THE THEORETIC-METHODOLOGICAL BASICS OF EDUCATIONAL RESOURCES MANAGEMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses how due educational resources management could help improve efficiency and effectiveness of educational activities. This approach summarizes the recent practical achievements in the field based on dichotomous resource model, composed of human resources (labor and pedagogical abilities) on the one hand, and physical resources (reference, educational and methodical materials, visual and technical training aids, Information and Communication Technology tools, laboratory equipment and other supports for educational activities) on the other. Educational resources management, the author points out, helps to achieve goals of educational activities by targeting both the human and physical resources in the appropriate direction. Educational resources management system is designed to assess the need for educational resources, to allocate them properly and to provide guidelines and procedures for appropriate use of educational resources. Considering human resources as the core strategic resource of educational institutions, the author emphasizes the ongoing process of improving and innovating in the field of human resource management and searching for new approaches, concepts and ideas. Managerial models are selected subject to the type of an educational institution, its teaching strategy and culture and professional level of the teaching staff.

Keywords:
educational resources management, resource strategy, strategy implementation system, conditions and ways of mobilizing resources raising, educational activities.
Text

Главная задача российской образовательной политики сегодня – это обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

В последнее время государственно-политические и социально-экономические преобразования оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, развитие многонациональной российской школы и негосударственного сектора образования. Эти процессы получили свое отражение и закрепление в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» [11].

В числе стратегических направлений развития образования особое место занимает укрепление и модернизация материально-технической базы и инфраструктуры образовательных учреждений и организаций, включение их в глобальную сеть Интернет и локальные информационные сети, оснащение образовательных учреждений современным оборудованием, приборами, материалами, что обеспечит как повышение качества учебного процесса, так и поддержку образовательной науки.

В связи с этим серьезному реформированию подлежит система управления образованием. Педагогическая функция управления, ее реализация находится в общем русле совершенствования механизмов управления образованием в современном цивилизованном обществе и опирается на положительный практический опыт и данные современных научных исследований.

Анализ нормативной, научной и учебной литературы показывает, что основные положения новой парадигмы управления образовательными системами сводятся к следующему:

  • внедрение научно-технических достижений как один из главных факторов повышения эффективности функционирования любого образовательного учреждения;
  • использование в этих целях потенциала новой информационно-коммуникационной образовательной среды, в частности веб-технологий;
  • использование дидактического потенциала информационно-коммуникационных технологий для развития методических систем обучения и эффективного введения новых образовательных стандартов.
References

1. Bezrukova V. S. Pedagogika. Proektivnaya pedagogika: uchebnoe posobie dlya inzhenerno-pedagogicheskikh intov i industrial'no-pedagogicheskikh tekhnikumov / V.S. Bezrukova. - Ekaterinburg: Delovaya kniga,1996. - 344 s.

2. Vikipediya: http://ru.wikipedia.org

3. Deyneka A. V. Upravlenie chelovecheskimi resursami: uchebnik dlya bakalavrov / A.V. Deyneka, V.A. Bespal'ko. - M.: Dashkov i K, 2013. - 389 s.

4. Dorofeeva L. I. Menedzhment / L.I. Dorofeeva, M.V. Bgashev. - Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta, 2008. - 403 s.

5. Zhuravlev P. V. Mirovoy opyt v upravlenii personalom. Obzor zarubezhnykh istochnikov: monografiya / P.V. Zhuravlev, M.N. Kulapov, S.A. Sukharev. - M.: Izd-vo Ros. ekon. akad.; Ekaterinburg: Delovaya kniga, 1998. - 232 s.

6. Okon' V. Vvedenie v obshchuyu didaktiku / V. Okon' / per. s pol'sk. L.G. Kashkurevicha, N.G. Gorina. - M.: Vyssh. shk., 1990. - 382 s.

7. Egorov V.V., Skribitskiy E.G., Khrapchenkov V.G. Pedagogika vysshey shkoly. - Novosibirsk: SAFBD, 2008. - 260 s.

8. Soldatov, V. Strategicheskoe upravlenie ekonomicheskimi resursami biznesa. http://www.vsoldatov.com/2009/09/blog-post_901.html

9. Savchenko, L.S. Upravlenie organizatsionnoy kul'turoy v predprinimatel'skikh strukturakh: avtoref. dis. ...dok. ekon. nauk. - SPb., 2008 - 38 s.

10. Fal'tsman, V.k. Intensivnyy kurs MVA: uchebnoe posobie. - M.: INFRA-M, 2011. - 544 s.

11. Federal'nyy zakon Rossiyskoy Federatsii ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii».

12. Khozyainov, G.I. Sredstva obucheniya kak komponent pedagogicheskogo protsessa. Yubileynyy sbornik trudov uchenykh RGAFK, posvyashchennyy 80-letiyu akademii. - T. 5. - M., 1998. - S. 130-136.

Login or Create
* Forgot password?