FEATURES OF MORAL AND VOLITIONAL QUALITIES OF MALE JUVENILE CONVICTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article describes a comparative analysis of the features of moral and volitional qualities of male juvenile convicts and adolescents with law-abiding behavior. A multifactorial approach to understanding the determinants of delinquent behavior of minors is presented. The empirical study involved 40 teenagers (15 male juvenile convicts of the Federal Penitentiary Institution «Kolpinskaya educational Colony» of the Federal Penitentiary Service of Russia in St. Petersburg and the Leningrad region and 25 teenagers with law-abiding behavior of GBOU No. 604 and No. 335 of the Pushkin district of St. Petersburg. Research methods: test questionnaire INCL (Volitional qualities of personality) (O.L. Eremkin, I.I. Kuptsov, 1997); author's methodology «The level of development of moral qualities of personality» (T.V. Pivovarova, I.I. Kuptsov); «Self-assessment of personality» S.A. Budassi in the author's modification (study of moral and volitional qualities of personality). The study revealed differences in moral and volitional qualities among juvenile convicts and adolescents with law-abiding behavior. Differences in the understanding of volitional qualities and the expression of moral ones are established. Adolescents with law-abiding behavior in comparison with juvenile convicts demonstrate more flexible behavior, greater expression of empathy. Conclusions are formulated about the basics of correctional work on the formation and development of moral and volitional qualities in juvenile convicts.

Keywords:
juvenile convicts, adolescents, delinquent behavior, moral and volitional qualities
Text

Введение. В последнее десятилетие обеспечение благополучного и безопасного детства стало одним из основных национальных приоритетов Российской Федерации. Защита прав каждого ребенка, создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей определены ключевыми задачами Десятилетия детства, объявленного Указом Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства». В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 года № 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2025 года и плана мероприятий на 2021-205 годы по ее реализации» целью Концепции являются создание условий для успешной социализации (ресоциализации) несовершеннолетних, формирования у них готовности к саморазвитию, самоопределению и ответственному отношению к своей жизни, воспитание личности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование чувства патриотизма, гражданственности, уважения к закону и правопорядку.

Заданное Концепцией усиление воспитательного потенциала состоит в профилактике правонарушений несовершеннолетних, а также создании условий для полной интеграции в образовательное пространство и ресоциализации несовершеннолетних [9].

Дети и подростки составляют группу, наименее устойчивую к нежелательным воздействиям. Таким образом, преступность и другие социально патологические явления несовершеннолетних встречаются в большей или меньшей степени в каждом обществе. Эти явления чувствительны к изменениям социальной ситуации, что также было продемонстрировано в нашей стране, когда в результате изменившихся социальных условий после 1991 года был зафиксирован резкий рост преступности [2, 4]. Хотя в последние годы преступность среди несовершеннолетних стабильно снижается, это не умаляет необходимости уделять внимание этой проблеме. Существует широкий спектр возможностей для работы с подростками с делинквентным поведением. Этот вопрос включает в себя не только работу с осужденным в условиях мест лишения свободы, но и первичную, вторичную и третичную профилактику, что делает важным подход к нему с комплексной точки зрения.

Общество защищает себя от делинквентного поведения, оно хочет защитить свои ценности, и это является причиной для поиска детерминант такого поведения. [8]. От знания причины зависит не только защита общества от преступного поведения, но и исправление подростков с делинквентным поведением.  Факторов, которые могут вызвать преступное поведение несколько. Они являются как биологическими, так и социальными. Однако на наш взгляд, ни одной группе факторов не может быть присвоен приоритет. Личность формируется на основе факторов внутренней природы при взаимодействии внешних факторов, другими словами, индивид формируется через диспозиции в определенной социальной среде [5, 6]. Другие специфические особенности подростковой преступности включают неадекватность действий несовершеннолетних, которые влияют на противоправное поведение.

Таким образом, рассматривая криминогенные факторы, мы приходим к многофакторному подходу, суть которого заключается в признании того, что антисоциальные проявления поведения возникают в результате действия нескольких факторов, а не только одного, будь то эндогенного или экзогенного происхождения. Конкретное преступление всегда следует понимать, как актуальную совокупность внутренних факторов и внешних обстоятельств.

