ALL-RUSSIAN INTERDEPARTMENTAL SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE "DESIGNERS OF SUMMER 2023" (OCTOBER 19-20, 2022)
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents a report on the All-Russian interdepartmental scientific and Practical conference "Designers of Summer – 2023", organized by JSC "Russian Railways" with the participation and support of the Ministry of Education of the Russian Federation, the Russian Society "Knowledge", the FMBC of Russia, the Ministry of Sports of the Russian Federation, the Federal Center for Youth Tourism and Local History", The All-Russian Center for the Development of Artistic Creativity and Humanitarian Technologies, the Institute for the Study of Childhood, Family and Upbringing of the Russian Academy of Education. The conference was held in Moscow on October 19-20, 2022.

Keywords:
All-Russian interdepartmental scientific and practical conference, summer health camp, education
Text
Publication text (PDF): Read Download

19-20 октября 2022 г. в Москве, в Центральном доме культуры железнодорожников проходила Всероссийская межведомственная научно-практическая конференция «Конструкторы лета – 2023». Конференция была организована Департаментом социального развития ОАО «Российские железные дороги» при участии и поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Российского общества «Знание», ФМБЦ России, Министерства спорта Российской Федерации,  ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения», ФГБУК «Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий», ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования». На конференции были подведены итоги реализации программ детского отдыха и оздоровления лета 2022 г. в ведомственных детских оздоровительных лагерях ОАО «Российские железные дороги».

Целью конференции являлась подготовка, внедрение и реализация современных программ летнего отдыха и оздоровления, с учетом всех вызовов и течений, на основе цифровых программ и компетенций, направленных на всестороннее развитие ребенка, его самореализацию, духовное, патриотическое, нравственное воспитание. Участниками конференции были представители более 50 регионов России, более 100 участников в офлайн и более 300 в онлайн режимах проведения. В работе конференции приняли участие известные российские ученые и практики в сфере организации детского отдыха и его сопровождения.

19 октября, еще до начала пленарного заседания, была организована работа восьми интерактивных зон, в которых демонстрировались различные формы применения игровых технологий для решения воспитательных задач в детских оздоровительных лагерях, где функционировали площадки живого общения участников и гостей конференции.

Модератор конференции, начальник департамента социального развития ОАО «РЖД» Ю.О. Алексеева представила докладчиков пленарного заседания. С приветственным словом выступили заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Д.С. Шаханов, Председатель Российского профессионального союза железнодорожников и транспортных строителей С.И. Черногаев, канд. психол. наук, руководитель федерального центра дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей Министерства просвещения РФ Л.М. Проценко.

 В своем приветственном слове Д.С. Шаханов выразил благодарность всем представителям органов государственной власти подведомственных учреждений министерства просвещения Российской Федерации и педагогическому сообществу, принявшим участие в конференции, за внимание к вопросам воспитания детей – нашего будущего. Он сказал, что главным активом железных дорог является персонал организации, ее сотрудники, члены их семей, составляющие примерно один процент активного населения, проживающих в самых разных и, в том числе, в самых отдаленных уголках нашей страны, поэтому все, что рождается на нашей конференции, безусловно будет полезно практике воспитания и оздоровления детей работников важной сферы народного хозяйства. Мы безусловно гордимся тем, что социальная политика страны является одной из лучших в мире и самое главное достижение – то, что наш коллективный договор ОАО «РЖД» один из самых лучших в стране, сохранивший систему ведомственных детских оздоровительных лагерей, которую сохранить было непросто. Тем не менее мы доказали, что система детских оздоровительных лагерей ОАО «РЖД» является частью нашего производственного процесса, и данная система была сохранена. Сейчас ОАО «РЖД» активно развивает инфраструктуру детских оздоровительных лагерей, повышает качество проведения оздоровительного сезона. Очень важно, чтобы этот оздоровительный сезон был наполнен содержательной повесткой. Она подлежит обсуждению на конференции, чтобы полноценно использовать все наши возможности по детскому оздоровлению. Д.С. Шаханов выразил большую благодарность Министерству просвещения и его подведомственным организациям за совместное осуществление процесса синхронизации совместных усилий в работе по оздоровлению и воспитанию детей в рамках межведомственного взаимодействия. Он также поблагодарил всех единомышленников, собравшихся на конференции, помогающих интегрировать педагогические идеи в этом важном направлении. В заключении Д.С. Шаханов пожелал успехов работе конференции.

