Voronezh, Voronezh, Russian Federation
from 01.01.2022 until now
Russian Federation
This article discusses the issues of assessment, use and classification of forest resources in a theoretical and practical way (on the example of several subjects of the Russian Federation). Forest resources, at the same time, are taken into account in this article as the most important factor that ensures the attraction of investments in the forest complexes of Russian regions. As part of the study, by reviewing the literature, the main theoretical provisions regarding forest resources and the opinions of various scientists on the role of forest resources for the economy were considered. For the Voronezh, Belgorod, Kursk, Tambov and Lipetsk regions, a quantitative analysis of data on concluded lease agreements for the use of forests for various types of forest management was carried out. The result of the study is the confirmation of the thesis that the availability of forest resources makes it possible to attract more tenants for the forests using, and, consequently, to increase revenues from the forests using to the budget system of the Russian Federation, which, in turn, ensures an increase in government spending on forestry and conservation of forest resources. Established priority directions of forest using for the regions of the Central Chernozem area, such as recreational activities, forest climate projects, organization of harvesting and collection of non-wood forest resources, medicinal plants.
regional forest complex, forest resources, economic resources, territory development, forestry
Введение
В соответствии с данными Глобальной оценки лесных ресурсов за 2020 год (проводится Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН) Российская Федерация обладала 20% мировых лесов [4]. Площадь земель, на которых расположены леса, в Российской Федерации по состоянию на 01.01.2019 года составляет 1 187 658,2 тыс. га.
Лесной комплекс Российской Федерации является сложной структурой, которая формируется из лесных комплексов регионального уровня. В соответствии с последними нововведениями в законодательстве Российской Федерации «лесной комплекс представляет собой совокупность видов экономической и иной деятельности, относящихся к лесному хозяйству и лесной промышленности» [15].
Однако, некоторые исследователи в области лесного хозяйства и лесной промышленности не всегда отдают предпочтение нормативной трактовке понятия «лесной комплекс» и формируют собственные представление об этом термине.
По мнению В.А. Соколова, лесной сектор состоит из пяти основных взаимосвязанных блоков:
1) лесное хозяйство, обеспечивающее рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов;
2) лесопромышленный комплекс;
3) промысловое использование лесов;
4) сельскохозяйственное использование лесов;
5) биосферное использование лесов.
Вместе с тем, соотношение понятий «лесной комплекс» и «лесной сектор» в работе В.А. Соколова исследованию не подвергается, однако в большей части работы они употребляются в качестве синонимов, что позволяет сделать вывод о различиях теоретического и нормативного подхода к определению понятия «лесной комплекс».
Стоит отметить, что промысловое, сельскохозяйственное и биосферное использование лесов включены в нормативное понятие «лесного хозяйства», поскольку в указанное понятие включен сам хозяйственный процесс использования лесов. Более того, в существующем законодательстве предусмотрены все перечисленные виды использования лесных ресурсов.
В.В. Прохоров в своей статье устанавливает необходимость совершенствования утилизации отходов лесного комплекса Красноярского края. Там же они фактически отмечают, что к отходам лесного комплекса относятся отходы производства. То есть, под лесным комплексом подразумеваются исключительно предприятия лесной промышленности [11]. Однако, такой подход уравнивает термины «лесная промышленность» и «лесной комплекс», несмотря на наличие специфических отходов и в сфере лесного хозяйства.
В статье Г.В. Кашникова и А.В. Мехренцева определяются основные проблемы лесного комплекса, среди которых авторы выделяют правовые вопросы (регулирование лесных ресурсов на землях сельскохозяйственного назначения), финансовые вопросы (государственные и частые финансы в развитии региона), кадровые вопросы, вопросы своевременности и актуальности принятия управленческих решений в отношении «лесного сектора» экономики. Авторы отмечают, что основным трендом развития лесного комплекса должно стать формирование экономических кластеров на основе территорий муниципальных образований [1;6].
С точки зрения нормативного подхода к понятию «лесной комплекс» также существует неопределенность, поскольку лесозаготовка – часть процесса использования леса, а определением в Лесном кодексе Российской Федерации заготовка леса отнесена к лесной промышленности, поэтому чётко разграничить лесное хозяйство и лесную промышленность в существующих регулирующих нормативных правовых актах законодателям не удалось (указанная неопределенность также существует и в зарубежных исследованиях). Кроме того, проблемным видится вопрос соотнесения перечисленных в Лесном кодексе Российской Федерации видов экономической деятельности и Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
В соответствии с ГОСТ Р 56695-2015 лесные ресурсы – совокупность материальных благ леса, которые используются или могут использоваться в хозяйстве в качестве сырья или источника энергии [5]. В указанном определении подчеркивается, что лесные ресурсы – это исключительно материальные блага леса.
