SOCIOLOGY OF MANAGING BUDGETARY FLOWS IN THE COURSE OF THEIR AUDIT
Abstract and keywords
Abstract (English):
Sociology of management is considered as a field of scientific research on the methods of managerial influence on society in the course of auditing budgetary flows in order to target and effectively spend them. The standards, principles, methods, key features of the sociology of managing budgetary flows during the audit are considered. Taking into account the importance of the audit of budgetary flows for the sustainable development of the country, the demanded areas of effective internal financial auditing are substantiated, the essence of the sociology of managing budgetary flows during their audit is indicated. The goals, methods, key directions of the audit of budget flows in order to reduce their risks and effective management are determined.

Keywords:
sociology of management, audit of budget flows, budget procedures, principles, efficiency, financial control, legal support
Text
Publication text (PDF): Read Download

Сущность социологии управления бюджетными потоками в ходе их аудита направлена на исследование социальных механизмов управленческого воздействия на общество и организации бюджетной сферы, на сознание и поведение их индивидов (работников), общностей, являющихся объектом, субъектом аудита, в целях эффективного и целевого расходования бюджетных средств и снижения рисков штрафных санкций. В проблемном срезе исследования социологии управления разрабатываются методологии управленческого процесса с регулярными контрольными формами. Перспективы исследования социологии управления бюджетными потоками в ходе их аудита определяются:

Во-первых, изучением стандартов и институтов управления бюджетными потоками.

Во-вторых, оценкой социальных результатов принимаемых управленческих решений, их эффективности, степени участия субъектов, межличностных отношений в процессе аудита.

Совершенствование правовой регламентации аудита в бюджетной сфере взаимоувязано с вектором развития современной экономики устойчивого развития, целевым, эффективным использованием бюджетных ресурсов и социологией управления системы расходования бюджетных средств.

Аудит использования, по мнению Лазаревой Н.В. [1, c.58-59], бюджетных средств становится ключевым направлением эффективного управления. При этом роль аудита доходов и расходов бюджетов возрастает, приобретая важное место в системе современного эффективного управления [11, c. 8].

При исследовании направлений социологии управления, аудита бюджетных потоков были учтены современные научные наработки в этой сфере, получившие отражение в трудах Мысляевой И.Н. [2], Поляка Г.Б. [3], Шакировой Г.А. [4], Починчик А.Ю. [5], Дымбрылова Д.Д. [6], Двуреченских В. [7], Ляпунова Г.В. [8], Ким Н.В. [9], Щербининой Е.И. [10], Лазарева Н.В. [14], Тощенко Ж.Т. [15], Харченко К.В. [16], и др.

Предлагаемый иной подход к рассмотрению управления через его алгоритмы сегодня весьма востребован [15], поскольку через последовательное прохождение стадий возможно получение заданного результата. Так, через предвидение возможных нарушений можно оперативно обозначить рисковые зоны бюджетных потоков, подлежащих аудиту, сформировать программу проверки, и при формировании полученных результатов с применением социальных технологий понять причины допущенных нарушений при влиянии на них исполнителей. Именно руководитель аудиторской группы, осуществляя управленческие функции, сознательно определяет программу аудита бюджетных потоков с учетом ранее допущенных нарушений, рисковых области, законодательных изменений, компетенций и конкретизирует поставленную цель и вопросы аудита бюджетных потоков.

На современном этапе социология управления связана не только с исследованием на уровне объекта (кого проверяют) и субъекта (кто проверяет) аудита бюджетных потоков, сколько с исследованием общегосударственных проблем целевого расходования бюджетных средств исключительно в интересах решения общегосударственных задач, включая региональный и местный уровни управления: уровень доходов, мобильности рабочей силы, миграции, научно-технического обновления основного капитала и т.п.

Системное представление теоретических и практико-ориентированных положений проведения внутреннего финансового аудита в бюджетной сфере, с учетом системы принятых стандартов является приоритетным направлением исследований в данной области.  Опираясь на анализ нарушений выполнения бюджетных процедур, остается крайне необходимым повышение качества финансового менеджмента. Значимость информации о бюджетных рисках во взаимосвязи с бюджетными процедурами и операциями по их выполнению, оказывает влияние на субъект. Помощь в выстраивании методологии проведения аудита бюджетных потоков оказывает регламентация в федеральных стандартах аудиторских понятий и процедур: в частности, принципов контрольной деятельности; прав и обязанностей органов и объектов внутреннего финансового контроля; планирования, проведения проверок, ревизий, обследований и реализации их результатов; правил досудебного обжалования решений по итогам их проведения с правом доступа должностных лиц органа контроля к информационным системам, а также по итогам составления отчетности о результатах контрольной деятельности.

