METHODS OF PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF STUDENTS IN THE PROCESS OF RESPONSIBILITY FORMATION IN THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL RELIABILITY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The main goal facing a modern specialist is to properly perform the duties assigned to him, to have a high level of responsibility, to be reliable, therefore, the development and construction of optimal psychological support in the formation of responsibility is a strategic task in labor psychology. The purpose of this study is to evaluate the effectiveness of socio-psychological training, which is part of the program of psychological support in the formation of responsibility in the structure of professional reliability. The hypothesis of the study is to verify the statement that training, as part of psychological support, can be an effective tool in the formation of professionally important qualities of a novice specialist. The article reveals the actual problem of psychological formation of reliability as a professionally important quality of students - beginning specialists of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The authors reveal the content of the concepts of "responsibility" and "professional reliability" as necessary components of the professionally important qualities of an employee of the Ministry of Emergency Situations of Russia. The research on the problem of reliability and responsibility in the works of domestic and foreign scientists is presented. The close connection between the success of the future specialist and his responsibility is revealed. It is noted that a qualitative solution to the problem of psychological support in the formation of responsibility allows for effective personnel management, to carry out the necessary assessment and training activities.

Keywords:
responsibility, reliability, students, psychological support, research, training
Text

Введение

Российское общество достигает все более высоких достижений в сферах техники, информации, производства и т.д., которые обеспечивают эффективность и упрощают жизнь граждан. Однако, вместе с тем, повышается вероятность развития рисков, связанных, в первую очередь, с так называемым «человеческим фактором».  В этих условиях, когда возрастает потребность общества в надежных специалистах, проблема формирования ответственности сохраняет свою высокую актуальность.

От аварий и катастроф вызванных нарушением норм и правил за последние году пострадало около 12 млн. человек. Такие данные свидетельствуют о необходимости повышенного внимания к проблеме надежности специалиста, с целью предотвращения техногенных катастроф, повышения качества работы специалиста. В отечественной психологии данная проблема тесно связана с инженерной психологией и психологией труда.

В современной науке надежность понимается как «безусловное соответствие установленным требованиям, с которых начинается оценка базовых свойств личности сотрудника» [1; 6; 12].

Формирование ответственности как профессионально-важного качества будущих специалистов МЧС является важным этапом на пути их становления как профессионалов, проявляющих необходимую активность, способных эффективно применять свои знания и навыки в профессии, а также повышать уровень профессиональных, социальных и других компетенций. Таким образом становится очевидной взаимосвязь между ответственностью и надежностью профессионала.

Профессиональная деятельность пожарных и спасателей МЧС связана с экстремальными условиями труда. Им приходится иметь дело не только с высоким физическим, но и с психоэмоциональным напряжением. Избыток стресса, негативное влияние которого оказывают негативно сказывается на здоровье специалиста, вызывает нервно-психическое напряжение. В таких условиях сотруднику необходимо поддерживать высокий уровень внимания, сохранять бдительность и быть готовым принять ответственное решение, от которого зависит жизнь и здоровье человека. Как показывают многочисленные исследования, уровень надежности сотрудников, работающих при таких высоких нагрузках, неизбежно снижается, это приводит к высокой текучести кадров, снижению эффективности выполнения профессиональных задач, разрушению позитивного образа сотрудников МЧС в глазах общества [17].

Специалистами отмечается, что к направлениям деятельности по снижению уровня физических и психологических потерь среди сотрудников МЧС относятся развитие у сотрудников эмоциональной и психологической устойчивости, формирование психологической готовности к действиям в экстремальных и опасных условиях, а также организация профессионально-психологической подготовки. Однако практическое внедрение этих направлений на сегодняшний день остается недостаточным [19].

В этой связи необходимо отметить значение ответственности и его формирование как личностного и профессионально-важного качества в структуре профессиональной надежности у студентов – будущих сотрудников МЧС.

