IMPACT OF THE COVID-19 PANDEMIC ON THE ECONOMY AND ANALYSIS OF SME SUPPORT IN THE EAEU COUNTRIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article considers the impact of the COVID-19 pandemic on the economies of the EAEU countries, and identifies the consequences of the pandemic for SMEs. Individual sectors of the economy of the EAEU countries most affected by the pandemic are analyzed. Particular attention is paid to measures to support SMEs in the EAEU countries. It is shown that the COVID-19 pandemic has led to serious consequences for SMEs in the EAEU countries in terms of reducing costs and jobs. Despite this, some companies went bankrupt, while the other part sharply reduced production and sales volumes. It is demonstrated that government assistance has provided support to a number of companies. At the same time, the volume of assistance, bureaucratic delays and formalism in the allocation of subsidies and concessional loans did not allow to achieve the desired effect for the SMEs of the EAEU countries in full.

Keywords:
Support for SMEs, the economy of the EAEU countries, the COVID-19 pandemic
Text
Text (PDF): Read Download

Пандемия COVID-19 оказала серьезное негативное влияние как на экономику, так и на хозяйствующих субъектов всех стран мира. Правительства государств вынуждены были предпринять беспрецедентные меры по защите населения и предотвращения драматического сокращения валового внутреннего продукта. Среди этих мер было и использование индивидуальных средств защиты, и политика самоизоляции, и поиск путей спасения экономики. Причем на самоизоляцию были отправлены не только граждане, но и целые страны. Выражалось это в повсеместном закрытии государственных границ, а также административных границ внутри страны. Эти меры привели к нарушению логистических цепочек, к вынужденной самоизоляции рабочей силы, к потере заказов, к снижению доходов домохозяйств и прибылей компаний. Логическим следствием этого стало закрытие фирм и массовое сокращение персонала. Институтом уполномоченного по правам предпринимателей в РФ в мае 2020 г. был проведен мониторинг на предмет выяснения мнения малого и среднего бизнеса о мерах государственной поддержки в период пандемии коронавируса. Согласно данным этого мониторинга 60,6% респондентов отметили, что спрос на их продукцию/услуги сократился на 50% и более. При этом (25,8%) от общего числа опрошенных ответили, что спрос на их продукцию/услуги снизился на 91% и более [15].

Целью представленного исследования явился анализ влияния пандемии COVID-19 на экономику стран ЕАЭС, с одной стороны, и анализ достаточности мер государственной поддержки МСП в этих странах, с другой стороны, в интересах выработки рекомендаций по совершенствованию указанных мер поддержки в будущих аналогичных ситуациях.

Методическую базу исследований составили известные научные работы, посвященные анализу влияния пандемии COVID-19 на экономику стран ЕАЭС и мер государственной поддержки хозяйствующих субъектов в этих странах таких авторов как Бондаренко К.А. [1], Ефименко М.А. [5], Королев А.С. [7], Лампси А. [8], Лизан И.Ю. [9], Табах А., Прокудин А., Подругина А. [17], Тебекин А.В., Табурчак А.П., Петров В.С. [18] и др.

Методическую базу исследований также составили обзорно-аналитические материалы по рассматриваемой проблематике [3, 4, 12, 13, 14] и др.

В докладе Райффайзенбанка «Малый бизнес 2020: до и после карантина» указывается, что 65% компаний малого бизнеса столкнулись с убытками и другими негативными событиями, а главным средством сохранить и поддержать бизнес стал перевод сотрудников и процессов в онлайн (полностью или частично) — так ответили 40% опрошенных. 16% искали новые проекты, которые будут актуальны сейчас. Еще 13% сокращали сотрудников. 29% отметили, что в их бизнесе практически ничего не изменилось — ограничения их либо не коснулись, либо действовали непродолжительное время. Большинство — 66% — сократили персонал менее чем на 30%. 29% опрошенных были готовы отпустить до половины своей команды. Только 6% заявили, что сократили штат более чем на 50%. Многие из тех, кто вышел в онлайн, хотят вернуться к прежним процессам. 65% опрошенных предпринимателей намерены вернуть все, а 27% — часть процессов в офлайн. Только 8% назвали удаленную работу своим новым основным форматом. [10]

Влияние пандемии на экономику стран ЕАЭС можно увидеть в табл. 1, где представлена динамика ВВП этих стран.

