MANAGEMENT IN ORGANIZATIONAL SYSTEMS USING MODELS OF THE MARKETING MIX FAMILY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The relevance of the presented study is due to a complex of problems of managing organizational systems that arise in the current geopolitical and economic conditions. The purpose of the presented research is to find ways to develop the tools of the Marketing Mix family of models in the management of organizational systems in conditions of significant volatility in the parameters of the external environment. The scientific novelty of the work lies in the addition of models of the Marketing Mix family (4P-12P) with a new 13P model, which takes into account the capabilities of modern information technologies. The practical significance of the presented research materials lies in the possibility of using the proposed models of the Marketing Mix family in managing organizational systems in a highly dynamic external environment.

Keywords:
Keywords: management, organizational systems, models of the Marketing Mix family
Text
Text (PDF): Read Download

Введение                                                    

Для успешного развития организационных систем любого направления и масштабов деятельности огромное значение имеет выбор эффективной стратегии [39].

Если рассматривать организационную систему масштабов национального хозяйства, то необходимо отметить, что вопросы формирования и реализации стратегии ее развития сопряжены с огромными проблемами.

Так, ранее проведенные исследования наглядно показали, что реализация стратегии социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. («Стратегии-2020») фактически была провалена [5, 7, 16, 17, 30].

Не меньше вопросов вызывали и подходы к формированию стратегии развития национальной экономики на период до 2030 г., создаваемой в интересах достижения национальных целей развития страны на период до 2030 г., определенных Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 [47].

Согласно мнению многих экспертов относительно «Стратегии-2030» [6, 8, 10, 14, 15, 21, 22, 24, 27], а также проведенному комплексному авторскому анализу [29, 31, 32, 34, 37, 38, 41, 42] документов Правительства РФ, по сути, отражающих тренды «Стратегии-2030» [12, 26] (при фактическом отсутствии документа с таким названием) продемонстрировали, что предлагаемые правительством планы неубедительны (не стратегичны) по направленности и  масштабам, а также невнятны по содержанию.

Указанные проблемы подтверждают актуальность обращения к базе знаний о методах принятия управленческих решений в организационных системах, базирующиеся на основе анализа схем стратегического развития, что и предопределило актуальность темы данного исследования.

Цель исследования

Целью представленных исследований является рассмотрение методов принятия управленческих решений в организационных системах, базирующихся на основе моделей семейства Marketing Mix, учитывающих динамику влияния множества факторов внешней рыночной среды, что особенно важно в условиях макроэкономической нестабильности, характерной для современных рыночных условий.

Методическая база исследований

Методическую базу представленных исследований составили известные научные работы, посвященные изучению методов принятия управленческих решений в организационных системах, базирующиеся на основе анализа схем стратегического развития, таких авторов, как Гельруд Я.Д., Шиндина Т.А. [9], Демин Г.А. [11], Зайнуллина М.Р., Давлетшина Л.М. [13], Иванов П.В. [23], Измалкова С.А. [28], Кошарная Г.Б., Найденова Л.И. [20], Петрова О.В. [25], Трофимова Л.А., Трофимов В.В. [46], Цлаф В.М. [48], Яресь О.Б., Паньшин И.В. [49] и др.

Методическую базу исследований составили также авторские работы, посвященные рассмотрению классов методов принятия управленческих решений в организационных системах [33, 35, 43-45] и др.

Основное содержание исследований

Общая классификация методов принятия управленческих решений по направлениям прикладного менеджмента, включающая методы принятия управленческих решений в маркетинге, подробно описанная, например, в работах [36, 43] представлена на рис. 1.

 

 

Рис. 1. Классификация методов принятия управленческих решений по направлениям прикладного менеджмента

В данном рассмотрении сосредоточимся на исследовании динамики моделей семейства Marketing Mix, входящих в класс методов принятия управленческих исследований в сфере маркетинга (рис. 1), состав которых представлен на рис. 2 [43].

 

 

 

 

Рис. 2. Состав класса методов принятия управленческих исследований в сфере маркетинга

Комплекс маркетинга рассматривается как набор поддающихся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых используется предприятием для того, чтобы вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка [18].

Считается, что модель Marketing Mix должна включать все необходимые параметры продукта, которыми может управлять маркетолог для результативного продвижения товара на рынке.

