The category of «experience» is discussed and evolution of approaches to understanding this phenomenon is traced. The concept of «barrier» is defi ned, its role and functions in the context of personality theory are considered. The author outlines consequent stages of job-related experience formation and comparative features of each stage. It is noted that the inhibitory infl uence of job-related experience on personnel development tends to grow, the more professional stereotypes get enrooted.
experience, stagnation, meaningful situations in the professional context, professional competence, psychological barriers.
Современная изменяющаяся социально-экономическая ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования не только к производительности труда и его качеству, но и к качеству персонала, его умениям быстро осваивать новые технологии, быстро внедрять их в производственный процесс. На первое место выходит способность сотрудника быть субъектом своего профессионального развития, реализовывать и преобразовывать себя в процессе выполнения профессиональной деятельности, переосмысливать свои профессиональные ожидания, ощущать свою причастность к происходящему, уметь видеть и прогнозировать результаты своего труда. Востребованными становятся сотрудники, умеющие постоянно развивать и обогащать свой профессиональный опыт, пересматривать его в соответствии с изменяющимися условиями профессиональной среды, осваивать и внедрять новые технологии в производство.
Трактовка профессионального опыта в настоящее время достаточно разнообразна: от интеграции знаний, умений и навыков до значимых ситуаций профессиональной деятельности. Отсутствие общих методологических оснований при определении профессионального опыта затрудняет процесс его изучения.
Одни исследователи сводят профессиональный опыт к структурной организации психических свойств, которые изнутри определяют знания, умения, навыки. Результатом интеграции в профессиональном опыте знаний, привычек, умений является профессиональная компетентность (Ф.С. Исмагилова, К.К. Платонов).
Другие рассматривают профессиональный опыт как сложную систему, включающую в себя способы, приемы и правила решения трудовых задач. Опыт, приобретаемый в профессиональной деятельности, становится системообразующим в структуре личности и оказывает существенное влияние на проявление тех или иных личностных качеств (Е.Ю. Артемьева, Ю.К. Стрелков).
Ряд исследователей описывают опыт как набор событий, или «техник», жизни человека, актуализируемых в различных профессиональных ситуациях (Л.И. Анцыферова, Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Коржова, А.А. Кроник, Х. Томэ).
Опыт — это совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает. Опыт как структурная целостность представляет собой совокупность знаний, умений и интегративных конструктов, образованных на основе профессионально важных качеств. Субъективный опыт обучаемых — это совокупность эмоционально окрашенных социальных, учебно-профессиональных и личностных ситуаций, которые могут выполнять образовательную функцию. К ситуациям относятся отдельные объекты или действия, события, внешние условия жизнедеятельности, социальное окружение, физическая среда и др. [1].
1. Burlachuk L.F., Korzhova E.Yu. Psikhologiya zhiznennykh situatsiy. - M.: Rossiyskoe pedagogicheskoe agentstvo, 1998.
2. Druzhilov S.A. Stanovlenie professionalizma cheloveka kak realizatsiya individual'nogo resursa professional'nogo razvitiya. - Novokuznetsk, 2002.
3. Ismagilova F.S. Professional'nyy opyt spetsialista v organizatsii i na rynke truda. - Ekaterinburg: UrO RAN, 1999.
4. Mitina L.M. Psikhologiya truda i professional'nogo razvitiya uchitelya. - M.: Akademiya, 2004.
5. Mitina L.M. Psikhologiya razvitiya konkurentnosposobnoy lichnosti. - M.: Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy institut; Voronezh: MODEK, 2002.
6. Stolin V.V. Samosoznanie lichnosti. - M., 1995.
7. Shakurov R.Kh. Bar'er kak kategoriya i ego rol' v deyatel'nosti // Vopr. psikhologii. - 2001. - № 1. - S. 7-10.