Надежность – является многоаспектным и системным качеством подготовленного специалиста, которое позволяет ему сохранять устойчивость в чрезвычайных ситуациях, оперативно осуществлять свою профессиональную деятельность, эффективно работать в коллективе, поддерживая при этом как личные, так и деловые отношения [11]. Таким образом, современная психологическая наука имеет все необходимые условия и возможности для системного и комплексного изучения психологического сопровождения формирования ответственности начинающего специалиста, для актуальных нужд практики.

Психологическое изучение надежности как профессионально-важного качества берет свое начало еще в ранних трудах психологов занимавшихся исследованием различных аспектов профессиональной деятельности.

В работах российского и американского социолога П. Сорокина отмечается, что «люди, занимающиеся не соответствующим делом, не способны создать ничего достойного и ценного для общества» [15]. Силы и время, потраченные впустую способствуют усилению негативных психоэмоциональных процессов, приводящих к относительно быстрому «выгоранию» специалиста.

Таким образом, своевременное начало проведения психологического сопровождения при формировании ответственности будущего специалиста, позволяет превентивно воздействовать на негативные факторы труда, улучшать психологическое состояние специалиста, сохранять его работоспособность и даже повышать уровень надежности.

В работах А.Ю. Федотова отмечается, что «надежность предполагает наличие определенного резерва, «запаса прочности», наличия способности сохранять наиболее важные параметры профессиональных алгоритмов, в том числе при сложных и даже экстремальных ситуациях» [18].

Зарубежные психологи Купер Д., А. Робертсон изучая эффективность персонала, отмечают, что экономическая эффективность от надежных сотрудников составляет 20-70% от общего дохода организации, а ненадежные сотрудники увеличивают расходы в среднем на 1 млн. долларов в год [7].

В США проведенные исследования показывают, что своевременный профессионально-психологический отбор, а также грамотное сопровождение персонала позволяет снизить затраты организаций, а повышение эффективности и надежности работников дает возможность получить дополнительный доход в размере 30-40% от общей прибыли.

В последние десятилетия, зарубежные исследователи, уделяют все больше внимание проблеме профессионально-важных качеств сотрудников МЧС, однако в понимании данной проблемы акценты делаются на готовность работника, его успешность, копинг-стратегии и устойчивость при возникновении нагрузок.

В работах, посвященных профессиональной успешности, предлагается рассматривать данное понятие именно как «интегральную характеристику, объединяющую в себе внешнюю и внешнюю оценку профессиональной деятельности специалиста» [3; 4].

При изучении различных профессионально-важных качеств можно выделить те, которые можно отнести к любому виду труда. К таким относят: самоконтроль, профессиональную самооценку, эмоциональную устойчивость, адекватную тревожность, отношение к риску и ответственность [16].

В Федеральном законе №141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определена степень ответственности сотрудников противопожарной службы, которая распространяется на их действия и поведение, вплоть до уголовной: за совершение административного правонарушения, за нарушения служебной дисциплины, за вред причиненный гражданам и организациям, за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти [20].

Анализ научной литературы показал, что проблема ответственности сотрудников ГПС МЧС рассматривается сугубо в юридическом и правовом аспекте. В то же время, являясь необходимым личностным и профессионально-важным качеством, ответственность входит в структуру профессиональной надежности, без которого вся структура этой надежности рушится. По нашему мнению, необходимо более тщательное изучение процесса формирования ответственности у студентов – будущих сотрудников МЧС, для полного понимания данного феномена, а также возможности вести разработки программ развития личностных качеств специалистов силовых структур. 

Психологическое сопровождение обучения начинающих специалистов как научная парадигма и практическая сфера деятельности психолога в работе с субъектами образовательной деятельности традиционно применяется для формирования необходимых профессиональных и личностных качеств в образовательном процессе [8]. Необходимость проведения данной работы с начинающими специалистами подтверждается множеством научных исследований в психологии труда проведенных как отечественными, так и зарубежными авторами Э. Ф. Зеер, А. К. Маркова, М.Р. Битянова, Н.С. Пряжников, Л.М. Митиной, Н. С. Глуханюк, И. В. Аркусова, Г. В. Безюлева, D.A. Crighton, G.J. Towl, A. Connolly, D.A. Andrews, J. Bonta.