 

 

 

Таблица 1

Динамика ВВП в странах ЕАЭС [2]

 

2016

2017

2018

2019

2020

2021

ЕАЭС

100,2

102,1

103,0

102,4

97,4

104,6

Армения

100,2

107,5

105,2

107,6

92,8

105,7

Беларусь

97,5

102,5

103,1

101,4

99,3

102,3

Казахстан

101,1

104,1

104,1

104,5

97,5

104,1

Кыргызстан

104,3

104,7

103,8

104,6

91,6

103,6

Россия

100,2

101,8

102,8

102,2

97,3

104,7

 

Как видно из данных табл. 1, падение индекса физического объёма ВВП в 2020 г. наблюдалось по всем странам ЕАЭС. Наиболее сильно это отразилось на Киргизии и Армении. Это обусловлено тем, что эти страны наиболее зависимы от РФ. Наименьшее снижение индекса физического объема ВВП было в Беларуси в связи с тем, что эта страна не объявляла локдаун.

Пандемия 2020 г. и политика самоизоляции снизила деловую активность предприятий. Как следствие, произошло снижение доходной части бюджетов стран, а также увеличение расходной части (табл. 2).

 

Таблица 2

Исполнение республиканского бюджета (миллиардов долларов США) [19]

 

2016

2017

2018

2019

2020

2020 в % к 2019

Доходы

Армения

2,4

2,6

2,8

3,3

3,2

97,7

Беларусь

9,0

10,2

11,9

11,6

9,6

82,8

Казахстан

22,8

30,0

25,9

28,0

29,1

103,9

Кыргызстан

1,7

2,0

2,0

2,1

1,7

81,2

Россия

203,0

258,6

309,4

312,1

260,2

83,4

Расходы

Армения

3,0

3,1

3,0

3,4

3,9

113,6

Беларусь

8,5

8,8

9,6

10,1

10,5

103,8

Казахстан

24,9

34,1

27,9

31,4

34,4

109,5

Кыргызстан

2,0

2,2

2,1

2,1

2,0

93,0

Россия

247,7

281,5

266,1

282,0

314,8

111,6

 

Как видно из данных табл. 2, в 2020 г. наблюдалось снижение доходной части государственных бюджетов. По данным ФНС РФ в 2020 г. наблюдалось снижение поступлений по НДПИ на 35,3% и по налогу на прибыль на 11,6% [6]. Таким образом, мы видим, что пандемия привела к дисбалансу бюджетов стран ЕАЭС в части роста расходов и снижения доходной части.

Государства мира активно предпринимали меры по поддержке предприятий и граждан. Самой популярной мерой было активное финансирование населения и бизнеса.

Бизнес страдал во всех отраслях экономики. К примеру, сфера платных услуг населения в ЕАЭС в 2020 г. снизалась на 14,8% (см. табл. 3)

 

 

 

Таблица 3

Индекс физического объема платных услуг, оказанных населению через все каналы реализации (в процентах к предыдущему году; в сопоставимых ценах) [11]

 

2016

2017

2018

2019

2020

Все оказанные услуги

100,7

101,4

101,4

100,6

85,2

 

Закрытие границ и самоизоляция оказали негативное влияние на торговлю услугами среди стран ЕАЭС (см. табл. 4).

 

Таблица 4

Показатели торговли услугами (2020 г. в % к 2019 г.) [11]

 

Экспорт

Импорт

Оборот

Армения

-54,3%

-60,8%

-57,6%

Беларусь

-8,9%

-15,7%

-11,5%

Казахстан

-35,0%

-29,4%

-31,6%

Кыргызстан

-60,8%

-44,9%

-53,1%

Россия

-24,3%

-34,8%

-30,8%

 

Значительнее остальных стран ЕАЭС в 2020 г. в сфере торговли услугами пострадала Армения (- 57,6 % оборота по сравнению с 2019 г.). В более выгодном положении оказалась Беларусь, где не вводили локдаун (- 11,5% оборота по сравнению с 2019 г.).

Закрытие государственных и административных границ сказалось и на пассажирских перевозках (см. табл. 5).

