Russian Federation
The paper describes higher education as a value to service customer. Approaches to quality evaluation must consider information value, treatment of uncertainty, and formation of individual´s expectations. Various approaches are currently used for higher education quality evaluation. Systems of ratings and achievement indicators are developed to evaluate university education quality.
higher education, benefit of goods, rating systems, efficiencyindicators, categories «quality of higher vocational education».
Востребованность высшего профессионального образования в постиндустриальной экономике возрастает [2–4, 9, 10]. Для оценки степени массовости высшего образования в международных сравнительных исследованиях в настоящее время применяется общий усредненный показатель поступления учащихся — Gross Enrolment Ratio (GER): доля студентов в общей численности населения в возрасте 18–22 лет [18]. Согласно классификации М. Троу, систему высшего образования с GER менее 15% следует считать элитной, от 16 до 50% — массовой, а свыше 50% — всеобщей [18]. В Российской Федерации этот показатель очень высокий — более 70% [17], что позволяет отнести российскую систему высшего образования ко всеобщей по классификации Троу. При этом на рынке высшего профессионального образования страны предлагают свои услуги большое количество высших учебных заведений [17]. Качество высшего профессионального образования как блага может быть определено его способностью удовлетворять потребности потребителя, как полезность блага для конкретного потребителя этой услуги — абитуриента, стремящегося получить высшее профессиональное образование. Качество может измеряться ценностью высшего образования для конкретного абитуриента.
Общественная оценка качества высшего образования может измеряться равновесной рыночной ценой на конкурентном рынке услуг высшего профессионального образования. Однако на рынке высшего образования имеет место несовершенная конкуренция. Кроме того, положительные внешние эффекты образования наделяют его свойствами общественного блага, что заставляет государство субсидировать сферу образования. Субсидирова ние высшего образования дополнительно искажает рыночное равновесие на этом рынке. Поэтому измерить качество высшего образования непосредственно, путем наблюдения за рыночными ценами, невозможно.
1. Aletdinova A., Koritskiy A. Zavisimost zarabotnoy platyi ot urovnya obrazovaniya. Analiz empiricheskih dannyih [Dependence between wages and the level of education. Analysis of empirical data]. Chelovek i trud [Person and work]. 2010, I. 3, pp. 25-28. (in Russian)
2. Larionova T.A., Meshkova M.V. Analiticheskiy doklad po vyisshemu obrazovaniyu v Rossiyskoy Federatsii [Analytical Report on Higher Education in the Russian Federation]. Moscow, State University Higher School of Economics Publ., 2007. (in Russian)
3. Andruschak G., Kuzminov Ya., Frumin I. Stsenarii vozdeystviya ekonomicheskogo krizisa na sistemu obrazovaniya v Rossii [Exposure of scenarios oeconomica discrimine in educationis ratio in Russia]. Moscow, State University Higher School of Economics Publ., 2007. (In Russian)
4. Antipina O.N. Tendentsii gumanizatsii ekonomiki pri perehode k postindustrialnomu obschestvu [Trends humanization of the economy during the transition to a postindustrial society]. Moscow, TEIS, Publ., 1998. (In Russian)
5. Artyushina I. A., Shutilin V. A. Reytingi vuzov v Rossii i mire [Ratings of higher education institutions in Russia and the world]. Vyisshee obrazovanie v Rossii [The higher education in Russia]. Publ., 2009. I. 2. pp. 15-18. (in Russian)
6. Basovskiy L.E., Basovskaya E.N. Ekonomicheskaya teoriya [Economic theory]. Moscow, INFRA-M, Publ., 2010. (in Russian)
7. Belkin V.N. Pochemu v Rossii neeffektivnyi investitsii v chelovecheskiy capital [Why in Russia investments into the human capital are inefficient]. Zhurnal ekonomicheskoy teorii [Magazine of the economic theory]. 2005, I, 2, pp. 136-141. (in Russian)
8. Volkov A.E., Kuzminov Ya.I. Rossiyskoe obrazovanie - 2020: model obrazovaniya dlya innovatsionnoy ekonomiki [Russian education - 2020: education model for innovative economy]. Obrazovatelnaya politika [Educational policy]. Publ., 2009, I. 1. pp. 32-64. (in Russian)
9. Guriev M.A. Ozhidaemaya evolyutsiya vyisshego obrazovaniya v usloviyah uskorennogo razvitiya informatsionnyih tehnologiy [The expected evolution of the higher education in the conditions of the accelerated development of information technologies]. Informatsionnyie tehnologii v obespechenii novogo kachestva vyisshego obrazovaniya. Sbornik nauchnyih statey. Kniga 1. [Information technologies in ensuring new quality of the higher education. Collection of scientific articles. Book 1.]. Research center of problems of quality of training of specialists of NITU "MISIS" Publ., 2010, pp. 13-20. (in Russian)
10. Zapryagaev S.A. Sistemyi vyisshego obrazovaniya Rossii i SShA [Systems of the higher education of Russia and USA]. Vestnik VGU [Herald of the Voronezh State University]. Publ., 2004, I.1. pp. 39-47. (in Russian)
11. Korotkov E.M. Upravlenie kachestvom obrazovaniya [Quality management education]. Moscow, Academic project, World Publ., 2006. (in Russian)
12. Marshall A. Osnovy ekonomicheskoj nauki [Fundamentals of economic science].. Moscow, Eksmo Publ., 2008. (in Russian)
13. Marshall A. Princzipy politicheskoj ekonomii [Principles of political economy]. Moscow, Direktmedia Publishing Publ., 2007. (in Russian)
14. Osik Yu.I., Gelmanova Z.S. O kachestve obrazovatelnoy uslugi i ee mezhdunarodnoy standartizatsii v tsivilizatsionnom izmerenii [The quality of educational services and its international standardization in civilizational dimension]. Sovremennyie problemyi nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education]. 2006, I. 4, pp. 74-77. (in Russian)
15. Pavlyutkin I.V. Universitetyi, reytingi i ryinok: institutsionalnyie effektyi ranzhirovaniy v pole vyisshego obrazovaniya [Universities, ratings and market: institutional effects of rangings in the field of the higher education]. Voprosyi obrazovaniya [Questions of education]. Publ., 2010, I.1, pp. 25-41. (in Russian)
16. Polischuk L., Livni E. Kachestvo vyisshego obrazovaniya v Rossii: rol konkurentsii i ryinka truda [Quality of the higher education in Russia: role of the competition and labor market]. Available at: http://www.eerc.ru/details/download.aspx?file_id=7103
17. Sadovnichiy V., Kruzhalin V., Artyushina I. Kak poschitat kachestvo obrazovaniya (Reytingi) [How to count quality of education (Ratings)]. Available at: http://ikio.msu.ru/
18. Yusher A. Osnovnyie tendentsii v razvitii vyisshego obrazovanie v evropeyskom regione [The main tendencies in development of the highest education in the European region]. Ekonomika obrazovaniya [Education economy]. Publ., 2009, I. 6, pp. 108-120. (in Russian)