Согласно официальным статистическим данным ФСИН России списочная численность несовершеннолетних осужденных отбывающих наказание в 13 воспитательных колониях на конец отчетного периода в 2022 году составило 814 (аналогичные периоды в 2021 году – 842, в 2020 – 948). При этом необходимо отметить, что в 2020 и 2021 гг. функционировало 18 воспитательных колоний.

Многочисленные исследования свидетельствуют об искажениях социального, психофизического и нравственного развития несовершеннолетних осужденных [1, 10, 11]. Исследование и анализ формирования этики личности подростка и его волевых качеств показывают, что отсутствует комплексный научно-обоснованный подход к диагностике уровня его нравственного и волевого развития.

Также, феномен формирования нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных остается недостаточно исследованным и требует своего психологического осмысления, разработки эффективных мер для их развития. Развитие нравственно-волевых качеств человека, в свою очередь, следует рассматривать как сложный процесс и достаточно продолжительный по времени.

Цель исследования – сравнительный анализ особенностей нравственных и волевых качеств несовершеннолетних осужденных мужского пола и подростков с законопослушным поведением.

Наше исследование основано на гипотезе о том, что процесс формирования нравственных и волевых качеств несовершеннолетних правонарушителей мужского пола связан с системой усвоения подростками социальных знаний и он будет эффективно осуществлен при условии, если:

- вовлекать молодых людей в деятельность, соответствующую их личным интересам и склонностям, и способствовать развитию у них моральных ценностей в гражданском обществе;

- учебно-воспитательный процесс будет зависеть от
его участников, взаимного уважения и доверия,
реализации и обогащения личностного потенциала в моральном становлении подростков.

Методика исследования

В исследовании приняли участие 15 несовершеннолетних осужденных мужского пола в возрасте от 14 до 18 лет (ФКУ «Колпинская воспитательная колония» УФСИН России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области), средний возраст 15,25 лет и 25 подростков с законопослушным поведением, средний возраст 15,03 лет (ГБОУ № 604 и № 335 Пушкинского района г. Санкт-Петербурга).

В качестве психодиагностических методик использовались: тест-опросник ВКЛ (Волевые качества личности) (О.Л. Еремкин, И.И. Купцов, 1997); авторская методика «Уровень развития нравственных качеств личности» (Т.В. Пивоварова, И.И. Купцов); «Самооценка личности» С.А. Будасси в авторской модификации (изучение нравственных и волевых качеств личности) [7].

Статистическая обработка материалов исследования выполнена с помощью стандартных статистических процедур. Для сравнения независимых выборок использовались непараметрические критерии Манна-Уитни и Краскела-Уоллиса, зависимых – критерий Вилкоксона.

Результаты исследования

Сравнение выраженности волевых качеств несовершеннолетних осужденных и подростков с законопослушным поведением производилось с использованием теста-опросника «Волевые качества личности» О.Л. Еремкина, И.И. Купцова. В результате анализа полученных данных, мы установили, что подростки с законопослушным поведением лучше идентифицируют у себя выраженность волевых качеств (по критерию Краскала-Уоллиса р<0,01) по сравнению с несовершеннолетними осужденными (по критерию Краскала-Уоллиса р>0,05). Сравнение выраженности волевых качеств у несовершеннолетних осужденных и подростков с законопослушным поведением представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Средние значения выраженности волевых качеств у несовершеннолетних осужденных и подростков с законопослушным поведениемсравнение их по критерию Манна-Уитни

 

несовершеннолетние

осужденные

подростки с законопослушным поведением

р

1. дисциплинированность

4,87

4,12

0, 215

2. самостоятельность

6,27

6,44

0,798

3. настойчивость*

6,93

5,24

0,020*

4. выдержка

6,53

5,72

0,370

5. организованность*

6,60

4,28

0,0001**

6. решительность*

6,20

4,08

0,003**

7. готовность к преодолению трудностей

6,53

6,12

0,944

переменные, имеющие значимые различия, выделены жирным шрифтом

** р<0,01; * p<0,05

 

Значимые различия по выраженности волевых качеств у несовершеннолетних осужденных и подростков с законопослушным поведением, по критерию Манна-Уитни, были выявлены по трем шкалам: настойчивость (р<0,05), организованность и решительность (р<0,01), осужденные демонстрируют более высокие баллы, при этом демонстрируя средний уровень развития волевых качеств (6,27).