Особенности понятия сопровождение представлены в работах Э. Ф. Зеера, который под психологическим сопровождением понимает целостный процесс изучения, формирования, развития и коррекции профессионального становления личности [5].

Целью сопровождения, с точки зрения автора, является создание условий, внутри которых будет происходит полноценная реализация профессионально-психологического потенциала личности, который включает в себя личностные и профессиональные задатки и способности. Конечным результатом психологического сопровождения начинающего специалиста является личностная и профессиональная готовность к выполнению трудовых обязательств. 

Саму технологию сопровождения Э.Ф. Зеер рассматривает как комплексное взаимодействие специалиста с будущим субъектом труда, включающую в себя перечень мероприятий начиная от профессиональной диагностики и планирования и заканчивая профессиональным консультированием. В исследованиях автора подробно описывается роль и функция специалиста (психолога, профориентолога), который обеспечивает психологическое сопровождение будущего профессионала.

Н.С Пряжников рассматривает понятие психологическое сопровождение как процесс, который будет способствовать профессиональному самоопределению сопровождаемого [6]. Также он выделяет ряд необходимых направлений
психологического сопровождения обучающегося в процессе профессионального самоопределения:

- развитие личностной и профессиональной адаптивности как качества необходимого для приспособления к условиям постоянно меняющегося мира,

- создание профессионально значимых эмоционально-волевых качеств,

- формирование внутренней готовности к разрешению внутренних барьеров и внешних препятствий, которые могут встать на пути профессиональной деятельности,

- формирование не только личностных, но и профессиональных ценностей, которые в конечном счете будут ядром самоопределяющегося человека.

- формирование внутренней готовности к тому, чтобы достойно справляться с личностными и профессиональными кризисами.

Таким образом психологическое сопровождение можно рассмотреть, как процесс, направленный на трансформацию личностных и профессиональных качеств будущего субъекта труда. В конечном счете постепенное формирование внутренней субьектности является тем критерием, благодаря которому можно говорить об эффективности или неэффективности данного процесса.

Вместе с тем важно отметить и средства, которые определяют содержание психологического сопровождения. Не смотря на то разнообразие инструментов: лекция, семинары, дискуссии, круглые столы, одним из наиболее эффективных, с точки зрения авторов, являются тренинговые формы работы.

Тренинг можно опередить как метод активного социально-психологического обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков в личной или профессиональной сфере [13; 14]. Особенностью тренинговых форм работы является получение не только теоретических знаний, но и формирование практических навыков. Конечным результатом эффективности или неэффективности тренинга является применение полученных изменений в жизненных условиях.

В рамках данной работы было проведено эмпирическое исследование, целью которого явилось формирование ответственности как необходимого профессионально-важного и личностного качества в структуре профессиональной надежности будущего специалиста МЧС.

Средством достижения поставленной цель в данной работе выступали тренинговые методы как часть психологического сопровождения. Объектом данного исследования выступала личностная характеристика ответственность в структуре профессиональной надежности будущего специалиста МЧС. Предметом – тренинг как средство психологического сопровождения при формировании ответственности.

Целью данного эмпирического исследования была оценка эффективности тренинговых методов, являющихся частью программы психологического сопровождения.

Гипотезой исследования является проверка утверждения о том, что тренинговые методы могут быть эффективным средством в структуре психологического сопровождения при формировании профессионально важных качеств начинающего специалиста.

В эмпирическом исследовании приняли участие 25 человек, в возрасте от 18 до 20 лет, студенты IIII курсов Института управления и комплексной безопасности Академии ГПС МЧС России, обучающиеся по специальностям «Техносферная безопасность» и «Пожарная безопасность».

