PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES: FEATURES, WAYS OF OPTIMIZATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The study of the features of professional and personal development of employees of the internal affairs bodies is relevant, since the process of improvement contributes to providing the internal affairs bodies with highly qualified personnel and improving the efficiency of official activity. The features of professional and personal development of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation are chosen as the subject of the study. The purpose of the work: to study the features and identify ways to optimize the professional and personal development of employees based on the analysis of the results of the study. Research hypothesis: individual characteristics of psychological qualities of a person influence the formation of professional qualities and the success of official activity. 120 employees and civil servants of the internal affairs bodies took part in the study. On the basis of the questionnaire, personal data, information about working conditions, about the attitude to service in the internal affairs bodies were obtained. As a result of the analysis of data on the features and problems of professional and personal development, ways to optimize it were worked out. In the course of the conducted research, knowledge about the features of professional and personal development of employees of internal affairs bodies was supplemented. The significance of the results obtained for practical activity lies in the justification of the directions of optimization of professional and personal development of employees. Conclusions: the improvement of the system of professional and personal development of employees of the internal affairs bodies is ensured by the continuity of this process and the creation of conditions for self-improvement of employees to solve problems of their professional and personal development.

Keywords:
employees of internal affairs bodies, professional and personal development, improvement, self-development, directions of optimization of professional and personal development
Text

Проблема профессионально-личностного развития приобретает особый интерес для обеспечения эффективной деятельности сотрудников органов внутренних дел. Сложный характер профессиональной деятельности субъектов правоохранительной деятельности способствует развитию стресса, вызывает напряжение функциональных систем организма сотрудников. Таким образом, организация эффективного психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел приобретает еще большую актуальность.

Особенности профессионально-личностного развития рассматривали в своих исследованиях Э.Ф. Зеер, Е.А. Климова, А.К. Маркова, Ю.П. Поваренков, Л.Б. Шнейдер и др. [1, 3].

Представление о том, что эффективность выполнения служебных обязанностей определяется качеством профессиональной подготовки особенно характерно для сотрудников органов внутренних дел, деятельность которых сопряжена с риском, и не только для жизни самих сотрудников. Для обеспечения органов внутренних дел высококвалифицированными кадрами необходимо работать в направлении совершенствования компетентности сотрудников, воспитания сотрудников, способных эффективно исполнять служебные обязанности. Профессиональное совершенствование сотрудника взаимосвязано с личностным развитием, а психологические качества и индивидуальные черты личности – основа формирования профессиональных свойств [2, 5].

При организации профессионально-личностного развития сотрудников органов внутренних дел возникают различные сложности. В связи с этим вопросы профессионально-личностного развития сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации актуальны. Характерной особенностью деятельности сотрудников профессиональной является то, что она всегда сопровождается профессиональным развитием. Следовательно, исследование характеристик профессионально-личностного развития сотрудников органов внутренних дел дает возможность определения способов оптимизации процесса и увеличения результативности служебной деятельности.

Профессиональное совершенствование происходит неравномерно. У сотрудников оно имеет особенности, определяемые видом профессиональной деятельности, необходимостью формирования профессионально важных качеств.

Психологические характеристики деятельности сотрудников органов внутренних дел подробно изучены (В.Л. Васильев, И.В. Васильева, М.И. Марьин, А.В. Молокано, В.Е. Петров, В.Н. Смирнов, А.М. Столяренко, Е.В. Петухов, С.Н. Федотов и др.)[3], выделены наиболее значимые профессиональные качества и разработаны профессиограммы сотрудников органов внутренних дел различной специализации.

Характер выполнения служебных обязанностей, психологические особенности деятельности делают необходимым формирование у сотрудников стойкой мотивации к данной профессии, твердых профессиональных знаний и системы ценностей, развития интеллектуальных и морально-волевых качеств, артистических способностей, коммуникативных, организаторских способностей, психологической устойчивости.

В процессе профессионально-личностного развития у сотрудников складывается устойчивое положительное отношение к профессии, развиваются важные профессиональные качества, накапливается опыт служебной деятельности.

Изучение особенностей профессионально-личностного развития свидетельствует о том, что данный процесс динамический, обусловлен внешними факторами, активностью самой личности. Изучать его необходимо в основной части жизни человека. Профессиональное развитие представляет собой процесс неравномерный, для которого характерны периоды подъема, спада, застоя.

