STRATEGIC AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF PROJECT SYSTEMS MANAGEMENT CONSIDERING SUSTAINABLE DEVELOPMENT CONCEPT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The paper reviews the issues of strategic management and activity arrangement of the company committed to the goal of sustainable development. The conceptual model of instituting the mechanism of company management is proposed. The author investigates the structure of organizational objectives in the context of sustainable development concept and analyzes the product, resource and operational strategies of the company in terms of sustainable development strategy. To facilitate analysis and elaboration of adequate managerial structures the author proposes three models to build structures for managing sustainable development of a company: reporting and monitoring model; active-task model and problem-distributed model. The strategies of sustainable development are implemented through two types of projects: sustainable projects and projects aimed to maintain stability. It is proposed to fine-tune project system to further implement sustainable development strategies through operational processes, functional areas, competencies and assessment of the project systems maturity.

Keywords:
the sustainable development concept, conceptual model of management, objectives and strategies for sustainable development, activity arrangement, project management, project systems.
Text

Введение

Концепция устойчивого развития получила широкое распространение в мире. Устойчивое развитие в рамках данной концепции рассматривается в трех основных аспектах: экологическом, социальном и экономическом. Эти три аспекта имеют противоречивые взаимосвязи, например, экономический рост предполагает рост потребления ресурсов, что ухудшает экологию [8] и может вызвать социальные противоречия в странах, осуществляющих добычу этих ресурсов. Поэтому важной задачей является гармонизация составляющих устойчивого развития. Автором рассмотрены общие методологические вопросы устойчивого развития в разрезе упомянутых составляющих на различных уровнях: компании (бизнес-уровень), региональном, страновом и глобальном в более ранней его работе [3]. Данная статья продолжает исследование стратегических и организационных вопросов устойчивого развития на уровне компании.

В настоящее время все большее количество компаний за рубежом и в России вовлекается в процесс управления бизнесом с позиций концепции устойчивого развития (sustainable development). Становление управления устойчивым развитием в компаниях, как правило, проходит в несколько этапов, начальным из которых является подготовка отчета об устойчивом развитии. Подготовка отчета осуществляется на добровольной основе в соответствии c положениями Global Reporting Initiative (GRI). Составление данного отчета свидетельствует о принятии компанией основных положений рассматриваемой концепции с целью ее учета в управлении бизнесом. Следующий этап – это создание бизнес-процессов, ориентированных на устойчивое развитие, и соответствующего организационного дизайна. Без таких действий управление устойчивым развитием не может быть реальным и эффективным. Причем многое зависит от бизнес-процессов, связанных со стратегическим управлением.

Вопросы стратегического управления, рассматриваемые в литературе по устойчивому развитию, в значительной степени касаются общей постановки вопроса взаимодействия со стейкхолдерами, измерения ценности и бенефитов устойчивого развития для компании [11]. Дальнейшее углубление анализа предполагает конкретизацию стратегий по направлениям устойчивого развития с целью увязки его с проектами и программами.

В ряде исследований рассматриваются вопросы включения положений устойчивого развития в управление проектами [13; 14], расширения трактовки жизненного цикла проекта в увязке с рассматриваемой концепцией [17]. Результаты научных изысканий последний десяти лет в данном направлении существенно продвинули понимание возможностей использования проектных методологий в адаптации рассматриваемой концепции на уровне бизнеса.

References

1. An'shin V.M. Organizatsiya upravleniya proektami s pozitsiy kontseptsii ustoychivogo razvitiya. V kn.: Sovremennyy menedzhment: problemy, gipotezy, issledovaniya. Vyp. 4. Ch. 1. M.: Vysshaya shkola ekonomiki, 2012. S. 113-120.

2. An'shin V.M., Pertseva E.Yu. Issledovanie vliyaniya pokazateley ustoychivogo razvitiya na pokazateli tsennosti biznesa (kompaniy). V kn.: Sovremennyy menedzhment: problemy, gipotezy, issledovaniya. Vyp. 3. M.: Vysshaya shkola ekonomiki, 2011. S. 323-343.

3. An'shin V.M. Upravlenie proektami s uchetom kontseptsii ustoychivogo razvitiya. Rossiyskiy zhurnal upravleniya proektami, 2013.

4. Bobylev S.N., Girusov E.V., Perelet R.A., Kretsu N.S. Ekonomika ustoychivogo razvitiya. M.: STUPENI, 2004.

5. Bobylev S.N., Zubarevich N.V., Solov'ev Yu.S., Vlasov Yu.S. Ustoychivoe razvitie: metodologiya i metodiki izmereniya. M.: Ekonomika, 2011.

6. Il'ina O.N. Upravlenie proektami: orientatsiya na ustoychivoe razvitie. Problemy teorii i praktiki upravleniya. 2012. № 1. S. 106-112.

7. Kertsner G. Strategicheskoe upravlenie v kompanii. M.: DMK, 2010.

8. Barbier E.B. The Concept of Sustainable Economic Development. Environmental Conservation, 1987. № 14. P. 101-110.

9. Baumgartner R.J., Ebner D. Corporate sustainability strategies: sustainability profiles and maturity levels. Sustainable Development. 2010. № 18. P. 76-89.

10. Bell S., Morse S. Delivering sustainability therapy in sustainable development projects. Journal of Environmental Management. 2005. № 75. P. 37-51.

11. Epstein M.J., Roy M.-J. Sustainability in Action: Identifying and Measuring the Key Performance Drivers. Long Range Planning, 2001. № 34. P. 585-604.

12. Friedman M. The Social Responsibility of Business is to Increase Its Profits. The New York Times Magazine. 1970. Sept. 13.

Login or Create
* Forgot password?