Таким образом, цель комплекса маркетинга (Marketing Mix) заключается в разработке стратегии маркетинга, которая позволит повысить воспринимаемую потребителем ценность товара, а также поможет максимизировать долгосрочную прибыль компании на рынке.

Результаты исследований эволюции метода ПУР на основе технологии Marketing Mix представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты исследований эволюции метода ПУР на основе технологии Marketing Mix

Обозначение технологии

Состав технологии

Примечание

1

Модель 4P

Product (представляет собой товар или услугуассортимент продукции, ее качество, различные свойства товара, включая дизайн и эргономику);

Price (отражает базовую цену товара, наценки, скидки и т.д.);

Promotion (означает продвижение товара, его рекламустимулирование сбыта);

Place (означает месторасположение торговой точки, каналы распределения и сбыта продукции, характеристики персонала продавца, дистрибуцию и т.д.) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94% D0%B8%D1%81%D1%82 %D1%80%D0%B8%D0%B1% D1%83%D1%86%D0%B8% D1%8F_(%D0%B1%D0%B8%D0% B7%D0%BD%D0%B5%D1%81)

Является базовой концепцией Marketing mix, разработанной Э. Дж. Маккарти в 1970 г., и охватывающей четыре основных координаты маркетинговой деятельности [2].

 

 

2

Модель 4С

Cost (цена, стоимость, расходы для потребителя);

Customer needs and wants (customer value) (нужды и желания потребителей, потребительская ценность);

Convenience (удобство для потребителя);

Communication (коммуникация).

 

Является модернизированной концепцией 4P, предложенной Робертом Ф. Лотерборном в 1990 г. [1], которая также интерпретируется как основанная на четырёх основных координатах маркетинговой деятельности, центр масс которой по сравнению с концепцией 4P переносен (перефокусирован) с продукции (то есть с производителя) на потребителя.

3

Модель 5P

5P = 4P + People (работники, «лидеры мнений», крупные клиенты)

Пятый компонент People в классической теории 4P появился в 1990-е годы в силу того, что маркетинг в условиях насыщенного рынка потребовал учета такой важной составляющей системы координат маркетинговой деятельности как взаимоотношения между людьми. Во время всех этапов сделки (купли-продажи товара) люди контактируют друг с другом. Речь идет о том, что потребителю покупают товар не просто у компании, а у компании с участием продающих людей, с которыми у них выстраиваются взаимоотношения разной степени позитива и доверия (в конечном счете к товару). Поэтому когда говорят о людях (People) как об элементе модели Marketing Mix, то подразумевают: сотрудников, совершающих продажи в торговых точках, при прямых и личных продажах; работников сферы услуг, где именно персонал является источником оказываемой услуги; работников организации, сопровождающих процесс заключения сделки в B2B-секторе, где взаимодействие между сотрудниками компании-продавца и компании-покупателя определяет успех сделки; любых других сотрудников компании-продавца – курьеров, операторов колл-центра и т.д.

4

Модель 6P

6P=5P+Performance (производительность)

Элемент модели производительность (Performance) означает учет в системе координат комплекса маркетинговой деятельности Marketing Mix производительности бизнеса с точки зрения достижимости и реалистичности его стратегических и финансовых целей.

5

Модель 7P

7P=5P+Process (процесс взаимодействия между компанией и потребителем) + Physical evidence (физическое окружение, обстановка в офисе компании как вещественное доказательство ее состоятельности).

Использование модели 7P позволяет компании оценить существующий бизнес и проработать подходы к его развитию на основе рассмотрения следующих вопросов комплекса маркетинга:

  • Продукты: как мы можем развивать свои продукты (товары, работы или услуги?
  • Цены: как мы можем изменить нашу модель ценообразования?
  • Место: какие новые варианты распространения продукции мы можем предложить клиентам, чтобы они могли ознакомиться и приобрести ее?
  • Продвижение: как мы можем добавить или заменить комбинацию в платных, собственных и заработанных медиа-каналах (выступления руководства компании на мероприятиях, вебинарах, выпуск полезных руководств для потребителей, развитие рекламы, в том числе в социальных сетях)?
  • Физические доказательства: как мы создаем  у наших клиентов позитивный имидж у нашей компании (впечатляющий офис, хорошо обученный персонал, информативный сайт и др.)?
  • Процессы: существуют ли внутренние процессные барьеры на пути к обеспечению максимальной ценности нашей продукции для клиентов?
  • Люди: кто наши потребители и есть ли пробелы в навыках наших сотрудников?
  • Партнеры: ищем ли мы новых партнеров и хорошо ли выстраиваем взаимоотношения с существующими?