 

Таблица 5

Индексы объема перевозок пассажиров (в процентах к предыдущему году) [11]

 

2016

2017

2018

2019

2020

2021

ЕАЭС

100,0

100,4

99,9

101,4

57,9

101,1

в том числе:

 

 

 

 

 

 

Армения

98,7

97,1

92,9

104,3

35,9

154,2

Беларусь

93,8

97,5

100,6

100,8

82,2

96,5

Казахстан

102,3

101,8

101,2

103,6

35,2

90,3

Кыргызстан

104,5

104,1

103,1

103,4

57,5

119,5

Россия

97,7

98,9

98,2

98,4

70,1

111,4

 

Как видно из данных табл. 5, пассажирские перевозки понесли существенные потери в 2020 г. Большие потери понесли пассажирские перевозки. В 2020 г. в Казахстане индекс объема пассажирских перевозок составил 35,2% по сравнению с 2019 г.

Также в 2020 г. в уязвимом положении оказался и туристический бизнес.

Таблица 6

Число въездных туристских поездок иностранных граждан (тыс. поездок) [11]

 

2016

2017

2018

2019

2020

Армения

1259,7

1494,8

1 651,8

1894,4

360,3

Беларусь

10935,4

11060,1

11501,6

11832,1

3598,5

Казахстан

6509,4

7701,2

8789,3

8515,0

2034,8

Кыргызстан

4147,2

4662,0

7053,9

8634,5

2244,7

Россия

24570,5

24390,0

24550,9

24418,7

6359,0

 

Как видно из данных табл. 6, число въездных туристических поездок упало весьма значительно. Например, в Армении падение числа въездных поездок составило 81%.

 

Таблица 7

Число выездных туристских поездок в зарубежные страны (тыс. поездок) [11]

 

2016

2017

2018

2019

2020

Армения

1262,7

1481,8

1622,8

1867,9

301,3

Беларусь

8339,6

9208,6

9325,9

9221,2

2810,4

Казахстан

9755,6

10260,8

10646,2

10707,3

2865,0

Кыргызстан

4461,5

4631,0

6928,5

8515,2

2252,0

Россия

31658,7

39628,5

41963,5

45330,4

12360,7

 

Аналогичная ситуация в 2020 г. сложилась и в сфере выездного туризма. Согласно данным табл., наибольшее снижение продемонстрировала Армения – 84% по сравнению с 2019 г.

На рис. 1 представлен опрос российских организаций по оценке спроса на услуги в сфере туризма, проведенного Росстатом.

 

Рис. 1. Оценка спроса на услуги в сфере выездного туризма [20]

 

Как видно из рис. 1, наиболее негативная оценка была в 2 квартале 2020 г. (-85%). По мере осмысления ситуации всеми участниками рынка происходящей ситуации наметилось оптимистическое настроение и в 3 квартале 2020 г. оценка спроса на услуги в сфере туризма достигла уровня (-40%), однако ожидания участников рынка не были оправданы и в 4 квартале 2020 г. этот показатель снизился до (-64%).

Как и во всех странах мира, правительства государств ЕАЭС предприняли шаги по поддержке малых и средних предприятий в период пандемии. Ниже представлена таблица 8 со сравнительным анализом этих мер в некоторых странах мира.

 

Таблица 8

Сравнительный анализ мер поддержки МСП во время пандемии COVID-19 [16]

Россия

Льготное кредитование МСП на расходы, связанные с заработной платой.

Льготное кредитование МСП на возобновление деятельности.

Отсрочка по кредитам на 6 мес.

Казахстан

Снижение ставки по кредитам до 6% / снятие отраслевых ограничений.

Увеличение суммы кредита.

Портфельные гарантии.

Киргизия

Гарантии по кредитам до 50%.

Портфельные гарантии.

Льготное кредитование предпринимателей по ставке 10%.

Пролонгация и реструктуризация по кредитам.

Азербайджан

Гарантии по кредитам до 60%.

Увеличение субсидирования ставки вознаграждения по кредитам МСП до 50%.

Турция

Льготное кредитование МСП.

Увеличение средств, направленных на гарантирование по кредитам.

Отсрочка по кредитам.

 

Среди популярных мер поддержки предприятий МСП во многих странах можно выделить:

Льготное кредитование субъектов МСП;

Снижение налоговой нагрузки для субъектов МСП;

Снижение административного давления.

            Таким образом, можно сделать вывод, что пандемия COVID-19 привела к серьезным последствиям для МСП стран ЕАЭС, многие были вынуждены сократить расходы и, в первую очередь, за счет сокращения персонала, часть компаний обанкротилась, другая часть резко снизила объемы производства и продаж. Помощь государства, безусловно, оказала поддержку ряду компаний, однако объемы помощи, бюрократические проволочки и формализм при выделении субсидий и льготных кредитов не позволили достичь желаемого эффекта в полной мере для МСП стран ЕАЭС.