Поскольку в социологии распространен подход человекоцентрический с приоритетностью изучения социальной сущности человека, рассмотрим принципы, лежащие в основе аудита. При проведении аудита бюджетных потоков остаются важными принципы как общие (этические, независимости, объективности, профессиональной компетентности, целеустремленности, достоверности, профессионального скептицизма), так и профессиональные (эффективности, риск-ориентированности, автоматизации, информатизации, единства методологии, взаимодействия, информационной открытости).

В целях социологии управления бюджетными потоками в ходе их аудита необходимо обосновать востребованные области эффективного финансового аудита в целях устойчивого развития бюджетной сферы страны в целом:

  1. выявление нарушений закупочных процедур, превалирующих в структуре рисков;
  2. контроль эффективного управления имуществом;
  3. установление соответствия порядка ведения учета действующим стандартам;
  4. подтверждение достоверности отчетности;
  5. целевое, правомерное, эффективное использование бюджетных средств.

А именно, в ходе выявления нарушений закупочных процедур типичными являются:

  • ошибки утверждения и размещение плана закупок;
  • необоснованные закупки;
  • неэффективное расходование средств;
  • необоснованность цен контрактов;
  • необъективная регламентация предмета закупки;
  • наименьшая экономия при закупках через единственного поставщика;
  • осуществление закупок без конкурсных процедур;
  • оплата некачественно исполненных обязательств, и др.

В ходе выявления нарушений эффективного управления имуществом типичными являются:

  • отсутствие в актах стоимостной справедливой оценки объектов;
  • неиспользование объектов или использование без получения экономических выгод;
  • искажение стоимости и срока службы активов;
  • не проведение обесценения активов с отражением в отчетности;
  • занижение стоимости после модернизации актива;
  • непризнание в учете платежей за весь срок аренды;
  • занижение доходов на справедливую стоимость активов от использования;
  • безрезультативное проведение инвентаризаций;
  • несоответствии целевой функции статусу объекта и др.

В ходе выявления нарушений порядка ведения по стандартам учета типичными являются:

  • ненадлежащее оформление документов;
  • несанкционированное их исправление;
  • ошибки формирования отчетной информации без применения мер ответственности;
  • разногласия между лицом ответственным и руководителем по ведению учета и др.

В ходе целевого, правомерного, эффективного использования средств типичными являются:

  • неэффективное длительное неиспользование активов;
  • неэффективная оплата штрафов;
  • неэффективный свободный остаток средств;
  • нецелевое расходование услуг, не потребленных фактически;
  • нецелевая оплата не предусмотренных контрактом услуг, работ и др.

Поскольку получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных лимитов, то он вправе заключать контракты и определять поставщика с учетом доведенного объема бюджетных средств. На практике это порождает желание извлечь выгоды за счет бюджетного финансирования, привлекая субподрядчиков, завышая расходы. Предоставление учреждению государственного (муниципального) задания или казенному учреждению сметы изначально не предусматривает ненадлежащего качества выполнения работ, услуг со штрафными санкциями. Поэтому любые штрафы в бюджетной сфере есть неэффективное использование выделенных бюджетных средств, которые обоснованно являются объектом аудита бюджетных потоков, наряду с доходностью и востребованностью социального предпринимательства [12]. Только комплексная система контрольных процедур позволяет проводить внутренний финансовый контроль непрерывно в целях достижения целевых количественных и качественных показателей выполнения заданий, смет и в целях достоверности отчетности, как залога управления бюджетными ресурсами эффективно.

Социальное предвидение как обоснованное непротиворечивое моделирование будущего, опережающего отражения действительности, направлено на определение общественных явлений, подлежащих выявлению и использованию в практике управления. Достижение целей аудита бюджетных потоков обусловлено потребностью в эффективном правомерном их использовании и включает в себя оценку надежности системы внутреннего финансового контроля, подтверждение достоверности отчетности, соответствия порядка ведения учета единой методологии с предоставлением рекомендаций повышения качества финансового менеджмента. Для их выполнения широко применяются различные методы социологии управления бюджетными потоками в ходе аудита, как аналитические процедуры, пересчет, инспектирование, наблюдение, запрос, подтверждение, оценка влияния.