6

Модель 12P

1. Product (продукт);

2. Price (цена);

3. Place (место продаж);

4. Promotion (продвижение);

5. Physical Evidence (физическое окружение);

6. People (работники, клиенты);

7. Process (процесс);

8. Public (общественное мнение);

9. Packaging (упаковка);

10. Positioning (позиционирование);

11. Perception (восприятие);

12. Personal Selling (личные продажи)

Считается, что модель 12P, а также само понятие Marketing Mix  впервые прозвучали в статье Нэла Бордена «Концепция маркетинг-микса», опубликованной в 1964 году, где автор хотел описать концепцию, систематизирующую и описывающую все инструменты маркетинга, необходимые для формирования плана маркетинга, направленного на развитие товара компании.

Но именно обилие «ингредиентов» в системе координат концепции Marketing Mix  Н. Бордена в конечном счете и стало ее главным минусом, тормозившим оперативную разработку стратегии. В результате же объединения Джером Маккарти 12-ти элементов модели Нэла Бордена в четыре основных позиции привели к формированию базовой концепции 4P, включающей в себя: товар (продукт), его стоимость, место продажи и продвижение.

 

            Представляется, что проблема использования наиболее полной и обладающей наибольшим потенциалом в формировании комплекса маркетинга в виде модели 12P на момент ее создания в середине 60-х годов XX в. заключалась в отсутствии достаточного развития информационных технологий, позволяющих собрать большое количество необходимых данных, проанализировать их, а главное обеспечить оценку большого количества вариантов стратегических решений.

            Однако в современных условиях развития информационного общества [3], базирующегося на использовании цифровых технологий [4], базовый состав которых представлен на рис. 3 [40], такие возможности появились.

 

Рис. 3. Состав базовых сквозных технологий цифровой экономики [40]

 

            В этой связи в данном исследовании предлагается новый вариант модели Marketing Mix:

13P=12P+ Proof of concept (PoC).

            Вводимый в систему координат маркетинговой деятельности дополнительный тринадцатый элемент позволяет создать демонстрационную модель любого из вариантов стратегии маркетинговой деятельности как доказательство ее осуществимости при использовании набора идей, методов, подходов и технологий, заложенных в той или иной комбинации модели 12P. При этом технология Proof of concept, обеспечивающая проверку концепции (стратегии) маркетинга, предполагает создание и демонстрацию ее прототипа в виде компьютерной модели (множества вариантов компьютерных моделей), подтверждающей принципиальную возможность реализации маркетинговой концепции продукта, что на порядок дешевле физической реализации указанной концепции.

            Обсуждение результатов и выводы

Таким образом, проведенные исследования эволюции методов принятия управленческих решений на основе технологии Marketing Mix (4P-12P) показали, что проблема использования наиболее полной и обладающей наибольшим потенциалом в формировании комплекса маркетинга в виде модели 12P на момент ее создания в середине 60-х годов XX в. заключалась в отсутствии достаточного развития информационных технологий, позволяющих собрать большое количество необходимых данных, проанализировать их, а главное обеспечить оценку большого количества вариантов стратегических решений.

            Показано, что в современных условиях развития информационного общества, базирующегося на использовании цифровых технологий, такие возможности появились. В этой связи в данном исследовании предлагается новый вариант модели Marketing Mix 13P=12P+ Proof of concept (PoC), где вводимый в систему координат маркетинговой деятельности дополнительный тринадцатый элемент позволяет создать демонстрационную модель любого из вариантов стратегии маркетинговой деятельности как доказательство ее осуществимости при использовании набора идей, методов, подходов и технологий, заложенных в той или иной комбинации модели 12P. При этом технология Proof of concept, обеспечивающая проверку концепции (стратегии) маркетинга, предполагает создание и демонстрацию ее прототипа в виде компьютерной модели (множества вариантов компьютерных моделей), подтверждающей принципиальную возможность реализации маркетинговой концепции продукта, что на порядок дешевле физической реализации указанной концепции.

            Представляется, что предложенная модель 13P может быть использована при решении проблемы повышения конкурентоспособности отечественной продукции и обеспечения технологического суверенитета страны. 

