VAC 5.3.3 Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика
UDK 159.9 Психология
The stressfulness of the performance of district police officers causes the occurrence of a syndrome of professional burnout of employees. In this regard, special measures of psychological and pedagogical support for the development of self-control are required as one of the main personal resources for the prevention and overcoming of professional burnout by district police officers. An effective method aimed at developing the self-control of district police officers is a specially organized training designed to promote the psychological recovery of employees and, ultimately, increase satisfaction with their professional activities, increase psychological well-being at work and reduce professional burnout. The article proposes a training program for the development of self-control as a personal resource for overcoming professional burnout.
self-control, professional burnout, district police officer, official activity, personal resource, self-control training
Поиск путей профилактики и преодоления профессионального выгорания субъекта служебной деятельности является актуальной проблемой
в современной психологии труда. По данным С.В. Богатырева [2], осуществившего анализ исследований стресса и выгорания у сотрудников полиции в зарубежной и отечественной психологии «в России проблема эмоционального выгорания на современном этапе (2000–2020 гг.) представлена 686 научными статьями, касаемо обсуждаемого феномена у сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации – 29 научными статьями. Проблеме профессионального стресса посвящена 1061 статья, из них 62 статьи
о профессиональном стрессе сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», что свидетельствует о возрастающем интересе ученых и практиков к разработке мер по управлению стрессом, приводящим к профессиональному выгоранию сотрудников органов внутренних дел.
Как показало проведенное нами исследование, одним из главнейших личностных ресурсов преодоления профессионального выгорания участковыми уполномоченными полиции является самообладание. Доказано, что различия
в структуре самообладания влияют на образование некой стратегии (в ходе исследования выявлено 13 стратегий самообладания, участковых уполномоченных полиции) и обнаружена их прямая связь с уровнем профессионального выгорания. Выявление различий в структуре и стратегиях самообладания у мужчин и женщин с разным уровнем профессионального выгорания позволило определить «слабые звенья» в реагировании сотрудников на стрессовые ситуации в служебной деятельности и предположить причины их профессионального выгорания [13]. Одной из гипотез нашего исследования было предположение, что развитие самообладания, как личностного ресурса преодоления профессионального выгорания участковых уполномоченных полиции, будет способствовать развитию у них позитивных стратегий самообладания и преодолению профессионального выгорания.
Изучение методов, позволяющих развить самообладание участковых уполномоченных полиции показало, что наиболее эффективной и действенной формой работы специалиста психолога органов внутренних дел Российской Федерации является организованный тренинг [10], представляющий собой совокупность игровых и дискуссионных методов, направленных на «преодоление трудностей, мешающих оптимальному развитию тех или иных сторон личности и ее эффективной жизнедеятельности, раскрытие внутренних потенциалов человека и расширение его самосознания» [9].
На сегодняшний день в психологической науке теория и практика тренинговой работы представлена достаточно широко. В органах внутренних дел также имеется опыт использования тренинговых методов при проведении профессионально-психологической подготовки сотрудников и предпринимаются успешные попытки развития теории тренинговой работы [15]. В.С. Карпов [8] в основу своей методики психологической подготовки положил техники самовнушения, В.Н. Смирнов - восточные практики [12], С.В. Асямов и Ю.С. Пулатов [1], О. В.Бычков [4], И.В. Глумова [6], предложили специальные упражнения, моделирующие конкретные ситуации реальной служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Анализ всего многообразия тренинговых программ, предлагаемых для использования в органах внутренних дел, показал, что в своем большинстве это тренинги профессионального общения, развития стрессоустойчивости, уверенного поведения и социально-профессиональных навыков взаимодействия, способствующих эффективному выполнению служебной деятельности. Все эти тренинги объединяет приобретение сотрудником нового опыта. Как справедливо отмечает И.Н. Коноплева «Тренинговые методы − это углубленная работа с имеющимся опытом участников тренинга, их сотрудничество и взаимодействие. Источником новизны является новое использование опыта.
В ходе занятий происходит переосмысление, изменение в восприятии, структурирование, выстраивание в определенную логику решения задач. Благодаря анализу собственных действий участники узнают новое о себе и своем поведении» [9].
Эти факты дали нам основание полагать, что именно специально организованный тренинг наиболее эффективных стратегий самообладания будет способствовать снижению профессионального выгорания участковых уполномоченных полиции.
