DIRECTIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL ACTIVITIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the current directions of digital transformation of scientific and educational activities. In 2021, the Ministry of Science and Higher Education developed a Strategy for the Digital Transformation of Science and Higher Education, which is aimed at achieving digital maturity as the basis for strategic development and digital transformation of scientific organizations and educational institutions of higher education. Five main directions of digital transformation of science and higher education are presented: architecture of digital transformation; development of digital services; data management; infrastructure modernization; human resources management. Additionally, seven more subprojects have been identified: datahab; data management system for science and higher education; digital transformation architecture; digital university; unified science service platform; software and hardware marketplace; digital education; service hub. The Strategy of Digital Transformation of the branch of science and higher education reflects the focus on digital interaction of information systems, their interconnectedness, subordination and unity of work in relation to scientific and educational organizations of higher education. One of the vectors of digital transformation at present is a certain shift in its focus, which consists not only in digitalization of various processes and types of professional activity, but also in changing and transforming digital interaction systems. The key aspects of the digital transformation of science and education are new, in their content, directions and models of activity, which are based on the synthesis of constantly updated digital solutions and services, opportunities for continuing professional education and development for specialists, the availability of conditions for organizing digital changes, support and coordination of effective communication between participants in digital transformation projects within the framework of professional interaction.

Keywords:
digital transformation, scientific activity, educational activity, digital competencies, information technology, science and higher education, Strategy of digital transformation of science and higher education
Text

Современное общество развивается достаточно динамично и за последнее время оно претерпевает не столько количественные, сколько качественные изменения, касающиеся его различных сторон и выражаются они в цифровизации различных областей и видов деятельности. К сегодняшнему обществу применимы такие определения, как информационное общество, общество постиндустриального развития, цифровое общество, цифровой мир, которые отражают приоритет развития информационных (цифровых) технологий, их внедрение в общественную жизнь и влияние на успешную социализацию человека в целом [12].

В течение последних десятилетий применение информационных технологий играет все более значимую роль в различных видах профессиональной деятельности для достижения целей, связанных с эффективностью и производительностью труда. Если в XX веке научно-технический прогресс изменил в целом формат общественного производства, содержание различных видов труда и был связан с повсеместным развитием персональных компьютеров, робототехники, разработкой информационных систем и их внедрением в деятельность различных организаций, то в настоящее время говорят о следующем этапе развития общества и социального прогресса – четвертой индустриальной революции, которая основана на комплексном взаимодействии и взаимопроникновении существующих производительных сил, промышленного производства и глобальным распространением цифровых технологий [18].

Произошедшие качественные изменения в рамках четвертой промышленной революции, повсеместное использование информационных технологий, цифровые трансформации в различных сферах деятельности в настоящее время становятся основным вектором развития общества. Более того, значимость подобных цифровых трансформационных процессов в обществе, которым подвержена, безусловно, и сфера научно-исследовательской деятельности, достаточно четко осознается государством, что является основой для разработки различных нормативно-правовых документов, связанных со стратегическими направлениями деятельности в области цифровой трансформации (внедрение технологий искусственного интеллекта, больших данных, интернета вещей), разработкой мер по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в организациях и т.п. [10]. В данном ракурсе цифровая трансформация связана как с качественным обновлением и развитием информационных технологий, определением новых направлений деятельности в современной экономике, так и изменением содержания выполнения различных видов труда в обществе, а это, в свою очередь, определяет уже новые знания, умения, навыки, которыми должны владеть конкурентноспособные специалисты: владение цифровыми компетенциями, цифровой грамотностью, умение работать с современными программными средствами, наличие в целом достаточно высокого уровня цифровой профессиональной культуры.

Вполне закономерно, что такие понятия, как «цифровая трансформация», «цифровая экономика», «цифровые технологии», «цифровизация науки и образования», «цифровое государственное управление», «цифровая зрелость» становятся частью социально-экономической жизни граждан и организаций. Само развитие, внедрение и распространение информационных технологий различного порядка связано с огромными потоками информации, представленных в цифровом формате и здесь, конечно, возрастает роль науки как связующего звена [1, 6].

