PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF EFFECTIVE EVACUATION OF CHILDREN, INCLUDING CHILDREN WITH DISABILITIES, IN EMERGENCIES AND FIRES
Abstract and keywords
Abstract (English):
Currently, the attention of the state and society is particularly focused on the problems of child safety, the development of inclusive education and upbringing of children with disabilities, refugees and migrants. Statistical data on the death/injury of children and certain problematic aspects of evacuation at educational facilities confirm the urgency of an operational change in attitude and a turn to face the problem of child safety. The authors consider the issues of the complexity of the processes of evacuation of children, including with HIA associated with low psychological readiness of teachers / educators and children, the absence, and in some cases the malfunction of advanced technical means of notification in emergency situations and fires for various categories of students and pupils. Some algorithms for improving the effectiveness of evacuation training in the process of teaching and raising children, information and communication technologies, and the introduction of artificial intelligence in the field of educational environment security are proposed. The responsibility of heads of educational organizations for violation of fire safety requirements is highlighted. The role of interaction of services ensuring public safety is emphasized.

Keywords:
children, evacuation, artificial intelligence, students with disabilities, fire safety
Text

… Дети, как ростки, нуждаются в безопасности.

Сидоркин В.

Введение

Создание безопасного детского пространства – важнейшие задача государства и общества на современном этапе развития.

Планетарные вызовы и угрозы: природные катастрофы, техногенные события, террористические акты, гибридные войны, ДТП, пожары, суициды, заболевания, экологические последствия, ежеминутно уносят сотни человеческих жизней и среди них, дети – будущее наций [1].

По данным Росстата, Общественного Совета МЧС России, ГИБДД, за период 2000-2021 гг. от вышеперечисленных угроз и факторов погибло и травмировано более 100 тысяч детских жизней России. Увеличение количества погибших на пожарах детей наблюдался в 2012, 2014, 2018 гг., около 70 % дети до 6 лет и мы помним трагедию в Кемерово (ТЦ «Зимняя Вишня»), унесшую жизни многих детей. Трагична гибель 110 детей на пожаре в школе деревни Эльбарусово [4].

Эвакуация детей при экстренных обстоятельствах в общеобразовательных учреждениях – это очень ответственный процесс, который требует специальной подготовки. Первые, кто приходят на помощь во время ЧС – Учителя. Педагоги отвечают непосредственно за жизнь и здоровье каждого ученика/воспитанника, поэтому они должны обладать необходимыми знаниями и умениями в сфере безопасности, а также следовать инструкциям, чтобы как можно меньше учащихся/воспитанников пострадало. После осуществления педагогами эвакуации, приступают к работе подразделения МЧС, полиции, скорой помощи. Их задачами являются: вывести оставшихся детей, оказать им квалифицированную медицинскую помощь, устранить угрозу жизни и здоровью детей во времени и пространстве.

Вызываю озабоченность цифры гибели и травмирования детей на пожарах (рис.1).

Рис. 1. Основные причины гибели несовершеннолетних на пожарах

 

Проблемы, которые могут возникнуть при эвакуации

Первая проблема, с которой могут столкнуться учителя и воспитатели при чрезвычайной ситуации – это распространение паники у эвакуируемых детей. Как показывает практика, в состоянии стресса дети будут стремиться, как можно быстрее покинуть эпицентр раздражения, из-за этого возможна давка в коридорах и на лестницах, которая повлечет за собой тяжелые последствия в виде ран, переломов или даже летальных исходов. В основном эта проблема касается учащихся средней и начальной школы, так как у детей данных категорий стрессоустойчивость развита не так сильно, как у взрослых или учеников старших классов,  резистенция которых выше. Вторая проблема – это наличие в некоторых организациях образования устаревшей или неисправной системы оповещения при чрезвычайных ситуациях, а также отсутствие современного технического оснащения для различных категорий защиты и функционирования систем безопасности жизнедеятельности. В наше время все еще эксплуатируются объекты образования, в которых недостаточно должного специального оборудования. К примеру, дети с поражением опорно-двигательного аппарата не могут покинуть здание самостоятельно по лестнице, поэтому в школах, специализированных детских садах должны быть предусмотрены пандусы, а для глухонемых и слабослышащих учащихся и воспитанников необходима световая система оповещения во всех помещениях, учитывая сложности геометрии пространства, конструктивные особенности здания и время движения.

Возможные решения

Через каждые шесть месяцев администрация школы, детского сада должна проводить плановую эвакуацию, включающую следующие этапы: организацию подготовки и проведения тренировок; корректировка графического плана эвакуации; составление перечня документов, оформляемых при подготовке для тренировки по эвакуации; определение порядка действий при пожаре и порядка пользования огнетушителями и подручными средствами пожаротушения; анализ (разбор) результатов противопожарной тренировки и подведение ее итогов; приказ об итогах подготовки и проведения тренировки и устранения выявленных недостатков.

Это поможет учителям/воспитателям и детям чувствовать себя в безопасности при реальном проявлении угрозы, с учетом их психологических, возрастных, физиологических и физических особенностей. Особенности переключения внимания, впечатлительность, активность, склонность к подражанию и их быстрая утомляемость [2].

