ON THE MODIFICATION OF HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION IN CONNECTION WITH THE SPREAD OF CLIP THINKING AMONG YOUNG PEOPLE
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article summarizes the mechanisms of formation and key features of clip thinking based on the latest scientific data. The aspects of the discrepancy between the characteristics of clip thinking and the characteristics of the traditional educational process of higher education that reduce the degree of psychological safety of students are considered. As an illustration, the intermediate data of own research are given. For the first time, a systematic approach to the modification of the process of higher professional education, including three blocks, is proposed. The first is the reorientation of the format of the presentation of the material from text to figurative. The second is the correction of the curricula themselves in the following areas: facilitating the systematization of professional knowledge, developing the strengths of clip thinking, creating conditions for the development of systemic thinking. The third is the formation of motivation for the student to master the intellectual skills of systems thinking and compliance with personal information hygiene. The article has an applied meaning – its provisions can be used to correct the curricula of higher education.

Keywords:
clip thinking, system thinking, psychological security, Internet, information, educational process
Text

В последние годы активно изучается проблема клипового мышления молодежи в контексте образовательного процесса, большинство авторов предлагают адаптировать формат подачи информации под особенности клипового мышления. Но помимо способа подачи информации есть еще ряд существенных, на наш взгляд, моментов, недостаточно освещенных в литературе. Это вопросы запоминания информации при клиповом мышлении, приобретения навыков системного мышления на базе клипового, сохранение сильных черт клипового мышления при формировании системного, создание соответствующих образовательных условий, – то есть вопросы, неразрывно связанные с механизмом формирования клипового мышления, – и вопрос самого сценария высшего профессионального образования, рассчитанного на системное мышление. Кроме того, часто обучающийся рассматривается как пассивный объект воздействия, тогда как, по нашему мнению, эффективным будет взаимосодействие.

С учетом изложенного представляется актуальным системный подход к решению данной проблемы, учитывающий механизмы формирования клипового мышления, аспекты несоотвествия его характеристик характеристикам классических образовательных практик высшей школы, и способствующий вовлеченности и осознанной работе над построением системы знаний самого обучающегося.

 

Глубокая интеграция интернета во все сферы жизнедеятельности привела к тому, что человек с ранних лет попадает в бескрайнее информационное поле. А высокая конкуренция за пользователя между интернет-ресурсами является причиной того, что информационное поле не просто существует вокруг человека, а непрерывно воздействует на него. Связь с быстро меняющимся и насыщенным интернет-пространством обеспечивается посредством технических устройств, в основном компактных и мобильных.

В результате человек начинает воспринимать виртуальное пространство как неотъемлемую и часто самую интересную часть действительности, а соединяющее с ним устройство – как материальное воплощение своей виртуальной личности. Это предрасполагает к той или иной степени зависимости от интернет-пространства и от гаджетов и к высокой восприимчивости ко всему, что с ними связано, в частности – к интернет-контенту.

Тем временем типичный интернет-контент представляет собой текстово минимальный, визуально яркий и эмоционально окрашенный информационный стимул. Такие характеристики способствуют мгновенному поглощению информации без временных затрат на ее когнитивную обработку и критический анализ, позволяют просматривать большое количество постов, что ценно в условиях стабильно избыточного потока данных, и формируют привычку к потреблению именно такого информационного продукта.

Закреплению привычки к типичному интернет-контенту способствует целый ряд факторов. Так, малая площадь экранов гаджетов делает крайне некомфортным чтение больших текстовых объемов из-за сужения угла зрения и необходимости постоянной прокрутки или листания материала [3]. Часто всплывающие оповещения о новых сообщениях препятствуют длительной концентрации внимания на смысле материала. А эмоционально нейтральные данные запоминаются хуже по нейро-физиологическим причинам: дело в том, что эмоциональные колебания увеличивают концентрацию определенных гормонов, которые, воздействуя на определенные структуры головного мозга, в физиологических условиях обеспечивают хорошее запоминание информации, связанной с возникновением волнения, тогда как в состоянии эмоционального покоя концентрация гормонов не изменяется, головной мозг не подвергается их стимулирующему воздействию и запоминание осуществляется хуже. Произвольное же запоминание как навык не востребовано, так как, с одной стороны, любая информация в любое время доступна в интернете, а с другой стороны, любая информация в следующий временной период может устареть и запомненная ранее версия будет неактуальной.

В результате привычки к потреблению типичного интернет-контента формируется клиповое мышление – восприятие информации образами, клипами, фрагментами, без их логического связывания. При клиповом мышлении информационные потоки обрабатываются быстро, поверхностно, с легким переключением между ними, затруднительны критический анализ и структурирование материала, длительная концентрация внимания [2], не востребован навык запоминания материала. Клиповое мышление является противоположностью системного мышления, при котором информационные потоки тщательно фильтруются критическим анализом и структурированием материала, а сосредоточенное погружение в массив данных замедляет скорость обработки информации и переключения между информационными потоками [2].

По своей сути клиповое мышление представляет собой механизм адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, а именно – к высокоинтенсивному непрерывному воздействию сразу множества информационных потоков. Клиповое мышление защищает от когнитивной перегрузки, позволяет оперативно реагировать на изменения информационного поля и быстро ориентироваться в обилии разнообразных данных.