В процессе эмпирического исследования с целью изучения особенностей и способов оптимизации профессионально-личностного развития проведен опрос 120 сотрудников органов внутренних дел и гражданских государственных служащих, анализ и статистическая обработка результатов.

Предметом исследования стали особенности профессионально-личностного развития сотрудников органов внутренних дел.

Вопросы анкеты обеспечивали изучение особенностей и проблем профессионально-личностного развития сотрудников органов внутренних дел с целью выработки путей его оптимизации. В анкете представлены вопросы, характеризующие персональные сведения, представления о работе, отношение к службе в органах внутренних дел Российской Федерации, мнение сотрудников об условиях, созданных на работе.

На основе анализа полученных данных были разработаны предложения по совершенствованию профессионально-личностного развития сотрудников органов внутренних дел.

В исследовании приняли участие 120 человек (85 мужчин, что составило 70,8 %, 35 женщин – 29,2 %) По возрасту респонденты были объединены в несколько групп от 25 до 30 лет, от 30 до 40 лет, более 40 лет.

Анализ данных об уровне образования респондентов показал, что большая их часть – 70 % имеет высшее образование. Значительно меньшее количество участников опроса имеет среднее профессиональное и общее среднее образование и входит в группу 25-30 летних.

Распределение сотрудников по группам в соответствии с трудовым стажем показало, что значительная их часть имеет стаж 10-15 лет, 15-20 лет 39 % и 40 % соответственно.

Большая часть респондентов поступила на службу по рекомендации друзей, коллег, знакомых (47 % сотрудников органов внутренних дел и 40 % государственных гражданских служащих), кроме того, 18 % сотрудников перешли в подразделения органов внутренних дел в порядке повышения, ротации, 17 % сотрудников отметили поступление после службы в армии, по целевому направлению, по рекомендации сотрудников отделов кадров. Немалое количество (25 %) государственных гражданских служащих выбрали данное место работы самостоятельно, среди сотрудников таких респондентов 10 %. Незначительное количество участников опроса (3-5 %) были приглашены непосредственными руководителями или поступили на работу через службу занятости.

При этом свой выбор профессиональной деятельности по рекомендации других лиц сотрудники органов внутренних дел сделали чаще, чем гражданские служащие. Сотрудники органов внутренних дел также чаще меняли место работы в связи с продвижением по службе или перемещением.

Более половины сотрудников органов внутренних дел (68 %) осознанно выбрали свою профессию и считают свою работу «подходящей».

Рассматривая ответы респондентов о предыдущем месте работы, можно отметить, что для 46 % сотрудников поступило на работу из государственных предприятий, для них это первое место трудовой деятельности.

Большинство участников опроса указывают на возможность перехода на работу в другие аналогичные структуры, но 34 % предполагают, что сделать это будет нелегко.

Значимость служебной деятельности в стабильности и наличии социальных гарантий отмечают 70 % сотрудников и 40 % государственных гражданских служащих. Вместе с тем, лишь часть участников опроса (20 % сотрудников и 10 % служащих) представляют работу интересной, на которой возможно иметь хороший доход.

Анкета содержала вопросы, направленные на изучение отношения респондентов к их деятельности. Службу в органах внутренних дел Российской Федерации считают скорее престижной 80 % опрошенных, но 15 % не согласны с данным мнением, а 5 % твердо убеждены в том, что профессиональная деятельность в органах внутренних дел не является престижной.

О смене профессии, переходе в частное производство постоянно думают 28% опрошенных, 23 % респондентов готовы поменять место жительства 3-4 раза в год, если будет повышена зарплата, предоставлено жилье, обеспечен карьерный рост.

Респондентам были заданы вопросы о способах совершенствования профессиональных качеств сотрудников, об обучении на курсах повышения квалификации. Участие в стажировках указали все участники опроса, многие повысили свою квалификацию. Однако сотрудники отметили, что нечасто проводятся тренинги семинары, а также стажировки за рубежом.

Участие в стажировках, в повышении квалификации помогло сотрудникам органов внутренних дел расширить кругозор, узнать о современных достижениях и зарубежном опыте профессиональной деятельности.

Значительная часть опрошенных сотрудников (68 %) считает, что повышение квалификации способствует развитию профессиональных знаний, формированию умений и навыков.

