ON THE ISSUE OF THE NEED FOR PREVENTIVE WORK OF THE JUVENILE AFFAIRS INSPECTOR IN THE ASPECT OF MEDIA SECURITY OF MINORS
Abstract and keywords
Abstract (English):
Currently, the information society is developing at a high speed, in fact, almost everyone uses the Internet on a regular basis. The global rate of Internet usage has increased significantly over the past few decades. Although this trend is observed in all age groups, it is most pronounced among minors. The expansion of interactive online activities seems to be encouraging young people to stay online longer than expected. It is known that excessive use of the Internet increases the tendency to develop destructive behavior on the Internet. Such high-risk behavior can have a detrimental effect both on the psychological development of adolescents and on the formation of their further behavior. We must not forget that when using the Network, you can get both necessary and useful information and "false" information. In most cases, it is minors who are exposed to negative information due to their age and psychological characteristics. In addition, groups with a destructive orientation are being formed on the Network, which broadcast aggression, cruelty, hatred, calls for suicidal behavior, which can subsequently lead to the formation of destructive behavior on the part of minors and an increase in the commission of offenses and crimes. Currently, due to the aggravated situation in the world, it is much more common to notice the spread of negative information on the Internet, as well as "false" information that can negatively affect the formation of the worldview of minors, value orientations and further behavior. Of course, on the one hand, the use of the Network gives a minor the opportunity to satisfy their necessary needs, such as communication, searching for information, watching movies and useful videos, etc. But on the other hand, certain risks appear to a greater extent in the use of uncontrolled communications by minors, access to negative content appears. We emphasize that the main preventive activities should be carried out by law enforcement agencies. Due to the fact that the protection of the rights of minors is within the competence of the Juvenile Affairs Unit (hereinafter PDN), first of all, preventive activities should be carried out by PDN inspectors.

Keywords:
Internet, security, minor, prevention, inspector for minors
Text

В настоящее время представители власти нашего государства обращают особое внимание вопросам защиты прав несовершеннолетних, в особенности их информационной безопасности. Значимость данного аспекта, кроме того, подтверждают действующие нормативно-правовые акты, а именно:

  •  Концепция информационной безопасности детей, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 2 декабря 2015 г. N 2471-р, в соответствии с которой задача государства заключается в повышении медиаграмотности несовершеннолетних, пресечение информации, которая может нанести вред несовершеннолетнему.
  •  Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Данный нормативно-правовой акт устанавливает, что безопасность несовершеннолетних в медиапространстве представляет собой такое состояние защищенности, в результате которого отсутствует какой-либо риск нанесения вреда здоровью и нравственному развитию несовершеннолетнего.
  •  Федеральный закон от 3 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", который в свою очередь устанавливает обязанность органов государственной власти Российской Федерации принимать необходимые меры по защите несовершеннолетних от информации, пропаганды, агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение [1].

В связи с чем, со стороны правоохранительных органов, а в частности инспекторов ПДН должна проводиться своевременная и комплексная профилактическая работа в вышеуказанной проблеме.

Отметим, что основные статусные полномочия инспектора ПДН определены в следующих нормативных правовых актах: Федеральные законы от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» [7], от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» [6], от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»; приказе МВД России от 15 октября 2013 г. № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации» [4].

Важно подчеркнуть, что «сотрудники ПДН наделены полномочием по изучению материалов, размещаемых в СМИ, сообщений государственных органов, общественных объединений, обращений граждан, а также других материалов, содержащих информацию, необходимую для организации работы по профилактике правонарушений несовершеннолетних» [8, С. 68].

«Сотрудники ПДН, также обязаны незамедлительно информировать территориальный орган Роскомнадзора о выявлении страниц сайтов ИТС Интернет, пропагандирующих суицид либо иные противоправные действия, представляющие опасность для жизни и здоровья несовершеннолетнего» [8, С. 68].

Анализ научной литературы показал, что безопасность несовершеннолетних в Сети является одним из актуальных вопросов в настоящее время. Так, доцент О.А. Шабаева, отмечает, что в последнее время очень остро встает вопрос об информационной безопасности детей [10, С. 20]. По мнению М.А. Ерофеевой «в условиях динамично развивающегося современного медиапространства, характеризующегося увеличением объема информации, когда подростки не могут адекватно реагировать на стремительный рост информационных потоков, важнейшее значение приобретает информационная безопасность подрастающего поколения» [2, С. 23]. Г.У. Солдатова и Е.И. Рассказова в своих научных трудах отмечают, что «интенсивность онлайн-угроз требует рассмотрения интернета как значимого потенциального источника стресса в информационном обществе» [5, С. 38].

В связи с чем считаем, что в современных реалиях инспектора ПДН должны уделять особое внимание медиабезопасности несовершеннолетних. По нашему мнению, одной из самых действенных мер, в аспекте медиабезопасности несовершеннолетних, можно отнести информационно-разъяснительную работа, направленную именно на повышение уровня осведомленности несовершеннолетних об Интернет-угрозах и мерах защиты от нее. При этом субъектами такой работы будут выступать инспектор ПДН, родители несовершеннолетних, образовательные учреждения. Подробнее остановимся на профилактической работе инспектора ПДН.