Но такие свойства клипового мышления как низкая способность к абстактно-логической деятельности и отсутствие привычки к запоминанию являются его существенными недостатками в контексте образовательного процесса, так как способствуют накоплению багажа знаний не в виде системы с четкой внутренней логикой, а в виде набора слабо связанных познаний и компетенций.  

Между тем программы высшего профессионального образования ориентированы на системное мышление. Они представляют из себя иерархию знаний, где общие дисциплины являются базовым фундаментом, на основе которого последовательно возводятся следующие, все более узко специальные, уровни знаний. Традиционно подача материала осуществляется в тектовом формате и представлена в основном лекциями, семинарскими и практическими занятиями. К моменту начала отработки профессиональных навыков у обучающихся предполагается наличие системы знаний, готовой к использованию независимо от внешних источников информации, в которой явления ранжированы по значимости, механизмы и причинно-следственные связи детализированы и разветвлены их учитывающие алгоритмы действий.

Очевидно, что такой, традиционный, сценарий образовательного процесса, нацеленный на развитие системного мышления, не актуален при его отсутствии – при клиповом мышлении, что снижает и эффективность обучения, и психологическую безопасность обучающихся. Особенности клипового мышления, во-первых, затрудняют само усвоение информации при классических способах ее подачи, во-вторых, препятствуют построению собственно системы знаний при классической организации учебных программ.

Клиповое мышление, привыкшее к быстрому мельканию образов, и во время обучения настроено на прием информации, упакованной в образ, и не настроено надолго погружаться в текстовые массивы, чтобы медленно и с большими усилиями постигать линейные взаимосвязи объектов и явлений, запоминать или заучивать.

Это подтверждают результаты опросов студентов. По данным исследований, самой эффективной формой обучения называют лекцию всего 5% студентов, тогда как семинарские и практические занятия – около трети студентов [5].

Наши собственные промежуточные результаты опроса студентов согласуются с приведенными данными. Анкетирование на предмет субъективной оценки эффективности усвоения материала при разных способах его подачи проводилось в 2022 году среди студентов начальных курсов психологического факультета Института Академии ФСИН России. Из 30 участников максимально результативными считают практикумы 50%, семинары – 33%, лекции – 17% респондентов. Интересно, что совсем другие данные получены нами для лиц предшествующего возрастного десятилетия: аналогичное анкетирование в 2022 году прошли 15 человек, уже имеющих опыт работы и завершающих обучение в магистратуре (так же по профилю психология): максимально результативными считают лекции 60%, семинары – 33%, практикумы – 7% респондентов. Результаты обеих групп представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Разница в оценке эффективности усвоения материала при разных способах его подачи в группах начинающих и завершающих высшее профессиональное образование.

 

Можно предположить, что разница результатов связана именно с преобладанием клипового мышления в более молодой возрастной группе. Для получения более убедительных и достоверных результатов сбор материала продолжается.

Формирование и распространение клипового мышления – это порожденная информатизацией общества новая реальность, с которой бессмысленно бороться и которую нельзя игнорировать. Отсюда следует вывод, что психологические особенности восприятия информации современной молодежью необходимо учитывать при организации образовательного процесса для сохранения его эффективности и для повышения психологической безопасности обучающихся.

Для лучшего усвоения информации при клиповом мышлении необходима модификация формата ее подачи. Так, материал желательно дробить на блоки и подблоки. Перспективным представляется максимальное задействование инфографики – графического способа преподнесения данных, организующего большие объемы информации в наглядную демонстрацию соотношения предметов и фактов в пространстве и времени [4]. Хорошо себя зарекомендовали и интерактивные карты, особенно разрабатываемые совместно с обучающимися [1]. При отсутствии возможностей для таких и аналогичных технических решений целесообразно наглядное структурирование материала и его иллюстрационная поддержка фото-, видео- и аудиопримерами. Так, в ходе нашего исследования студенты начальных курсов отмечали факторы, значительно увеличивающие, по их мнению, усвояемость новой информации. Это, например, для лекций – структурирование материала, представленное в схемах, и его иллюстрирование, в том числе примерами из реальной жизни. А для практикумов – творческие задачи, что тоже можно расценить как наглядно-действенное иллюстрирование.

Кроме того, важно соблюдать высокую скорость подачи материала и работы с ним студентов, так как именно быстрота обработки информации является отличительной и сильной чертой клипового мышления [4].

Что касается построения самой системы знаний будущего специалиста, которая должна быть каркасом его профессиональной деятельности и не должна зависеть от доступа в интернет, это остается главной целью высшего профессионального образования.

