MULTIPARAMETRIC PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS OF PROPENSITY TO GASLIGHTING IN INTERPERSONAL RELATIONSHIPS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article focuses on the study of the main psychometric characteristics of the author's questionnaire for assessing the propensity to gaslighting in interpersonal relationships. A multiparametric approach to the psychodiagnostics of the phenomenology of gaslighting is defined as the subject of scientific research, the goals are to develop a diagnostically significant model for assessing the propensity to gaslighting in interpersonal relationships, implementing it in the questionnaire of the same name with its subsequent approbation. The research methodology was based on axiological, humanistic, activity and polysubject approaches in psychology, relationship theory and deviantology. Semantic content analysis, expert survey, psychological testing, self-assessment were used at different stages of scientific research. The total volume of the empirical sample was 165 people (including 17 experts and 148 subjects). Mathematical and statistical data processing involved the calculation of descriptive statistics and correlation analysis, which was implemented in MS Excel and IBM SPSS Statistics v 27 software products. Based on the results of theoretical and analytical research, a six-parametric gaslighting model was developed, which was the basis for the corresponding questionnaire. The measuring framework of the methodology and the degree of severity of gaslighting is formed by six private scales: 1) «behavioral intolerance»; 2) «expressive dominance»; 3) «projection of personal problems»; 4) «intrigue» (manipulation); 5) «verbal-behavioral discongruence»; 6) «devaluation of the other», from which an integral indicator is formed. During the psychometric study of the questionnaire, its high criterion validity was confirmed – statistically significant correlations with self-assessments of the same name were established (Rs = 0.42-0.63 at p=0.01). It is assumed that the technique has a good diagnostic potential, and can be used to study the phenomenology of gaslighting. Innovative are: the stimulus material of the questionnaire, the description of diagnostic scales, psychometric parameters of the methodology. The material makes it possible to provide psychodiagnostics with innovative diagnostic tools that provide solutions to a wide range of tasks in the field of not only psychodiagnostics, but prevention, assistance and correction

Keywords:
gaslighting, behavioral intolerance, expressive dominance, projection, manipulation, verbal-behavioral discongruence, devaluation of the other
Text

Актуальность. Проблематика межличностных отношений была и остается актуальной для различных отраслей психологии. Научный поиск во многом инициируется введением в психопрактику новых психологических явлений, например, таких как газлайтинг. Несмотря на то, что в мультидисциплинарный терминологический оборот феномен газлайтинга был введен в середине XX века, психология обратила на него внимание лишь в конце прошлого столетия. В основном психологические исследования (С. Саркис [6], Р. Стерн [7], Gass, Gertrude Zemon, William C. Nichols [8], HLeymann [9], D. Petric [11] и др.) центрировались в области описания сущности заявленного явления. Позже предпринималось попытки исследования генерализации газлайтинга в обществе (Paige L. Sweet [10]), а также взаимосвязи подобной девиации с особенностями личности (Е.С. Игнатова, Е.Д. Разводова [2] и др.). Проблематика находит отражения в работах в области девиантологи (Е.В. Змановской [1] и др.), психологической безопасности (В.Р. Петросянц, Л.Н. Гридяева, М.Р. Арпентьева [5] и др.), экстремальной психологии и психологической помощи (И.Г. Малкина-Пых [3] и др.). Несмотря на определённую теоретическую проработку феноменологии газлайтинга методик оценки степени его выраженности в настоящее время не существует. Наиболее часто исследователи применяют общедиагностический инструментарий, либо методики оценки девиантных форм поведения (агрессии, психологического насилия и т.п.), что не априори снижает достоверность формируемых выводов и результатов.

В наиболее общем виде газлайтинг может рассматриваться как форма сознательного или бессознательного психолого-манипулятивного насилия, при которой газлайтер систематически обесценивает слова, переживания, поступки или достижения жертвы, с целью установления власти и контроля над ней, формировании чувства вины, презентации индивида как неадекватно мыслящего, имеющего проблемы с адекватностью восприятия окружающей действительности [4]. С психологической точки зрения, газлайтинг выступает социальным паразитизмом, манипуляцией системой интересов, установок, оценок или желаний, а также сознанием жертвы в форме обмана.