References

1. Don E. Schullz, Stanley I. Tannenbaum, Robert F. Lauterborn(1993) «Integrated Marketing Communications», NTC Business Books, a division of NTC Publishing Group.

2. Donald C. Marschner, E. Jerome McCarthy. Basic Marketing: A Managerial Approach // Journal of Marketing. - 1972-01. - T. 36, vyp. 1. - p. 106.

3. Masuda Y. The information Society as Post-Industial Society. Wash., 1981.

4. Paul Horowitz and Winfield Hill, The Art of Electronics 2nd Ed. Cambridge University Press, Cambridge, 1989.

5. Belyakov E. Strana nesbyvshihsya programm: Pochemu provalilas' Strategiya-2020? https://www.kp.ru/daily/27053.7/4119288/

6. Vederina E. Ekonomisty raskritikovali novuyu strategiyu social'no-ekonomicheskogo razvitiya. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2021/05/13/869660-ekonomisti-raskritikovali

7. Voronin Yu. Dvizhenie bez celey: pochemu provalilas' «Strategiya-2020». https://newizv.ru/article/general/21-11-2019/dvizhenie-bez-tseley-pochemu-provalilas-strategiya-2020

8. Voronin Yu.M. Rossiya bez buduschego: proval strategii razvitiya. https://argumenti.ru/opinion/2021/01/704632

9. Gel'rud Ya.D. Metody prinyatiya upravlencheskih resheniy [Elektronnyy resurs]: elektronnoe uchebnoe posobie / Ya.D. Gel'rud, T.A. Shindina. - Elektron. tekst. dan. (1,04 Mb). - Chelyabinsk: Izdatel'skiy centr YuUrGU, 2013.

10. Dvinskiy K. CIFROVOY KONCLAGER' I PRODUKTOVYE KARTOChKI. ChEM GROZIT LIBERALAM NOVAYa STRATEGIYa RAZVITIYa ROSSII. HTTPS://TSARGRAD.TV/ARTICLES/CIFROVOJ-KONCLAGER-I-PRODUKTOVYE-KARTOCHKI-CHEM-GROZIT-LIBERALAM-NOVAJA-STRATEGIJA-RAZVITIJA-ROSSII_344233

11. Demin G. A. Upravlencheskie resheniya [Elektronnyy resurs]: uchebnoe posobie / G. A. Demin; Permskiy gosudarstvennyy nacional'nyy issledovatel'skiy universitet. - Elektronnye dannye. - Perm', 2020. - 2,54 Mb; 92 s.

12. Edinyy plan po dostizheniyu nacional'nyh celey razvitiya rossiyskoy federacii na period do 2024 goda i na planovyy period do 2030 goda. Pravitel'stvo Rossiyskoy Federacii. 1 oktyabrya 2021 goda. Utverzhden rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 01.10.2021 g. № 2765-r. https://www.economy.gov.ru/material/file/ffccd6ed40dbd803eedd11bc8c9f7571/Plan_po_dostizheniyu_nacionalnyh_celey_razvitiya_do_2024g.pdf

13. Zaynullina M.R. Metody prinyatiya upravlencheskih resheniy: ucheb.-metod. posobie / M.R. Zaynullina, L.M. Davletshina. - Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 2018. - 64 s.

14. Zaharov M. Strategiya, kotoroy net. https://centerforpoliticsanalysis.ru/position/read/id/strategija-kotoroj-net

15. Zaharchenko A. «Strategiya-2030» nakormit, napoit, a potom obuet vsyu stranu. https://svpressa.ru/economy/article/289921/

16. Zimniy A. Den' surka: "Strategiya-2020" uspeshno provalena - ochered' za nacproektami? https://www.nakanune.ru/articles/116644/

17. Kozhevnikova T. «STRATEGIYu-2020» PROVALILI. ChTO DAL'ShE? https://dzen.ru/media/id/5b7e51dd1599c700aa960c25/strategiiu2020-provalili-chto-dalshe-5e254d8a8d5b5f00ad1ebe49

18. Kotler, Filip. Osnovy marketinga [Tekst]: kratkiy kurs / Filip Kotler; [per. s angl. izd-va "Progress"]. - Moskva; Sankt-Peterburg; Vil'yams, 2015. - 488 s.