Анализируя представленные данные, следует выделить часть не разрешенных вопросов в профессиональном и личностном развитии сотрудников органов внутренних дел:

Основными проблемами профессионально-личностного развития сотрудников органов внутренних дел являются: слабая связь его с возможностью карьерного роста; недостаточная эффективность механизмов дополнительного образования; недостаточное научно-методическое и организационное обеспечение профессионального и личностного развития сотрудников органов внутренних дел; недостаточное внимание со стороны психологов и кадровых подразделений организации профессионально-личностному развитию сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, отсутствие достаточных полномочий, слабый контроль данных служб за профессионально-личностным развитием сотрудников; проблематичность процесса внедрения дополнительных форм и технологий по повышению квалификации сотрудников органов внутренних дел.

К таким технологиям следует отнести технологии, ориентированные на формирование компетенций сотрудников, необходимые для выполнения служебных обязанностей (разработка государственных и индивидуальных программ профессионально-личностного развития сот рудников органов внутренних дел).

Сотрудники органов внутренних дел должны быть постоянно готовы к выполнению поставленных задач, что требует совершенствования системы их профессиональной подготовки, психологической компетентности, развития навыков профессионального роста.

В заключение обозначим направления совершенствования системы профессионально-личностного развития сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации:

  • создание мотивации успеха в служебной деятельности, усиление связи профессионально-личностного развития с карьерным продвижением сотрудника;
  • усиление обеспечения научно-методического и организационного обеспечения профессионально-личностного развития сотрудников органов внутренних дел;
  • применение интерактивных технологий дополнительного профессионального образования;
  • использование дополнительных технологий, форм и методов повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел;
  • создание программ профессионально-личностного саморазвития сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.

Профессионально-личностное развитие сотрудников органов внутренних дел важная часть служебной деятельности и определяющий фактор повышения квалификации и формирования профессиональных качеств сотрудников. Современные представления о профессионально-личностном развитии основано на том, что данный процесс не должен быть сведен лишь к профессиональному образованию, обучению. Профессионально-личностное развитие – это целенаправленное совершенствование личных и профессиональных качеств сотрудников.

References

1. Mal'ceva T.V., Pozdnyakov V.M. Osobennosti sub'ektivnoy vital'nosti na razlichnyh etapah professional'nogo stanovleniya sotrudnikov organov vnutrennih del Rossiyskoy Federacii [Features of subjective vitality at various stages of professional development of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation] // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. [Applied Legal Psychology] 2023. № 2 (63). p. 5-13. (in Russia)

2. Mal'ceva T.V., Reuckaya I.E., Petrov V.E. Psihologicheskoe konsul'tirovanie lichnosti v processe professionalizacii [Psychological counseling of personality in the process of professionalization ] // Ser. Vysshee obrazovanie. [Ser. Higher education] Moskva, 2020. 136 p. (in Russia)

3. Molokanova A. V. Professional'no-psihologicheskie kachestva sledovatelya i ih razvitie v vysshem obrazovatel'nom uchrezhdenii MVD Rossii [ Professional and psychological qualities of an investigator and their development in a higher educational institution of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // diss. kand. psih. nauk, [diss. cand. psycho. sciences] 2000. p. 153. (in Russia)

4. Noskova O. G. Tendencii v razvitii problematiki psihologii truda i smezhnyh psihologicheskih disciplin v Rossii konca HH veka [Trends in the development of the problems of labor psychology and related psychological disciplines in Russia at the end of the 20th century] // Vestnik Mosk. Un-ta. Ser. 14. Psihologiya. [Vestnik Mosk. University. Ser. 14. Psychology] 2001. № 4. p. 46-56. (in Russia)

5. Tihonova E.A. Primenenie professiograficheskogo podhoda v professional'nom psihologicheskom otbore sotrudnikov organov vnutrennih del Rossiyskoy Federacii [Application of the professional approach in the professional psychological selection of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation ] // V sbornike: Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya v Sibiri. Omskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet. [In the collection: Psychological and pedagogical research in Siberia. Omsk State Pedagogical University] Omsk, 2020. p. 102-103. (in Russia)

Reviews
1. Professional and personal development of employees of internal affairs bodies: features, ways of optimization Authors: Sepiashvili Ekaterina


Login or Create
* Forgot password?