Moscow, Russian Federation
UDK 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Today, many researchers note the trend of digitalization, which represents the introduction of innovative technologies in all spheres of public life, while law enforcement is no exception. An absolute novelty of the current time has become the need for the interaction of the PDN inspector with the digital space, which is justified primarily by the increase in the activity of minors in the information space. In modern realities, the PDN inspector must be competent in matters of the digital space, moreover, the digital competence of an employee can help improve the efficiency of professional activities in general. The article substantiates the importance of the formation of digital competence in the PDN inspector, as one of the components of professional training. The subject of the study is digital competence as an integral element of the professional activity of a PDN inspector. The purpose of the study is to substantiate the importance of the digital competence of the PD inspector, to determine the components of digital competence, as well as to identify the main components of the formation of digital competence. Based on the results of the study, it was revealed that the formation of digital competence even at the stage of professional training of a PDN inspector allows a specialist to rationally interact with innovative products and apply digital technologies in the process of performing job duties, thus increasing the efficiency and effectiveness of professional activities in general.
digital competence, professional training, crime prevention, official duties of a traffic police inspector, innovative technologies, digital development
Рассматривая вопрос профессиональной подготовки инспектора по делам несовершеннолетних (далее-инспектор ПДН), необходимо выделить основные должностные обязанности, которые выполняет данный сотрудник – мониторинг и ведение учёта несовершеннолетних на закрепленном (обслуживающем) участке, организация и проведение профилактических мероприятий с неблагополучными семьями, проведение профилактических лекций, оформление проблемных подростков в воспитательные учреждения [5]. Инспектор ПДН, так же имеет право вызывать несовершеннолетних совместно с их законными представителями для проведения профилактических бесед, доставлять несовершеннолетних в территориальный отдел не более чем 3 часа, посещение образовательных организаций с целью осуществления профилактики и информирования.
Среди источников правового регулирования деятельности инспектора ПДН является ФЗ №3 «О полиции»[1], приказ МВД России от №845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов Российской Федерации»[2], уголовный и уголовно-процессуальный кодекс РФ, кодекс об административных правонарушениях и другие нормативно-правовые акты. Важно отметить, что инспектор ПДН должен обладать не только рядом профессиональных качеств, но и личных, ведь каждый случай в профессиональной деятельности инспектора является индивидуальным, при этом, сотруднику важно осознавать мотивы несовершеннолетних и прогнозировать дальнейшее развитие событий, рационально избирать методы взаимодействия с несовершеннолетних лицами. Профессиональная подготовка инспектора ПДН предполагает не только передачу необходимых знаний, но и формирование умений и навыков работы с несовершеннолетними лицами и их законными представителями.
Неоспоримым фактом является то, что большинство инспекторов ПДН испытывают трудности при организации профилактических мероприятий с применением цифровых технологий, поиске и отборе информации при помощи инноваций, а также при организации и поддержании коммуникации посредством цифровых инструментов [7]. Недостаточная цифровая компетенция специалистов (инспекторов ПДН) отражается на снижении эффективности всей профессиональной деятельности в целом. Для решения данной проблемы представляется рациональным ещё во время профессиональной подготовки инспектора ПДН, а именно в образовательном процессе формировать у сотрудников цифровую компетенцию, которая включала бы в себя не только теоретическую подготовку, но и практическую (умений и навыков взаимодействия с виртуальной средой).
Необходимо акцентировать внимание также на том, что цифровая компетенция инспектора ПДН включает в себя не только знания касательно способов взаимодействия с цифровыми технологиями; о высоком уровне цифровой компетенции инспектора ПДН свидетельствует также наличие таких умений и навыков, как:
- подготовка профилактического контента (умение разрабатывать презентации, графики, документы при помощи цифровых технологий);
-придание наглядности профилактическим материалам и мероприятиям при помощи инновационных технологий;
-умение находить необходимую интересующую информацию на платформах виртуальной сети (проведение контент-анализа);
-организовывать и вести коммуникацию при помощи цифровых средств (с несовершеннолетними и их законными представителям, а так же со всеми субъектами организующие профилактическую деятельность);
-умение осуществить рассылку профилактических материалов, мониторинг социальных сетей.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что формирование цифровой компетенции инспектора ПДН необходимо не только для повышения уровня профилактической работы с несовершеннолетними и их законными представителями, но так же для оптимального и эффективного выполнения служебной деятельности инспектора ПДН, в общем. Стоит отметить, что на сегодняшний день существует множество цифровых технологий, цифровых инструментов, которые могут быть использованы в деятельности инспектора ПДН.
Рассматривая актуальные стратегии формирования цифровой компетенции [9], необходимо отметить, что данный процесс осуществляется поэтапно, где на начальном этапе формируется система цифровых знаний, которые в последующем применяются на практике и образуют соответствующие умения и навыки взаимодействия инспектора ПДН с цифровыми инновациями. Использование цифровых продуктов и умение взаимодействовать с ними, предоставляет множество преимуществ, среди которых можно выделить: автоматизацию процессов, сокращение времени на поиск информации, возможность централизованного хранения информации, возможность преподнести информацию наглядным и доступным образом и т.д.