References

1. Bondarenko K.A. (2020) Masshtaby vliyaniya pandemii na ekonomiku stran - netto poluchateley denezhnyh perevodov. // Vestnik mezhdunarodnyh organizaciy. T. 15. № 3. S. 109-128.

2. Dinamika VVP v stranah EAES https://eec.eaeunion.org/

3. DLYa RAZVITIYa STRAN EAES: opyt antikrizisnyh mer, uroki dlya perspektiv integracii Doklad IRIP VAVT, s uchastiem Instituta issledovaniy i ekspertizy VEB.RF Sentyabr' 2020. http://www.inveb.ru/attachments/article/452/%20pandemii%20dlya%20razvit~.pdf

4. EAES vo vremya pandemii. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/comments/eaes-vo-vremya-pandemii/

5. Efimenko M.A. GOSUDARSTVENNAYa PODDERZhKA BIZNESA V EAES V USLOVIYaH KORONAVIRUSA. // EKONOMIKA I BIZNES: TEORIYa I PRAKTIKA. 2021, №2-1(72), s.74-76.

6. Itogi deyatel'nosti FNS Rossii 2020 g. https://analytic.nalog.gov.ru/

7. Korolev A.S. Zhizn' posle pandemii: recepty evraziyskoy integracii. https://roscongress.org/materials/zhizn-posle-pandemii-retsepty-evraziyskoy-integratsii/

8. Lampsi A. PODDERZhKA EKONOMIKI V STRANAH SNG V PERIOD PANDEMII. // Rossiya i novye gosudarstva Evrazii, 2020, №III (XLVIII), s. 80-93.

9. Lizan I.Yu. KRIZIS V EKONOMIKE EAES POSLE PANDEMII COVID-19 Analiz antikrizisnyh mer nacional'nyh pravitel'stv. https://www.sonar2050.org/storage/files/Doklady/Lizan/COVID.pdf

10. MALYY BIZNES 2020: DO I POSLE KARANTINA. https://www.raiffeisen.ru/common/img/uploaded/news/Raiffeisenbank_Malyy_biznes_do_i_posle_karantina.pdf

11. Materialy Evraziyskoy ekonomicheskoy komissii https://eec.eaeunion.org/

12. Mery Pravitel'stva RF po bor'be s koronavirusnoy infekciey i podderzhke ekonomiki. Otchet o tekuschey situacii po bor'be s COVID-19. http://government.ru/support_measures/

13. Obzor antikrizisnyh mer, primenyaemyh gosudarstvami-chlenami EAES v period pandemii koronavirusnoy infekcii COVID-19. Centr makroekonomicheskih issledovaniy NIFI Minfina Rossii. https://www.nifi.ru/images/FILES/COVID-19/overviewEAEU.pdf

14. Obzor klyuchevyh mer i resheniy EEK. https://eec.eaeunion.org/covid-19/measures.php

15. Rezul'taty monitoringa «Mnenie malogo i srednego biznesa o merah gosudarstvennoy podderzhki v period pandemii COVID-19» 12.05.2020 g. http://doklad.ombudsmanbiz.ru

16. Sravnitel'nyy analiz mer bor'by s posledstviyami pandemii COVID-19 i podderzhki MSB po itogam mezhdunarodnogo Online SME Development Forum. https://damu.kz/

17. Tabah A., Prokudin A., Podrugina A. Makroekonomicheskaya situaciya v stranah Central'noy Azii: kak Kazahstan, Uzbekistan, Kirgiziya i Tadzhikistan perezhivayut posledstviya pandemii COVID-19. https://raexpert.ru/researches/int_fin/central_asia_2021/

18. Tebekin A.V., Taburchak A.P., Petrov V.S. PUTI POVYShENIYa EFFEKTIVNOSTI UPRAVLENIYa ROSSIYSKOY EKONOMIKOY V 2021 G. V USLOVIYaH PANDEMII COVID-19. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. 2020. T. 6. № 6. S. 3-13.

19. Finansovaya statistika Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza. Operativnye dannye za 2020 god. Statisticheskiy sbornik. https://eec.eaeunion.org/upload/files/dep_stat/fin_stat/stat_tables/2021/finstat_2020.pdf

20. http://rosstat.gov.ru/

Login or Create
* Forgot password?