The author analyses new amendments related to state secrets protection: amendments to Article 275 ‘High Treason’, Article 276 ‘Espionage’, Article 283 ‘Disclosure of a State Secret’, and adopted Article 283.1 ‘Illegal Receipt of Information Constituting a State Secret’ of the Criminal Code of the Russian Federation in respect to their conformity with acceptable restrictions of fundamental human rights and freedoms. Special attention is paid to theoretical and action-oriented aspects of restrictions of fundamental human rights and freedoms. The author investigates relevant provisions of international documents, practice of the European Court of Human Rights, doctrines of leading experts in this sphere. The author notes that the criteria for restricting fundamental human rights and freedoms should be established entirely under the law and be indispensable and applicable in a democratic society, be aimed at the protection of national security and public order. The author draws the conclusion on the urgent character and timeliness of introducing the abovementioned novations into the Russian criminal legislation, and their conformity with generally recognized principles and rules of international law.
international law, international human rights law, criminal law, restrictions of rights and fundamental freedoms, freedom of information
Защита сведений, составляющих государственную тайну, является суверенным правом каждого государства. Мировая практика свидетельствует о том, что на внутригосударственном уровне законодательно определяется перечень этих сведений, принимаются самые жесткие правовые и организационные меры в отношении лиц, их разглашающих. Кроме того, ставятся барьеры по несанкционированному доступу к сведениям, составляющим государственную тайну, со стороны посторонних лиц, иностранных государств и иных субъектов на международной арене.
Федеральным законом от 12 ноября 2012 г. № 190-ФЗ были внесены изменения в ст. 275 «Государственная измена», ст. 276 «Шпионаж», ст. 283 «Разглашение государственной тайны» УК РФ. Также была введена новая ст. 2831 «Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну». Как показывает анализ этих новаций, их разработчики ставили целью не только защиту интересов государства как такового, его безопасность, но и обеспечение безопасности людей, проживающих на территории Российского государства, защиту от представляющих угрозу реализации их прав и свобод неправомерных действий отдельных лиц. Так, разглашение сведений, составляющих государственную тайну, незаконное их получение, которые криминализированы ст. 283, 2831 УК РФ, наносят ущерб обороноспособности государства, а также представляют реальную угрозу жизни и здоровью российских граждан, иностранных граждан и иных лиц, находящихся в Российской Федерации. Разглашением подобного рода сведений может быть нанесен ущерб экономике России.
Вместе с тем возникает вопрос, насколько эти новации соответствуют международным стандартам в области защиты прав человека и основных свобод, допустимым ими ограничениям, являются необходимыми и пропорциональными в свете существующих угроз безопасности нашего государства и его граждан.
Общепризнано, что права и свободы личности в государстве, ее интересы не должны противопоставляться правам и свободам других людей. Наряду с общепризнанными правами и свободами человека, существуют и общепризнанные ограничения большинства из них.
Личность и ее права невозможно рассматривать изолированно друг от друга. Современные развитые общества признают значимость индивидуализма, который является важным фактором общественного развития. Однако индивидуализм не должен перерастать в пренебрежение интересами других людей, их безопасностью. Общество не может предоставить человеку безграничную свободу, так как это приведет к конфликтам индивидуальных интересов. Люди, свободно осуществляя свои права и свободы, взаимодействуют друг с другом. В процессе этого взаимодействия интересы, права, действия одних людей могут вступать в противоречие с интересами, правами и поступками других, с обеспечением их безопасности. Поэтому перед каждым государством встают задачи согласования этих прав, способствования достижению компромиссов между несовпадающими правами (действиями) людей.
1. Baglay M. V. Doroga k svobode. M., 1994.
2. Gretsova E. E. Pravomernye ogranicheniya prav i svobod cheloveka v mezhdunarodnom prave: dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2009.
3. Konstitutsionnoe (gosudarstvennoe) pravo zarubezhnykh stran / otv. red. B. A. Strashun. M., 1995.
4. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii: problemnyy kommentariy / otv. red. V. A. Chetvernin. M., 1997.
5. Mal'ko A. V. Teoriya gosudarstva i prava. M., 2000.
6. Mektepbaeva S. K. K probleme tseley ogranicheniya prav cheloveka. URL: http://www.ombudsman.kz/publish/recom/detail.php?ID=1480.
7. Mordovets A. S. Sotsial'no-yuridicheskiy mekhanizm obespecheniya prav cheloveka i grazhdanina. Saratov, 1996.
8. Printsipy, predely, osnovaniya ogranicheniya prav i svobod cheloveka po rossiyskomu zakonodatel'stvu i mezhdunarodnomu pravu: mater. «kruglogo stola» zhurnala «Gosudarstvo i pravo» // Gosudarstvo i pravo. 1998. № 7.