The possibilities to use modern psychological and pedagogic approaches in teaching and learning process and to adjust these technologies in engineering training higher education are considered in the article. All the technological concepts are based on the latest scientific research of different scientists in psychology and pedagogical over the globe. The author of the article tries to attract everyone’s attention to meta-subject teaching technologies and interdisciplinary approaches in teaching and learning which are able to define comprehensive and integral education.
teaching and learning, technologies in pedagogy, active-subject technologies, interdisciplinary approach, quality of education.
Согласно современным тенденциям, ориентированным на целостное образование, в учебно-образовательных учреждениях в Российской Федерации в данном вопросе имеет место ряд особенностей.
Современная эпоха отличается глобализацией многих процессов, происходящих в мировом сообществе. Мир не стоит на месте, а движется вперед, и вместе с ним движется вся образовательная система. В отличие от фундаментального образования прошлых лет, в современном образовании появляется все больше тенденций разных направлений. Так, например, вместо простых контрольных работ в учебно-образовательных программах появилось тестирование, которое, в свою очередь, в результате научных исследований в области психологии, психолингвистики, нейропсихологии также претерпевает изменения; вместо сочинений на заданную тему учащиеся пишут эссе или создают специальные проекты с использованием медиатехнологий.
Автор статьи попытался объединить современные научные открытия и тенденции, имеющиеся в настоящий момент, и традиционный метод обучения будущих инженеров-физиков в НИЯУ МИФИ, который к настоящему моменту уже претерпел адаптацию к современным условиям. Закон Российской Федерации «Об образовании» провозглашает в качестве одного из исходных принципов государственной политики адаптацию системы образования к уровням и особенностям развития учащихся. Также в Законе Российской Федерации «Об образовании» цель и содержание аттестации как педагогического контроля определяются как соответствие содержания, уровня и качества подготовки учащихся в образовательных учреждениях требованиям государственных образовательных стандартов [21, c. 420].
Стандарты (нормы) в учебном процессе являются необходимой основой для определения целей образования, создания единого в стране педагогического пространства, благодаря которому может быть обеспечен единый уровень образования, получаемого в разных учебно-образовательных учреждениях. То есть существуют определенные стандарты того или иного образовательного курса в учебнообразовательном заведении, и задача педагога – вложить в студента этот объем знаний так, чтобы в процессе контроля студента по заданному предмету студент показал свои знания по содержанию данного курса и чтобы уровень и качество этих знаний соответствовали требованиям государственных образовательных стандартов. Практически здесь ставится акцент на «доставку» определенного содержания [29, c. 138] с учетом особенностей развития учащегося и тестирование, чтобы увидеть, было ли оно сохранено.
1. Arkhangel’skiy S.I. Lektsii po nauchnoy organizatsii uchebnogo protsessa vysshey shkole [Lectures on the scientific organization of educational process of higher education]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1976.
2. Gardner G. Struktura razuma: teoriya mnozhestvennogo intellekta [Structure of mind: the theory of multiple intelligences]. Moscow, I.D. Vil’yams Pub., 2007.
3. Golovyatenko T.A. Podgotovka pedagogov k realizatsii sub’’ektno-deyatel’nostnykh obrazovatel’nykh tekhnologiy [Preparing teachers for the implementation of subject-activity educational technologies]. Moscow, RosNOU Publ., 2013.
4. Goulman D. Emotsional’nyy intellekt [Emotional Intelligence]. Moscow, AST Publ., AST MOSKVA Publ.; Vladimir, VKT Publ., 2009.
5. Dubichenskiy V.V. Leksikografiya russkogo yazyka [Lexicography Russian language]. Moscow, Nauka Publ., Flinta Publ., 2008.
6. Zhurin A.A. Integrirovannoe mediaobrazovanie v sredney shkole [Integrated media education in high school]. Moscow, BINOM: Laboratoriya znaniy Publ., 2013.
7. Kolesnikova I.A. Osnovy andragogiki [Fundamentals of andragogy]. Moscow, Akademiya Publ., 2003.
8. Kotenko V.P., Konstantinova A.P. Metodologicheskie osnovy analiza mediatekhnologiy [Methodological framework for the analysis of media technologies]. Bibliosfera [Bibliosphere]. 2009, i. 2, pp. 14-21.
9. Kulyutkin Yu.N. Dialog kak predmet pedagogicheskoy refleksii [Dialogue as a subject of pedagogical reflection]. St. Petersburg, SPbAPPO Publ., 2002.