Проанализировав выше основные законодательные акты, регламентирующие деятельность инспекторов ПДН, их полномочия можно выделить следующие элементы профилактической работы, которые будут эффективными для решения вышеуказанной проблемы:

  1. На постоянной основе инспектор ПДН должен проводить в образовательных учреждениях мероприятия, связанные с безопасностью в сети Интернет. А именно, лекции; разработка буклетов, памяток в аспекте медиобезопасности несовершеннолетних; разъяснительные беседы, как с несовершеннолетними, так и их родителями.
  2. Просвещать несовершеннолетних в ситуации, в которых негативный контент сети навредил несовершеннолетним. В данном аспекте, самое главное, чтобы информацию инспектор ПДН преподносил корректно (не утрируя какие-то моменты), при этом озвучивал и административную, а также уголовную ответственность.
  3.  Осуществлять профилактическую работу с родителями несовершеннолетних по вопросам использования Сети несовершеннолетними. По нашему мнению, тут важно инспектору ПДН не только на словах преподносить информацию, но также и предоставлять наглядный материал, для визуального восприятия информации. К наглядному материалу мы может отнести: памятки по безопасности несовершеннолетних в медиапространстве, интерактивные презентации и т.д.
  4. Так же инспектор ПДН должен взаимодействовать с социальными педагогами образовательных учреждений, для получения информации, в результате которой инспектор ПДН будет более точно определять цели и задачи необходимые для профилактической работы в определенном образовательном учреждении.
  5. Предоставление в образовательные организации наглядных материалов (буклеты, памятки) для того, чтобы несовершеннолетние могли более подробно узнать про негативные сайты Интернета; административную и уголовную ответственность за нарушение правил пользования Сети; правила использования Сети и т.д.
  6. Обязательное предоставление информации, как несовершеннолетнем, так и их родителям, о существовании горячих линий, куда может обратиться каждый за помощью, в случае нарушения безопасности несовершеннолетнего в Сети. Например, "Горячая линия" центра безопасного интернета в России в случае интернет-угроз (сайт www.saferunet.ru , 8-800-250-00-15); «Горячая» линия «Наши дети в Интернете» (8-800-700-8-800); Консультационная линия по вопросам Интернет-угроз (8-800-200-24-00); «Дети ОНЛАЙН» (8-800-25-000-15). Самое главное, что обратиться за помощью в данные службы может каждый, при этом бесплатно и анонимно.

Выше нами было обозначено, что инспектору ПДН важно уметь разрабатывать наглядный материал, и именно интерактивные презентации, буклеты, памятки в аспекте медиабезопасности несовершеннолетних. Рассматривая вопрос об формировании умений и навыков по разработке интерактивных презентаций, для осуществления более эффективной профилактической работы, в рамках деятельности кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, с курсантами 4 курса, обучающимися по направлению подготовки 44.05.01 «Педагогика и психология девиантного поведения» (будущие инспекторы ПДН), в рамках дисциплины «Социально-педагогическая профилактика делинквентного поведения несовершеннолетних в информационном пространстве», были организованы «Киберучения».

Практические занятия по «Киберучениям» рассчитаны на 8 академических часов, и состояли из двух модулей:

  1. Цифровые сервисы в профессиональной деятельности инспектора подразделения по делам несовершеннолетних.
  2. Алгоритм действий инспектора подразделения по делам несовершеннолетних по профилактике влияния негативного контента в сети Интернет на несовершеннолетних.

На практических занятиях по 1-му модулю у курсантов происходило формирование культуры цифровой коммуникации; приобретение навыков ведения цифрового профилактического контента; формирование навыков профессиональной деятельности в цифровой среде по профилактике вовлечения несовершеннолетних в деструктивные группы; обучение созданию профилактического цифрового контента. Что в дальнейшем способствовало более точному и эффективному проведению практических занятий по второму модулю.

Рассмотрим более подробно второй модуль. В рамках данного модуля нами были выделены следующие цели практического занятия:

Обучающая: знать цифровые инструменты (далее ЦИ), уметь применять ЦИ (CANVA и Google), владеть навыками использования ЦИ в своей профессиональной деятельности, для осуществления профилактической работы в будущей профессии.

Воспитательная: культура поведения в цифровой среде.

Развивающая: критическое мышление, творческие способности, память, воображение.

Были реализованы следующие задачи:

  • ознакомление курсантов с нормативно-правовыми актами, регламентирующими деятельность инспектора ПДН по профилактике вовлечения несовершеннолетних в деструктивные группы сети Интернет;
  • формирование навыков у курсантов по распознанию деструктивного воздействия на несовершеннолетних в сети Интернет;
  • формирование навыков распознания сайтов, транслирующих негативный контент;
  • формирование навыков по созданию интерактивных презентаций;
  • развитие навыков владения современными техническими средствами и технологиями.