В ходе эмпирического исследования [14] выяснилось, что у сотрудников с низким уровнем профессионального выгорания стратегии самообладания существенно отличаются от сильно «выгоревших» сотрудников. В результате сравнения стратегий самообладания «выгоревших» и «не выгоревших» сотрудников были определены качественные характеристики самообладания, которые следовало развивать для профилактики профессионального выгорания участковых уполномоченных полиции (с учетом их половых различий).
С этой целью была разработана программа тренинга развития самообладания участковых уполномоченных полиции как личностного ресурса преодоления профессионального выгорания, которая состоит из четырёх последовательных этапов: диагностического, аналитико-проективного, практического, рефлексивного.
На диагностическом этапе определяются присущая сотруднику стратегия самообладания и уровень его профессионального выгорания. Диагностика проводится с участковыми уполномоченными полиции с помощью тестирования по тесту-опроснику профессионального выгорания для сотрудников правоохранительных органов (Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С) [5] и тесту самообладания (А.А. Золотарева) [7].
На основании полученных эмпирических данных строится индивидуальный профиль стратегии самообладания сотрудника и определяются барьеры профессиональной деятельности наиболее трудно преодолимые для него. Тренинговые группы, объединенные психологом по основанию сходства стратегий самообладания сотрудников и их половой принадлежности, используются для дальнейшей психологической работы по решению схожих проблем, участковых уполномоченных полиции.
На аналитико-проективном этапе решается три задачи:
Первая – определение направления психологического сопровождения, адекватного выявленной стратегии самообладания и типу реагирования на профессиональные барьеры, детерминирующих профессиональное выгорание.
Вторая – постановка цели психологического сопровождения в зависимости от стратегии самообладания: для испытуемых с позитивными стратегиями самообладания необходимо способствовать сохранению баланса проявления самообладания и низкого уровней профессионального выгорания. Для сотрудников с негативными стратегиями самообладания необходимо выявить личностные ресурсы развития самообладания.
Третья – соответственно поставленным целям, выбрать методы психологической помощи, а также конкретные техники их реализации.
Практический этап представляет собой непосредственную психологическую работу специалиста по оптимизации стратегий самообладания сотрудников. Основной формой реализации практического этапа является тренинг развития самообладания, за счет рефлексии и гармонизации трех его структурных компонентов (личностного, событийного и экзистенциального).
Основой тренинга является реализация стратегии самообладания участковых уполномоченных полиции как установки личности на определенные формы поведения в сложных жизненных ситуациях и профессиональной деятельности, реализуемая посредством самоконтроля и саморегуляции когнитивной и аффективной сфер психической деятельности.
На рефлексивном этапе, тренинга развития самообладания как личностного ресурса преодоления профессионального выгорания, по завершении его полного цикла, проводится оценка эффективности. По результатам полученных данных психолог устанавливает динамику изменений анализируемых показателей и определяет пути дальнейшего психологического сопровождения процесса профилактики профессионального выгорания участковых уполномоченных полиции.
Для реализации данной программы была разработан конкретный сценарный план тренинга развития самообладания участковых уполномоченных полиции как личностного ресурса преодоления профессионального выгорания, имеющий блочное построение.
Первый блок посвящен общим вопросам стратегий самообладания субъекта труда. Его целью стало формирование представлений сотрудников, участвующих в тренинге, о структурных компонентах самообладания и рефлексия каждым участником собственной стратегии самообладания.
Результатом проведения мероприятий данного блока стали создание позитивного эмоционального фона тренинга и создание атмосферы психологической безопасности. После определения участниками особенностей своей структуры самообладания и его предпочтительных стратегий на диагностическом этапе тренинга, начиналась его теоретическая часть, состоящая в расширении когнитивной составляющей самообладания и осознание собственных проблем, приводящих к профессиональному выгоранию. Это происходило через расширение «семантического поля» показателей самообладания, посредством обсуждения различий в стратегиях самообладания у мужчин и женщин на разных уровнях профессионального выгорания. Обсуждение проблем в групповом формате способствовало рефлексии сотрудниками проблемных вопросов других коллег через призму собственных психологических затруднений и способствовало возникновению инсайтов (собственных открытий). Участники тренинга отмечали, что раньше им «даже в голову не приходило» то, что теперь казалось очевидным. Осознание собственных проблем приходило в дискуссии и попытках помочь другому человеку решить его проблему. Для этого применялась авторская методика «Оцени свое самообладание». Наиболее интересной «находкой» автора в этой методике стало применение упражнения «Ассоциации». На экране были написаны показатели структуры самообладания. Участникам предлагалось называть ассоциации к каждому из них. Далее участникам предлагалось составить коллажи, соответствующие психологическому портрету личности, соответствующей стратегии самообладания и уровню профессионального выгорания.