С.С. Дубов выделяет пять уровней освоения цифровой компетенции – начальный, базовый, продвинутый, профессиональный и экспертный [6], при этом каждый уровень является развитием предыдущего и предполагает освоение новых навыков и методов решения различных задач при помощи цифровых технологий.
На текущий момент система образования внедряет цифровые технологии в профессиональную подготовку будущих специалистов, это регламентировано рамками государственной программы «Развитие образования» на 2018-2025 г. Правительством РФ, проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в РФ» [3], так же осуществляется реализация национального проекта «Цифровая экономика»[4], который определяет необходимость изменений компетенций государственных служащих.
Также стоит отметить ФГОС 3+++, по направлению подготовки 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения», в котором перечислен перечень компетенций (УК - универсальные компетенции и ОК-общепрофессиональные компетенции), необходимый для овладения будущим специалистом. Отметим что, одной из универсальных компетенций, является, способность будущего специалиста применять современные коммуникативные технологии, в том числе на иностранном(ых) языке(ах), для академического и профессионального взаимодействия. К структурным элементам, данной компетенции относятся:
-область коммуникации (взаимодействие инспектора ПДН со всеми объектами и субъектами, при помощи цифровых технологий);
-информационная область (поиск, выбор и оценочные действия);
-техническая область (владение необходимой техникой, безопасность в техническом плане);
-потребительская область (использование цифровых инструментов, сервисов применительно профессиональной деятельности инспектора ПДН).
Любой структурный элемент, который актуален для цифровой сферы, включает в себя ряд аспектов, которые относятся к сфере ответственности и мотивации. Мотивация подразумевает появление осмысленного желания повысить свой уровень цифровой компетентности как базу для активности в цифровом пространстве, которая необходима человеку для достижения профессионального успеха. Цифровая компетентность подразумевает постоянное получение новых компетенций (мотивация, знания, ответственность, умения, навыки), умение критично, уверенно, безопасно и эффективно определять, и использовать коммуникационные и информационные технологии во всех сферах своей деятельности без исключения. Под цифровой компетентностью понимается не только наличие каких-либо умений и знаний, но и желание получать максимальный эффект от своей деятельности.
Нами был проведен опрос действующих инспекторов ПДН с целью определения уровня их взаимодействия с цифровыми технологиями. Для того, что бы реально оценить текущее положение в сфере взаимодействия с цифровыми технологиями, представим результаты данного опроса (рис. 1).
Рисунок 1. Результаты опроса Инспекторов ПДН
На основании представленных результатов проведенного опроса можно сделать вывод, что большая доля респондентов, на сегодняшний день производными и базовыми цифровыми навыками (69,6%) и лишь 8,7% опрошенных обладают специальными цифровыми навыками; кроме того среди наиболее распространённых цифровых компетенций, которыми обладают респонденты, можно выделить – использование программного обеспечения, ИКТ-грамотность и цифровая связь. Такие цифровые компетенции, как разработка цифрового контента, управление данными, оценка и мониторинг данных, коммуникация с использованием цифровых технологий, остаются проблемными аспектами большинства специалистов, что только подтверждает необходимость формирования цифровой компетенции ещё на этапе профессиональной подготовки.
Кроме того, для формирования цифровой компетенции инспектора ПДН, мы рекомендуем:
-в процессе профессиональной подготовки будущего инспектора ПДН формировать цифровую компетенцию, а так же осуществлять разъяснение положений действующих нормативно-правовых актов в области информационной безопасности несовершеннолетних.
- наделить инспектора ПДН правом изучения и использования любой информации, размещённой в виртуальном пространстве, которая необходима для организации работы по профилактике, предупреждению и минимизации преступлений и правонарушений несовершеннолетних;
-предоставление перечня цифровых технологий, а так же цифрового инструментария, для возможного использования в профессиональной деятельности инспектором ПДН;
-для действующих сотрудников ПДН, целесообразно и рационально организовать курсы по повышению квалификации, по вопросам применения цифровых инноваций в профессиональной деятельности.
Таким образом, можно утверждать, что профессиональная подготовка инспектора ПДН должна включать в себя формирование цифровой компетенции, о высоком уровне которой свидетельствует наличие у сотрудников таких навыков, как умение применять инновационные продукты в профессиональной деятельности, способность ориентироваться в цифровом пространстве, осознание значимости умений использования цифровых инноваций. В целом, цифровую компетенцию инспектора ПДН можно разделить на четыре основные составляющие:
– медиаграмотность (умение воспринимать цифровую информацию),
– информационная грамотность (умение применить инновационные инструменты в профессиональной деятельности);
– коммуникативная грамотность (умение организовать и реализовать коммуникацию при помощи цифровых технологий), а так же отношение к инновациям (понимание роли и значимости цифровых технологий).