На практическом занятии сначала преподносилась теоретическая часть, а именно были обозначены следующие моменты: обозначалась актуальность рассматриваемой темы; делался акцент на нормативно-правовые акты, согласно которым инспектор ПДН проводит профилактическую работу в данном аспекте; рассматривались основные понятия, социальные сети; выделялись элементы деструктивного влияния на несовершеннолетних в сети Интернет; интерпретировался процесс вовлечения несовершеннолетних в деструктивные группы и т.д.

Далее нами были обозначены практические примеры из служебной деятельности инспектора ПДН, с которыми курсанты могут столкнуться на практике. Обозначался алгоритм действий сотрудника ПДН. После чего курсантам давалось задание, а именно разработка интерактивной презентации для родителей (законных представителей) по профилактике вовлечения несовершеннолетних в деструктивные группы в цифровой среде.

В конце занятия, каждая группа презентовала свою работу по умению создавать интерактивные презентации в вышеуказанном аспекте.

После проведения практического занятия курсанты прошли опрос. Нами были получены следующие результаты (Рисунок 1).

 

 

Рисунок 1. Результаты опроса курсантов

 

Таким образом, медиабезопасность несовершеннолетних на сегодняшний день является одной из важнейших задач нашего государства. В силу своих возрастных особенностей несовершеннолетние подвержены в большей степени влияния негативной информации Сети. Изолировать несовершеннолетних от Интернета, к сожалению, невозможно. При этом осуществляя комплексную профилактическую работу инспекторами ПДН есть возможность максимальной нейтрализации деструктивного воздействия на несовершеннолетних в сети Интернет, а также в «ограждении» от негативного контента.

 

References

1. «Obespechenie bezopasnosti detey v seti «Internet» ["Ensuring the safety of children on the Internet"] [Elektronnyy resurs] // GU MVD Rossii po g. Moskve URL: https://77.mvd.rf/PAMJATKI/obespechenie-bezopasnosti-detey-v-seti-in (data obrascheniya: 22.09.2022). (in Russian)

2. Erofeeva, M. A. Kul'tura mediapotrebleniya obuchayuschihsya: puti formirovaniya v obrazovatel'nom prostranstve / M. A. Erofeeva, S. V. Shanin, O. V. Kopovaya // Perspektivy nauki i obrazovaniya. [Prospects of science and education] - 2020. - № 3(45). - pp. 23. (in Russian)

3. Erofeeva, M. A. Master-klass kak effektivnaya forma rasprostraneniya lichnogo opyta specialista social'noy sfery / M. A. Erofeeva // Social'naya pedagogika. [] - 2018. - № 4. - pp. 73-79. (in Russian)

4. Prikaz MVD Rossii ot 15.10.2013 g. № 845 «Ob utverzhdenii Instrukcii po organizacii deyatel'nosti podrazdeleniy po delam nesovershennoletnih organov vnutrennih del Rossiyskoy Federacii» // Byulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noy vlasti [Bulletin of normative acts of federal executive authorities], № 11, 17.03.2014 g. (in Russian)

5. Soldatova, G. U. Bezopasnost' podrostkov v Internete:riski, sovladanie i roditel'skaya mediaciya / G. U. Soldatova, E. I. Rasskazova // Nacional'nyy psihologicheskiy zhurnal. [National Psychological Journal] - 2014. - № 3(15). - p. 38. (in Russian)

6. Federal'nyy zakon «Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarusheniy nesovershennoletnih» [Federal Law "On the basics of the system of prevention of neglect and juvenile Delinquency"] ot 24.06.1999 g. № 120-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossiyskoy Federacii ot 28.06.1999 g. (in Russian)

7. Federal'nyy zakon ot 07.02.2011 g. N 3-FZ «O policii» ["About the police"] «Rossiyskaya gazeta», № 25, 08.02.2011 g. (in Russian)

8. Hametdinova, G. F. Polnomochiya inspektora podrazdeleniya po delam nesovershennoletnih v sfere obespecheniya bezopasnosti detey v informacionnom prostranstve / G. F. Hametdinova // Vestnik Sibirskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. [Bulletin of the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia] - 2020. - № 3(40). - p. 68. (in Russian)

9. Harlamova, D. A. K voprosu o destruktivnom vliyanii seti Internet na nesovershennoletnih / D. A. Harlamova, M. A. Erofeeva // Sovremennye issledovaniya problem sem'i i detstva: Sbornik nauchnyh statey Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii,[Modern studies of family and childhood problems: Collection of scientific articles of the All-Russian Scientific and Practical Conference,] Moskva, 24 noyabrya 2021 goda / Sost. A.A. Bazulina. - Moskva: Moskovskiy universitet Ministerstva vnutrennih del Rossiyskoy Federacii im. V.Ya. Kikotya, 2021. - p. 330-335. (in Russian)

10. Shabaeva, O. A. Pravovaya politika normativnogo regulirovaniya obschestvennyh otnosheniy v sfere informacionnogo prostranstva / O. A. Shabaeva // Sibirskiy yuridicheskiy vestnik. [Siberian Legal Bulletin] - 2019. - № 3(86). - p. 20. (in Russian)

Reviews
1. To the question of the need for preventive work of the inspector for juvenile affairs in the aspect of media safety of minors Authors: Gorach Nikolay


Login or Create
* Forgot password?