PSYCHOLOGICAL PATTERNS OF FORMATION OF PROFESSIONAL THINKING OF THE HEAD OF THE DEPARTMENT OF INTERNAL AFFAIRS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article notes that an important indicator of a manager's professional competence is an individual style of professional activity (behavior model) and a corresponding style of thinking that combines developed systemic thinking with a sufficient level of its analytical aspects. An important feature of a manager's professional thinking is selectivity, selectivity of perception and understanding of information, the ability to highlight the main thing in it and filter out the secondary. The relevance of the research is due to the fact that the study of psychological patterns of the formation of professional thinking will help managers to identify its strengths and weaknesses, make their intelligence more powerful and effective; learn to find a common language with different people, understand and evaluate their words and actions, in order to influence them more effectively. The object of the study is the professional thinking of the head of the Department of Internal Affairs. The subject of the study is the psychological patterns of the formation of professional thinking of the head of the Department of Internal Affairs. Research methods: analysis and systematization of scientific and psychological literature on the subject of research; general scientific methods of cognition (theoretical analysis, generalization, synthesis); observation; testing of heads of departments of the internal affairs bodies of the Russian Federation; statistical methods of processing the data obtained. The respondents were the heads of the Department of Internal Affairs in the number of 67 people. The scientific novelty of the research consists in expanding and supplementing scientific views on the process of forming professional thinking and developing an individual style of thinking under the influence of practical activities and vocational training. The practical significance of the study lies in the fact that the results obtained can be used by psychologists of moral and psychological support units, teachers of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia, in order to further develop and improve the system of psychological support for the heads of the Department of Internal Affairs.

Keywords:
professional thinking, style of thinking, psychological patterns, head of the Department of Internal Affairs, managerial activity
Text

Актуальность

Осуществление управленческих функций ежедневно требует от руководителя органа внутренних дел Российской Федерации (далее, ОВД РФ) проведения множества конкретных действий. Каждое мероприятие, особенно в ситуации многозадачности, должно опираться на интеллектуальную деятельность, принятие конкретных управленческих решений, организацию исполнения и непосредственный контроль за их результатом. Американские исследователи Г. Карлсон и Т. Фитцджеральд в своих работах отмечали, что «руководитель представляет собой ответственное лицо, которое решает, управляет, организует, планирует и контролирует всю деятельность подчиненных. Он независим, полон сил и способностей, ориентирован на достижение, отважен, уверен в себе. Его жизнедеятельность, энергия, жизнеспособность находятся на уровне выше среднего [6, с. 197]. По мнению исследователей, к положительным характеристиками руководителя, благоприятно влияющим на управленческую деятельность, следует отнести: умеренную агрессивность, отсутствие выраженных психоневрологических нарушений, настойчивость, конфиденциальность, твердость и сверхобычную компетентность в специальных профессиональных вопросах. Помимо вышеперечисленного руководитель должен обладать творческим мышлением и сформированными коммуникативными способностями для общения с гражданами, подчиненными и вышестоящим руководством.

Многосторонность управленческой деятельности отражает сложность и специфику человека как объекта управления, заключающуюся в особенностях его активности. По мнению М.Е. Климовой, «руководитель должен иметь особые «управленческие способности» - организаторские и коммуникативные качества личности: высокие знания, навыки планирования, организации коллективной деятельности и руководства ею, обеспечивающие мотивацию успешной деятельности, достижения поставленной цели» [7].

Следует отметить, что требования, предъявляемые к профессиональному мышлению руководителей ОВД РФ, непрерывно возрастают. Л. Фейербах писал, что «положение, должность имеют влияние на образ мыслей человека, его внутреннюю жизнь, его веру более, чем он осознает это. В большинстве случаев уже нельзя отличить образ мыслей по долгу службы от свободных убеждений того, что исходит от самого человека, от того, что исходит от него в связи с его внешней профессией» [11].  Являясь обязательным компонентом любой деятельности, в качестве профессионально важного признака, мышление выделяют прежде всего там, где необходимо сравнить, проанализировать, оценить какую-нибудь ситуацию, которая требует принятия конкретного верного решения и реализации его в виде адекватных действий [9].