19. Kotler, Filip. Upravlenie marketingom / Filip Kotler; Sokr. per. s angl. B. A. Gol'dberga i dr. - M.: Ekonomika, 1980. - 223 s.

20. Kosharnaya, G. B. Prinyatie upravlencheskih resheniy: ucheb. posobie / G. B. Kosharnaya, L. I. Naydenova; pod red. G. B. Kosharnoy. - Penza: Izd-vo PGU, 2020. - 68 s.

21. Lopuhin A. «Strategiya-2030»: kuda zhe my plyvem? https://www.stoletie.ru/fakty_i_kommentarii/strategija-2030_kuda_zhe_my_plyvom_583.htm

22. Mel'nikov A. «Mertvorozhdennaya» Strategiya-2030. Chto meshaet vlasti predstavit' obraz Rossii cherez 15 let? https://kapital-rus.ru/articles/article/mertvorojdennaya_strategiya2030_chto_meshaet_vlasti_predstavit_obraz_rossii/

23. Metody prinyatiya upravlencheskih resheniy: uchebnoe posobie dlya vuzov / P. V. Ivanov [i dr.]; pod redakciey P. V. Ivanova. - 2-e izd., ispr. i dop. - Moskva: Izdatel'stvo Yurayt, 2019. - 276 s.

24. Okun' S. Gosudarstvo ne vpisyvaetsya v "Strategiyu-2030". https://www.kommersant.ru/doc/2814273

25. Petrova O.V. Metodologiya prinyatiya upravlencheskih resheniy: uchebnoe posobie / O.V. Petrova. - M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2020. - 92 s.

26. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 6 oktyabrya 2021 g. № 2816-r. Ob utverzhdenii perechnya iniciativ social'no-ekonomicheskogo razvitiya RF do 2030 g. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402792803/

27. Serebryanyy I. Strategiya 2030: kak ni sadis'…https://expert.ru/2021/05/17/strategiya-2030-kak-ni-sadis/

28. Strategicheskiy analiz: sovremennaya koncepciya menedzhmenta: uchebnoe posobie dlya vysshego professional'nogo obrazovaniya / S.A. Izmalkova [i dr.]. - Orel: FGBOU VPO «Gosuniversitet - UNPK», 2013. - 315 s.

29. Tebekin A.V. VZGLYaD "VPERED" KAK OSNOVA STRATEGIChESKOGO RAZVITIYa NACIONAL'NOY EKONOMIKI. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. 2021. T. 7. № 3. S. 3-11.

30. Tebekin A.V. VZGLYaD "NAZAD" KAK FUNDAMENT STRATEGIChESKOGO RAZVITIYa UPRAVLYaEMYH SOCIAL'NO-EKONOMIChESKIH SISTEM. // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 2021. № 2 (54). S. 123-137.

31. Tebekin A.V. VZGLYaD "SVERHU" NA RAZRABATYVAEMUYu STRATEGIYu SOCIAL'NOEKONOMIChESKOGO RAZVITIYa NACIONAL'NOY EKONOMIKI. // Transportnoe delo Rossii. 2021. № 4. S. 11-20.

32. Tebekin A.V. VZGLYaD "SNIZU" NA RAZRABATYVAEMUYu STRATEGIYu SOCIAL'NO-EKONOMIChESKOGO RAZVITIYa ROSSIYSKOY FEDERACII DO 2030 G. V ChASTI PERSPEKTIV DOSTIZhENIYa NACIONAL'NOY CELI "SOHRANENIE NASELENIYa, ZDOROV'E I BLAGOPOLUChIE LYuDEY". // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. 2021. T. 7. № 3. S. 3-21.

33. Tebekin A.V. VYDELENIE KLASSOV METODOV PRINYaTIYa UPRAVLENChESKIH REShENIY V USLOVIYaH ANTIKRIZISNOGO UPRAVLENIYa. // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 2019. № 2. S. 304-319.

34. Tebekin A.V. INTEGRAL'NYY VZGLYaD NA FORMIROVANIE STRATEGII SOCIAL'NO-EKONOMIChESKOGO RAZVITIYa ROSSIYSKOY FEDERACII DO 2030 GODA. // Teoreticheskaya ekonomika. 2021. № 10 (82). S. 13-26.

35. Tebekin A.V. KLASSIFIKACIYa METODOV PRINYaTIYa UPRAVLENChESKIH REShENIY V MENEDZhMENTE PO OBLASTYaM PRIMENENIYa. // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. 2016. № 4 (19). S. 57-63.