Методика исследования. Цель научного исследования – разработать диагностически значимую модель оценки склонности к газлайтингу в межличностных отношениях, реализовав её в одноименном опроснике; изучить психометрические характеристики инновационного измерительного инструмента. Методологическую основу научного изыскания составили аксиологический, гуманистический, деятельностный и полисубъектный подходы в психологии, теория отношений и девиантология. В силу многогранности изучаемого психологического феномена потребовалось привлечение широкого спектра методов исследования.

Определение диагностически значимой модели явления газлайтинга было связано с применением семантического контент-анализа и экспертного опроса (17 чел. – преподаватели Московского государственного психолого-педагогического университета, Военного университета Минобороны России им. князя А. Невского, Института экономики и культуры, Университета мировых цивилизаций им. В.В. Жириновского). Верификация авторской методики проводилась методом психологического тестирования, экспертной оценки (газлайтинг) и самооценивания (парциальные шкалы) по 9-балльной шкале. К эмпирическому исследованию было привлечено 148 человек (студенты, магистранты, преподаватели, представители силовых ведомств; средний возраст – 28,83 лет (стандартное отклонение – 8,81 лет); 66 муж., 82 жен.). Тестирование осуществлялось в бланковой форме. Все результаты исследования сводились к шкале станайн. Математико-статистическая обработка данных была реализована в программных продуктах MS Excel и IBM SPSS Statistics 27.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенный контент-анализ литературы (словари, научные статьи, монографии, учебники и др.) в области девиантологии, проблематики межличностных отношений (в т.ч. психологического насилия) позволил выделить ключевые смысловые категории феномена газлайтинга.

Семантическое наполнение понятия «газлайтинг» разнится. Оно связывается с формой психологического насилия, полным контролем в отношениях, управлением жертвой, формированием беспомощности, достижением эмоциональной нестабильности партнера, иллюзией неадекватности происходящего, введением окружающих в депрессию или сумашествие, игнорированием душевного состояния собеседника, перекладыванием ответственности, враждебностью, агрессивностью.

Обобщение результатов семантического анализа позволило выделить шесть относительно независимых слагаемых, одновременная выраженность которых указывает на тенденцию к газлайтингу. Модель из 6-ти компонентов (измерений, шкал) была положена в основу авторского опросника оценки склонности к газлайтингу в межличностных отношениях. Измерительный каркас методики образуют такие диагностические шкалы как: 1) «поведенческая интолерантность»; 2) «экспрессивное доминирование»; 3) «проекция личностных проблем»; 4) «интриганство» (манипуляция); 5) «вербально-поведенческая дисконгруэнтность» (иная реальность); 6) «обесценивание другого» (мощность шкал – 14-24 пункта).

Представлено описание исходных индикаторов, а именно [4]:

1. Поведенческая интолерантность – это ориентация или склонность индивида предвзято и негативно оценивать поведение (поступки, точки зрения, оценки и т.п.) окружающих (вне зависимости от личности жертвы, социальной приемлемости, допустимости или адекватности). Любые модели поведения жертв воспринимаются как «вздорные», «неоптимальные», «глупые» или «ничтожные», как следствие, критикуются, осуждаются или оскорбляются. Подобная реакция вызывает у жертвы формирование когнитивного диссонанса.

2. Экспрессивное доминирование – склонность индивида к выраженному эмоциональному (экспрессивному) реагированию на поведение окружающих, преимущественно проявляющееся в форме неприкрытого вербального или невербального насилия (агрессии) в сочетании с проявлениями различных негативных эмоций (зависть, агрессия, враждебность, злость и др.).

3. Проекция личностных проблем – это тенденция к приписыванию окружающим проблем развития, поведения, общения и т.п., которые детерминированы собственными проблемами (недостатками, девиациями и т.п.). Проявляется в обвинительном уклоне, предвзятых оценочных высказываниях в адрес жертвы.

4. Интриганство (манипуляция) – это склонность индивида достигать личностно-значимых целей посредством манипуляций, козней, сплетен, происков и т.п., стремление использовать критическую жизненную ситуацию в собственных корыстных интересах. Реализуется путем воздействия на сферу интересов жертвы, ее мотивацию, через эмоции и т.п., что позиционируется как действия «во благо» человека.