 

Материалы и методы исследования

При проведении данного исследования были использована методика «Многомерно-функциональная диагностика «ответственности» (ОТВ–70, автор В.П. Прядеин), а также психологический тренинг, направленный на формирование ответственности будущих сотрудников ГПС МЧС.

 

Результаты исследования

Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе проводилась многомерно-функциональная диагностика «ответственности» (ОТВ–70) В.П. Прядеина [10]. Данная методика использовалась для оценки эффективности проведения формирующего эксперимента.  Оценка показателей осуществлялась на первом и третьем этапе.

На втором этапе проводился психологический тренинг, целью которого было формирование более высокого уровня ответственности у испытуемых. Тренинг включал в себя ряд семинарских занятий и практических упражнений, которые испытуемые проходили в процессе реализации данного эксперимента.

На третьем этапе вновь проводилось измерение показателей и их сравнительная характеристика по сравнению с первым этапом эксперимента.

 

Результаты проведения эксперимента приведены ниже в рисунках 1 и 2.

 

Рисунок 1. Результаты оценки уровня ответственности до проведения эксперимента (А).

 

Рисунок 2. Результаты оценки уровня ответственности до проведения эксперимента (Б).

 

Представленные ниже таблицы отражают результат первого диагностического этапа эксперимента по исследованным показателям: динамическая эргичность, социоцентрическая мотивация, когнитивная осмысленность, предметная результативность, стеническая эмоциональность, регуляторная интернальность, трудности (см. табл. 1).

 

Таблица 1

Показатели диагностики.

ДЭ – динамическая эргичность

ДАЭ – динамическая аэргичность

МС – социоцентрическая мотивация

МЭ – эгоцентрическая мотивация

КО – когнитивная осмысленность

КОС – когнитивная осведомленность

РП – предметная результативность

РС – субъектная результативность

ЭС – стеническая эмоциональность

ЭА – астеническая эмоциональность

РИ – регуляторная интернальность

РЭ – регуляторная экстернальность

ТР – трудности

ИС – искренность

 

Из показателей следует, что компоненты ответственности развиты в группе неравномерно. При этом разнонаправленные показатели оказались развиты почти в одинаковой степени. Это говорит о, в целом, дисгармоничной структуре ответственности студентов.

На втором этапе проводились ряд мероприятий, являющиеся неотъемлемой частью психологического сопровождения. Основной целью данного этапа было формирование более высокого уровня ответственности начинающего специалиста МЧС. Тренинг включал в себя групповые форматы работы и был представлен в виде семинарских занятий и упражнений, которые участники группы выполняли в процессе проведения данного исследования. Семинарские занятия состояли из обсуждений по темам:

- ценность профессии сотрудника ГПС МЧС,

- мотивы, определяющие выбор, профессии,

- профессиональное будущее и рост сотрудника ГПС МЧС.

- надежность в структуре характера сотрудника ГПС МЧС,

- самоценность себя как сотрудника ГПС МЧС.

На данном этапе участники эксперимента смогли не только расширить свое представление о будущей профессии (когнитивный компонент), но укрепить ценностно-смысловые аспекты своей профессиональной деятельности (мотивационно-ценностный компонент).

Следующим шагом было проведение тренинговых упражнений. Упражнения были направленные на развитие следующих качеств:

- стрессоустойчивость и эмоциональная стабильность,

- коммандообразование и помощь в режиме Ч.С.,

- развитие коммуникативной компетентности в режиме Ч.С.

По окончании формирующего этапа была поведена оценка эффективности проведения формирующего эксперимента. Результаты исследования представлены ниже (см. рис. 3 и 4).

 

Рисунок 3. Результаты оценки уровня ответственности после проведения эксперимента (А).

Рисунок 4. Результаты оценки уровня ответственности после проведения эксперимента (Б).

 

Сравнительные результаты оценки уровня ответственности студентов – начинающих специалистов ГПС МЧС, полученные до и после проведения эксперимента, представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. 