Выявленные в ходе нашего эмпирического исследования 13 стратегий самообладания участковых уполномоченных полиции: «активно - совладающая», «избегающе - защитная», «бездеятельно - отвергающая», «профессионально - идентичная» «самоорганизованно -деятельностная», «неконгруэнтно - отстраненная», «оптимистично - деятельностная», «бездеятельно - жизнестойкая», «избегающе - инертная», «дезорганизованно - жизнестойкая», «осознанно - совладающая», «дисгармонично - невовлеченная» и «мотивированно - фрустрированная» были изображены участниками тренинга и затем подробно обсуждены [13]. Предлагалось привести примеры из литературы и кинофильмов, где герои демонстрировали данные стратегии, и объяснить свой выбор поступками этого героя, свидетельствующими о проявлении именно этой стратегии самообладания. Сотрудники приводили примеры Штирлица, А. Маресьева, Премудрого Пескаря, Попрыгуньи Стрекозы и других известных персонажей романов, кинофильмов, басен и даже мультфильмов, стихов и песен В. Высоцкого. После этого посредством групповой работы участников тренинга по составлению портрета «Идеальный участковый уполномоченный полиции» были конкретизированы показатели оптимальной стратегии их самообладания. Отличием авторской методики было сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной работы. В ходе фронтальной работы психолог преследовал цель объективации участниками у себя сходств и различий с созданным психологическим портретом идеального участкового уполномоченного полиции, приводящих к осознанию и оценке своих личностных ресурсов и негативных факторов проявления самообладания сотрудников в различных ситуациях служебной деятельности. Заканчивался первый блок тренинга рефлексией и вербализацией изменений в своем внутреннем мире и психоэмоциональном состоянии, определялись изменения в самооценке сотрудниками их самообладания, самоконтроля и саморегуляции.
Второй блок тренинга был посвящен работе со структурой самообладания участковых уполномоченных полиции как субъектов труда и был нацелен на актуализацию у сотрудников личностных ресурсов эмоционально-личностного благополучия. Формы работы, которые использовались, были традиционные: фронтальная работа, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа.
В ходе фронтальной работы участники тренинга составляли «карту антибарьеров служебной деятельности», размышляя о том, что делает их счастливыми на работе, записывая это на листе бумаги. Этот прием позволял актуализировать позитивный профессиональный опыт, выявить индивидуальные факторы повышения личностных ресурсов самообладания у сотрудников. Прием позитивного перефразирования на тему «Оптимизм в моей работе» способствовал установлению источников и триггеров запуска оптимизма. Достигалось осознание преимуществ позитивного мышления. При выполнении упражнения «Вот как хорошо» в парах пополнялся банк ситуаций собственного успеха в служебной деятельности, тем самым расширяя смысловое поле понятия «успех» и смежных понятий. Проработка образов «Идеал» и «Антиидеал» способствовала осознанию собственной жизненной позиции сотрудника и степени ее проявления в служебной деятельности участкового уполномоченного полиции. Обязательным итогом каждого блока программы тренинга являлся ее рефлексивный этап. Участникам тренинга предлагалось закончить фразу: «Сегодня я понял и почувствовал…», с целью осознания ими изменений и психологических новообразований.
Третий блок тренинга был направлен на рефлексию собственной стратегии самообладания участников тренинговой группы, их личностных ресурсов, маркеров профессионального выгорания и психологических барьеров служебной деятельности.
Это достигалось посредством метода незаконченных предложений. Для продолжения мысли предлагались предложения: «Я считаю тебя успешным (надежным, компетентным) потому, что …». Целью данного упражнения была гармонизация стратегий самообладания, адекватное восприятие окружающих, развитие позитивного мышления. Объективизация личностных ресурсов профессионального успеха достигалась при выполнении упражнений «Я через 5 лет» и «Пять поступков для достижения успеха» Создание коллажей на тему «День сегодняшний – день завтрашний» способствовало визуализации и осознанию достижимости поставленных целей. Рефлексивный этап этого блока тренинга реализован в упражнении «Я могу гордиться тем, что…».
Четвертый блок тренинга нацелен на изменение негативных стратегий самообладания участников тренинговой группы и преодоление (профилактику) высокого уровня профессионального выгорания. Основной формой работы здесь стала групповая арт-терапия. Разными способами (рисунок, песочная картина, лепка, аппликация) создавалась картина «Я участковый уполномоченный полиции». Каждый участник тренинга имел возможность рассказать о своем видении картины и смысле, который он внес в ее создание. По названию картины и выделенным предметам в картине, являющимся маркёрами профессионального выгорания, стресса и других деструктивных состояний, имеющих отношение к служебной деятельности участковых уполномоченных полиции, психолог определял признаки профессионального выгорания сотрудника. Далее шло обсуждение влияния данных маркёров на ощущение себя неуспешным, пессимистом, несчастливым и т.д.