36. Tebekin A.V. OBSchENAUChNYE METODY PRINYaTIYa UPRAVLENChESKIH REShENIY. - Moskva: Knorus, 2019. - 66 s.

37. Tebekin A.V. PROBLEMY STRATEGIChESKOGO PLANIROVANIYa PRI OPREDELENII PROCESSOV COCIAL'NO-EKONOMIChESKOGO RAZVITIYa ROSSIYSKOY FEDERACII NA PERIOD DO 2030 GODA Teoreticheskaya ekonomika. 2022. № 3 (87). S. 36-51.

38. Tebekin A.V. PROBLEMY UPRAVLENIYa STRATEGIChESKIM RAZVITIEM NACIONAL'NOY EKONOMIKI V USLOVIYaH NARASTAYuSchIH UGROZ VNEShNEY SREDY. // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. 2022. № 2 (58). S. 7-19.

39. Tebekin A.V. STRATEGIChESKIY MENEDZhMENT. Uchebnik / Moskva, 2020. Ser. 68 Professional'noe obrazovanie (2-e izd., per. i dop.).

40. Tebekin A.V., Egorova A.A. CIFROVAYa EKONOMIKA KAK ISTOChNIK EKONOMIChESKOGO ROSTA. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. 2019. T. 5. № 6. S. 3-9.

41. Tebekin A.V., Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Horeva A.V. VZGLYaD "SNIZU" NA RAZRABATYVAEMUYu STRATEGIYu SOCIAL'NO-EKONOMIChESKOGO RAZVITIYa ROSSIYSKOY FEDERACII DO 2030 G. V ChASTI PERSPEKTIV DOSTIZhENIYa NACIONAL'NOY CELI "DOSTOYNYY, EFFEKTIVNYY TRUD I USPEShNOE PREDPRINIMATEL'STVO". // Epomen. 2021. № 59. S. 72-92.

42. Tebekin A.V., Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Horeva A.V. OCENKA PERSPEKTIV REALIZACII STRATEGIChESKIH INICIATIV SOCIAL'NO-EKONOMIChESKOGO RAZVITIYa ROSSIYSKOY FEDERACII DO 2030 G. V ChASTI OBESPEChENIYa USTOYChIVOGO ROSTA ChISLENNOSTI NASELENIYa ROSSIYSKOY FEDERACII. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. 2021. T. 7. № 6. S. 3-18.

43. Tebekin A.V., Tebekin P.A. K VOPROSU O KLASSIFIKACII METODOV PRINYaTIYa UPRAVLENChESKIH REShENIY. // Transportnoe delo Rossii. 2018. № 5. S. 110-115.

44. Tebekin A.V., Tebekin P.A. KLASSIFIKACIYa METODOV PRINYaTIYa UPRAVLENChESKIH REShENIY NA OSNOVE OPTIMIZACII POKAZATELEY EFFEKTIVNOSTI. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. 2018. T. 4. № 4. S. 13-24.

45. Tebekin A.V., Tebekin P.A., Egorova A.A. ANALIZ SOSTAVA METODOV PRINYaTIYa UPRAVLENChESKIH REShENIY, VYDELYaEMYH PO PRIZNAKU PRIKLADNYH NAPRAVLENIY MENEDZhMENTA. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. 2021. T. 7. № 1. S. 3-21.

46. Trofimova L.A. Metody prinyatiya upravlencheskih resheniy: uchebnoe posobie / L.A. Trofimova, V.V. Trofimov. - SPb.: Izd-vo SPbGUEF, 2012. - 101 s.

47. Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 g. № 474 “O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda”. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/

48. Claf V.M. Teoriya situaciy i upravlencheskie resheniya: ucheb. posobie / V.M. Claf. - Elektron. tekst. i graf. dan. (0,5 Mb). - Samara: Izd-vo Samarskogo universiteta, 2019.

49. Yares', O. B. Metody prinyatiya upravlencheskih resheniy: ucheb. posobie / O. B. Yares', I. V. Pan'shin; Vladim. gos. un-t imeni Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya Grigor'evicha Stoletovyh. - Vladimir: Izd-vo Vladim. gos. un-ta imeni Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya Grigor'evicha Stoletovyh, 2011. - 66 s.

Login or Create
* Forgot password?