Также, если педагоги будут проходить плановые курсы повышения квалификации по вопросам особенностей детской психологии – это определенно позволит более эффективнее организовать детей и практически полностью исключить панику во время чрезвычайной ситуации. Необходимы ЗУНы по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по специальностям «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия» и при прохождении переподготовки в области олигофренопедагогики. Имеется определенный опыт совершенствования системы образовательного контента подготовки и противопожарной работы с маломобильными группами населения, проводимой в Санкт-Петербургском Университете ГПС МЧС России [5].

В развитие программы воспитания, разработанной Институтом РАО по поручению Минпросвещения России, важно отметить роль Наставничества в воспитании подрастающего поколения, профессиональной ориентации и формировании уклада, в задачи которой входит аспекты формирования и обеспечения безопасного детства [3].

В образовательном учреждении должны проводиться плановые проверки систем оповещения при пожаре, приборов для его предотвращения  и тушения, устанавливаться дополнительное оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья. Для этого создается приказ по образовательному учреждению, назначаются ответственные лица и фиксируется в журнале технического состояния систем пожарной безопасности.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий[1],[2] (таблица 1).

 

Таблица 1. Категория детей с ОВЗ

Категория детей с ОВЗ

Варианты программ ФГОС

 НОО обучающихся с ОВЗ

Глухие дети

1.1, 1.2, 1.3, 1.4

Слабослышащие дети

2.1, 2.2, 2.3

Слепые дети

3.1, 3.2, 3.3, 3.4

Слабовидящие дети

4.1, 4.2, 4.3

Дети с тяжелыми нарушениями речи

5.1, 5.2, 5.3

Дети с нарушениями ОДА

6.1, 6.2, 6.3, 6.4

Дети с задержкой психического развития

7.1, 7.2, 7.3

Дети с расстройствами аутистического спектра

8.1, 8.2, 8.3, 8.4

 

…Полноценное развитие и формирование личности во времени и пространстве, возможно лишь в безопасной и защищенной среде обитания индивидуума. Необходимо с детства закладывать зерна культуры безопасного поведения, что в дальнейшем, определенным образом эффективно повлияет на процесс социальной адаптации  ребенка, академической успешности в детском саду и в школе. Риски гибели и травмирования детей с ОВЗ – назрела необходимость решения проблемы эффективной эвакуации при ЧС и пожарах детей с ОВЗ (слепые и слабовидящие дети), посредством разработки и создания настенной сенсорной (вибро) ленты, на объектах дошкольного и школьного образования. Отдельные мысли (предложения) начинающего исследователя Г.В. Сидоркина.

Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях (СОУЭ) должна включаться автоматически от сигнала, формируемого автоматической установкой пожарной сигнализации или пожаротушения.

            В зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик СОУЭ подразделяется по способам оповещения на:

звуковой - (сирена, тонированный сигнал и др.);

речевой - (передача специальных текстов);

световой:

а) световые мигающие оповещатели;

б) световые оповещатели Выход;

в) эвакуационные знаки пожарной безопасности, указывающие направление движения;

г) свет овые оповещатели, указывающие направление движения людей, с изменяющимся смысловым значением.[3],[4]

На рис. 2 показаны основные этапы развития пожара в помещении, по которым происходит примерно 90% пожаров. Сначала поток теплого воздуха и образующегося дыма под действием архимедовой силы поднимается вверх (I). Затем он растекается в радиальных направлениях под потолком (II). После достижения стен помещения, происходит накопление газодымовоздушной смеси в подпотолочном пространстве (III), воздействуя на пожарные извещатели, количество которых зависит от высоты и площади защищаемого помещения.

Рис. 2. Этапы развития пожара

Также скорость локализации и ликвидации пожара может решить такое достижение, как искусственный интеллект. Искусственный интеллект (ИИ) – комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека. Комплекс технологических решений включает в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, программное обеспечение (в том числе. в котором используются методы машинного обучения), процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений. При внедрении его в систему оповещения школы, во время ее срабатывания, ИИ может более оперативно вызывать экстренные службы. Это уменьшит время прибытия пожарных подразделений и скорой помощи, что поможет сохранить больше жизней, ведь во время чрезвычайных ситуаций счет времени идет на секунды.

Скорость пожара определяется в соответствии интенсивности теплопередачи, которая зависит от следующих параметров: температуры протекания реакции; химический состав вещества; плотность материала; особенность строения; погодные условия; присутствие в воздухе активных компонентов, ускоряющих процесс; наличия флегматизаторов.

Скорость распространения пламени (Vл) на 1 м/мин на объектах образовательных, лечебные учреждений, в зависимости от перечисленных факторов, составляет в среднем от 0,6 до 3,0.