5. Вербально-поведенческая дисконгруэнтность – это склонность к противоречивым реакциям газлайтера, проявляющаяся в несоответствии его действий словам и наоборот, доминировании в оценках поступков окружающих злых или оскорбительных шуток, проявлений буллинга, неуместных замечаний, подтрунивании, стремлении «ранить» (унизить и т.п.) жертву.

6. Обесценивание другого – это ориентация индивида на нивелирование (принижение, отрицание) опыта, фактов, эмоций или заслуг окружающих. Объектом обесценивания могут выступать личностные достижения, поступки, ценности, интересы, внешность, умственные способности и т.п.

Результатом разработки диагностического инструментария явилось создание следующих элементов: инструкции, стимульного материала, регистрационного бланка, диагностических ключей, нормативных данных, описания и интерпретации шкал. Стимульный материал формы «А» представлен 105-пунктной версией опросника с трехвариантными ответами («Верно», нейтральный ответ, «Неверно»). Ниже приводятся утверждения опросника.

  1. В межличностных отношениях должна быть выгода.
  2. Время от времени окружающим необходимо говорить то, что они хотят услышать.
  3. Невозможно держать под контролем абсолютно все эмоции.
  4. В предложении «Коллеги уделяли новому сотруднику заботу в большом объёме» нет ошибок.
  5. Лесть, сказанная в нужный момент, – это мудрое решение.
  6. Мне нравиться фраза о том, что «Неважно насколько человек был велик в прошлом, важно насколько он значим сейчас».
  7. В ситуации межличностного конфликта следует пренебречь интересами собеседника.
  8. Неординарно одетые люди сами провоцируют окружающих на шутки в свой адрес.
  9. Меня не будут раздражать действия окружающих, если я поступаю также как они.
  10. В современном мире слова не всегда должны обязывать к делам.
  11. Считаю этику основой межличностных отношений.
  12. Для успешного решения ряда личных проблем в жизни вполне возможно приписать их другим людям.
  13. В обидных шутках нет ничего предосудительного, просто их не всем дано понять.
  14. Для меня важна иллюзорность жизни.
  15. Фраза «Взаимное уважение людей позволяет улучшить уровень межличностных отношений» изложена стилистически правильно.
  16. В большинстве случаев в недомолвках нет ничего предосудительного.
  17. Люди должны выстраивать отношения с окружающими, невзирая на их заслуги в прошлом.
  18. Проще скрыть своё недовольство, чем тратить время на объяснение его причин.
  19. Быть личностью – это воспринимать людей такими, какие они есть.
  20. Считаю допустимым сказать коллеге о его неправоте только потому, что его мнение отлично от моего.
  21. Время от времени мне приходится отрицать то, что якобы мной говорилось ранее, хотя у окружающих имеются определённые доказательства противоположного.
  22. Не следует обижаться на реплики по поводу внешности, поскольку они не несут в себе ничего серьёзного.
  23. Прошлые достижения человека в какой-либо сфере не важны, если он не продолжает заниматься данной деятельностью.
  24. Иногда можно обвинить окружающих в собственных ошибках.
  25. Многие люди нуждаются в постоянных эмоциональных переживаниях, которые я им могу дать.
  26. Если человек ошибся, то не вижу ничего предосудительного в использовании подобного обстоятельства в своих целях.
  27. Делать окружающим добро – все равно, что лить воду в море.
  28. Если коллега не понимает своей ошибки, нужно указать ему на это любым способом.
  29. Вне зависимости от обстоятельств, индивиду не следует оправдываться за свои поступки.
  30. Выражение «Лояльное отношение к людям сыграло большую роль в моей жизни» построено верно.
  31. Человек должен считаться только с людьми, равными себе по статусу.
  32. Считаю, что индивиду следует чаще смеяться над самим собой, чем над другими.
  33. Не вижу ничего плохого в сплетне, которая может помочь продвинуться по карьерной лестнице.
  34. Люди должны стараться по возможности оправдывать поведение окружающих.
  35. Поговорка «В чужом глазу сучок видит, а в своем – бревно не замечает» относится ко всем людям, за исключением меня.
  36. Необдуманные реплики в адрес окружающих могут стать причиной серьезного конфликта в служебном коллективе.
  37. Даже для достижения личностно-значимой цели, не допустимо вводить в заблуждение окружающих.
  38. Доминируя в межличностных отношениях с людьми, ими проще управлять.
  39. Шутки по поводу неординарного поведения отдельных сотрудников разряжают даже самую тяжелую обстановку в служебном коллективе.
  40. Человека следует познавать в деле.
  41. Зачастую мне свойственно принимать чужие победы за свои поражения.
  42. Обман является оптимальным выходом из любой сложной жизненной ситуации.
  43. Демонстрация эмоций помогает человеку целенаправленно влиять на окружающих.
  44. Если бы мне пришлось быть руководителем, то моим девизом мог быть такой: «Изгои в коллективе сами виноваты в том, что заняли такое положение в социуме».
  45. Не важно, как человек достигает желаемого, важен результат.
  46. Скрывая свое недовольство работой подчинённых, руководитель теряет возможность внести коррективы в их деятельность.
  47. Чтобы быть успешным, современный человек должен жить в нескольких реальностях.