По мнению А.П. Гладилина, «к наиболее значимым психологическим характеристикам, способствующим успешной профессиональной деятельности руководителя в структуре правоохранительных органов, относятся: желание и интерес заниматься руководящей работой; гибкость, нестандартность, оригинальность мышления, способность находить нетривиальные решения; оптимальное сочетание ответственности и требовательности в характере; способность предвидеть будущее развитие событий, последствия решений, интуиция; стремление к лидерству; эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость; способность к творческому решению задач, высокий практический интеллект; коммуникативная компетентность; стремление к достижению успеха и инициативность (готовность брать на себя ответственность в решении проблем); высокая социальная лабильность и др.» [4]

В сою очередь Б.М. Теплов отмечал, что у человека один интеллект, и едины основные механизмы мышления, но отличаются формы мыслительной деятельности, поскольку различны задачи, стоящие в том и другом случае перед умом человека [10]. В итоге приходим к выводу, что если специфика профессионального мышления зависит от своеобразия задач, решаемых различными специалистами, то качество профессиональной деятельности зависит от типа мышления.

Зачастую «профессиональное мышление» раскрывается с двух сторон. С одной стороны оно отражает высокий профессионально-квалификационный уровень специалиста, когда имеются в виду особенности мышления, выражающие его качественный аспект. С другой стороны, подчеркиваются особенности мышления, обусловленные спецификой профессиональной деятельности, в таком случае речь идет о предметном аспекте [2].

Исследованию профессиональных особенностей мышления руководителей посвящено много работ.

Так, М. Армстронг утверждает, что «в профессиональное мышление хороших руководителей должны входить как творческие, так и логические способности, поскольку, какими бы креативными они ни были, им необходимо принимать решения» [5]. Именно логическое мышление дает возможность удостовериться, что принятое решение правильно.

В свою очередь А. В. Карпов считает, что «мышление руководителя – это прежде всего практическое мышление, что наиболее соответствует содержанию и условиям управленческой деятельности. Задачи для практического мышления ставит практическая деятельность. Особенностью практического мышления является не только решение задач, но и способность выявлять проблемы и правильно их формулировать. Ответственность практического мышления предполагает ответственность как за результат, так и за сам ход решения задач. Практическое мышление ориентировано не на «идеально верное» решение, а на решение, которое реально может изменить ситуацию в необходимом направлении» [1].

А.К. Маркова справедливо отмечает, что развитое профессиональное мышление является важной стороной процесса профессионализации, предпосылкой успешности и эффективности профессиональной деятельности. К основным качествам современного руководителя относятся: творческое осмысление управленческой проблемы и комплексный подход к ее рассмотрению; определение объема и совокупности необходимых действий и операций, способных решить проблему; владение приемами интеллектуальной деятельности; аналитическими, проектировочными, конструктивными умениями. Важнейшей особенностью «управленческого мышления» является характер протекания мыслительного процесса, его оперативность: быстрота актуализации необходимой системы знаний для разрешения незапланированных ситуаций, вероятностный подход при решении многих задач и выбор оптимальных решений, что делает процесс решения управленческих задач особенно сложным.

Вследствие того, что управленческое мышление оперирует постоянно меняющейся социальной информацией, функционирует в изменчивой обстановке, связано с объектом управления, которым являются люди с разнонаправленными интересами, потребностями и идеалами, обусловлено необходимостью решать новые, не повторяющиеся задачи, т. е. непрерывно применять творческий подход, оно адекватно креативному мышлению. Управленческое (креативное) мышление формируется как навык процесса обучения специальности [3].

Одними из важнейших показателей профессиональной компетентности руководителя являются индивидуальный стиль профессиональной деятельности (модель поведения) и соответствующий ему стиль мышления, включающий систему интеллектуальных стратегий, приемов, навыков и операций, к которой личность предрасположена в силу своих индивидуальных особенностей.

Основой научного подхода к изучению стилей мышления являются исследования А. Харрисона и Р. Бремсона, представленные в работе «Мышление о мышлении» [12]. Предложенная ими концепция, базирующаяся на теории познания, была адаптирована для российской аудитории А.А. Алексеевым и Л.А. Громовой.  Исследователями были описаны интеллектуальные стратегии поведения, получившие название соответствующих стилей мышления: синтетический, идеалистический, прагматический, аналитический, реалистический. По данным А.Харрисона и Р. Бремсона, основанным на тестировании нескольких тысяч испытуемых, чистые стили (с доминированием одного стиля) встречаются у половины опрошенных, у 35% в профиле доминируют два стиля, три доминирующих стиля наблюдалось всего у 2% опрошенных. У 13 % испытуемых все пять стилей были выражены приблизительно одинаково и их профиль был назван «плоским». На российской выборке чистые стили обнаружены у 40% испытуемых, двугорбый профиль – у 45%, по другим профилям данные не приводятся. А.Харрисон и Р. Бремсон полагали, что лица с плоским профилем являются наиболее адаптивными, поскольку не привязаны к одной стратегии мышления и могут менять ее в зависимости от требований ситуации. Однако, такие люди лишены индивидуального стиля и мало предсказуемы.

