ASSESSMENT OF THE ROLE OF THE SERVICE SECTOR IN THE COUNTRY'S ECONOMY AND STRATEGIC TRENDS IN ITS DEVELOPMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article studies the importance of the role of the service sector in the Russian economy, as well as the main trends in its development in the context of the world economy. The main features of the concept of "service" were identified and characterized. An analysis of the state of the problem was carried out based on statistical data from the Federal State Statistics Service, data obtained from open sources, including official websites. In the course of the study, the sectors of the Russian economy were aggregated to highlight the share of the service sector in the overall structure. It was revealed that the share of the service sector with a significant gap is the largest in the structure of Russia's GDP. In addition, in a similar way, the shares of the service sector by types of economic activity in the turnover of organizations, in the distribution of organizations, the number and structure of employees were identified. The average monthly nominal accrued salary of workers in the service sector among other aggregated types of economic activity was analyzed. In conclusion, a comparison was made of the structure of Russia's GDP with that of other major states. As a result of the study, the main factors that influenced the positive dynamics of the service sector in Russia were identified. In addition, the reasons for the lowest weight of the service sector in the structure of Russia's GDP compared with the corresponding indicators of other countries under consideration were identified. It has been proven that the role of the service sector in the country's economy is extremely significant and, in general, has a great impact on economic development. In conclusion, recommendations were given that are necessary for the further strategic development of the industry.

Keywords:
service sector, economics of Russia, development trends, GDP, macroeconomic indicators
Text

Введение

Динамика развития экономики страны в современных условиях непосредственным образом зависит от качества функционирования сферы услуг. Эффективность производства и реализации всех разновидностей услуг оказывает устойчивое влияние на уровень жизни людей, структуру потребления, результаты финансово-хозяйственной деятельности компаний благодаря интенсивности и качеству потребления различных видов услуг, а также воздействует на рынок труда в контексте обеспечения повышения уровня занятости на предприятиях сферы услуг [1].

В последние десятилетия основные макроэкономические показатели множества стран по всему миру определяются благодаря сфере услуг, которая существенно опережает сферы сельского хозяйства и промышленности по размеру валового внутреннего продукта (ВВП), занимает лидирующие позиции по числу новых рабочих мест и количеству занятых, а также играет ключевую роль в процессе обеспечения устойчивого развития и борьбы с бедностью во всём мире [10,11,12]. Более того, увеличение доли и значимости сферы услуг можно выделить в качестве одной из основных тенденций в современной мировой экономике [3, 9].

Целью исследования является анализ роли сферы услуг в экономике России, а также выявление стратегических тенденций ее развития.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

  • провести анализ роли сферы услуг в экономики России;
  • выявить факторы, влияющие на развитие сферы услуг в России;
  • сравнить доли сферы услуг в структурах ВВП России и других крупных государств;
  • разработать рекомендации для дальнейшего развития сферы услуг в России.

 

Материал и методы исследования

Для оценки роли сферы услуг активно использовались многочисленные статистические данные Федеральной службы государственной статистики. В частности, данные были взяты из множества статистических сборников, а именно «Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2022», «Социально-экономическое положение России. Январь 2023 года», «Россия и страны мира. 2022» и др. Основным инструментом для работы со статистическим данными являлось агрегирование.

 

Результаты исследования и их обсуждение

Множество ученых в разное время давали свои трактовки термину «услуга». Из существующего многообразия характеристик особняком выделяются несколько. К примеру, подход А. Маршалла заключался в трактовке услуги в качестве специфического объекта купли-продажи, который не обладает материально-вещественной формой [1]. Ученые Х. Кардозо и Х. Фромм позднее смогли развить идеи А. Маршалла и охарактеризовали ключевые черты услуги. Они заключаются в следующем:

  • отсутствие материально-вещественной формы является характерным для услуг;
  • измерение качества большинства услуг является более сложным процессом в сравнении с качеством большинства товаров, что приводит к объективным затруднениям в контексте защиты прав и законных интересов потребителей в сфере услуг;
  • процесс производства услуг зачастую представляет собой значительно менее капиталоемкие процедуры в сравнении с производством множества товарных групп, что благоприятным образом влияет на оптимизацию структуры управления на микроуровне в данной сфере [1].
References

1. Gorohova P.A. Strategicheskoe upravlenie ekonomicheskimi sistemami sfery uslug: special'nost' 08.00.05 «Ekonomika i upravlenie narodnym hozyaystvom (menedzhment)»: dissertaciya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskih nauk / Gorohova Polina Andreevna; Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy ekonomicheskiy universitet. - Sankt-Peterburg, 2022. - 168 s.

2. Rabochaya sila, zanyatost' i bezrabotica v Rossii (po rezul'tatam vyborochnyh obsledovaniy rabochey sily). 2022 Stat.sb./Rosstat. - M., 2022. - 151 c.

3. Razvitie sfery uslug v usloviyah cifrovoy transformacii nacional'noy ekonomiki / Sidorov A.A. // Teoreticheskaya i prikladnaya ekonomika. 2021. № 1. - S. 39-47.

4. Rossiyskiy sektor uslug: sovremennoe sostoyanie i osnovnye tendencii razvitiya / Kapuschak I.Ya., Haritonova N.A. // Servis v Rossii i za rubezhom. 2021. T. 15. № 1 (93). - S. 24-35.

5. Rossiya i strany mira. 2022: Stat.sb./Rosstat. - M., 2022. - 400 c.

6. Social'no-ekonomicheskoe polozhenie Rossii. 2022 Stat.sb./Rosstat. - M., 2022. - 340 s.

7. Social'no-ekonomicheskoe polozhenie Rossii. Yanvar' 2023 goda Stat.sb./Rosstat. - M., 2023. - 330 s.

8. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki: sayt: [Elektronnyy resurs] // URL: https://rosstat.gov.ru (data obrascheniya: 05.03.2023).

9. Ocenka effektivnosti proektov gorodskogo passazhirskogo transporta (na primere gorodskogo okruga gorod Voronezh) / V. N. Semenov, M. V. Semenov // Nedvizhimost': ekonomika, upravlenie. - 2017. - № 4. - S. 52-55.

10. Treschevskiy Yu.I. Dinamika tretichnogo sektora regionov Rossii v period ekonomicheskogo optimizma / Yu.I. Treschevskiy, L.K. Garin, A.Yu. Bolgov, E.Yu. Zotova // Region: sistemy, ekonomika, upravlenie. - 2021. -№ 4 (55). - S. 37-46.

11. Upravlenie social'no-ekonomicheskimi sistemami i biznes-processami rossiyskih regionov (na primere Voronezhskoy oblasti). Makarov E.I., Horoshilova O.V., Kavyrshina O.A., Smotrova T.I., Vartazarova A.E., Ul'chenko T.Yu., Belyakov O.V., Bogomolov A.V., Shubina E.A., Vlasenko V.A., Nikolaeva Yu.R., Rodionov E.V., Taydaev R.M. Kollektivnaya monografiya / Voronezh, 2017.

12. Shubina E.A., Makarov E.I., Nikolaeva Yu.R., Taydaev R.M. Malyy biznes regiona: sostoyanie i perspektivy razvitiya / E.A. Shubina, E.I. Makarov, Yu.R. Nikolaeva, R.M. Taydaev // Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika.. - 2022. - T. 10. - № 4 (59). - S. 93-107. - Bibliogr.: s. 105-107 (15 nazv.). - DOI: https://doi.org/10.34220/2308-8877-2022-10-4-93-107.


Login or Create
* Forgot password?