10. Leychik V.M. Terminovedenie: predmet, metody, struktura [Terminology: subject, methods, structure]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2012.
11. Lomov V.F. Obshchenie kak problema obshchey psikhologii. V kn.: Metodologicheskie problemy sotsial’noy psikhologii [Communication as a problem of general psychology. Proc.: Methodological problems of social psychology]. Moscow, Nauka Publ., 1975. S. 124-135.
12. Lyaudis V.Ya. Struktura produktivnogo uchebnogo vzaimodeystviya [The structure of a productive educational interaction]. Moscow, NIIOP APN SSSR Publ., 1980. S. 37-52.
13. Lyaudis V.Ya. Formirovanie uchebnoy deyatel’nosti studentov [Formation of learning activities of students]. Moscow, Izd-vo MGU Publ., 1989.
14. Passov E.I., Kuzovleva N.E. Osnovy kommunikativnoy teorii i tekhnologii inoyazychnogo obrazovaniya [Fundamentals of communication theory and technology of foreign language education]. Moscow, Russkiy yazyk: Kursy Publ., 2010.
15. Pikovskiy Yu.B. Organizatsiya umstvennogo truda. Osnovy psikhogigieny umstvennogo truda [Organization of mental labor. Fundamentals of Mental Health, mental labor]. Moscow, Izd-vo MISiS Publ., 1994.
16. Slastenin V.A., Mishchenko A.I. Professional’no-pedagogicheskaya podgotovka sovremennogo uchitelya [Professional and pedagogical training of future teachers]. Sovetskaya pedagogika [Soviet pedagogy]. 1991, i. 10, pp. 79-84.
17. Slastenin V.A. Pedagogicheskiy protsess kak sistema [Pedagogical process as a system]. Moscow, Magistr-Press Publ., 2000.
18. Slastenin V.A. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Akademiya Publ., 2002.
19. Sukhobskaya G.S. Sovremennye tekhnologii postdiplomnogo obrazovaniya [Modern technology postgraduate education]. Andragogika postdiplomnogo obrazovaniya [Andragogy postgraduate education]. St. Petersburg, SPbAPPO Publ., 2007.
20. Sukhomlinskiy V.A. O vospitanii [On education]. Moscow, Publishing house of political literature, 1975.
21. Chelyshkova M.B. Teoriya i praktika konstruirovaniya pedagogicheskikh testov [Theory and practice of designing pedagogical tests]. Moscow, Logos Publ., 2002.
22. Shveytser A.D. Perevod i lingvistika [Translation and Linguistics]. Moscow, Voenizdat Publ., 1973.
23. Shishov S.E., Kal’ney V.A. Shkola: monitoring kachestva obrazovaniya [School: monitoring the quality of education]. Moscow, Pedagogical Society of Russia Publ., 2000.
24. Shchukin A.N. Metody i tekhnologii obucheniya inostrannym yazykam [Methods and techniques of teaching foreign languages]. Moscow, IKAR Publ., 2014.
25. Edvard de Bono. Iskusstvo dumat’. Lateral’noe myshlenie kak sposob resheniya slozhnykh zadach [Art to think. Lateral thinking as a way of solving complex problems]. Moscow, Al’pina Pablisher Publ., 2015.
26. Brune, J. Culture of education. Cambridge, MA: Harvard University Press, 1996. Pp. 44-65.
27. Glanzer M., Adams J.K. The mirror effect in recognition memory: data and theory, New York University. Journal of Experimental Psychology: Learning Memory, and Cognition, 1990, Vol. 16, No. 1, pp. 5-16.
28. Gundem B.B. Undersanding European diductics - an overview: Didactics. Oslo: University of Oslo, 1998. It is also reprinted in B. Moon, S. Brown and M. Ben-Peretz (eds.) (2000) Routledge International Companion to Education. London: Routledge. Pp. 235-262.
29. Hamilton D. 1999, The pedagogic paradox (or why no didactics in England?). Pedagogy, Culture & Society, 7:1, 135-152.
30. Maslow A.N. Motivation & Personality. Harper & Row, Inc. New York, 1987.
31. Schwartz D.L., Chang J., Martin L. Instrumentation and Innovation in design experiments: Taking the turn towards efficiency. In AE Kelly, RA Lesh, and JY Baek (Eds.), Handbook of design research methods in education: Innovation in science, technology, engineering, and mathematics learning and teaching, New York, Routledge, 2008.