Как известно, обеспечение национальных интересов основывается на обеспечении не только таких стратегических национальных приоритетов, как оборона страны, повышение качества жизни граждан, экономический подъем и рост – значимыми и ключевыми приоритетами являются наука, технологии и образование и это является основанием для развития и реализации научно-исследовательских проектов, направленных на цифровую трансформацию и качественное изменение существующей цифровой экономики [3]. Можно выделить следующие программы и стратегические проекты:

Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;

Паспорт национального проекта «Наука»;

Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 № 377
«Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»;

Указ Президента РФ от 01.12.2016 № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации»;

Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474
«О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»;

Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития
информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы» и др.

Данные программы устанавливают на ближайшие годы для сферы научных исследований приоритетные цели и задачи, большое внимание уделяется развитию национального интеллектуального капитала и повышению результативности деятельности научных кадров, а также развитию инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Особый интерес представляют мероприятия государственной политики в сфере цифровой трансформации науки. Так, в 2021 году Министерством науки и высшего образования была разработана Стратегия цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования (далее – Стратегия). Согласно данной Стратегии, в России должен появиться целый ряд собственных цифровых систем для научно-исследовательских институтов и образовательных организаций высшего образования [16].

Стратегия для науки и высшего образования – это только одна из стратегий цифровой трансформации в Российской Федерации. Другие государственные нормативно-правовые документы определяют стратегические направления развития по использованию информационных (цифровых) технологий в таких сферах, как государственное и муниципальное управление, здравоохранение, финансово-экономический сектор, транспортное обеспечение и логистика, социальное обслуживание различных категорий граждан, промышленный сектор, топливно-энергетический комплекс и др.

Разработанная Стратегия нацелена на достижение цифровой зрелости как основы стратегического развития и цифровой трансформации научных организаций и образовательных организаций высшего образования. При разработке Стратегии специально отобранными экспертами был проведен подробный анализ существующей цифровой трансформации научно-исследовательской и образовательной деятельности мировых практик стран, в которых представлены наиболее развитые образовательные системы в сфере информационных технологий (цифровых сервисов). Результатом проведенной работы явились проекты, которые направлены на цифровизацию научно-исследовательской и образовательной деятельности, модернизацию и развитие научно-образовательных программ, основными задачами которых являются: создание определенных условий для развития инициатив по цифровой трансформации науки и высшего образования с опорой на сложившийся мировой и российский опыт, развитие цифровых сервисов научно-исследовательской и образовательной деятельности, а в целом – формирование комплексной единой политики управления данными в научной и образовательной деятельности с позиций так называемых целевых архитектур [4, 5].

На сегодняшний день важна реальная оценка достигнутого уровня цифровой зрелости научно-исследовательских институтов и образовательных организаций высшего образования и на этой основе разработка рекомендаций и направлений по достижению ее необходимого уровня для обеспечения полного преобразования управленческих процессов с помощью использования цифровых технологий и сервисов, автоматизации процедур, применения современных технологий цифровой трансформации (цифровые платформы, виртуальная и дополненная реальность, искусственный интеллект и др.) [17].

В Стратегии указан период проведения мероприятий до 2030 года. Представлены пять основных направлений цифровой трансформации науки и высшего образования, отметим их.

I. Архитектура цифровой трансформации.

Информационные системы, обеспечивающие научно-образовательную деятельность научных организаций и российских университетов, разрабатывались в разное время различными компаниями и, как правило, недостаточно связаны между собой в плане единства и интеграции. Необходим единый подход к пониманию цифровой трансформации научно-исследовательской и образовательной деятельности для достижения стратегических задач реализации цифровизации [11].

II. Развитие цифровых сервисов.

Рынок цифровых сервисов растет, но научные организации и образовательные организации высшего образования часто внедряют цифровые технологии формально, кроме того, сохраняется проблема неравномерного доступа к цифровых технологиям. Предполагается развитие интегрированного пространства, улучшение существующих цифровых сервисов, реализация единого платформенного подхода с возможностью оптимизации и автоматизации процессов деятельности научных и образовательных организаций [7].

