POLITENESS AS A SPEECH MECHANISM OF SUCCESSFUL BUSINESS COMMUNICATION FOR NOWADAY PROFESSIONAL
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article regards the issue of developing the politeness as an essential condition of modern professional communication specialist. The article reviews national forms of professional courtesy adopted in Russian and Uzbek, as well as their role in the process of business communication.

Keywords:
business communication, politeness, speech etiquette, nowaday professional.
Text

Деловые отношения в эпоху глобализации приобретают интернациональный характер, собственно национальная манера делового общения все чаще уступает место манере международной. В государствах постсоветского пространства этот процесс происходит медленнее, нежели в странах Запада, однако его влияние очевидно.

В рамках этого процесса изменяется роль специалиста. Профессиональные навыки – человеческий капитал – превращают его в равноправного участника деловых отношений. Его знания, умения и навыки являются для него неотчуждаемыми орудиями труда. Следовательно, в современных условиях трудовые отношения все чаще приобретают форму партнерства.

Представление о деловом партнерстве в XXI в. основывается на новом восприятии специалиста. В условиях информационного общества, когда знания, умения и навыки устаревают очень быстро, специалист – это «обладатель комплекса уникальных креативных способностей, т.е. субъект, претендующий на формирование монопольной ниши, с помощью которой он сможет извлекать не равновеликую долю прибыли на вложенную единицу стоимости капитала, а монопольную интеллектуальную ренту. Такой субъект отличается от носителя рабочей силы тем, что он свободен от необходимости отчуждать от себя какую-то часть своих личностных способностей ради поддержания своей материальной жизни и выступает как собственник предлагаемого к партнерскому участию человеческого капитала» [1, с. 14].

Формирование партнерских отношений между работодателем и специалистом предполагает закрепление вежливости как речевого механизма успешного делового общения. Это взаимное уважение к знаниям, умениям и навыкам партнеров, готовность к профессиональному диалогу. Категория вежливости в современном деловом общении приобретает, таким образом, семиотическое значение профессионального равенства. Современные исследователи отмечают, что «вежливость, особенно в единении с речевым этикетом, позволяет говорящему демонстрировать внимание к собеседнику, интерес к его делам, сопереживание, готовность помочь, желание контактировать» [5, с. 93].

References

1. Ermolenko A.A. Chelovecheskiy kapital [Human capital]. Vestnik Adygeyskogo Gosudarstvennogo Universiteta. Seriya: Ekonomika [Bulletin of the Adygeya State University. Series: Economy]. 2010, i. 1, pp. 11-20.

2. Karaban’ N.A. Rol’ kategorii vezhlivosti v pis’mennykh zhanrakh delovogo obshcheniya [The role of the category of politeness in written genres of business communication]. Izvestiya VGPU [Proceedings of the SGMP]. 2010, i. 5, pp. 92-95.

3. Korableva G.V. Osnovy kommunikativnoy kul’tury [Fundamentals of communicative culture]. Izvestiya OGAU [News OSAU]. 2004, i. 1-1, pp. 93-94.

4. Koroleva N.V. Yazykovaya lichnost’ v lingvosotsiokul’turnom aspekte [Language person in lingvosotsiokulturnom aspect]. Izvestiya TulGU. Gumanitarnye nauki [News TSU. Humanities]. 2010, i. 2, pp. 359-365.

5. Madaeni A.A., Mostafavi G.Kh. Vezhlivost’ i rechevoy etiket v russkoy i iranskoy kul’turakh [Courtesy and etiquette of speech in Russian and Iranian cultures]. Vestnik NGPU [Herald NSPU]. 2013, i. 4, pp. 87-94.

6. Samigova Kh.B. Morfologicheskie osobennosti ritoriki v angliyskom i uzbekskom yazykakh [Morphological features of rhetoric in English and Uzbek languages]. Vestnik Chel-GU [Herald CSU]. 2013, i. 4, pp. 90-92.

Login or Create
* Forgot password?