Понятие ресурса имеет латинские корни и содержательно связано с возобновлением, восстановлением, что крайне важно для понимания леса как ресурса [13] лесного комплекса. Исследование теоретико-методических и практических вопросов экономической оценки лесных ресурсов региона выполнялось отечественными исследователями неоднократно [3;12].
В тоже время сохраняется неоднозначность в таких оценках, связанная в первую очередь с различием в целевых установках региональных лесных комплексов [2].
Теоретические исследования по вопросу лесных ресурсов также разнятся в подходах и классификациях. С.К. Фарбер и Г.С. Вараксин отмечают, ссылаясь на Д.М. Киреева, что лесные ресурсы — это накапливающиеся и хранящиеся в лесном фонде почвенные, водные, растительные, животные источники удовлетворения потребностей человека [14].
С.С. Прокопович приводит в своей статье несколько классификаций. Первая основывается на степени и характере вовлечения лесных ресурсов в хозяйственный оборот, и разделяет лесные ресурсы на следующие категории:
- эксплуатируемые;
- потенциальные;
- рекреационные;
- заповедные [10].
Ещё одна классификация по функциональному назначению: деление лесов на защитные и эксплуатационные, что не совсем относится к лесными ресурсам, поскольку исходит не из ресурсного, а из территориального подхода к их классификации. Расширенный вариант указанной классификации активно используется по отношению к российским лесам в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (деление лесов на защитные, эксплуатационные и резервные).
Таким образом, в литературе представлено значительное количество определений, отражающих сущность лесных ресурсов, их классификационные группы и состав. При этом ученые едины во мнении относительно важности лесных ресурсов, но, вместе с тем, расходятся относительно роли отдельных видов лесных ресурсов в развитии региональных лесных комплексов.
Вместе с тем, нельзя не отметить роль лесов в регулировании климата. Международное сообщество оценило такую роль лесов и оформило общий экономический подход к лесным биогеоценозам как к производителю экосистемных услуг. При таких условиях леса перестали существовать только в рамках производственного процесса, они, в хозяйственном отношении, преобразовались в средство жизни и деятельности людей (несмотря на то, что ранее такой образ лесов также присутствовал в коллективном сознании, до настоящего времени он не отождествлялся с хозяйственной деятельностью).
Климаторегулирующая функция леса (как экосистемная услуга) привела процесс Рамочной конвенции ООН об изменении климата к необходимости учёта поглощающей способности естественных экосистем при подписании Парижского соглашения (2015 год). С целью сдерживания климатических изменений одним из важных механизмов в Парижском соглашении определена проектная деятельность человека. Каждая страна по-своему оценивает возможности реализации проектной деятельности. В России с 2021 года введено в действие законодательство об ограничении выбросов парниковых газов, в котором установлена добровольность реализации так называемых «климатических проектов».
Следует отметить, что климатические проекты – это не только способ предотвратить климатические изменения, но и возможность сохранить существующие лесные ресурсы для их дальнейшего более рационального использования. Кроме того, такие проекты позволяют компенсировать «углеродный след», что заинтересовало представителей крупных предприятий Российской Федерации. Уже сейчас оформлено три климатических проекта, реализующихся на землях лесного фонда.
Именно поэтому климатические проекты можно охарактеризовать как новый вид хозяйственной деятельности. Результатом создания такого вида деятельности станет сформированный рынок углеродных единиц (итогов реализации климатических проектов – количества сокращенных выбросов парниковых газов и/или увеличения поглощения парниковых газов). Нет сомнений, что в будущем реализация таких проектов заинтересует малый и средний бизнес, поскольку, как было показано, климатические проекты решают несколько взаимосвязанных задач.
Материал и методы исследований
В ходе исследования были использованы данные открытых источников Федерального агентства лесного хозяйства, Министерства промышленности и торговли РФ, данные статистических ежегодников РФ.
Результаты исследования и их обсуждение
Развитие предпринимательства в региональных лесных комплексах традиционно связывают с наличием ресурсной базы [7].
Центральный Черноземный регион (ЦЧР) расположен в малолесной зоне центра и юга России, при этом лесистость регионов в него входящих сравнительно невысока и находится в пределах 8-10%. Низкий уровень лесистости в сочетании с высокой экологической значимостью лесных ресурсов, позволяют выстроить приоритеты, с акцентом на иные, не связанные с лесозаготовкой леса, виды деятельности в региональных лесных комплексах.
1. Morkovina S.S. Sluster approach to basis of forms of cooperation of the state and entrepreneurship in the forestry management of the sparsely wooded region / Life Science Journal. 2014. T. 11. № 10s. - P. 423-427.