III. Управление данными.

Качество и безопасность данных, используемых в научно-исследовательской и образовательной деятельности, определяется грамотным управлением и контролем. Актуален вопрос о разработке информационной системы и планомерном переходе к управлению и принятию управленческих решений на базе предикативной аналитики (извлечение информации из данных для возможностей прогнозирования тенденций и моделей поведения).

IV. Модернизация инфраструктуры.

Традиционная проблема для науки и высшего образования. Необходимы мероприятия по усовершенствованию, своевременной замене, обновлению существующего оборудования, направленные на повышение работоспособности техники, повышение производительности научной и образовательной организации в целом – обязательный технологический путь, заключающийся в совершенствовании и прогрессе самих средств труда [19].

VУправление кадровым потенциалом.

В настоящее время информационные (цифровые) технологии используются как средства коммуникации между людьми и как педагогические средства учебного взаимодействия, при этом важно понимать, что стремительные и разноплановые темпы цифровизации, как правило, идут впереди по сравнению с имеющимися умениями, навыками, компетенциями у специалистов по освоению информационных технологий в той или иной области. Соответственно, актуальным становится решение вопросов, связанных с формированием цифровой культуры как у обучающихся, так и у уже работающих специалистов, необходимой для выполнения успешной профессиональной деятельности в цифровом обществе. Важное внимание следует уделять вопросам формирования цифровых компетенций у всех сотрудников научных и образовательных организаций высшего образования для обеспечения повышения успешности профессиональной деятельности и конкурентноспособности специалистов в рамках складывающейся цифровой экономики [2].

Рассмотрим далее отдельные подпроекты Стратегии, среди которых: Датахаб: Система управления данными сферы науки и высшего образования; Архитектура цифровой трансформации; Цифровой университет; Единая сервисная платформа науки; Маркетплейс программного обеспечения и оборудования; Цифровое образование; Сервис хаб. Данные проекты должны обеспечить развитие научных и образовательных организаций в условиях цифровой трансформации для достижения цифровой зрелости по вышерассмотренным пяти направлениям деятельности. Первые прототипы сервисов по каждому из подпроектов должны быть разработаны и внедрены в опытную эксплуатацию к 2024 году.

1. Датахаб.

Планируется интегрированная система управления различными данными в научных и образовательных организациях, которая представляет собой соподчиненные процессы, цифровые сервисы, инфраструктуру, направленных на обработку, повышение качества имеющихся данных, систематизацию управления. Реализация данной системы должна оптимизировать взаимодействие по обмену информацией между научными и образовательными организациями, а также обеспечить в дальнейшем доступ к данным и внешним пользователям по определенному регламенту. С позиций взаимодействия и открытости информации предполагается фактически прямой доступ бизнеса и коммерческих организаций к результатам научных исследований.

2. Архитектура цифровой трансформации.

В рамках данного проекта должна быть разработана специальная BI-система (Business Intelligence) – набор инструментов и технологий для сбора и аналитико-статистической обработки различных данных научных и образовательных организаций в ходе реализации глобальной цифровой трансформации науки и высшего образования. Система предполагает проведение мониторинга оценки цифровой зрелости организации по методике, предусмотренной паспортом цифровой зрелости организаций и их публичное представление на сайтах.

3. Цифровой университет.

Достаточно комплексный и масштабный проект, предполагающий охват цифровыми сервисами фактически всех процессов в научных и образовательных организациях: от составления расписания и реализации дистанционного обучения на цифровых платформах до мониторинга качества научно-педагогической деятельности и финансово-экономической работы. Согласно Стратегии, к 2024 году не менее 50% подведомственных Минобрнауки образовательных организаций высшего образования уже должны не только провести оценку собственной цифровой зрелости, но и разработать и внедрить модель цифрового университета с учетом реализации подхода по индивидуализации образовательных траекторий (обеспечение условий эффективного освоения обучающимися необходимого и достаточного уровня общепрофессиональных, профессиональных, цифровых компетенций).

4. Единая сервисная платформа науки.