После соотнесения шагов по реструктуризации созданной картины с действиями в реальной служебной деятельности происходило осознание своих возможностей управления собственной стратегией самообладания посредством развития самоконтроля, самоуправления и саморегуляции служебной деятельности.
Пятый блок тренинга направлен на формирование навыков управления участковыми уполномоченными полиции своим актуальным психическим состоянием в трудной ситуации служебной деятельности. Упражнения, которые явились психологическим инструментарием формирования навыков самоуправления, самоконтроля и саморегуляции сотрудников, решали задачи выявления негативно влияющих на психику факторов в ситуациях, где требуется самообладание («Что значит быть участковым уполномоченным полиции», «Где работают участковые», «Участковый должен уметь»), формирование репертуара ресурсных техник проживания негативных состояний («Как справиться с негативным состоянием на работе» «Я могу это сделать»), осознавание личностных ресурсов поддержания гармоничной стратегии самообладания у сотрудников («К участковому спешат на помощь…» Что (кто) может мне помочь сохранить мое самообладание), создание «галереи» ресурсов и их визуализация.
Шестой блок - Рефлексивный. По завершении полного цикла психологической работы по гармонизации стратегий самообладания и выработке необходимых навыков ее поддержания в оптимальном состоянии оценивается ее эффективность. Для этого участники тренинга снова заполняют опросники, предложенные им ранее в диагностическом блоке. На основании полученных эмпирических данных психолог может сделать выводы о динамике стратегий самообладания сотрудников и наметить шаги по дальнейшему психологическому сопровождению развития позитивных стратегий самообладания и обеспечению профилактики профессионального выгорания участковых уполномоченных полиции.
Для апробации предложенной программы тренинга развития самообладания как личностного ресурса преодоления профессионального выгорания были сформированы экспериментальная (n=36) и контрольная (n=34) группы из испытуемых имеющих средний и высокий уровни профессионального выгорания (Таблица 1).
Таблица 1 – Экспериментальная выборка
Выборка |
Уровень профессионального выгорания |
|||
средний |
высокий |
|||
экспериментальная группа (n=21) |
контрольная группа (n=20) |
экспериментальная группа (n=15) |
контрольная группа (n=14) |
|
мужчины |
Неконгруэнтно – отстраненная стратегия самообладания (n=10) |
Неконгруэнтно – отстраненная стратегия самообладания (n=10) |
Дезорганизованно- жизнестойкая стратегия самообладания (n=6) Осознанно-совладающая стратегия самообладания (n=1) |
Дезорганизованно- жизнестойкая стратегия самообладания (n=5) Осознанно-совладающая стратегия самообладания (n=1) |
женщины |
Бездеятельно-жизнестойкая стратегия самообладания (n=5) Избегающе – инертная стратегия самообладания (n=6) |
Бездеятельно-жизнестойкая стратегия самообладания (n=5) Избегающе – инертная стратегия самообладания (n=5) |
Дисгармонично –невовлеченная стратегия самообладания (n=4) Мотивированно-фрустрированная стратегия самообладания (n=4) |
Дисгармонично –невовлеченная стратегия самообладания (n=4) Мотивированно-фрустрированная стратегия самообладания (n=4) |
По завершении формирующего эксперимента выявлялся уровень общего самообладания сотрудников экспериментальной и контрольной групп и проведен анализ полученных эмпирических результатов (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Сравнительный анализ динамики общего самообладания сотрудников экспериментальной (n=36) и контрольной (n=34) группы в условиях формирующего эксперимента (в %)
Отмечена положительная динамика всех показателей самообладания в экспериментальной группе: личностного (на 63 %), событийного (на 13 %) и экзистенциального (на 38 %). В контрольной группе выявлено снижение соответствующих показателей.
Таким образом, в ходе экспериментальной работы была проведена апробация разработанной программы психологического тренинга развития самообладания как личностного ресурса преодоления профессионального выгорания участковых уполномоченных полиции и доказана ее эффективность.
