The article comprises the analysis of the role of the Constitutional Court of the Russian Federation in the process of formation of democratic, rule of law and social Russian state. The author focuses on the fact that it’s essentially the constitutional jurisprudence that makes it possible to develop the adequate perception of human rights as the primary constitutional value, to define the nature and to unfold the significance of the principles stipulated in the Constitution, to ensure the harmonization of Russian legislation with the commonly recognized principles and norms of International law, to delineate the constitutional meaning of legal provisions subjected to the Constitutional Court review.
The Constitution of the Russian Federation, the Constitutional Court of the Russian Federation, constitutional principles, constitutional interpretation of laws, harmonization of national and European jurisdictions, implementation of the Constitutional Court of the Russian Federation rulings.
Сегодня, по прошествии 20 лет после принятия Конституции Российской Федерации, в стране накоплен большой опыт отправления конституционного правосудия. И хотя зарождение института отечественного конституционного судопроизводства объективно предшествовало появлению нового Основного закона, вряд ли кто-то всерьез усомнится в том, что реальное становление конституционной юстиции в ее современном формате базируется на положениях действующей Конституции РФ 1993 г. С формально-юридической точки зрения роль и значение Конституционного Суда РФ и отправляемого им правосудия конечно же во многом предопределены ст. 125 Конституции РФ, закрепляющей основы правового статуса КС РФ, и ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», характеризующей его в качестве судебного органа конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющего судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Из них с очевидностью следует, что Конституционный Суд занимает эксклюзивное место в общей системе государственных органов, так как только он вправе, обеспечивая судебно-правовую охрану Конституции, фиксировать в своих решениях конституционные параметры соблюдения и защиты прав и свобод граждан, организации и функционирования различных институтов гражданского общества и правового государства и тем самым гарантировать верховенство и прямое действие Конституции на всей территории Российской Федерации.
Востребованность Конституционного Суда в сложившемся политико-правовом общении не вызывает сомнений. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно привести только некоторые цифры, красноречиво свидетельствующие о влиянии конституционного правосудия на формирование российского правового пространства. Так, по данным Секретариата КС РФ, с 1 января 1995 г. по 1 сентября 2013 г. в Конституционный Суд поступило 270 664 обращения; по ним принято 368 постановлений и 15 386 определений. Говоря о содержательной стороне деятельности Конституционного Суда, нельзя не отметить, что в его решениях затронут самый широкий спектр вопросов, связанных с конституционным статусом личности, свободой экономической деятельности, суверенным единством российской государственности, организацией публичной власти, федеративным устройством, местным самоуправлением, юридической ответственностью, различными видами судопроизводства. В результате не будет преувеличением утверждать, что актуальное восприятие российского законодательства и отечественной правовой системы попросту невозможны без учета сформулированных Конституционным Судом правовых позиций.
Воздействие Конституционного Суда, являющегося ключевым хранителем Конституции РФ и закрепленных в ней фундаментальных конституционных ценностей, на развитие государственно-правовых, муниципально-территориальных и общественных институтов многогранно и несомненно охватывает собой как законодательную, так и правоприменительную деятельность. Вместе с тем наиболее значимыми каналами его влияния на правовую систему Российской Федерации в целом и укрепление конституционной законности в частности являются следующие компоненты конституционного правосудия, без которых оно сводилось бы к сугубо ритуальным и в значительной степени имитационным ритуалам.
1. Alekseev S. S. Teoriya prava. M., 1994.
2. Aranovskiy K. V., Knyazev S. D. Rol' Konstitutsii v politiko-pravovom obustroystve Rossii: iskhodnye obstoyatel'stva i so-vremennye ozhidaniya. Sravnitel'noe konstitutsionnoe obozrenie. 2013. № 3.
3. Volkova N. S., Khabrieva T. Ya. Pravovye pozitsii Konstitutsionnogo Suda Rossiyskoy Federatsii i parlament. M., 2005.
4. Voronin Yu. N. Dvadtsat' let nelegitimnoy Konstitutsii Rossii. Konstitutsionnyy vestnik. 2013. № 3.
5. Ellinek G. Sotsial'no-eticheskoe znachenie prava, nepravdy i nakazaniya. M., 1910.
6. Zor'kin V. D. Konstitutsionno-pravovoe razvitie Rossii. M., 2011.
7. Zor'kin V. D. Pravo v usloviyakh global'nykh peremen. M., 2013.
8. Zor'kin V. D. Sovremennyy mir, pravo i Konstitutsiya. M., 2010.
9. Kovler A. I. «Moral'nyy suverenitet» pered litsom «gosudarstvennogo suvereniteta» v evropeyskoy sisteme zashchity prav cheloveka. Mezhdunarodnoe pravosudie. 2013. № 3.
10. Kutafin O. E. Ponyatie konstitutsionnogo gosudarstva. Sovremennyy rossiyskiy konstitutsionalizm: problemy teorii i praktiki. M., 2008.
11. Seleznev N. V. Konstitutsionnyy Sud Rossiyskoy Federatsii v sisteme sudebnoy vlasti. M., 1998.