2. Panyavina E.A. Crisis management of forestry enterprises / E.A. Panyavina, M.K. Rafailov, N.G. Vovchenko // International Jubilee Scientific and Practical Conference «Innovative directions of development of the forestry complex» 4-5 October 2018, Voronezh, Russian Federation. - URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1755-1315/226/1/012044 (data obrascheniya: 24.09.2022).
3. Brudanina G.A. Aktual'nye voprosy ispol'zovaniya lesnyh resursov v ekonomike regiona (na primere Voronezhskoy oblasti) / G.A. Brudanina, I.S. Zinov'eva // Mezhdunarodnyy studencheskiy nauchnyy vestnik. - 2015. - № 4-2, S.290-291
4. Global'naya ocenka lesnyh resursov / FAO OON. - URL: https://www.fao.org/forest-resources-assessment/2020/ru (data obrascheniya: 07.09.2022)
5. GOST R 56695-2015 Vozobnovlyaemye istochniki syr'ya. Lesnye resursy.Terminy i opredeleniya / Yuridicheskaya firma «Internet i Pravo». - URL: https://internet-law.ru/gosts/gost/61093/ (data obrascheniya: 20.09.2022).
6. Kashnikov G.V. O racional'noy proizvodstvennoy strukture regional'nogo lesopromyshlennogo kompleksa Chelyabinskoy oblasti / G.V. Kashnikov, A.V. Mehrencev // Nauchnoe tvorchestvo molodezhi - lesnomu kompleksu Rossii: materialy XVIII Vserossiyskoy (nacional'noy) nauchno-tehnicheskoy konferencii studentov i aspirantov. Ural'skiy gosudarstvennyy lesotehnicheskiy universitet. - Ekaterinburg, 2022. - S. 143 -148.
7. Morkovina S.S. Predprinimatel'stvo v lesnom hozyaystve malolesnoy zony: sostoyanie i perspektivy razvitiya / S.S. Morkovina, I.S. Zinov'eva, I.V. Sibiryatkina, O.M. Korchagin [i dr.] // Voronezh, 2013. - 280 s.
8. Morkovina S.S. Riskovye faktory gosudarstvennogo upravleniya i ih ocenka v lesnom hozyaystve Rossii / S.S. Morkovina, O.A. Netrebskaya, V.V. Manmareva // Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika. 2021. T. 9. № 2 (53). S. 76-91
9. Morkovina S.S. Formy podderzhki razvitiya predprinimatel'stva v lesnom sektore CChR / S.S. Morkovina, Yu.G. Denisova, O.I. Drapalyuk, B. Shanyan' // Lesotehnicheskiy zhurnal. 2013. № 4 (12). S. 210-216.
10. Prokopovich S.S. Ekologo-ekonomicheskaya klassifikaciya lesnyh resursov kak osnova ih ocenki // Trudy BGTU. Seriya 5: Ekonomika i upravlenie. 2010. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologo-ekonomicheskaya-klassifikatsiya-lesnyh-resursov-kak-osnova-ih-otsenki (data obrascheniya: 20.08.2022).
11. Prohorov V.V. Neobhodimost' transformacii mehanizmov gosudarstvenno-chastnogo partnerstva pri realizacii regional'nyh ekologicheskih proektov / V.V. Prohorov, V.I. Panteleev // Social'no-ekonomicheskiy i gumanitarnyy zhurnal Krasnoyarskogo GAU. 2022. №1 (23). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neobhodimost-transformatsii-mehanizmov-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstvapri-realizatsii-regionalnyh-ekologicheskih-proektov (data obrascheniya: 02.10.2022).
12. Sidoryuk A.V. Model' upravleniya lesnymi resursami v dostizhenii ustoychivogo razvitiya regiona // Terra Economicus. - 2012. - Tom 10. № 4 (2). - S.120-123
13. Suvorova A.V. Suschnost' i vidy resursov regional'nogo razvitiya // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. 2019. №12-3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-i-vidy-resursov-regionalnogo-razvitiya (data obrascheniya: 28.09.2022).
14. Farber S.K. Lesnye resursy i problemy ih ocenki / S.K. Farber, G.S. Varaksin // Vestnik KrasGAU. 2011. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lesnye-resursy-i-problemy-ih-otsenki (data obrascheniya: 04.09.2022).
15. Federal'nyy zakon «O vnesenii izmeneniy v Lesnoy kodeks Rossiyskoy Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii» ot 02.07.2021 N 303-FZ // SPS «Konsul'tantPlyus». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388985/ (data obrascheniya: 12.09.2022)