Все вышеизложенное подтверждает факт того, что цифровая компетенция является на сегодняшний день необходимым компонентом профессиональной деятельности инспектора ПДН. Основными элементами цифровой компетенции являются использование программного обеспечения, ИКТ-грамотность, цифровая связь, разработка цифрового контента, управление данными, оценка и мониторинг данных, коммуникация с использованием цифровых технологий. Статистические данные, полученные в результате анкетирования и опросов различных аналитических компаний свидетельствуют о том, что уровень цифровой компетенции специалистов различных сфер деятельности является на текущий момент недостаточным, собственно данный фактор только подчеркивает необходимость формирования цифровой компетенции ещё на этапе профессиональной подготовки.
1. Federal'nyy zakon ot 7 fevralya 2011 g. № 3-FZ «O policii» [Federal Law No. 3-FZ of February 7, 2011 "On the Police"] (s izmeneniyami i dopolneniyami)//SPS Konsul'tant Plyus (in Russian)
2. Prikaz MVD Rossii ot 15.10.2013 N 845 (red. ot 31.12.2018) "Ob utverzhdenii Instrukcii po organizacii deyatel'nosti podrazdeleniy po delam nesovershennoletnih organov vnutrennih del Rossiyskoy Federacii" [Order of the Ministry of Internal Affairs of Russia dated 10/15/2013 No. 845 (ed. dated 12/31/2018) "On approval of the Instructions on the organization of the activities of the juvenile affairs units of the Internal Affairs Bodies of the Russian Federation"] (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 06.02.2014 N 31238)//SPS Konsul'tantPlyus (in Russian)
3. Portal «Sovremennaya cifrovaya obrazovatel'naya sreda v RF» [Portal "Modern digital educational environment in the Russian Federation"] http://neorusedu.ru. (in Russian)
4. Pasport nacional'nogo proekta "Cifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federacii" [Passport of the national project "Digital Economy of the Russian Federation"] [Elektronnyy resurs]. URL: digital.gov.ru/ru/activity/directions/858/ (data obrascheniya: 15.06.2022). (in Russian)
5. Gaysina S. V. Cifrovaya gramotnost' i cifrovaya obrazovatel'naya sreda shkoly [Elektronnyy resurs]. - URL: https://spbappo.ru/wp-content/uploads/2019/02/FSP_cifrovaya-gramotnost'_MR_Gaysina-S.pdf (data obrascheniya: 14.06.2022). (in Russian)
6. Dubov, S.S. Informacionnaya bezopasnost' rebenka v cifrovom prostranstve Rossiyskoy Federacii / S.S. Dubov, V.V. Lin'kov, M.A. Karbainova // Rossiyskiy tehnologicheskiy zhurnal. [Russian Technological Journal] - 2019. - N 7. - pp. 21-30. (in Russian)
7. Popov E. S., Didkovskaya Ya. V. Cifrovye kompetencii specialistov pokoleniya Y i Z v usloviyah cifrovizacii ekonomiki // Strategii razvitiya social'nyh obschnostey, institutov i territoriy : materialy VI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii [Strategies for the development of social communities, institutions and territories : materials of the VI International Scientific and Practical Conference] (Ekaterinburg, 27-28 aprelya 2020 g.) : v dvuh tomah. - Izdatel'stvo Ural'skogo universiteta: Ekaterinburg , 2020. - T. 1. - pp. 58-64. (in Russian)
8. Soldatova G. U., Rasskazova E. I. Modeli cifrovoy kompetentnosti i deyatel'nost' rossiyskih podrostkov onlayn // Nacional'nyy psihologicheskiy zhurnal. [Models of digital competence and activity of Russian teenagers online // National Psychological Journal [National Psychological Journal] - 2016. - № 2 (22). - pp. 50-60. (in Russian)
9. Oficial'nyy sayt Fonda infrastrukturnyh i obrazovatel'nyh programm ROSNANO: [Official website of the RUSNANO Foundation for Infrastructure and Educational Programs] [sayt] URL: https://www.rusnano.com/infrastructure
10. EROFEEVA, M. A.; BELINSKAYA, D. B.; KIDINOV, A. V.; BUROVKINA, L. A.; PAKHOMOV, R. V. .; MEDZHIDOVA, K. O.; TENYUCKOVA, G. G. Subcultura e educação de jovens. Revista on line de Política e Gestão Educacional, Araraquara, v. 25, n. esp.6, 2021. DOI:https://doi.org/10.22633/rpge.v25iesp.6.16133 . Disponível em: https://periodicos.fclar.unesp.br/rpge/article/view/16133. Acesso em: 27 jan. 2022 https://doi.org/10.22633/rpge.v25iesp.6.16133 (