PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY IN THE EDUCATIONAL PROCESS
Abstract and keywords
Abstract (English):
It is considered how the current educational technologies stimulate the professional development of personality. As the examples educational technologies, especially conducive to professional development of personality, the author mentions developing psychodiagnostics, trainings, project-based learning and business games and provides rationale for how to design each of these technologies.

Keywords:
professional development, the educational technologies, developing psychodiagnostics, trainings, project-based learning, business games.
Text

В настоящее время возрастает значение подготовленности человека к действиям, результат которых не предрешен. В профессиональной деятельности, в жизнедеятельности человека все чаще возникают непредсказуемые ситуации, характеризующиеся большой степенью неопределенности. Это неизбежная расплата за научно-технический прогресс. От современных работников требуются качества и способности, позволяющие находить решения в незапланированных ситуациях. Только личность может выходить за пределы нормативного, устоявшегося положения дел, принимать ответственность за выполняемую деятельность. Однако зачастую в профессиональном образовании, несмотря на декларацию инновационных технологий обучения и введение новых образовательных стандартов, реализуются традиционные методы подготовки специалистов. Вместе с тем нужны технологии, ориентированные на становление, развитие личности.

При реформировании отечественного профессионального образования, системы подготовки кадров и повышения их квалификации необходимо учитывать следующие тенденции, обусловленные утверждением рыночной экономики:

  • субъекты труда свободно распоряжаются своим главным капиталом — квалификацией. Значительная часть трудоспособного населения имеет возможность самостоятельно выбирать себе вид труда и работу. Реализация этой возможности требует преодоления прежней позиции наемного работника;
  • в силу высокой подвижности конъюнктуры рынка каждому человеку в течение жизни придется часто менять не только место работы, но и специальность и профессию, т.е. специалист должен быть профессионально мобильным;
  • развитие производственных технологий привело к существенному изменению квалификационных требований к работникам. Помимо профессиональных знаний и умений востребованными стали профессионально важные качества и экстрафункциональные способности1;
  • одним из основных структурных изменений производства становится развитие малого бизнеса и малых форм производства. При этом существенно изменяются требования к работникам: они должны иметь широкий профессионально-квалификационный профиль. Всячески поощряется самозанятость трудоспособных членов общества — людей, способных создавать себе рабочие места, организуя малые предприятия.

Эти тенденции оказывают существенное влияние на кадровую политику России. Она должна быть сориентирована на становление социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью, социально и профессионально важными качествами, а также экстрафункциональными профессиональными способностями. При этом целью современного профессионального образования должно быть развитие направленности, компетентности, профессионально важных качеств и психологических свойств, а реализуемые образовательные технологии должны быть направлены на профессиональное развитие личности. Под образовательной технологией, направленной на профессиональное развитие личности, мы понимаем упорядоченную совокупность действий, операций и процедур, направленных на развитие личности, инструментально обеспечивающих достижение диагностируемого и прогнозируемого результата в профессионально-педагогических ситуациях, образующих интеграционное единство форм и методов обучения при взаимодействии обучаемых и педагогов в процессе развития индивидуального стиля деятельности.

____________________

1Экстрафункциональные способности — это общепрофессиональные способности, необходимые для широкого круга профессий, например коммуникативные, организаторские, технические, диагностические и др.

References

1. Verbitskiy A.A. Aktivnoe obuchenie v vysshey shkole: kontekstnyy podkhod. - M., 1991. - S. 132.

2. Dermanova I.B., Korostyleva L.A. Nekotorye aspekty fenomena samorealizatsii. Psikhologicheskie problemy samorealizatsii lichnosti // pod red. A.A. Krylova, L.A. Korostylevoy. - SPb., 1997. - S. 20-37.

3. Zeer E.F., Pavlova A.M., Symanyuk E.E. Modernizatsiya professional'nogo obrazovaniya: kompetentnostnyy podkhod: Ucheb. posobie. - M.: Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy institut, 2005.

Login or Create
* Forgot password?