В своем выступлении С.И. Черногаев обратил внимание на то, что в коллективном договоре ОАО «РЖД» отражены вопросы воспитания и развития детей сотрудников железных дорог. При этом профсоюз работников транспорта уделяет большое внимание данным проблемам. Конференция, которая сегодня открывается, дает начало в развитии детской оздоровительной кампании. Он отметил, что на конференции собрались специалисты, профессионалы, которые могут обогатить работу педагогического состава детских оздоровительных лагерей новыми идеями, и помогут выработать новые важные решения в плане эффективного оздоровления, воспитания и развития детей сотрудников железных дорог.

 Л.М. Проценко отметил, что в загородных детских оздоровительных лагерях летом 2022 г. в России отдохнуло более полутора миллиона детей. Он также обратил внимание на то, что подготовка кадров, которая ведется в системе образования имеет большие возможности. Детские оздоровительные лагеря ОАО «РЖД» направлены на профилизацию воспитания и образования, в них проводится большая профориентационная работа. Данная работа предполагает научную и социально-педагогическую направленность, что обеспечивает ее эффективность.

Участникам и гостям конференции на пленарном заседании был показан видеоролик о ходе реализации Летней оздоровительной кампании в ДОЛ ОАО «РЖД».

В пленарном докладе начальника департамента социального развития ОАО «РЖД» Ю.О. Алексеевой были подведены итоги летней оздоровительной кампании 2022 г.

В выступлении заместителя начальника департамента социального развития начальника отдела Ю.В. Брагиной был представлен анализ результатов мониторинга и итоги оперативного контроля качества реализации программы воспитательной работы в ДОЛ ОАО «РЖД».  Она отметила развитие инфраструктуры детского отдыха в ведомственных детских оздоровительных лагерях – пополнение модулей игротек, различных комплектов для детей, спортивного инвентаря. В работе детских оздоровительных лагерей были актуализированы нормативные документы и Программа комплексного развития ребенка, поддержанная Министерством просвещения Российской Федерации. Также было разработано и рекомендовано Положение о детском оздоровительном лагере с типовым штатным расписанием. Были подготовлены и внедрены в систему детских ведомственных оздоровительных лагерей методические рекомендации по организации летнего детского отдыха. Ею отмечено, что отчеты о работе детских оздоровительных лагерей подаются и обрабатываются в цифровом формате. Были выработаны единые критерии оценки качества работы детских оздоровительных лагерей, реализованы сетевые программы для младшего, среднего и старшего возрастов с учетом специфики интересующей их деятельности. Так, для детей младшего возраста были разработаны игровые программы, для детей среднего и старшего возрастов реализовывались профилизированная программа развития. Разработанная программа «Железнодорожная игротека» была поддержана и показала хорошие результаты реализации. Внедрению Программы помогали наставники детей, которые также вместе с детьми играли и стимулировали игровую деятельность детей и подростков. Также были организованы детские театры, проводились мероприятия по сдаче ГТО, детские спортивные соревнования. Мероприятия осуществлялись по всем направлениям развития ребенка. В детских оздоровительных лагерях также реализовывались программы для родительского сообщества: «Ответственное родительство». Данная программа осуществлялась в дистанционном формате и для этого были использованы возможности общения в социальных сетях. Докладчик отметила положительную обратную связь, возникающую во взаимодействии педагогов детского оздоровительного лагеря и родителей детей. В системе ведомственных детских оздоровительных лагерей выполнялись задачи, поставленные Министерством просвещения по патриотическому воспитанию. Ю.В. Брагина сообщила, что летом 2023 г. предполагается расширить привлечение наставников и волонтеров к работе в детских оздоровительных лагерях. Предполагается также разработать единую информационную базу информации о воспитанниках. В ходе осуществления мониторинга качества образования в детских оздоровительных лагерях по программе «Железнодорожная игротека» педагогами были разработаны анкеты. Обработка 16 000 анкет позволила выявить положительные тенденции развития лагерей ОАО «РЖД». Мониторинг осуществлялся в начале лета, в середине и в конце. Среди задач на лето 2023 г. отмечено сопровождение лагерей и развитие базы правовых и нормативных документов.