Сравнение выраженности нравственных качеств подростков с помощью модифицированной авторской методики «Уровень развития нравственных качеств личности» И.И. Купцова, Т.В. Пивоваровой. В результате сравнительного анализа полученных данных, значимые различия выявлены по нескольким шкалам, таблица 2.

 

Таблица 2. Средние значения выраженности нравственных качеств у несовершеннолетних осужденных и подростков с законопослушным поведениемсравнение их по критерию Манна-Уитни

 

несовершеннолетние

осужденные

подростки с законопослушным поведением

р

1. честность

2,33

2,88

0,108

2. альтруизм

2,47

2,84

0,249

3. доброта*

1,93

3,00

0,003**

4. эмпатия*

1,27

2,88

0,00001**

5. патриотизм*

2,20

2,68

0,046*

6. порядочность*

2,00

2,76

0,018*

7. чувство долга

2,13

2,56

0,189

8. справедливость

2,67

2,56

0,826

9. искренность

2,13

2,56

0,161

10. скромность

2,40

2,64

0,524

переменные, имеющие значимые различия, выделены жирным шрифтом

** р<0,01; * p<0,05

 

Сравнительный анализ выраженности нравственных качеств показал большую их выраженность у подростков с законопослушным поведением. Значимые различия выявлены по четырем шкалам, больше всего различаются представления о доброте и эмпатии (р<0,01), также по-разному осужденные и школьники представляют патриотизм и порядочность (р<0,05). Подростки, совершившие преступление, считают, что они менее добрые, менее сопереживающие, менее патриотичные и менее порядочные.

Помимо исследования выраженности волевых и нравственных качеств подростков, был проведен анализ их самооценки с помощью авторской модификации методики С.А. Будасси (изучение нравственных и волевых качеств личности) по пятибалльной шкале.

Результаты сравнительного анализа самооценки волевых качеств несовершеннолетних осужденных и подростков с законопослушным поведением представлен в таблице 3.

 

Таблица 3. Средние значения самооценки волевых качеств у несовершеннолетних осужденных и подростков с законопослушным поведением, сравнение их по критерию Манна-Уитни

 

несовершеннолетние

осужденные

подростки с законопослушным поведением

р

1. выдержка*

4,13

4,56

0,032*

2. дисциплинированность

3,93

4,12

0,487

3. настойчивость

4,27

4,20

0,868

4. организованность

3,87

3,87

0,234

5. решительность

4,20

4,16

0,584

6. самостоятельность

4,07

4,52

0,053

 

Большинство волевых качеств по мнению подростков развиты сильно (4 балла и выше), значимые различия выявлены по шкале выдержка (р<0,05), подростки с законопослушным поведением в отличие от несовершеннолетних осужденных считают, что могут контролировать свое поведение.

Сравнительный анализ самооценки нравственных качеств несовершеннолетних подростков представлен в таблице 4.

 

Таблица 4. Средние значения самооценки нравственных качеств у несовершеннолетних осужденных и подростков с законопослушным поведением, сравнение их по критерию Манна-Уитни

 

несовершеннолетние

осужденные

подростки с законопослушным поведением

р

1. честность

3,53

3,76

0,336

2. альтруизм

3,07

2,88

0,452

3. доброта

4,13

4,20

0,914

4. эмпатия

3,07

3,24

0,628

5. патриотизм

3,67

4,24

0,108

6. порядочность*

4,73

4,28

0,039*

7.чувство долга

4,00

4,08

0,321

8. справедливость

4,27

4,24

0,577

9. искренность

3,87

4,04

0,376

10. скромность

3,87

3,32

0,177

 

Значимые различия самооценки нравственных качеств с помощью критерия Манна-Уитни были выявлены по шкале порядочность (р<0,05).