Сравнительные результаты оценки уровня ответственности до и после проведения эксперимента

Компоненты надежности

До эксперимента

(n=25)

После эксперимента

(n=25)

Значимость (U Манна-Уитни)

ДЭ – динамическая эргичность

16.17***

22.5

0,001

МС – социоцентрическая мотивация

24.21

26.17

0,73

КО – когнитивная осмысленность

22.05

22.31

0,82

РП – предметная результативность

19.3

21.15

0,65

ЭС – стеническая эмоциональность

10.4**

22.3

0,001

РИ – регуляторная интернальность

15.2*

19.2

0,04

ТР – трудности

17.15**

24.2

0,01

ДАЭ – динамическая аэргичность

14.12

12.3

0,69

МЭ – эгоцентрическая мотивация

21.3

20.1

0,94

КОС – когнитивная осведомленность

19.22*

14.4

0,012

РС – субъектная результативность

18.4

17.2

0,12

ЭА – астеническая эмоциональность

14.17

12.15

0,072

РЭ – регуляторная экстернальность

18.32

17.35

0,789

ИС – искренность

24.15

26.2

0,826

Примечание: * - различия значимы на уровне р≤0,05; ** - различия значимы на уровне р≤0,01; *** - различия значимы на уровне р≤0,001.

Рисунок 5.  Сравнительные результаты оценки уровня ответственности до и после проведения эксперимента.

 

Кратко резюмируя полученные результаты, можно отметить следующее. До проведения формирующего эксперимента большинство показателей были на уровне средних значений и немного выше, что говорит о том, что большинство испытуемых были студентами, которые только находятся на пути своего профессионального становления. Отсутствие практического опыта не давало возможности полностью реализовать свои личностные и профессиональные качества. Тем ни менее ряд показателей таких как И.С. (искренность) >20, К.О. (когнитивная осмысленность) >20 были изначально на достаточно высоком уровне, что подчеркивало с одной стороны способность воспринимать объективно свои сильные и слабые стороны как начинающего специалиста (показатель И.С), а с другой стороны схватывать стержневую основу и понимание сути вещей (показатель К.О.).

Также выше средних значений были РП (результативность предметная) >15 что является такой характеристикой личности как трудолюбие и Т.Р. (трудность) >15 включающую в себя мотивацию и навыки преодоления сложных ситуаций. Данная личностная характеристика также является важной личностной и профессиональной характеристикой. Следует отметить высокие значения показателя М.С. (социометрическая мотивация) >20, что говорит о готовности испытуемых выполнять ответственные дела из-за желания быть среди людей, коллектива, общества.

 

Заключение

После проведения эксперимента нами было отмечено увеличение вышеприведенных показателей на значения от 3 до 5, что говорит о положительной динамике влияния психологического сопровождения на испытуемых. Например, изменение показателя Э.С.> 20 (эмоциональная стеничность) можно связать с тем, что в процессе тренинга испытуемые учились овладевать своими рядом эмоциональных состояний, среди которых были такие эмоции как: страх, стресс, тревога. В конечном счете это положительно повлияло на динамику изменения показателя Э.С. Увеличение показателя Р.И (регуляторная интернальность) >18 мы также связываем с тренинговыми упражнениями основной задачей которых было доверять себе при принятии решения в сложных профессиональных ситуациях. Показатель Д.Э. (динамическая эргичность) первоначально был немного выше среднего уровня, однако в процессе эксперимента увеличился на 6 пунктов, что говорит о том, что ролевые упражнения были эффективным средством психологического сопровождения. Несмотря на то, что показатель Т.Р. >17 (трудности) изначально находился в зоне значений выше среднего, в процессе психологического сопровождения он увеличился на 7 пунктов благодаря тому, что в процессе ролевых игр участники учились не только брать на себя ответственность, связанную со сложными профессиональными ситуациями, но и активно действовать, преодолевая трудности. Уменьшение показателя КОС <15, было связано с тем, что полученные знания привели к большей осведомленности испытуемых в области профессиональной деятельности. Также нами была отмечена незначительная динамика изменения показателей ДАЭ, МЭ, КОС, РС, ЭА РЭ. В большинстве своем эта разница составляет от одного до трех балов, что говорит о том, что психологическое сопровождение хоть незначительно, но способствовало изменению по вышеприведенным шкалам.