Предполагается созданий единой цифровой платформы для научного взаимодействия между научно-педагогическими работниками для возможности проведения совместных исследований, доступа к различным информационным базам данных, электронным цифровым ресурсам, фондам грантов на проведение научных исследований, формирования электронного портфолио ученых и т.п. Реализация данного проекта связана с необходимостью формирования адресных механизмов поддержки научной деятельности, развития репутационных механизмов регулирования в науке, формирование национальной цифровой платформы для обеспечения информационной поддержки исследователей [9].

Это достаточно сложный, масштабный и финансово затратный проект и он имеет важную информационно-прикладную значимость для научно-исследовательской деятельности. Как известно, с 2013 по 2017 год был реализован проект «Карта российской науки» – специальная информационная система, которая была создана для автоматического обновления информации об ученых-исследователях, научных коллективах, российских научных и образовательных организациях, осуществления сопоставительного сравнительного анализа показателей эффективности научно-исследовательской деятельности и сбора аналитических материалов о состоянии научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в стране. Но, как показала практика, в результате проведения оценки деятельности информационной системы «Карта российской науки» было установлено неудовлетворительное качество работы данной системы и ее отдельных сервисов за четыре года опытной эксплуатации.

5. Маркетплейс программного обеспечения и оборудования.

Для постепенного обновления инфраструктуры научных и образовательных организаций предполагается создание информационной системы, которая сможет обеспечить взаимодействие с поставщиками оборудования и специализированного программного обеспечения отечественной разработки. Использование отечественного программного обеспечения позволяет исключить влияние иностранных компаний на создание, развитие, модернизацию продукта и на его доработку под конкретные запросы. Это становится возможным благодаря 100% локализованной поддержке программного обеспечения. Кроме того, так как не все иностранные производители имеют представительство на территории РФ, большим преимуществом отечественного программного обеспечения является полная русскоязычная поддержка [20]. Предполагается, что уже к 2024 году более половины закупок оборудования и программного обеспечения будет проводиться в специальной онлайн-информационной системе.

6. Цифровое образование.

В рамках данного проекта предполагается формирование и развитие цифровых компетенций как у обучающихся, так и у научно-педагогических работников. Низкий уровень цифровых компетенций является одним из факторов, сдерживающих развитие цифровой трансформации научно-исследовательской и образовательной деятельности. Цифровая трансформация образования непосредственно связана с качеством профессиональной подготовки как педагогов, так и обучающихся на различных уровнях высшего образования и определяется расширением способов работы с информацией и технологиями по ее усвоению. Происходит взаимопроникновение традиционной, академической модели образования и комплекса информационных (цифровых) образовательных ресурсов [18]. Образование сегодня основывается на возможности доступа к интернету с различных устройств, использованием большего числа персональных компьютеров в компьютерных классах и различных практикоориентированных программных продуктов при проведении занятий, возможностью реализовывать цели образования с опорой на электронное обучение (дистанционное обучение, с помощью облачных технологий, в электронной информационной среде образовательной организации и др.), доступом к электронным библиотекам и т.п. [8].

Для реализации данного проекта планируется формирование и обучение команд специалистов по цифровой трансформации в образовательных организациях высшего образования. В настоящее время разрабатываются программы для обучения, вводятся должности, связанные с управлением по цифровой трансформации и т.п. Важно учитывать, что при формировании и обучении команд возникает необходимость координации и выстраивания эффективной коммуникации между участниками проектов цифровой трансформации и учитывания уже сложившегося профессионального опыта; сформированных знаний, умений, навыков, компетенций; профессионально-личностных качеств обучающихся специалистов [14].

До 2030 года все работники научных и образовательных организаций должны пройти дополнительное обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации по формированию и развитию цифровых компетенций и по работе в командах цифровой трансформации.

7. Сервис хаб.

Здесь предполагается регламентирование бизнес-процессов между образовательными организациями высшего образования и Министерством науки и высшего образования с помощью еще одной информационной системы, которая должна быть реализована через Интернет, представлена на сайте или в мобильных приложениях для формирования обратной связи, получения определенных услуг по запросу и т.п.