Об организации воспитательной деятельности с учетом особенностей современных детей на пленарном заседании доложил д-р пед. наук, профессор, Заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства РФ М.И. Рожков. В своем докладе: «Воспитание как целевая функция летнего отдыха детей» Михаил Иосифович отметил, что отдых, оздоровление и воспитание являются тремя главными целевыми функциями работы детского оздоровительного лагеря.  Воспитание содержит большой потенциал для изменения личности ребенка. В своем докладе он поставил проблемный вопрос: «Казалось бы, что в ребенке может измениться за 21 день пребывания в детском оздоровительном лагере, если школа в нем ничего не изменила? Оказывается, именно за 21 день пребывания в лагере ребенок меняется больше, чем за год обучения в школе. Это связано с тем, что ребенок современен». Далее он подчеркнул: «отвечая на вопрос, что такое современные дети, необходимо обратить внимание на то, что сегодня рождается сразу два пространства: реальное и виртуальное». Сейчас представляется обычным явлением, когда ребенок, сидя в коляске, играет в смартфоне игру. Уже в раннем возрасте современный ребенок сталкивается с виртуальной реальностью. Наряду с этим, современный ребенок другими глазами смотрит на мир. Это связано с тем, что он имеет гораздо больше информации, у него другое отношение к взрослым. Сегодня взрослый не является авторитетом для ребенка. Ни педагог, ни родитель не будет сегодня критерием авторитета для ребенка. Критерием является то, каков взрослый, какое у него мастерство, какие у него качества личности, насколько он интересен ребенку. И здесь, когда мы говорим о вожатых, вожатый, прежде всего, должен быть интересен ребенку, при этом ребенок оценивает его мастерство. Вожатый, который играет на гитаре будет более интересен ребенку, чем тот, который скучен и командует куда идти. М.И. Рожков также отметил, что следует обратить внимание на новое понимание смысла воспитания. Воспитание нельзя рассматривать как какое-то управление. Воспитание – это педагогическое сопровождение ребенка по выработке у него субъектной позиции, основанной на гуманистических и нравственных ценностях. Педагог в процессе воспитания осуществляет сопровождение трех выборов ребенка: ребенок хочет ответить на вопрос «Кем быть?» Интерес к профессии – это первый. Второй – понимание себя – смогу ли я стать тем, кем хочу быть. Третий – попробую-ка я себя в данной профессиональной области. Так ребенок задумывается над ответами на вопросы: «С кем быть?», «Как выполнять свою социальную роль?», «Как строить свои отношения с людьми, с обществом?». Для того, чтобы детям легче было ответить на эти вопросы, мы разработали социально ориентирующую игру, в которой в игре происходит освоение новых социальных ролей. В такой игре важно организовать жизнь лагеря так, чтобы ребенок попробовал себя в новых отношениях с людьми. Именно социально ориентированные игры позволяют ребенку ответить на главный вопрос: «Как и каким я должен быть в этой жизни?». Ребенок проектирует себя в игре. Мы также разработали методику корректирующей диагностики. Ребенок по десятибалльной шкале оценивает, что я хочу развить и за счет чего я это хочу развить в себе. А затем, через какое-то время, ребенок отвечает на вопрос: «Что удалось сделать в своем развитии?». Эти анкеты не столько представляли интерес для ученого, сколько для самих детей. И участники анкетирования задумывались, что они могут приобрести в результате саморазвития. В этом состоял воспитывающий эффект предложенной методики.

Далее прошло награждение победителей Большого конкурса лагерей 2022 г.

После обеда осуществлялась работа в рабочих группах «Марафон компетенций», в которых осуществлялся сбор мнений, гипотез, идей от участников конференции пяти форсайт-треков:

Секция № 1 «Нормативные документы и регламенты в детских оздоровительных лагерях». Модератор секции – С.М. Шушунова, приглашенный эксперт – М.В. Ненарокова – учредитель и генеральный директор консалтинговой юридической компании «Природный кодекс», руководитель Союза Организаторов Детского Активного Туризма (СОДАТ).

 В рамках секции с научными докладами выступили: Н.А. Карандашова – ведущий инженер отдела реализации услуг и маркетинга дирекции социальной сферы Октябрьской ЖД, А.Н. Воевуцкая – директор ДОЛ «Орленок дирекции социальной сферы Куйбышевской ЖД, Н.А. Титаренко – ведущий методист ДОЛ "Локомотив" дирекции социальной сферы Северо-кавказской ЖД, М.В. Ненарокова – учредитель и генеральный директор консалтинговой юридической компании «Природный кодекс», руководитель Союза Организаторов Детского Активного Туризма (СОДАТ).