Согласно мнению исследователей, личность, при принятии решений, склонна применять определенный набор мыслительных стратегий независимо от характера ситуации. Каждый из нас мыслит в рамках того стиля, который сложился в процессе жизни, полагая, что он является наиболее оптимальным. При этом выбор определенной стратегии может привести как к успеху в конкретной ситуации, так и сыграть негативную роль. И даже несмотря на негативный опыт, личность зачастую не склонна обременять себя поиском новых интеллектуальных стратегий. В связи с чем, именно профессиональное обучение способствовало бы расширению арсенала интеллектуальных стратегий и могло бы существенно повысить адаптивные способности руководителя, оптимизировать и совершенствовать его профессиональную деятельность. Таким образом, формирование профессионального мышления руководителей ОВД РФ является одной из важнейших задач их подготовки, а ее решение определяет основное содержание и методы профессионального обучения.

Цель исследования: изучение особенностей стиля мышления руководителей ОВД РФ, а также психологических закономерностей его формирования.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование профессионального мышления руководителя ОВД РФ и выработка индивидуального стиля мышления тесно связана как с профессиональной деятельностью, так и с профессиональным обучением. Психологическое становление профессионала означает появление у него новых профессионально значимых компетенций, которые раньше отсутствовали или недостаточно были сформированы. Следовательно, формирование профессионального мышления есть не что иное, как его обогащение.

Методика исследования

  1. В ходе исследования, проводимого поэтапно, были использованы следующие методы: анализ и обобщение научной литературы; наблюдение; беседа; тестирование (опросник «Стиль мышления» Р. Харрисон, Р. Брэмсон, адаптированный А.А. Алексеевым и Л.А. Громовой [3, с. 29-41, 316-328] (определение стиля мышления)); статистические методы обработки результатов. Решение задач исследования осуществлялось на основе комплексного использования теоретических и эмпирических методов.

Экспериментальную выборку составили руководители ОВД в количестве 67 человек. Все сотрудники были разделены на 2 группы, из них 32 руководители подразделений территориальных ОВД на районном и региональном уровнях (группа – 1), не проходивших обучение в Академии управления МВД России и 35 слушателей 2 курса Академии управления МВД России (группа – 2), имеющие практический опыт руководящей деятельности, а также систематизированные теоретические знания, полученные в процессе прохождения профессионального обучения в магистратуре Академии управления МВД России по направлению подготовки 38.04.03 «Государственное и муниципальное управление». 

Результаты исследования и их обсуждение

В целях изучения особенностей стиля мышления руководителей ОВД использовался опросник «Стиль мышления» Р. Харрисона, Р. Брэмсона, адаптированный А.А. Алексеевым и Л.А. Громовой, определяющей модели поведения и соответствующие им стили мышления и их сочетания.

Опросник предназначен для того, чтобы помочь руководителям определить сильные и слабые стороны мышления, сделать свой интеллект более мощным и эффективным; научиться находить общий язык с разными людьми, понимать и оценивать их слова и поступки, с целью более эффективного влияния на них. Объяснение результатов проводилось на основании сравнения показателей по каждой отдельной шкале с общей картиной предпочтения стилей мышления.

Результаты мониторинга стилей мышления респондентов каждой из групп представлены на рис. 1.