Ключевые направления социологии управления бюджетными потоками в ходе аудита определяются сущностью данной сферы и включают:

  • осознание работника бюджетной сферы факта своего участия в управлении бюджетными потоками, что стимулирует к повышению качества труда и укреплению трудовой дисциплины, снижая текучесть кадров в бюджетной сфере;
  • участие в управлении бюджетными потоками способствует росту у работников чувства ответственности за результативность и качество выполняемой работы, придает уверенность;
  • регулярное и полное информирование работников не способствует отчуждению от дел;
  • обсуждение информации о ходе проведения аудита бюджетных потоков и полученных его результатах повышает степень причастности к эффективному выполнению программы аудиторского мероприятия по контролю за бюджетными потоками;
  • участие в управлении способствует ответному поощрению прогрессивных идей по улучшению методологии проведения аудита бюджетных потоков;
  • определение понятий социологии управления является сложной задачей, так как социология управления исследует способы управленческого воздействия на общество в ходе аудита бюджетных потоков в целях целевого и эффективного их расходования, а значит значимость исследований важна для общества и прогнозирования, поскольку позволяет определять приращение доходов бюджета от проведенного аудита бюджетных потоков;
  • социальное прогнозирование предусматривает выбор наиболее оптимального из ресурсов, обеспечивающих реализацию, анализ многовариантности решений;
  • человеческий ресурс - это не только объект управления, а ресурсный капитал для устойчивого развития, позволяющий профессионально и осознанно осуществлять процедуры аудита бюджетных потоков;
  • мотивация и развитие персонала обуславливают формирование системы профессионального влияния на активизацию и рациональное использование средств бюджетов;
  • принятие решений основывается на документообороте, учете потоков, поскольку их надлежащее отражение способствует достоверному формированию отчетной информации;
  • приемы эффективного социального контроля включают элементы поддержи, создающей уверенность в правильности действий и разрешение ситуаций обжалования решений по итогам аудита и др.

Социология управления как наука взаимоотношений, связей между людьми (теми, кто проверяет и теми, кого проверяют) в процессе совместного выполнения задач аудита бюджетных потоков, направленных на достоверное открытое формирование информации о движении бюджетных потоков и на эффективное, целевое расходование средств бюджетов.

Содержание социологии управления объединяет 2 (два) приоритетных блока:

  1. технологический - блок научных приемов, способов оптимизации управленческого процесса: социальное прогнозирование и планирование, социальное проектирование и программирование;
  2. коммуникационный  - блок взаимодействия управляющей и управляемой подсистем.

     Формируемая сегодня система правового обеспечения в области аудита бюджетных потоков направлена на регламентацию всех процессов, действий участников и оформление результатов и включает стандарты: планирования, проведения внутреннего финансового аудита; прав, обязанностей работников; определений, принципов, задач; оснований, порядка организации и передачи полномочий; реализации результатов. Поскольку объектами внутреннего финансового аудита являются бюджетные процедуры администратора бюджетных средств, то проведение выездных проверок подведомственных ему учреждений не требуется.

Ключевыми направлениями социологии управления проведения аудита бюджетных потоков в целях снижения их рисков являются:

Во-первых, обоснование оценки бюджетных рисков.

Во-вторых, систематизация типичных нарушений эффективных бюджетных потоков;

В-третьих, выявление недостатков финансового менеджмента и минимизация рисков;

В-четвертых, гарантированное соблюдение субъектам бюджетных процедур, подлежащих внутреннему финансовому аудиту.

В-пятых, законченное и понятное правовое обеспечение финансового аудита без многочисленных последующих разъяснений.

В-шестых, непрерывное проведение мониторинга процедур внутреннего финансового как метода финансового аудита с целью изучения контрольных действий и полученных результатов, оценки надежности организованного и проводимого финансового контроля, достаточности применяемых контрольных действий.

Аудит бюджетных потоков необходимо рассматривать как краеугольный приоритет эффективного управления бюджетными ресурсами [13]. Поэтому основной задачей внутреннего финансового аудита является именно выявление и пресечение нарушений бюджетного законодательства, так важного и востребованного обществом для повышения результативного, экономного использования бюджетных средств.

Аудит бюджетных потоков в системе социологии управления, финансового аудита является важным инструментом финансового менеджмента бюджетной сферы, антикризисного эффективного управления государственным имуществом и актуальной задачей современной экономической среды. Правовое обеспечение аудита бюджетных потоков на обновляемой постоянной основе является приоритетной задачей повышения качества и результативности в обеспечение устойчивого развития.