На секции обсуждались вопросы разработки системы документооборота в детских оздоровительных лагерях, участие детского сообщества в ее формировании; основные документы директора лагеря; документооборот вожатого; договор с родителем: для чего он нужен и каково его содержание?

Секция № 2 «Потенциал родительского сообщества: изучение возможностей и практик, форматы сотрудничества». Модератор секции Е.С. Титаренко – заместитель начальника Дирекции социальной сферы Октябрьской железной дороги (далее – ЖД). Приглашенный эксперт – Е.Н. Приступа, заведующий кафедрой Института педагогики и психологии МПГУ, профессор, д-р пед. наук.

 На секции с докладами выступили: М.В. Трофимова – директор ДОЛ им. Ю.А. Гагарина дирекции социальной сферы Куйбышевской ЖД, О.С. Смолего – начальник детского оздоровительного лагеря "Юный железнодорожник" с. Подонино дирекции социальной сферы Западно-Сибирской ЖД, М.В. Ненарокова – учредитель и генеральный директор консалтинговой юридической компании «Природный кодекс», руководитель Союза Организаторов Детского Активного Туризма (СОДАТ), Д.Г. Чурилов – начальник отдела реализации услуг и маркетинга Дирекции социальной сферы Красноярской ЖД, А.В. Баева – сотрудник детского оздоровительного лагеря «Юный железнодорожник» Дирекции социальной сферы Приволжской ЖД.

На секции были затронуты проблемы формирования родительского сообщества, его структура, функции, виды работы с родителями в детском оздоровительном лагере; проблема взаимодействия с родительскими сообществами в части адаптации детей в летнем лагере; система работы с обращениями (жалобами) в детском оздоровительном лагере; новые форматы сотрудничества; «Совет отцов на дороге – как движущий фактор укрепления семейных связей, роли отца в семье и духовно-нравственного развития»; особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Секция № 3 «Работа с подростками: юридические и психолого-педагогические аспекты. Вовлечение детей в жизнь и работу лагеря».

Модератор – А. Степочкин-Тищенков, педагог, психолог, сотрудник проектного отдела Российского Движения Детей и Молодежи, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям»! (2019). Приглашенные эксперты: С.Г. Тетерская, канд. пед. наук, проректор ФГАУ ДПО «Академия Минпросвещения России»; Г.Р. Хузеева, канд. психол. наук, доцент кафедры возрастной физиологии МПГУ.

 В работе секции приняли участие: М.В. Ненарокова – учредитель и генеральный директор консалтинговой юридической компании «Природный кодекс», руководитель Союза Организаторов Детского Активного Туризма (СОДАТ), Е.А. Варданян – школа речи Е. Варданян, ДОЛ «Тверца» Дирекции социальной сферы Октябрьская ЖД, Т.П. Отческая – старший воспитатель ДОЛ Сибиряк Дирекции социальной сферы Восточно-Сибирской ЖД, Н.И. Никитина – специалист 1 категории по концертно-творческой работе ДК ст. Хилок, начальник ДОЛ им. П. Морозова Дирекции социальной сферы Забайкальской ЖД, О.Ю. Ващенко – начальник детского оздоровительного лагеря "Лазурный" г. Бердск Дирекции социальной сферы Западно-Сибирской ЖД.

В практикоориентированных докладах были затронуты следующие вопросы: юридические аспекты работы с подростками; ознакомление подростка с правилами поведения в детских оздоровительных лагерях; подписание подростком приложения к договору наравне с родителем; заключение трудового договора с подростком; современные форматы работы с подростками; работа с одаренными детьми; роль детских оздоровительных лагерей в социализации современных подростков. Формирование позитивного социального опыта подростков в рамках реализации лидерской программы развития детских оздоровительных лагерей; содержание, диагностика и психолого-педагогические сопровождение детей. 

Секция № 4 «Бренд «Страна железных дорог»: форматы применения, единые подходы к подготовке кадров и качеству контента». Модератор секции – Н.А. Дулесова; приглашенный эксперт Е.А. Викторова, преподаватель кафедры общей и клинической психологии ФГА ОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». Участниками секции были: И.В. Орлов – директор ДОЛ "Зеленый огонек", О.П. Кречетова – директор санатория-профилактория "Алтай" ст. Алтайская Дирекции социальной сферы Западно-Сибирской железной дороги.