Как видно, в Стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования отражена направленность на цифровое взаимодействие информационных систем, их взаимосвязанность, соподчиненность и единство работы применительно к научным и образовательным организациям высшего образования [15].

Сегодня, в условиях динамичной интенсификации научно-технического прогресса, значимыми аспектами является исследование вопросов, связанных с цифровой трансформацией. Одним из векторов цифровой трансформации в настоящее время является определенное смещение ее фокуса, который заключается не только в цифровизации различных процессов и видов профессиональной деятельности, а еще в изменении и преобразовании систем цифрового взаимодействия [13]. В сфере науки и высшего образования сегодня происходят качественные изменения, связанные с развитием и внедрением информационных технологий. Направления цифровой трансформации научной и образовательной деятельности должны быть реализованы скоординированным образом с учетом решения таких основных задач, как разработка цифровых сервисов, адаптация технологического обеспечения под задачи участников науки и образования.

Ключевые аспекты цифровой трансформации науки и образования – это новые, по своему содержанию, направления и модели деятельности, в основе которых реализуется синтез постоянно обновляющихся цифровых решений и сервисов, возможности непрерывного профессионального образования и развития для специалистов, наличие условий для организации цифровых изменений, сопровождение и координация эффективной коммуникации между участниками проектов цифровой трансформации в рамках профессионального взаимодействия.

References

1. Ahmetshin E.M., Vasil'ev V.L., Islamutdinova D.F. Cifrovaya transformaciya ekonomiki i universitetov: metodologicheskie osobennosti i prikladnye zadachi // Kazanskiy ekonomicheskiy vestnik. [Kazan Economic Bulletin] 2020. № 5 (49). pp. 68-78. (in Russian)

2. Batova M.M. Formirovanie cifrovyh kompetenciy v sisteme «obrazovanie - nauka - proizvodstvo» // Voprosy innovacionnoy ekonomiki [Issues of innovative economy]. 2019. Tom 9. № 4. S. 1573-1584.(in Russian)

3. Golovina A.N., Levchenko R.Yu., Yurchenko K.P. Novye kontury nauchno-tehnicheskoy kooperacii // Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra. [Economy: yesterday, today, tomorrow] 2021. Tom 11. № 2-1. S. 226-237. (in Russian)

4. Gusev A.B., Yurevich M.A. Problemy «cifrovyh» celey gosudarstvennoy nauchno-tehnicheskoy politiki v regionah // Obschestvo i ekonomika.[Society and economy] 2019. № 1. S. 33-51. (in Russian)

5. Dobrolyubova E.I. Ocenka cifrovoy zrelosti gosudarstvennogo upravleniya // Informacionnoe obschestvo. [Information Society] 2021. № 2. S. 37-52. (in Russian)

6. Dyudyun T.A., Trefilova S.V. Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii, nauki i innovacii v Rossiyskoy Federacii: sostoyanie, problemy i perspektivy razvitiya // Problemy nauki.[Problems of science] 2020. № 9 (57). S. 46-53. (in Russian)

7. Erohin M.N., Cench Yu.S. Formirovanie integracionnogo cifrovogo nauchno-obrazovatel'nogo prostranstva pri setevom vzaimodeystvii inzhenernyh vuzov i nauchnyh centrov // Vestnik Bashkirskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta.[Bulletin of the Bashkir State Agrarian University] 2018. № 3 (47). pp. 27-30. (in Russian)

8. Zybin D.G., Bokadarov S.A. Aktual'nye voprosy professional'noy podgotovki inzhenerno-tehnicheskih kadrov v Voronezhskom institute FSIN Rossii / Penitenciarnaya bezopasnost': nacional'nye tradicii i zarubezhnyy opyt. Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii [Penitentiary security: national traditions and foreign experience. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference], Samara, 30-31 maya 2019 goda. Samara: Samarskiy yuridicheskiy institut FSIN Rossii, 2019. pp. 80-82. (in Russian)

9. Zybin D.G., Nikolaev A.A., Goryaschenko I.S., Istomina I.A. Perspektivy sozdaniya edinoy sistemy avtorizacii, identifikacii i autentifikacii ugolovno-ispolnitel'noy sistemy // Vestnik Voronezhskogo instituta FSIN Rossii. [Bulletin of the Voronezh Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia] 2022. № 3. pp. 60-68.