Подводя итоги экспериментального исследования следует отметить положительные изменения ряда показателей личностных характеристик (показатели ответственности), что подчеркивает эффективность тренинговых методов, являющихся частью программы психологического сопровождения студентов.

 

References

1. Antonovskiy A.V. O lichnostno-professional'noy nadezhnosti sotrudnikov Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy // Psihologiya XXI veka: vyzovy, poiski, vektory razvitiya: Sbornik materialov IV Mezhdunarodnogo simpoziuma psihologov, Ryazan', 07-08 aprelya 2022 goda. Tom Chast' I.[Psychology of the XXI century: challenges, searches, vectors of development: Collection of materials for the IV International Symposium of Psychologists] - Ryazan': Akademiya prava i upravleniya Federal'noy sluzhby ispolneniya nakazaniy Publ., 2022. - pp. 63-67. (in Russian)

2. Dushkin A.S., Zueva E.G. Zarubezhnyy opyt psihologicheskogo soprovozhdeniya profilakticheskoy deyatel'nosti sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. [Applied legal psychology] . № 1. - pp. 112-118. (in Russian)

3. Zhalagina T.A. Psihologo-social'noe soprovozhdenie upravleniya trudovym processom-zalog uspeshnosti professional'noy deyatel'nosti // Institut psihologii Rossiyskoy akademii nauk. Organizacionnaya psihologiya i psihologiya truda.[Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and labor psychology] - 2017. - T. 2. - № 2. - pp. 185-200. (in Russian)

4. Zhalagina T.A., Sokolova A.S. Psihologicheskie osnovy uspeshnosti professional'noy deyatel'nosti // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya.[Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology] - 2013. - № 4. - pp. 31-37. (in Russian)

5. Zeer E.F., Psihologiya professional'nogo razvitiya: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedeniy.[Psychology of professional development: a textbook for students of higher educational institutions. ] / E. F. Zeer. - 2-e izd., ster. - M.: Akademiya Publ., 2007. - 239 p. (in Russian)

6. Kruk V.M., Noss I.N., Fedotov A.Yu. Psihodiagnosticheskaya ocenka nadezhnosti sotrudnika: ucheb. posobie dlya studentov vuzov. [Psychodiagnostic assessment of employee reliability: textbook. handbook for university students. ] - M.: YuNITI-DANA Publ., 2017. - 143 p. (in Russian)

7. Kuper D. Robertson I., Tinlayn G. Otbor i naym personala: tehnologii testirovaniya i ocenki. [Personnel selection and hiring: testing and evaluation technologies] - M.: Vershina Publ., 2005. - 332 p. (in Russian)

8. Pisarevskiy K. L. Sovremennye podhody k pedagogicheskomu soprovozhdeniyu professional'nogo samorazvitiya studentov v obrazovatel'nom processe vuza // Vestnik RMAT. [Bulletin of the RMAT] - 2020. - № 1. - pp. 100-107. (in Russian)

9. Piskun V. M. Psihologicheskie usloviya formirovaniya otvetstvennogo povedeniya starsheklassnikov: avtoref. dis. kand. psihol. nauk.[Psychological conditions for the formation of responsible behavior of high school students: abstract. dis. cand. psychological sciences.] - Kiev: KGU Publ., 1996. - 23 p. (in Russian)

10. Pryadein V. P. Psihodiagnostika lichnosti: Izbrannye psihologicheskie testy: Praktikum. [Psychodiagnostics of personality: Selected psychological tests: Practicum] - Surgut, 2014. - 215 p. (in Russian)