При сравнении выраженности нравственных качеств и их самооценки по критерию Вилкоксона у несовершеннолетних осужденных только по шкале альтруизм не выявлено значимых различий (р>0,05), при этом у подростков с законопослушным поведением по трем шкалам альтруизм (р>0,05), эмпатия (р>0,05) и скромность (р>0,05) не выявлено различий. На рисунке 1 представлена гистограмма сравнения выраженности и самооценки нравственных качеств несовершеннолетних.

 а

 б

 Рисунок 1. Выраженность (а) и самооценка (б) нравственных качеств у несовершеннолетних осужденных и подростков с законопослушным поведением

 

Сравнительный анализ показывает более осторожное отношение к проявлению нравственных качеств у осужденных. Значимые различия по критерию Вилкоксона (р<0,01) между проявлением и самооценкой нравственных качеств у осужденных выявлено по шкалам честность, доброта, эмпатия, патриотизм, порядочность, чувство долга, справедливость, искренность, скромность. У школьников значимые различия (р<0,01) выявлены по следующим шкалам: честность, доброта, патриотизм, порядочность, чувство долга, справедливость, искренность.

Обсуждение результатов

Результаты нашего исследования выявили лучшее понимание и дифференциацию подростками с законопослушным поведением, по сравнению с несовершеннолетними осужденными, волевых качеств, школьники выделяют различия между дисциплинированностью и настойчивостью, настойчивостью и решительностью. 

Подростки с законопослушным поведением демонстрируют более гибкое поведение, а несовершеннолетние осужденные более настойчивы в достижении цели, повторяя снова и снова в том числе девиантное поведение, они более решительны, менее склонны к сомнениям и колебаниям при осуществлении задуманного, более импульсивны. Школьники демонстрируют меньшую организованность, они привыкли действовать под руководством взрослых, а организованность несовершеннолетних осужденных, по-видимому является предиктором противоправного поведения, что проявилось в совершении преступлений.

Нравственные качества у несовершеннолетних осужденных менее выражены по сравнению со школьниками, осужденные менее склонны делать добро другим людям, сопереживать и поддерживать, понимают, что совершили поступок, противоречащий нормам общественной морали и должны испытывать чувство вины. Малая выраженность эмпатии у осужденных подростков мужского пола согласуется с нашими более ранними исследованиями несовершеннолетних осужденных женского пола. Таким образом, можно утверждать, что в подростковом возрасте формируется выраженность эмоционального отклика на эмоциональное состояние другого, слабость данного отклика характерна для несовершеннолетних осужденных по сравнению с подростками с законопослушным поведением, что может быть одной из мишеней психологической коррекции.

Сравнение самооценки волевых качеств показало, что осужденные подростки считают, что плохо умеют контролировать свое поведение, недостаточно настойчивы при возникновении препятствий на пути к достижению цели.

М.К. Гайдай, Ю.Р. Герасимова отмечают рассогласование определенных понятий среди осужденных и граждан с законопослушным поведением [3]. Данные авторы это объясняют желательностью в собственных глазах и в глазах окружающих выглядеть лучше, чем они есть на самом деле, а подростки еще и начинают в это верить. Таким образом осужденные оценивают себя как более порядочных, чем подростки с законопослушным поведением, что может стать еще одной мишенью психологической коррекции.

Особенностью подросткового возраста является формирование самооценки, в исследовании нравственных качеств было выявлено, что школьники понимают и принимают у себя такие качества как альтруизм, эмпатия и скромность, другие нравственные качества находятся на стадии формирования. Несовершеннолетние осужденные согласны с выраженностью и наличием у себя альтруизма, остальные нравственные качества находят рассогласование между их выраженностью и оценкой.    

Выводы

В нашем исследовании были выделены нравственно-волевые особенности, выявляющие различия между несовершеннолетними осужденными и подростками с законопослушным поведением. Осужденные обладают меньшими знаниями и особенностями проявления волевых качеств. Школьники демонстрируют более адаптивное поведение, осужденные подростки менее склонны отказываться от намеченных целей, меньше сомневаются и более импульсивны, при этом демонстрируют большую организованность, которую мы, в сочетании с другими волевыми особенностями, считаем предиктором противоправного поведения.

Осужденные несовершеннолетние плохо понимают эмоциональное состояние другого человека, обучение эмпатии осужденных, по нашему мнению, должно стать одной из задач психологической и воспитательной работы.

