Moskva, Moscow, Russian Federation
Present-day social sphere of the Russian Federation employs over 14.4 million workers; the majority (about 5.2 mln) are occupied in the educational sphere and another 3.9 mln — in the spheres of public health and social services. Remuneration of labor system for those occupied in state federal institutions is established based on the Decree of the Government of the Russian Federation №583 as of 5th August of 2008. Introduction of the new system has had a positive affect on the dynamics in government (municipal) employees’ compensation. Still, as the evidence shows, even the new system of remuneration fails to solve the problem of performance-contingent motivation for all categories of institutions. Ii is observed that in many cases performance indicators and criteria are not properly developed and are applied as a mere formality. In many public institutions incentive rewards are paid as a guaranteed part of compensation without any relation to the results of work. This is largely due to the extremely low tariff rates at the public institutions and their low competitiveness at local labor markets. As a result public institutions have to reward workers regardless of their performance results to retain manpower. The author concludes that remuneration of labor systems should be adapted to new conditions, aimed at the growth of appropriate industries, increase of services quality and maintain contingency between the public servants’ performance results and their compensation.
labor contract, effective contract, head of educational establishment, incentive rewards.
В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон) руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель) является единоличным исполнительным органом образовательной организации, который осуществляет текущее руководство деятельностью организации [1].
Согласно ст. 56 и 275 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) с руководителем организации заключается трудовой договор [2].
При этом заключению трудового договора с руководителем образовательной организации может предшествовать процедура конкурсного отбора на должность руководителя образовательной организации (ст. 18 и 275 ТК РФ) либо избрание на общем собрании, конференции работников (общим собранием, конференцией работников и обучающихся) образовательной организации с последующим утверждением учредителем образовательной организации (ч. 1 ст. 51 закона) [2].
В ТК РФ используется термин «трудовой договор», т.е. соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Понятие «служебный контракт» используется в законодательстве о гражданской службе и понимается как соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы (п. 1 ст.23 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации») [3].
Контракт (лат. contractus) - это юридически обязательное соглашение между двумя или несколькими лицами, в котором определяются действия, подлежащие исполнению с их стороны, и ответственность за выполнение (невыполнение) этих действий. В гражданском праве используется синоним «договор».
Таким образом, согласно действующему законодательству, с руководителем образовательной организации, если он не является гражданским служащим, заключается трудовой договор согласно нормам ТК РФ.
1. Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii».
2. TRudovoy kodeks Rossiyskoy Federatsii ot 30 dekabrya 2001 g. № 197-FZ (red. ot 23 iyulya 2013 g.).
3. Federal'nyy zakon ot 27 iyulya 2004 g. № 79-FZ «O gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe Rossiyskoy Federatsii».
4. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 26 noyabrya 2012 g. № 2190-r «Ob utverzhdenii Programmy poetapnogo sovershenstvovaniya sistemy oplaty truda v gosudarstvennykh (munitsipal'nykh) uchrezhdeniyakh na 2012-2018 gody».
5. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 15 maya 2013 g. № 792-r «Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 gody».
6. Prikaz Mintruda Rossii ot 26 aprelya 2013 g. № 167n «Ob utverzhdenii rekomendatsiy po oformleniyu trudovykh otnosheniy s rabotnikom gosudarstvennogo (munitsipal'nogo) uchrezhdeniya pri vvedenii effektivnogo kontrakta».