситуацию, выстраивая коммуникацию с участниками ситуации, стремиться установить причинно-следственные связи произошедших событий, мотивы преступного или неадекватного поведения, пытается выяснить причины и установить истину на месте инцидента и пр. Для сотрудника полиции важно контролировать возникшую кризисную ситуацию посредством диалога, стремиться решить вспыхнувший конфликт или предотвратить попытку совершения преступления мирным путем;
  3. сотрудник полиции должен стремиться осуществлять свои функции ответственно и авторитетно, используя возможные способы: по средством наблюдения, обеспечения кризисной ситуации правовыми гарантиями; сбором соответствующей информации и принятием необходимых мер;
  4.  проявлять умственную гибкость в поведении, сочувствие, терпение, способность к диалогу, хорошее управление эмоциями другого человека в ситуации кризиса и демонстрировать хорошее самообладание;
  5. обладать способностью работать под психологическим давлением, проявлять высокий уровень эмпатии, терпения, способность импровизировать и принимать последовательные решения, быть убедительными для потерпевших, свидетелей, правонарушителей и преступников, уметь внушать доверие и  уверенность в себе.

                 Все перечисленные качества и умения создают предпосылки для благоприятных переговоров и достижения желаемого результата.

Порядок действий в ситуациях переговоров должен всегда соблюдаться.

Основной целью процедуры переговоров является преодоление трудностей в ситуации кризиса переговоров, который может возникнуть в процессе диалога. Важно помнить, в переговорах приходится иметь дело прежде всего с проблемами, а не с людьми, и нужно попытаться найти оптимальное решение, учитывающее точки зрения и интересы всех участников.

В процессе ведения переговоров можно выделить несколько этапов: подготовительный; основной (развитие отношений) и заключительный.

Подготовительный этап включает подход к месту и оценку места происшествия: первичный сбор информации об участниках, пострадавших, заложниках, свидетелях, временем происшествия и подготовку предварительного плана переговоров, где необходимо определить людей, вовлеченных в это событие или связанных с ним, которым может потребоваться помощь и психологическая поддержка на протяжении всего процесса переговоров, задействовав другие необходимые ресурсы (медицинские бригады, специалистов-психологов и т.д.).

Основной этап охватывает период от начала переговоров до окончания обсуждений. Это фаза, на которой оппоненты пытаются сблизить позиции посредством уступок и запуска стратегии переговоров, и здесь необходимо иметь альтернативные варианты развития событий для компромиссных решений. Продолжительность этого этапа не определена. Нужно координировать свои действия с планом операции с учетом задействованных сил и средств. На данном этапе переговорщикам следует соблюдать такие общие рекомендации:

  • определить лидера и говорите с ним по имени;
  • демонстрировать спокойствие и уверенность, действуя взвешенно и неспешно;
  • позволить оппоненту говорить и выражать проблемы, которые вы хотите обсудить;
  • проявлять терпение в диалоге и пытаться поставить себя на место другого человека, с которым происходит взаимодействие;
  • не провоцировать на агрессию: не следует оскорблять и не унижать достоинство оппонента, не подрывайте уровень доверия к себе;
  • постараться ограничить или исключить неожиданные поступки с другой стороны;
  • не настаивать на уступках, проявляя к ним чрезмерную заинтересованность;
  • использовать естественные потребности и режим жизнедеятельности (время приема пищи, отдых и другие потребности) для перерыва и промежуточного подведения итогов в переговорах; .
  • вносить разумные сомнения, когда выдвигаются неразумные требования с другой стороны;
  • заставляйте оппонентов, находящихся в конфликте, принимать спокойные и взвешенные решения; .
  • поощрять оппонента говорить как можно больше, не перебивая;
  • не давать обещаний, которые невозможно выполнить;
  • делать минимальные жесты поощрения помимо основных уступок;
  • не сдаваться в ходе переговоров и решайте в первую очередь мелкие задачи, пока основные не решаются;
  • принципиальные вопросы уметь решать в ультимативной форме;.
  • фиксировать процесс переговоров на официальных носителях информации и записывающих устройствах (аудио- и видео фиксация);
  • временно прервать переговоры из-за словесной агрессии, отсутствия должного поведения и уважения, а также изменений требований оппонента.