11. Pryazhnikov N.S. Teoriya i praktika professional'nogo samoopredeleniya: ucheb. posobie. [Theory and practice of professional self-determination: studies. manual] - M.: MGPPI, 1999. - 97 p. (in Russian)

12. Savinkov S.N., Koval' N.A. Psihologicheskie determinanty razvitiya nadezhnosti u sotrudnikov MChS Rossii // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psihologiya. [Bulletin of the Moscow University. Episode 14: Psychology.] - 2022. - № 1. - pp. 221 - 246. (in Russian)

13. Savinkov S.N. Social'no-psihologicheskiy trening kak metod razvitiya lichnostno-professional'nyh kachestv sotrudnikov MChS Rossii // Novoe v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah. [New in psychological and pedagogical research.] - 2018. - № 2(50). - pp. 51-62. (in Russian)

14. Samoylenko, E. Yu. Psihologicheskiy trening kak sredstvo profilaktiki professional'noy deformacii lichnosti u sotrudnikov MChS // Psihologiya, obrazovanie: aktual'nye i prioritetnye napravleniya issledovaniy: Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii studentov, magistrov, aspirantov, molodyh uchenyh i ih nastavnikov, 15 maya 2018 goda.[Psychology, education: current and priority research directions: Materials of the International scientific and Practical Conference of students, masters, postgraduates, young scientists and their mentors] - Tver': TvGU, 2018. - pp. 302-305. (in Russian)

15. Sorokin P. Chelovek. Civilizaciya. Obschestvo.[Man. Civilization. Society. M.: Politizdat] - M.: Politizdat Publ., 1992. - 424 p. (in Russian)

16. Spichkin M.Yu., E.F. Baskakova, E.P. Tomilina Nekotorye osobennosti professional'no-vazhnyh kachestv sotrudnikov gosudarstvennoy protivopozharnoy sluzhby MChS Rossii // Pozharnaya bezopasnost': problemy i perspektivy. [Fire safety: problems and prospects] - 2012. - № 2. - pp. 528-530. (in Russian)

17. Faleev M.I., Izmalkov V.I. Social'naya missiya i strategiya razvitiya sistemy MChS Rossii v sovremennyh usloviyah // Strategiya grazhdanskoy zaschity: problemy i issledovaniya.[Strategy of civil protection: problems and research.] - 2013. - T. 3. - № 2(5). - pp. 27-34. (in Russian)

18. Fedotov A.Yu. Problema soderzhaniya professional'noy nadezhnosti specialista v sovremennyh psihologicheskih issledovaniyah // Innovacii v obrazovanii. [Innovations in education] - 2019. - № 10. - pp. 60-71. (in Russian)

19. Hmyrov I.M., Yaschenko A.A., Chaplya Yu.S. Psihologicheskie faktory gibeli i travmirovaniya lichnogo sostava spasatel'nyh sluzhb // Pozharnaya bezopasnost': problemy i perspektivy. [Fire safety: problems and prospects.] - 2014. - № 1(5). - T. 2. - pp. 159-161. (in Russian)

20. Federal'nyy zakon ot 23 maya 2016 g. №141-FZ «O sluzhbe v federal'noy protivopozharnoy sluzhbe Gosudarstvennoy protivopozharnoy sluzhby i vnesenii izmeneniy v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii» [On Service in the Federal Fire Service of the State Fire Service and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation] (in Russian)

21. Car'kova E.G., Antonovskiy A.V. Elektronnoe obuchenie kak sovremennyy format obrazovatel'noy deyatel'nosti // Prikladnaya psihologiya i pedagogika. [Applied psychology and pedagogy] - 2022. - T. 7. - № 1. - pp. 39-50. (in Russian)

Reviews
1. Methods of psychological support of students in the process of formation of responsibility in the structure of professional reliability Authors: Chumanov Yuriy Viktorovich


Login or Create
* Forgot password?