  48. Считаю правильно сформулированным следующее высказывание «Каждый человек должен иметь жизненные перспективы».
  49. Реплики про лишний вес могут мотивировать человека к похудению.
  50. Даже в принципиальном споре нельзя переходить на личности.
  51. Считаю, что жизненные трудности человека не должны оставаться без внимания окружающих.
  52. Ложь во благо человека не должна порицаться окружающими.
  53. Мне часто приходится говорить одно, а делать – другое.
  54. Для того чтобы доказать свою правоту, индивиду можно прибегнуть к негативным высказываниям в адрес оппонента.
  55. Некоторые люди понимают меня только после повышения тона голоса.
  56. Создание у окружающих иллюзий – важная составляющая успеха.
  57. Если высказанная шутка обидела человека, то извинения будут зависеть от того, кто передо мной.
  58. Принижение окружающих может позволить человеку самоутвердиться.
  59. Считаю справедливым изречение: «Проще наказать, чем разобраться в ситуации».
  60. Наилучший способ поладить с людьми – говорить им то, что они хотели бы услышать.
  61. Недостатки другого человека можно высмеивать в том случае, когда он не предпринимает попыток к их устранению.
  62. Не следует помогать людям в решении их проблем: они сами виноваты, поскольку выбрали подобную ношу.
  63. Ошибочно полагать, что авторитет среди окружающих можно построить на эмоционально комфортных отношениях.
  64. Если у коллеги неудачная стрижка, то можно намекнуть ему об этом.
  65. Мне гораздо проще добиться желаемых результатов, если создать небольшую интригу в коллективе.
  66. Признать свою неправоту значит поставить себя в «слабую» позицию.
  67. Человек, обладающий способностью шутить над поведением людей, располагает к себе окружающих.
  68. Принизить заслуги окружающих – это оптимальный способ повысить самооценку.
  69. Нет ничего предосудительного в поведении человека, когда его слова расходятся с делом.
  70. Если у людей что-то не получается, они сами в этом виноваты.
  71. Считаю, справедливым высказывание: «Цель оправдывает средства».
  72. О человеке можно судить по его стилю юмора.
  73. Люди обманывают окружающих, зачастую принимая их добродушие за слабость.
  74. Создавая эмоциональную напряженность в коллективе, можно успешно продвигаться по карьерной лестнице.
  75. В моём представлении – нравственность человека прослеживается в его отношении к слову.
  76. Грамотно построенное выражение может быть следующим: «Конфликтность личности детерминирует девиации поведения».
  77. Нет ничего оскорбительного в шутках над человеком, который не нравится окружающим.
  78. Люди, позволяющие себя обманывать, виноваты в этом сами.
  79. Возложение ответственности за решение многих проблем на окружающих позволяет человеку быть свободным.
  80. Полагаю, что лучше красиво говорить, чем посредственно поступать.
  81. Необдуманным высказыванием можно обидеть человека.
  82. Будучи верным себе, человек будет справедливым с окружающими.
  83. Чтобы узнать человека с разных сторон, следует вывести его из себя.
  84. Для достижения уступок конфликтующей стороны эффективна её дискриминация.
  85. Считаю, что вовремя выполненное обещание, часто превращается в проблему.
  86. Попытки утвердиться в собственных глазах иногда приводят к обесцениванию в глазах окружающих.
  87. В жизни можно достичь гораздо большего, если умело настраивать людей друг против друга.
  88. «Черный» юмор следует использовать как можно реже, поскольку соответствующие высказывания часто бывают обидными.
  89. Для того чтобы не общаться с неприятным человеком, следует придумать обстоятельства непреодолимой силы.
  90. Предложение «Дело снижения уровня конфликтности сотрудников неоднократно обсуждалось в служебном коллективе» согласуется с правилами русского языка.
  91. Во многих случаях слова – этот лишь прикрытие истинных намерений человека.
  92. Думаю, допустимо шутить над человеком с неординарным поведением, если это не выводит его из себя.
  93. Большинству людей нет необходимости знать в жизни правду.
  94. Чтобы успешно управлять людьми, следует несколько принижать их достижения.
  95. Высказывать своё недовольство поведением окружающих – это нормально.
  96. Чем более недостоверной является информация, тем с большей вероятностью люди в неё верят.
  97. Считаю, что высмеивание неординарного поведения сотрудника способно сплотить служебный коллектив.
  98. Для того чтобы быстрее разрешить межличностный конфликт, следует деликатно противопоставить людей друг другу.
  99. У людей, которые обижаются на шутки, не развито чувство юмора.
  100. В жизни всегда следует руководствоваться известным изречением: «Обещать – не значит жениться».
  101. Если в коллективе все шутят над поведением определённого сотрудника, то для того, чтобы быть «своим» в коллективе, к ним необходимо присоединиться.
  102. Следует согласиться с изречением о том, что «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».
  103. В жизни необходимо помогать только тем людям, которые нравятся.
  104. Несправедливо выбирать в коллективе сотрудника со странным поведением в качестве объекта для насмешек.
  105. В современном мире мнение человека не имеет принципиального значения – важно говорить то, что хотят слышать окружающие.