В целом необходимо отметить, что эффективное управление бюджетными ресурсами возможно при правильной организации социологии управления бюджетными потоками в ходе их аудита и выработке действенных предложений по улучшению результативности проведения, что во многом способствует обеспечению устойчивого развития и управления.

References

1. Lazareva, N.V. Rol' pravovogo obespecheniya audita v upravlenii byudzhetnymi potokami / N. V. Lazareva // Finansy. - 2001. - № 10. - S. 58-60. - EDN NGTVFJ.

2. Myslyaeva I.N. Gosudarstvennye i municipal'nye finansy: Uchebnik.- M.: INFRA M, 2004. - 268 s.

3. Byudzhetnaya sistema Rossii: Uchebnik /O.I. Pilipenko [i dr.]; pod red. G.B. Polyaka. - 3-e izd. pererab. i dop. - M.: YuNITI, 2011. -703 s.

4. Shakirova G.A. Audit effektivnosti ispol'zovaniya byudzhetnyh sredstv vprocesse provedeniya gosudarstvennogo audita / G. A. Shakirova, D. A. Sitenko, L. Vasa // Vestnik Karagandinskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. - 2019. - T. 94. - № 2. - S. 262-273.

5. Pochinchik A.Yu. Audit effektivnosti rashodovaniya sredstv municipal'nyh byudzhetov / A. Yu. Pochinchik // Innovacii. Nauka. Obrazovanie. - 2020. - № 11. - S. 28-36.

6. Dymbrylov D.D. Audit effektivnosti rashodov regional'nyh byudzhetov / D. D. Dymbrylov // Nauka i obrazovanie: novoe vremya. - 2017. - № 5(22). - S. 99-105.

7. Dvurechenskih V. Ekonomika prava i vneshniy audit byudzhetov / V. Dvurechenskih // Samoupravlenie. - 2010. - № 3. - S. 24-27.

8. Lyapunova G.V. Byudzhetnaya politika i byudzhetnyy process : ucheb. posobie / G. V. Lyapunova, T. V. Sorokina. - Irkutsk : Baykal'skiy gosudarstvennyy universitet, 2004. - 201 s.

9. Kim N.V. K voprosu ob opredelenii audita / N. V. Kim // Rossiyskiy yuridicheskiy zhurnal. - 2007. - № 5(57). - S. 95-99.

10. Scherbinina E.I. Osobennosti auditorskogo kontrolya v Rossii / E. I. Scherbinina // Aktual'nye problemy administrativnogo, finansovogo i informacionnogo prava : materialy VII ezhegodnoy Vserossiyskoy konferencii, Stavropol', 16-17 marta 2020 goda. - Stavropol': Stavropol'skoe izdatel'stvo «Paragraf», 2020. - S. 460-465.

11. Lazareva, N.V. Audit v sisteme upravleniya dohodami mestnyh byudzhetov / N. V. Lazareva ; Rostovskaya gosudarstvennaya ekonomicheskaya akademiya. - Rostov-na-Donu : Bez izdatel'stva, 2000. - 190 s. - ISBN 5-7972-0254-9. - EDN NCBWZN.

12. Social'noe predprinimatel'stvo: uchetno-analiticheskie aspekty i prakticheskiy opyt raznyh stran / N. A. Kamordzhanova, D. A. Pankov, Yu. V. Krupenko [i dr.]. - Moskva : Obschestvo s ogranichennoy otvetstvennost'yu "Izdatel'stvo "KnoRus", 2019. - 252 s. - ISBN 978-5-4365-4018-4. - EDN GNXLXF.

13. Lazareva N.V. Finansovye resursy organov mestnogo samoupravleniya : istoriya, struktura, regulirovanie / N. V. Lazareva ; Rostovskaya gosudarstvennaya ekonomicheskaya akademiya. - Rostov-na-Donu : Bez izdatel'stva, 1998. - 127 s. - ISBN 5-7972-0129-1. - EDN JBFMWH.

14. Lazareva, N.V. Upravlenie byudzhetnymi resursami territoriy / N. V. Lazareva ; Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i finansov; Kafedra finansov. - Sankt-Peterburg : Sankt-Peterburgskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i finansov, 2000. - 153 s. - ISBN 5-7310-1282-2. - EDN LWAIMG.

15. Toschenko Zh.T. Sociologiya upravleniya. Uchebnik. -M.: Centr social'nogo prognozirovaniya i marketinga, 2011. - 300 s.

16. Harchenko K.V. Sociologiya upravleniya: ot teorii k tehnologii. - Belgorod: Obl. tipografiya, 2008. - 160 s.

Login or Create
* Forgot password?