Для школ, которые расположены в зоне с резко континентальным климатом, который характеризуется холодной и продолжительной зимой, будет находиться пожарно-спасательный автомобиль в климатическом исполнении ХЛ (ПСА-С). «Гюрза» состоит из базового шасси, пожарной надстройки и водяной многофункциональной установки для резки конструкций, и подачи тонкораспыленной струи воды. Комплекс предназначен для работы в трех режимах: резки, пожаротушения водой и пожаротушения водой с добавкой пенообразователя, а ХЛ (ПСА-С) оснащен установкой подогрева воды, обеспечивающей работоспособность рукавных линий в условиях низких температур, обогревом воды в цистерне и удалением остатков воды из рукавной линии[5]. Наличие таких подразделений и специальной техники на территории учреждения могло бы сократить число пострадавших, так как время предоставления помощи сократилось бы к минимуму.

Руководитель образовательной организации несет персональную ответственность за обеспечение безопасности детей, педагогического и административного состава.

В статью 20.4 КоАП РФ «Нарушения требований пожарной безопасности» введена новая часть 2.1 «Приостановление деятельности за повторное нарушение (более 1 раза в год)».

Применима к объектам, у которых есть проблемы с:

- источник противопожарного водоснабжения;

- электроустановки, электрооборудование;

- автоматические или автономные установки пожаротушения;

- система пожарной сигнализации;

- технические средства оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- система противодымной защиты;

- эвакуационные пути и эвакуационные выходы.

Абзац второй части 6 …«влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от девяноста тысяч до ста десяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц - от семисот тысяч до восьмисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.».

Абзац второй части 6.1 …«влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток».[6]

Однако при рассмотрении административных дел с юридическими лицами бюджетных образовательных организаций, возникает вопрос эффективности правоприменения, в части оплаты и зачисления штрафа, из бюджета в бюджет.

Мы видим определенное развитие систем обеспечения безопасности объектов образования для защиты жизни и здоровья детей, вместе с тем, необходимо их эффективное совершенствование и применение, а также повышение профессиональной подготовки должностных лиц преподавательского состава и качественное проведение тренировок по эвакуации в случае пожара и иных чрезвычайных ситуаций. Крайне важно  взаимодействие органов управления образованием с территориальными органами МЧС России, МВД России, ветеранскими организациями системы общественной безопасности, общественными объединениями (включая волонтеров), религиозными конфессиями и др. Вышеперечисленные мероприятия определенным образом смогут повлиять на минимизацию риска гибели и травмирования детей, материальных потерь при чрезвычайных обстоятельствах в образовательной среде и устойчивое развитие социально-экономической системы в целом.

 

 

[1] Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

[2] Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

 

[3] Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2021 г. № 1464 «Об утверждении требований к оснащению объектов защиты автоматическими установками пожаротушения, системой пожарной сигнализации, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре»

[4]  Свод правил 3.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»

 

[6] Федеральный закон  от 28 мая 2022 года № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

 

… Дети, как ростки, нуждаются в безопасности.

Сидоркин В.

 

References

1. Kravchenko A.V., S.V. Petrov, Simonov N.E., Sidorkin V.A. Uroki Kuzbassa: chemu nauchila nas tragediya v TRK "Zimnyaya vishnya"? // OBZh: Osnovy bezopasnosti zhizni.[OBZH: Fundamentals of life security]. 2021. No. 3. pp. 7-14. (in Russia)

2. Sidorkin V.A. i dr. Volonterskaya deyatel'nost' kak sredstvo privitiya navykov pozharnoy bezopasnosti detyam doshkol'nogo vozrasta. // Prikladnaya psihologiya i pedagogika. [Applied Psychology and Pedagogy] No. 2 2020 - pp. 97-118. (in Russia)

3. Sidorkin V.A. i dr. Social'no-pedagogicheskie aspekty volonterskoy deyatel'nosti kursantov, studentov i veteranov Akademii GPS MChS Rossii.// Materialy 6-go mezhvuzovskogo studencheskogo foruma: «Volonterstvo - resursy obucheniya i vospitaniya». [Materials of the 6th Interuniversity Student Forum: "Volunteering - learning and education resources"] M: Akademiya GPS MChS Rossii, 2021. - pp. 11-14. (in Russia)

4. Tezisy doklada zamestitelya Ministra MChS Rossii - glavnogo gosudarstvennogo inspektora Rossiyskoy Federacii po pozharnomu nadzoru I.I. Kobzeva «O prinyatii dopolnitel'nyh mer po snizheniyu gibeli nesovershennoletnih na pozharah i vodnyh ob'ektah» [Theses of the report of the Deputy Minister of the Ministry of Emergency Situations of Russia - Chief State Inspector of the Russian Federation for Fire Supervision I.I. Kobzev "On taking additional measures to reduce the deaths of minors in fires and water bodies"], 2019. (in Russia)

5. Chistyakov A.A. i dr. Osobennosti i napravleniya sovershenstvovaniya protivopozharnoy raboty s malomobil'nymi gruppami naseleniya. //Vestnik Sankt-Peterburgskogo Universiteta GPS MChS Rossii [Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia]. Vyp. № 3. 2020. - pp. 23-29. (in Russia)


Login or Create
* Forgot password?