Порядок работы с опросником предполагает: 1) проведение обследования; 2) подсчёт сырых баллов; 3) оценку валидности протокола обследования; 4) перевод первичных баллов в стандартизированную шкалу – станайн (табл. 1); 5) интерпретацию результатов. Нормативные данные разработаны на выборке 142 человека и предназначены для унисексуального применения в отношении обследуемых возрастной категории 18-60 лет.

 

Таблица 1 – Нормативные данные к шкалам опросника

Наименование

Прямой ключ

Обратный ключ

Хср

СКО

поведенческая интолерантность

8, 13, 22, 39, 44, 49, 61, 64, 77, 92, 95, 97, 101

34, 36, 81, 104

9,354

4,484

экспрессивное доминирование

3, 25, 28, 32, 38, 43, 46, 54, 63, 67, 72, 74, 95, 99

18

14,480

3,255

проекция личностных проблем

12, 24, 35, 42, 44, 51, 52, 62, 79, 91

9, 40, 46, 70

7,396

3,253

манипуляция

1, 2, 5, 16, 20, 26, 33, 38, 45, 47, 55, 58, 60, 65, 71, 73, 78, 87, 98, 105

11, 34, 37, 86

16,810

6,069

вербально-поведенческая дисконгруэнтность

10, 14, 21, 41, 43, 47, 53, 56, 59, 66, 69, 74, 80, 85, 89, 93, 96, 100

29, 75, 82, 102

10,981

6,055

обесценивание другого

1, 6, 7, 23, 27, 31, 54, 57, 61, 67, 68, 83, 84, 92, 94, 101, 103

11, 17, 19, 50, 88

8,938

4,901

достоверность

(понимание стимула)

30, 48, 76

4, 15, 90

26,642

2,196

достоверность (типичность ответов)

40, 50, 81

31, 35, 68, 77, 87, 94, 101

 

В ходе эмпирического исследования тестовые данные сопоставлялись в самооценочными показателями. В качестве метода математико-статистического анализа использовался расчёт корреляции на основе непараметрического коэффициента Ч. Спирмена (n=142 – количество валидных протоколов). Все значения по шкалам продемонстрировали статистически значимые корреляционные связи с одноименными самооценками (Rs = 0,42-0,63 при р=0,01). Корреляция степени выраженности газлайтинга с экспертными оценками составила 0,51 (р=0,01), что указывает на высокую критериальную валидность опросника. В настоящее время психометрическая адаптация опросника продолжается.