10. Il'ina I.E., Klypin A.V. Nauchno-tehnologicheskoe razvitie Rossiyskoy Federacii: tekuschee sostoyanie i perspektivy // Upravlenie naukoy i naukometriya.[Management of science and scientometrics] 2020. Tom 15. № 4. pp. 458-485. (in Russian)

11. Kanatnikova E.A., Yusipov E.A. Transformaciya nauchno-kommunikativnyh svyazey v kontekste postroeniya informacionnoy ekonomiki // Gumanitarnyy vestnik. [Humanitarian Bulletin] 2019. № 3 (77). p. 9. (in Russian)

12. Mal'ceva T.V. Osnovnye tendencii i podhody sovremennogo obrazovaniya // Prikladnaya psihologiya i pedagogika.[Applied Psychology and pedagogy] 2016. Tom 1. № 2. p. 8. (in Russian)

13. Ovchinnikova T.I., Bulgakova I.N. Evolyuciya kategorii «Metodologiya issledovaniya innovacionnoy deyatel'nosti» v cifrosetevoy ekonomike // Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sociologiya. Menedzhment. [Proceedings of the Southwestern State University. Series: Economics. Sociology. Management.] 2021. Tom 11. № 3. pp 63-77. (in Russian)

14. Popkov D.V., Vedrov A.A., Zhukov A.O. Cifrovaya transformaciya proizvodstvennoy sistemy vysokotehnologichnyh oboronnyh predpriyatiy: problemy i perspektivy: monografiya. [Digital transformation of the production system of high-tech defense enterprises: problems and prospects: monograph] M.: FGBNU «Analiticheskiy centr» Minobrnauki Rossii, 2022. 217 s.

15. Semenov E.V., Sokolov D.V. Metodologicheskie problemy kompleksnyh issledovaniy cifrovoy transformacii nauchnyh kommunikaciy // Upravlenie naukoy: teoriya i praktika. [Management of science: theory and practice] 2021. Tom 3. № 2. pp. 75-98. (in Russian)

16. Strategiya cifrovoy transformacii otrasli nauki i vysshego obrazovaniya [Strategy of digital transformation of science and higher education] (utv. Minobrnauki Rossii) [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa URL: http://www.consultant.ru/ (data obrascheniya 11.11.2022). (in Russian)

17. Frolova E.A., Sokolova E.V. Klyuchevye aspekty cifrovizacii nauchno-issledovatel'skoy deyatel'nosti naukoemkih predpriyatiy // Nauka i biznes: puti razvitiya. [Science and business: ways of development] 2021. № 4 (118). pp. 87-93. (in Russian)

18. Car'kova E.G., Antonovskiy A.V. Elektronnoe obuchenie kak sovremennyy format obrazovatel'noy deyatel'nosti // Prikladnaya psihologiya i pedagogika. [Applied Psychology and pedagogy] 2022. Tom 7. № 1. pp. 39-50. (in Russian)

19. Churakov D.Yu. Sovremennye tehnologii v nauchno-issledovatel'skoy i opytno-konstruktorskoy deyatel'nosti / Sbornik nauchnyh rabot sotrudnikov FKU NIIIT FSIN Rossii. [Collection of scientific papers of the staff of the FKU NIIIT FSIN of Russia] Tver': FKU NIIIT FSIN Rossii Publ., 2016. pp. 63-70. (in Russian)

20. Shohina A.I., Osminina A.V. Otdel'nye aspekty ispol'zovaniya specializirovannogo programmnogo obespecheniya otechestvennoy razrabotki // Informacionnye tehnologii v UIS [Information technology in the UIS]. 2022. № 3. pp. 14-19. (in Russian)

Reviews
1. Directions of digital transformation of scientific and educational activities Authors: Krasnoshtanova Natal'ya Nikolaevna


Login or Create
* Forgot password?