На секционном заседании рассматривались вопросы выработки единых подходов к организации работы в детских оздоровительных лагерях; вожатская деятельность, как основа безопасного и качественного проведения детской кампании.

Секция № 5. «Основные подходы к реализации комплексной программы развития ребенка в ДОЛ ОАО «РЖД»». Модератор – А.В. Рожникова, главный специалист Департамента социального развития ОАО «РЖД», привлеченный эксперт – Н.Н. Казначеева, канд. пед. наук, ведущий научный сотрудник, институт изучения детства, семьи и воспитания РАО.

 На секции с докладами выступили: А.В. Сафонов – старший вожатый ДОЛ "Аленушка" Дирекции социальной сферы Южно-Уральской ЖД, Е.Н. Гомерова, Ю.Е. Лисовец – ведущий инженер отдела реализации услуг и маркетинга Дирекции социальной сферы Красноярской ЖД, И.Ю. Шабанова – ДОЛ им. А.П. Гайдара Дирекции социальной сферы Западно-сибирской ЖД, О.Н. Сахарова – директор спортивного сооружения Спортшкола г. Чита, начальник ДОЛ "Звездный" Дирекции социальной сферы Забайкальской ЖД, Н.В. Тимина – тренер ДОЛ «Сосновый бор» Дирекции социальной сферы Забайкальской ЖД, Т.И. Мантурова – заведующая МАДОУ детский сад №107, А.А. Чулкова – педагог ОГАУ ДОДЮЦ «Солнечный» ДОЛ «Алые паруса» Еврейской автономной области.

В рамках заседания секции обсуждались следующие вопросы: традиционные фольклорные праздники как средство нравственного воспитания детей; инновационный подход к организации детского отдыха; создание палаточного лагеря – глемпинга (на примере ОЦ «Дружба» Красноярской ЖД); духовно-нравственное воспитание в детском оздоровительном лагере; духовно-нравственное воспитание в рамках реализации программы развития ребёнка на примере реализации программы «Пионер всем ребятам пример», реализуемой в ДОЛ «Звездный»; представление тренинговой программы для подростков и молодёжи «Путь к успеху»; работа с детьми с ОВЗ в период лета 2022 г. в железнодорожной игротеке и перспективы ее развития в 2023 г.; пролонгированный эффект действия программы функционирования детского оздоровительного лагеря круглогодичного действия.

20 октября были заслушаны лекции:

- «Смыслы и технологии духовного и нравственного воспитания патриота в лагере» российского ученого, педагога, д-ра пед. наук, профессора, общественного деятеля, международного тренера С.В. Тетерского;

- «Психологические принципы построения системы развития и воспитания личности в условиях детского лагеря» канд. психол. наук, руководителя ЦДЮТиК ФГБОУ ДО ФЦДО Л.М. Проценко;

- «Конструктор программы воспитательной работы ДОЛ» старшего методиста Центра детско-юношеского туризма, краеведения и организации отдыха и оздоровления детей, ФГБОУ ДО ФЦДО) С.А. Коваль.

 В подведении итогов конференции было отмечено, что уже многие годы ОАО «Российские железные дороги» уделяют пристальное внимание развитию социальных программ и компетенций, направленных на всестороннее, многогранное развитие детей и молодежи нашей страны. Организация является безусловным лидером в ведомственном сохранении профильных оздоровительных лагерей летнего и всесезонного отдыха, в которых реализуются самые современные и востребованные профессиональным сообществом программы работы с детьми. Данные программы разработаны и успешно внедряются с учетом всех современных вызовов и течений в обществе, на основе цифровизации и безопасности систем общего и дополнительного образования, оздоровления детей и молодежи, направленных на их всестороннее развитие, самореализацию, профессиональную ориентацию, духовно-нравственное и патриотическое воспитание успешного гражданина России. Только за этот год более чем в 50 лагерях ОАО РЖД отдохнули и поправили свое здоровье более 20 тыс. школьников со всей территории нашей огромной Родины. В профильных сменах реализовано более двух десятков современных специализированных программ развития компетенций.

По итогам конференции была принята ведомственная резолюция и Программа развития ребенка в условиях детского оздоровительного лагеря.

 

 

 

Login or Create
* Forgot password?