1. Asyamov, S. V., Pulatov, Yu. S. Professional'no-psihologicheskiy trening sotrudnikov OVD [Professional psychological training for police officers]. Tashkent, 2002. (in Russia)
2. Bogatyrev S.V. Sovremennye zarubezhnye i otechestvennye issledovaniya stressa i emocional'nogo vygoraniya u sotrudnikov policii// Setevoe izdanie «Akademicheskaya mysl'» [Online publication "Academic Thought"]. № 4 (13) 2020. pp.106-109. (in Russia)
3. Bondarenko A.V. Vnedrenie psihotreningovyh tehnologiy v rabotu prakticheskih psihologov OVD [Implementation of psycho-training technologies in the work of practical psychologists of the Department of Internal Affairs] / [Elektronnyy resurs] URL: http://www.rusnauka.com/ONG/Psihologia/ 2_bondarenko%20andrey.doc.htm (data obrascheniya: 10.02.2023). (in Russia)
4. Bychkov, O. V. Taktika podgotovki sotrudnikov OVD k deystviyam v ekstremal'nyh usloviyah//Problemy, puti stanovleniya i dal'neyshego razvitiya psihologicheskoy sluzhby organov vnutrennih del: Mater. konferencii prakticheskih psihologov OVD [Problems, ways of formation and further development of the psychological service of the internal affairs bodies: Mater. conferences of practical psychologists of the Department of Internal Affairs]. Ch. 2. Domodedovo, 1998. (in Russia)
5. Vodop'yanova N.E., Starchenkova E.S. Test-oprosnik professional'noe vygoranie dlya sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov // Sindrom vygoraniya: diagnostika i profilaktika [Test questionnaire professional burnout for law enforcement officers // Burnout Syndrome: Diagnosis and Prevention.]. SpB.: Piter. 2005 pp. 204-205. (in Russia)
6. Glumova, I. V. Psihologicheskaya podgotovka svodnyh otryadov OMON, PPSM gorodov Yuzhnogo Kuzbassa, napravlyaemyh v sluzhebnuyu komandirovku na Severnyy Kavkaz//Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah [Psychopedagogy in law enforcement]. № 1(17). 2002. (in Russia)
7. Zolotareva, A.A. Test samoobladaniya: psihologicheskie harakteristiki i perspektivy primeneniya / A.A. Zolotareva // Psihologicheskiy zhurnal [Psychological journal]. 2018. T.39. №1. pp. 103-114. (in Russia)
8. Karpov, V. S. Special'naya metodika psihologicheskoy podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del k vypolneniyu zadach v usloviyah vooruzhennogo konflikta: Uchebn.-metod. materialy. M., 1997. (in Russia)
9. Konopleva, I.N. Effektivnost' treningov dlya podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov k deyatel'nosti v ekstremal'nyh usloviyah [Elektronnyy resurs] // Psihologiya i pravo [Psychology and law]. 2011. Tom 1. № 1. URL: https://psyjournals.ru/ journals/psylaw/archive/2011_n1/39336 (data obrascheniya: 20.05.2023). (in Russia)
10. Lefterov, V. A. Psihologicheskie treningovye tehnologii v organah vnutrennih del: Monografiya. Doneck, 2007. (in Russia)
11. Psihotreningovye tehnologii - shag v buduschee / [Elektronnyy resurs] URL: http://trainingcenter-dli.narod.ru (data obrascheniya: 10.02.2023). (in Russia)
12. Smirnov, V.N. Professional'no-psihologicheskaya podgotovka sotrudnikov special'nyh podrazdeleniy organov vnutrennih del k deystviyam v ekstremal'nyh usloviyah: avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk: 19.00.06 / Akad. upr. MVD RF. - Moskva, 2004. - 60 p. (in Russia)
13. Titova, M. O. Polovye razlichiya proyavleniya samoobladaniya uchastkovyh upolnomochennyh policii s raznym urovnem professional'nogo vygoraniya // Prikladnaya psihologiya i pedagogika. 2023. №. 2. S. 194-202. DOI: https://doi.org/10.12737/2500-0543-2023-8-2-194-202 (data obrascheniya: 15.05.2023). (in Russia)
14. Titova, M. O. Programma i metodiki empiricheskogo issledovaniya strategiy samoobladaniya uchastkovyh upolnomochennyh policii s raznym urovnem professional'nogo vygoraniya: Uchebno-metodicheskoe posobie / M.O. Titova; pod. red. prof. V.S. Agapova - Orel - 2021 - P. 52. (in Russia)
15. Treningi v professional'noy podgotovke i deyatel'nosti psihologov organov vnutrennih del: uchebno-prakticheskoe posobie / pod red. L.N. Kostinoy. T. 1. - M.: Moskovskiy universitet MVD Rossii imeni V.Ya. Kikotya, 2018. - 276 p. (in Russia)