 

Рис. 1. Мониторинг стилей мышления

 

Анализ результатов исследования показал, что у руководителей ОВД (группа - 1) в профиле доминируют два стиля. Наиболее предпочтительным является прагматический стиль мышления (68 баллов), которым руководители видимо пользуются систематически и последовательно.  На второй позиции с умеренным предпочтением оказался аналитический стиль мышления (62 балла). При этом умеренно пренебрегая реалистичным (46 баллов) и синтетическим (43 балла) стилями. Возможно, что время от времени руководители ОВД склонны использовать доминирующие стили даже тогда, когда стиль не обеспечивает оптимальный подход к решению проблемы. Чаще это может происходить в сложных ситуациях, требующих оперативного реагирования или в условиях дефицита времени и т.п. Для руководителей данной группы свойственно принимать решения ориентируясь на свой личный опыт, используя по максимуму все доступные ресурсы. При возникновении проблем они не впадают в ступор. Для них не характерна спонтанность и склонность к риску, а все их действия заранее обдуманы, детально спланированы и направлены на получения видимых, краткосрочных результатов, ведь прагматики не любят долго ждать. Следует отметить, что умеренное предпочтение аналитического стиля мышления делает поведение таких руководителей логичным, предсказуемым, взвешенным. При принятии решений такой руководитель будет настойчиво искать «оптимальный» способ решения проблемы, понимая при этом, что он не всегда может быть «идеальным». Таким образом, руководители ОВД — это достаточно гибкие и адаптивные сотрудники, как в плане мышления, так и в плане поведения, обладающие хорошо развитыми навыками межличностного общения; способные поставить себя на место другого человека. Для них важно, как к ним относятся окружающие люди, поэтому они хотят, чтобы их ценили, одобряли или, по крайней мере, принимали их мысли и поведение.

Также исследование показало, что в группе - 2, куда мы включили слушателей Академии управления МВД России, преобладающим стилем мышления является аналитический (68 баллов), а умеренное предпочтение отдается реалистическому стилю мышления (63 балла). Сравнивая реалистический и аналитический стили мышления можно заметить их сходство, заключающееся в том, что люди их выбравшие при решении практических задач опираются на конкретные факты, проявляют склонность к методичности и практическим результатам, испытывают антипатию ко всему субъективному. С другой стороны людям с хорошим аналитическим мышлением свойственны развернутые, последовательные суждения, поиск наилучшего варианта решения, способность находить нужную информацию в надежных источниках, столь чуждые для реалиста. Идеалистический стиль мышления (44 балла) в данной группе избегается при решении значимых проблем, а синтетический стиль мышления (39 баллов) в большинстве ситуаций стойко игнорируется. Важно отметить, что в процессе прохождения профессионального обучения в магистратуре Академии управления МВД России по направлению подготовки 38.04.03 «Государственное и муниципальное управление» у обучающихся, наряду с освоением управленческих и общегуманитарных знаний, формируются соответствующие компетенции, позволяющие осуществлять им информационно-аналитическую и организационно-управленческую деятельность.

Выводы

Подводя итоги данной работы, стоит отметить, что отличия в структуре стилей мышления руководителей ОВД и слушателей Академии управления МВД России, выявленные в ходе исследования, обусловлены профессиональной спецификой решаемых руководителями задач.

Установлено, что в процессе обучения и профессиональной деятельности и под влиянием их требований управленческое мышление руководителя приобретает ряд качественно своеобразных особенностей, отражающих специфику деятельности как практической, так и учебной. У руководителя формируются такие показатели управленческого мышления, как: способность мыслить аналитически, способность убеждать подчиненных в значимости поставленных перед ними целей, эффективно стимулировать и контролировать их деятельность. Создание инновационной среды, предполагающей постоянное обновление теоретического знания и приобретаемого обучаемыми опыта профессиональной деятельности; применение творческих заданий, направленных на осознанные активные действия обучаемых по совершенствованию их готовности к профессиональной деятельности, развитию творческого потенциала личности способствуют повышению эффективности процесса развития профессионального мышления обучающихся, будущих руководителей ОВД.

С учётом того, что индивидуальные особенности являются важным фактором формирования мышления, а психологические показатели имеют высокую прогностичность в отношении успешности овладения программой профессиональной подготовки, целесообразно принимать во внимание индивидуальные особенности мышления при распределении слушателей - выпускников по участкам и направлениям практической деятельности и в дальнейшем совершенствовать систему профессионального психологического отбора кандидатов для включения в кадровый резерв.

Необходимо подчеркнуть, что формирование стиля мышления всегда несет на себе печать индивидуальности. Ведь каждый из этапов продвижения к профессионализму разные люди проходят по-разному. Отличия могут проявляться на этапе адаптации к профессиональной деятельности, в способах выражения себя в профессии, в разной степени готовности к профессиональному мастерству и творчеству. Индивидуальные особенности всегда присутствуют у специалиста, но не всегда осознаются им. Зрелая личность делает свои индивидуальные особенности предметом осознания, формирования, коррекции и совершенствования.

