SEARCH FOR GRANTS AS A STRATEGY OF FUNDRAISING TO DEVELOP UNIVERSITY’S INTELLECTUAL RESOURCES
Abstract and keywords
Abstract (English):
As a non-commercial establishment a university may take on board methods designed for non-commercial organizations, especially since a vast array of fundraising methods has been designed and practiced in the non-commercial sphere. Still to exploit such methods successfully professional skills and systematic work are required. The authors present an original fundraising system with specifi c technologies, principles and methods of their own design. The core organizational idea is to structure the work with students, graduates and university scientists within the premises of one department to focus their eff orts in a single direction.

Keywords:
fundraising, resource, services, revenues.
Text

Фандрайзинг как форма материальной поддержки развития интеллектуальных ресурсов

В экономике знаний способность организации к постоянной инновационной деятельности, создающей конкурентные преимущества, базируется на непрерывном развитии системы знаний и наличии соответствующих этой системе человеческих ресурсов. Конкурентоспособность вузов как образовательно-научно-инновационных комплексов базируется на компетенциях, инициативе и предпринимательской активности профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников [2].

Система финансирования науки в вузах и научно-исследовательских организациях состояла из следующих этапов:

  1. финансирование физического лица — личности ученого. Это дает определенную свободу ученому в научном и финансовом плане;
  2. государственная поддержка вузов, которая выражается в поддержке ведущих ученых и научных коллективов, способных «обеспечить опережающий уровень образования и научных исследований, развитие научно-технического творчества молодежи» [3];
  3. финансирование научных проектов через грантовую систему, представляемых ученым на проведение научных исследований на конкурсной основе.

Классический пример первого этапа финансирования — позиция профессора исследовательского университета в Германии в конце XIX — начале ХХ в. Профессор университета являлся одновременно высокопоставленным государственным чиновником, причем пожизненно. Такое положение научной элиты давало исключительную независимость ученому и очень высокую степень свободы и автономии в научной деятельности. Существование такой системы финансирования сопровождалось беспрецедентным расцветом науки в Германии [4].

Значительным недостатком второго этапа финансирования профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников является крайне низкий объем денежных средств, выделяемых вузам на научную деятельность.

Преимущество третьего этапа финансирования — это возможность контроля эффективности научных исследований. Идея эффективности грантовой поддержки высшей школы основана на том, что получение гранта — конкурентный процесс, а эффективный конкурентный механизм — гарантия успешной эволюции [4]. Привлечением дополнительных источников финансирования вузовской науки, в частности за счет грантов, — это деятельность, которая уже давно приобрела свое название — фандрайзинг.

Эффективнее всего начать деятельность по фандрайзингу с работы в рамках отечественных фондов, однако нельзя рассчитывать на быструю материальную отдачу. Здесь необходимо иметь опыт и определенные навыки, владеть информацией о фонде, его принципах работы и миссии, обладать навыками подготовки проектной заявки, что является обязательными условиями успешного фандрайзинга.

References

1. Borzov S.V. Rol' i mesto fandrayzinga v protsesse krugooborota resursov, uslug i dokhodov vysshey shkoly. [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://researchjournal.org/featured/economical/rol-i-mesto-fandrajzingav-processe-k

2. Gus'kova N., Krakovskaya I. Sistema upravleniya chelovecheskimi resursami universiteta: aktual'nye zadachi i napravleniya sovershenstvovaniya // Kadrovik. Kadrovyy menedzhment. - 2010. - № 6.

3. Kontseptsiya nauchnoy, nauchno-tekhnicheskoy i innovatsionnoy politiki v sisteme obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii na 2001-2005 gody Moskva [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://fns.nspu.ru/nirs/contsept.htm

4. Sergeev V. Sistema finansirovaniya nauki i problema kreativnosti [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: http://iir0.mephi.ru/library/Computerra/2002/441/17635/index.html

Login or Create
* Forgot password?