С учетом механизмов формирования и характеристик клипового мышления достижению этой цели может помочь не только модификация способов подачи материала, но и модификация самих учебных программ. Так, в них, для компенсирования низкой способности обучающихся к систематизации материала, можно усилить классифицирование, алгоритмизацию и акцентирование внимания на взаимосвязях. Для увеличения запоминаемости информационных логически выстроенных конструкций желательно их регулярное повторение в разных дисциплинах на протяжении всего периода обучения. А с учетом важности наличия у студентов хотя бы элементов системного мышления, необходимо все-таки прививать им навыки работы с текстовыми и цифровыми массивами. Для этого, во-первых, в программах дисциплин можно предусмотреть постепенное титрование работы с массивами данных, организуя ее от меньших объемов к большим, во-вторых, необходимо в рамках педагогической и воспитательной деятельности формировать и поддерживать у обучающегося мотивацию к такой работе.

Помимо выше изложенного, учебные и воспитательные программы должны стимулировать соблюдение обучающимся личной информационной гигиены, так как клиповое мышление развивается и усугубляется вследствие интенсивного потребления типичного интернет-контента. Правила информационной гигиены просты. Это – целевое посещение интернета, то есть посещение заранее намеченных ресурсов с конкретной целью; дозирование информации, то есть чередование периодов потребления информации с периодами ее созидания или физической активности; отказ от недостоверных источников, от ресурсов, стойко вызывающих сильные эмоции, и от всплывающих оповещений. Обучающимся важно регулярно и в доступной форме разъяснять необходимость соблюдения информационной гигиены. Воспитательная политика вуза должна быть направлена на создание мотивации к осознанному освоению интеллектуальных навыков системного мышления и к соблюдению правил персональной информационной гигиены.

Схематично предложенный системный подход к модификации процесса высшего профессионального образования представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Предлагаемая модификация процесса высшего профессионального образования в связи с распространением клипового мышления у молодежи.

 

Выводы.

  1. Потребление типичного интернет-контента способствует формированию клипового мышления, которое характеризуется ориентацией на образы, поверхностностью и быстротой обработки информации и представляет собой противоположность системному мышлению.
  2. Организация процесса высшего профессионального образования, традиционно ориентированная на системное мышление и текстовую подачу материала, теряет актуальность в свете распространения клипового мышления и нуждается в модификации для сохранения эффективности обучения и для повышения психологической безопасности обучающихся.
  3. Целесообразна модификация организации образовательного процесса под психологические особенности восприятия и усвоения информации при клиповом мышлении, затрагивающая три аспекта:
    1.  Изменение формата подачи материала с макимальным задействованием образов (инфографика, интерактивные карты, иллюстрирование и т.д.).
    2. Коррекция самих учебных программ по следующим направлениям: акцентуация на системных взаимосвязях и регулярное повторение их в процессе обучения; дозированное наращивание объемов работы с массивами данных; обеспечение высокой скорости работы с информацией.
    3. Насыщение учебных и воспитательных программ элементами, мотивирующими к анализу и систематизированию информации и к соблюдению информационной гигиены при пользовании интернетом.
References

1. Voloshinenko L.I., Meteleva A.A. Patrioticheskoe vospitanie kursantov voennyh vuzov v usloviyah global'noy informatizacii obschestva // V sb.: Gumanitarnye nauki v sovremennom vuze: vchera, segodnya, zavtra : materialy mezhdunar. nauch. konf. pod red. S. I. Bugasheva, A. S. Minina. [In the collection: Humanities in a modern university: yesterday, today, tomorrow : materials of the International scientific conference, edited by S. I. Bugashev, A. S. Minin]2019. pp. 117-122. (in Russian)

2. Kolobaev V.K., Sinicyna T.A. Klipovoe myshlenie - novyy etap v razvitii myshleniya sovremennyh uchaschihsya // Naukosfera. [The sciencosphere] 2022. № 2-1. pp. 57-62.(in Russian)

3. Kraynov A.L. Klipovoe myshlenie v kontekste obrazovatel'nyh praktik: social'no-filosofskiy analiz // Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika. [Izvestiya Saratov University. A new series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy] 2019. T. 19. № 3. pp. 262-266. (in Russian)

4. Kupershinskaya E.A., Levina N.L. Klipovoe myshlenie sovremennyh studentov i svyazannye s nim osobennosti podachi materiala na zanyatiyah inostrannogo yazyka // V sb.: Aktual'nye problemy lingvistiki i lingvodidaktiki v neyazykovom vuze. 4-ya Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. : sb. materialov konf. : v 2 t.. MGTU im. N. E. Baumana, Associaciya tehnicheskih universitetov Rossii i Kitaya, Evraziyskoe obschestvo prikladnoy lingvistiki.[collection of materials of the conference : in 2 t. Bauman Moscow State Technical University, Association of Technical Universities of Russia and China, Eurasian Society of Applied Linguistics] M., 2021. pp. 176-179. (in Russian)

5. Rezer T.M., Lovygina A.M. Adaptaciya obrazovatel'nogo processa k osobennostyam vospriyatiya informacii studentami vysshey shkoly // V sb.: Akmeologiya professional'nogo obrazovaniya. Materialy 15-y Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. [In the collection: Acmeology of vocational education. Materials of the 15th International Scientific and Practical Conference] 2019. pp. 93-95. (in Russian)

Reviews
1. The problem of increasing the psychological safety of students at the stage of spreading clip thinking through the modification of higher professional education Authors: Sepiashvili Ekaterina


Login or Create
* Forgot password?