Очевидно, что все эти психологические аспекты теснейшим образом взаимосвязаны между собой, поэтому они должны находиться в непрерывном взаимообмене, взаимообогащении, непрерывном взаимном развитии.

References

1. Alekseev A.A., Gromova L.A. Poymite menya pravil'no ili Kniga o tom, kak nayti svoy stil' myshleniya, effektivno ispol'zovat' intellektual'nye resursy i obresti vzaimoponimanie s lyud'mi [Don't get me wrong, or a book about how to find your own style of thinking, effectively use intellectual resources and gain mutual understanding with people] /A.A. Alekseev, L.A. Gromova. - SPb Publ.. : Ekonomicheskaya shkola, 1993. - 350 p. (In Russian)

2. Armstrong M. Praktika upravleniya chelovecheskimi resursami [The practice of human resource management] : uchebnik / M. Armstrong, S. Teylor. - 14-e izd. - Sankt-Peterburg : Piter Publ., 2018. - 1040 p. (In Russian)

3. Burakanova G. M., Akim K. S. Osobennosti upravlencheskogo myshleniya // Social'no-gumanitarnye znaniya [Social and humanitarian knowledge]. 2018. №3. S. 252-261 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-upravlencheskogo-myshleniya (data obrascheniya: 28.06.2022) (In Russian)

4. Gladilin A. P. Professional'naya kul'tura i imidzh rukovoditelya organa vnutrennih del (filosofsko-kul'turologicheskiy aspekt) [Professional culture and image of the head of the internal affairs body (philosophical and cultural aspect)]. - M.: Akademiya upravleniya MVD Rossii Publ., 1998. - 128 p. (In Russian)

5. Karpov A. V. Osnovnye svoystva prakticheskogo myshleniya v deyatel'nosti rukovoditelya [The main properties of practical thinking in the activities of the head] [Elektronnyy resurs]. URL: http://hr-portal.ru/article/osnovnye-svoystva-prakticheskogo-myshleniya-v-deyatelnosti-rukovoditelya (data obrascheniya: 18.05.2022). (In Russian)

6. Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya [Applied legal psychology] : Ucheb. posobie dlya vyzov / Pod red. prof. A.M. Stolyarenko. - M.: YuNITI-DANA Publ., 2001. - 639 p. (In Russian)

7. Psihologicheskaya diagnostika v upravlenii personalom [Psychological diagnostics in personnel management] : ucheb, posobie / pod red. M. E. Klimova. - M., 2009. - 184 p. (In Russian)

8. Reshetova 3. A. Psihologicheskie osnovy professional'nogo obucheniya [Psychological foundations of vocational training]. M.: Izd-vo MGU Publ., 1985. - 207 p. (In Russian)

9. Rogov E.I. Psihologiya stanovleniya professionalizma (v socionomicheskih professiyah)[Psychology of the formation of professionalism (in socionomic professions)] [Tekst] : monografiya / V. I. Rogov ; Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federacii, Federal'noe gosudarstvennoe avtonomnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vysshego obrazovaniya "Yuzhnyy federal'nyy universitet", Akademiya psihologii i pedagogiki. - Rostov-na-Donu : Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo un-ta Publ., 2016. - 338 p. (In Russian)

10. Teplov B. M. Izbrannye trudy [Selected works][Tekst] : v 2-h t. / B. M. Teplov ; red.-sost., avt. vstup. st. i komment. N. S. Leytes, I. V. Ravich-Scherbo ; Akad. pedagogicheskih nauk SSSR. - Moskva : Pedagogika, 1985. T. 1. - 1985. - 328 p. (In Russian)

11. Feyerbah L. Istoriya filosofii [The History of Philosophy] [Tekst] : sobranie proizvedeniy : v 3 t. : [perevod s nemeckogo] / Lyudvig Feyerbah ; [pod obsch. red. M. M. Grigor'yana]. - Moskva : Mysl' Publ., 1974. T. 3. - 486 p. (In Russian)

12. Harrison A.F., Bramson R.M. The art of thinking. - N.Y. Berkley Books, 1984. 4,5 p.

Reviews
1. Psychological patterns of formation of professional thinking of the head of the Department of Internal Affairs Authors: Pechenkova Elena Anatol'evna


Login or Create
* Forgot password?