Заключительный этап. На этом этапе необходимо убедиться, что обе стороны интерпретируют обсуждаемые вопросы одинаково. Окончание переговоров наступает тогда, когда: соглашение между переговорщиком и оппонентом в кризисной ситуации, достигается или не достигается; нет соглашения о принятии других возможных альтернатив; сделаны выводы, что переговоры с психически неадекватным человеком далее невозможны и необходима помощь специалиста и пр.

В основе существующей концепции антикризисного управления в правоохранительной системе лежит представление об ее устойчивости и способности сотрудников выполнять эффективно свою работу в условиях кризиса, в том числе все сотрудники оперативных подразделений профессионально вести переговоры, работать в экстремальных условиях. Переговорщики должны прилагать максимум усилий по противостоянию кризисной ситуации, адаптируясь к новой среде, уметь восстанавливаться после стресса, быть устойчивым к негативному воздействию.

Само понятие «устойчивость» включает в себя не только вопросы сопротивления или выживания, но и способность стать сильнее, воспользоваться преимуществами неблагоприятного события. В этом смысле кризис может стать непредвиденным событием, в котором проявляется устойчивость. Это позволяет выявить потенциальные и сильные стороны сотрудников, которые не были бы учтены, если бы не произошла кризисная ситуация. Сотрудники в ситуации кризиса могут демонстрировать большую креативность. Хотя это может показаться очевидным, но в современных условиях сотрудники правоохранительных организаций, отвечающие за национальную безопасность в государствах, постоянно сталкиваются с множеством новых кризисных ситуаций и открывают в себе новые потенциалы и скрытые возможности.

Стремление к устойчивости заставляет использовать внутренние ресурсы в ситуации кризиса и противостоять неопределенности. Эти ресурсы не что иное, как потенциал, порой переходящий в талант. Это тот набор врожденных качеств и способностей, которыми сотрудники возможно обладают и которые не было необходимости использовать и/или развивать.

С учетом выше сказанного, хотелось бы напомнить, что на основе научных изысканий в структуре переговорной компетентности (на примере руководителя органа внутренних дел Российской Федерации), как в интегральном личностном образовании, уже выделены основные его компоненты, к которым относятся: мотивационно-ценностный, познавательно-прогностический, коммуникативный, эмоционально-волевой [2].

Таким образом, сегодня владение технологией переговоров является для сотрудника полиции признаком профессионализма. Переговоры может использоваться как в повседневной служебной деятельности и при личном взаимодействии, так и в специально организованных переговорных процессах (при захвате заложников, при конфликтах с гражданами или внутри организации, при деловом взаимодействии), то есть в ситуациях, в которых они становятся единственным альтернативным способом применению силовых методов без человеческих жертв и нанесения ущерба здоровью граждан, окружающей среде и/или каким-либо объектам. Также необходимо отметить, что подбор переговорщиков с необходимым психологическим профилем для службы в правоохранительных органов сложен, однако выявлено, что многие из важных навыков переговорщика могут быть приобретены сотрудником вместе с положительным профессиональным опытом и в рамках специальной подготовки.

Считаем, что при дальнейшем изучении, концепция ведения переговоров в кризисных ситуациях должна рассматривается в науке на междисциплинарном уровне и включать в себя общие знания поведенческих наук.

 

 

References

1. Vahnina V.V. Psihologicheskie osobennosti podgotovki i perepodgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del k peregovornoy deyatel'nosti // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii, [Psychological features of training and retraining of employees of internal affairs bodies for negotiation activities // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia №3. 2018. (in Russia)

2. Vozzhenikova O.S. Peregovornaya kompetentnost' rukovoditeley organov vnutrennih del i psihologicheskie puti ee sovershenstvovaniya: dis. ... kand. psihol. nauk: [Negotiation competence of heads of internal affairs bodies and psychological ways of its improvement: dis. ... cand. psychological sciences]19.00.05: Moskva, 2004. - 230 p.(in Russia)

3. Chimarov S.Yu., Alekseev A.A., Tonyshev A.V. Normativnoe pravovoe regulirovanie eticheskih osnov povedeniya sluzhaschih policii v respublike Sal'vador // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2021. [Normative legal regulation of ethical bases of behavior of police officers in the Republic of El Salvador // Humanities, socio-economic and social sciences.] № 7. p. 143-146.(in Russia)

4. https://en.wikipedia.org/wiki/National_Civil_Police_(El_Salvador).

Reviews
1. Crisis negotiations in professional police work in El Salvador Authors: Vahnina Viktoriya


Login or Create
* Forgot password?