Мы полагаем, что формирование и развитие волевых и нравственных качеств подростков можно эффективно осуществить в ходе учебного процесса, особенно если использовать воспитательный потенциал предметов гуманитарной направленности.

References

1. Bizhamov T.T., Marianov A.A., Musaev K.B. Problemy lichnostnyh deformaciy nesovershennoletnih pravonarushiteley // Evraziyskiy yuridicheskiy zhurnal. [Eurasian Legal Journal] 2022. № 11(174). pp. 197-198. (in Russian)

2. Burenkova E.O. Sovremennoe sostoyanie i tendencii prestupnosti nesovershennoletnih v Rossiyskoy Federacii // Vestnik Penzenskogo gosudarstvennogo universiteta.[Bulletin of the Penza State University] 2020. № 1 (29). pp. 30-35. (in Russian)

3. Gayday M.K., Gerasimova Yu.R. Cennostnye orientacii osuzhdennyh k lisheniyu svobody // Vestnik BGU.[Bulletin of BSU] 2013. №14. S. 88-92.

4. Zastavskaya K. A. Prichiny i usloviya prestupnosti nesovershennoletnih na sovremennom etape // Innovacii. Nauka. Obrazovanie. [Innovacii. Doctrine. Imaging] 2021. № 35. pp. 1995-1998. (in Russian)

5. Zlokazov K.V., Il'yankova E.I., Rozhkov A.A. Vliyanie predstavleniya o social'nom prostranstve na ocenku prestupleniya nesovershennoletnimi // Vserossiyskiy kriminologicheskiy zhurnal. [All-Russian Criminological Journal] 2021. T. 15. № 1. S. 15-26. DOIhttps://doi.org/10.17150/2500-4255.2021.15(1).15-26. (in Russian)

6. Kaledin M.E. Kriminalizaciya nesovershennoletnego kak sledstvie mnogofaktornoy determinacii - simbioza mikro- i makro- sred // Gumanitarnye i yuridicheskie issledovaniya. [Humanitarian and legal studies] 2020. № 3. pp.143-151. DOIhttps://doi.org/10.37493/2409-1030.2020.3.17. (in Russian)

7. Pivovarova T.V. Kriterial'nyy apparat ocenivaniya sformirovannosti nravstvennyh i volevyh kachestv u nesovershennoletnih osuzhdennyh // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya.[Applied legal psychology] 2015. № 1.pp. 126-130. (in Russian)

8. Teregulova O.A. Psihologicheskie predposylki formirovaniya delinkventnogo povedeniya nesovershennoletnego // Psihologiya XXI veka: vyzovy, poiski, vektory razvitiya: sbornik materialov Vserossiyskogo simpoziuma psihologov, Ryazan' [Psychology of the XXI century: challenges, searches, vectors of development: collection of materials of the All-Russian Symposium of Psychologists], Ryazan, April 05, 2019 / Under the general editorship of D.V. Sochivko. Ryazan, 05 aprelya 2019 goda / Pod obschey redakciey D.V. Sochivko. Ryazan': Akademiya prava i upravleniya Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy, 2019. pp. 488-495. (in Russian)

9. Fadeeva S.A., Krotova D.N. Penitenciarnaya resocializaciya nesovershennoletnih osuzhdennyh: social'nye i pedagogicheskie aspekty // Antropogogika. [Anthropogogics] 2022. № 2 (6).pp. 47-51. (in Russian)

10. Roman, C.G., Cahill M., Mayes L.R. Changes in personal social networks across individuals leaving their street gang: just what are the youth leaving behind? // Social Sciences. 2021. Vol. 10 (39). pp. 1-22. doi:https://doi.org/10.3390/socsci10020039.

11. Song, Fangbin & Li, Ruihua & Wang, Wei & Zhang, Shenyu. (2022). Psychological Characteristics and Health Behavior for Juvenile Delinquency Groups. Occupational Therapy International. 2022. 1-11.https://doi.org/10.1155/2022/3684691.

Reviews
1. Features of the moral and volitional qualities of juvenile male convicts Authors: Teregulova Oxana


Login or Create
* Forgot password?