Выводы. В результате семантического анализа феноменологии газлайтинга была предложена его шестикомпонентная диагностически значимая модель, в состав которой вошли такие характеристики как «поведенческая интолерантность»; «экспрессивное доминирование»; «проекция личностных проблем»; «интриганство» (манипуляция); «вербально-поведенческая дисконгруэнтность»; «обесценивание другого». Создана 105-пункная версия опросника со всеми ключевыми элементами (стимульный материал, нормативные данные и т.п.); оценены некоторые психометрические параметры методики, которые подтвердили хорошее качество диагностического инструмента. Разработка и апробация опросника оценки склонности к газлайтингу в межличностных отношениях направлена на профилактику конфликтов в служебных коллективах.

References

1. Zmanovskaya E.V. Deviantologiya: Psihologiya otklonyayuschegosya povedeniya: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov [Deviantology: Psychology of deviant behavior: a textbook for university students.]. M., Akademiya, 2004. 288 p. (in Russian)

2. Ignatova E.S., Razvodova E.D.. Vzaimosvyaz' negativnyh chert lichnosti i sklonnosti k ab'yuzingu v mezhlichnostnyh otnosheniyah mezhdu muzhchinoy i zhenschinoy // Social'nye i gumanitarnye nauki: teoriya i praktika. [Social and humanitarian sciences: theory and practice] № 1 (3). 2019. pp. 606-617. (in Russian)

3. Malkina-Pyh I.G. Psihologicheskaya pomosch' postradavshim ot nasiliya. [Psychological assistance to victims of violence] M.: Knorus Publ., 2021. 334 p. (in Russian)

4. Petrov V.E., Schipakov V.E. Psihologicheskaya model' gazlaytinga - osnova diagnostiki deviantnogo povedeniya voennosluzhaschih v voenno-professional'noy deyatel'nosti // Voennyy akademicheskiy zhurnal. [Military Academic Journal] 2022. № 3 (35). pp. 54-58. (in Russian)

5. Petrosyanc V.R., Gridyaeva L.N., Arpent'eva M.R. Bulling i problemy psihologicheskoy bezopasnosti obrazovaniya // Psihopedagogika v pravoohranitel'nyh organah. [Psychopedagogy in law enforcement agencies] T. 27. № 1 (88). 2022. pp. 40-49. (in Russian)

6. Sarkis S. Gazlayting. Kak raspoznat' emocional'noe nasilie i vyrvat'sya na svobodu iz toksichnyh otnosheniy. [How to recognize emotional abuse and break free from toxic relationships] Rostov n/D.: Feniks, 2021. 299 p. (in Russian)

7. Stern R. Skrytye manipulyacii dlya upravleniya tvoey zhizn'yu. STOP gazlayting. [Hidden manipulations to control your life. STOP gaslighting] SPb.: Piter Publ., 2020. 304 p. (in Russian)

8. Gass, Gertrude Zemon, William C. Nichols. Gas lighting: a marital syndrome // Contemporary Family Therapy. 1988. № 10 (1). Pp. 3-16.

9. Leymann H. Mobbing. Psychoterror am Arbeitsplatz und Wie mann sich dagegen wehren kann // Reinbeck (Rowohlt). 1993. Pp. 21.

10. Paige L. Sweet. The Sociology of Gaslighting // American Sociological Review. 2019. Vol. 84 (5). Pp. 851-875.

11. Petric D. Gaslighting and the knot theory of mind // Preprint. 2018. DOI:https://doi.org/10.13140/RG.2.2.30838.86082.

Reviews
1. Multiparameter psychological diagnostics of propensity to gaslighting in interpersonal relationships Authors: Maltseva Tatiana


Login or Create
* Forgot password?