NEW APPROACHES TO THE FORMATION OF MOTIVATION FOR SELF-DEVELOPMENT AMONG YOUNG PEOPLE IN THE FRAMEWORK OF ADDITIONAL EDUCATION
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses a possible solution to the problem of forming the need for self-development among students on the example of additional drawing lessons. Much attention is paid to new meth-ods and techniques of motivating students for self-development, which can be used in teaching.

Keywords:
additional education, self-development, motivation, courses, drawing, education, architecture, inno-vation, methods, techniques, motive
Text
Publication text (PDF): Read Download

     Образование – это один из способов становления личности благодаря получению людьми знаний, приобретению навыков и умений, развитию умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа и многие средства массовой информации.

      Основным путем получения образования является обучение в самообразовании, т.е. это значит, что умения, знания и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц. Но, как показывает практика, молодежи все тяжелее и тяжелее заниматься саморазвитием самостоятельно. В таком случае помощником в данной ситуации может стать педагог, а в нашем случает – педагог дополнительного образования.

      Цель образования – приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, сохранение ее культурного достояния. 

      В процессе обучения происходят такие процессы, как: передача индивиду накопленного прошлым поколением опыта и подготовка его к самостоятельной творческой деятельности в избранной им сфере занятий. От качества образования, существующего в конкретном обществе, во многом зависят темпы его политического и экономического развития, его нравственное состояние.

Образование в общем нацелено на приобретение знаний и умений. Есть определенная программа обучения, которую ребенок или представитель молодежи должен усвоить. То есть либо ты усваиваешь ее, помогая себе «зубрежкой» или «схватывая все на лету», либо попросту не усваиваешь. К сожалению, но во многих образовательных структурах это так. Нужно написать итоговый тест, контрольную работу, сдать экзамен, чтобы быть аттестованным и не остаться на второй год или  не получить диплом. Эти строгие рамки, краткие сроки и постоянные изменения в образовательном процессе не всегда дают возможность преподавателю использовать какие-то новые методы обучения, подходы, вносить что-то свое. Очень тяжело следовать учебному плану, индивидуально заниматься с отстающими учениками и при всем при этом подвергать занятие каким-то изменениям и инновациям, так как это может повлиять на усвоение той или иной темы. Такие трудности возникают у преподавателей, которые действительно хотят развиваться и менять свой ход работы. Но есть же и те, у которых в принципе нет никакого интереса и желания меняться, что, несомненно, также влияет на отсутствие мотивации к самообразованию у обучающихся. Многие педагоги не заинтересованы в использовании новых технологий обучения. Эти преподаватели по-прежнему отдают предпочтение традиционному уроку.

Если посмотреть на эту ситуацию со стороны обучающегося, хочется отметить, что при такой интенсивной работе в рамках отдельно взятого занятия, учащимся может быть непросто найти дополнительную мотивацию для самостоятельного и углубленного изучения определенной темы, при этом, не теряя фокус на обучении. Так как же решить эту проблему? Нужно подтолкнуть обучающегося к тому, что можно и нужно саморазвиваться, а не только получать общие знания образовательной программы. Для этого преподаватель может использовать определенные инструменты и приемы, которые могут пробудить интерес к саморазвитию у обучающихся. Одним из таких инструментов является дополнительное образование. Направленность может быть любая. Но дополнительное образование и правильная подача должны базироваться, в первую очередь, на главной педагогической деятельности - общении с учащимися [1].

В учебно-воспитательном процессе педагог является не только источником информации, организатором художественно-творческой, познавательной, и других видов деятельности, но инициатором и руководителем общения с обучающимися. На данный момент субъект-субъектных педагогических отношений предметное содержательное общение осуществляется в процессе межличностного общения, что является основным видом деятельности педагога и ученика в центре социальной адаптации и развития личности. Однако система межличностных взаимоотношений в учебном процессе до недавнего времени не считалась значимой в рамках педагогики. А.Б. Орлов описывает семь основных центраций, каждая из которых может доминировать как в педагогической деятельности в целом, так и в отдельных, конкретных педагогических ситуациях: эгоистическая (центрация на интересах своего «Я»); бюрократическая (центрация на интересах администрации, руководителей); конфликтная (центрация на интересах коллег); авторитетная (центрация на интересах, запросах родителей учащихся); познавательная (центрация на требованиях средств обучения и воспитания); альтруистическая (центрация на интересах (потребностях) учащихся); гуманистическая (центрация учителя на интересах (проявлениях) своей сущности и сущности других людей (администратора, коллег, родителей учащихся). Из семи описанных центраций, в рамках дополнительного образования могут быть реализованы только три из них, так как эгоистическая, бюрократическая, конфликтная и авторитарные, не являются подходящими в контексте данного вида образовательной деятельности. При попытке применения эгоистической или авторитарной направленности действий, педагоги могут столкнуться с рядом непонимания, выражающегося в агрессивной реакции обучающихся. Бюрократическая и конфликтная явно не могут быть реализованы в рамках дополнительного образования, да и в целом образования вообще.

Понятие «саморазвитие личности» изучалось многими отечественными и зарубежными исследователями: А. Маслоу, И.А. Ильиным, Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В. Давыдовым, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, В.И. Слободчиковым, Д.Б. Элькониным, Б.Г. Ананьевым, Т.Н. Березиной, Р. Бернсом, Е.Д. Божовичем, Е.И. Исаевым, Н.А. Логиновой, В.Г. Мараловым, Е.П. Никитиным, Н.Е. Харламенковой, Ю.М. Орловым, Г.К. Селевко, А.О. Сурожским, Г.А. Цукерманом, Б.М. Мастеровым, И.И. Чесноковой и др. [2]. Например, М.А. Щукина считает, что развитие личности осуществляется в двух пространствах: пространстве культуры и пространстве цивилизации. Пространство культуры выражено в системе гуманистических ценностей, в которой саморазвитие трактуется как личностный рост, как самосовершенствование и стратегия жизненного пути. Саморазвитие В.А. Сластенин в своей работе рассматривает как «процесс интеграции внешней профессиональной подготовки и внутреннего движения, личностного становления человека», а в толковом словаре русского языка С.А. Кузнецова, саморазвитие понимается как – развитие собственными силами, без влияния каких-либо внешних сил, а в философском словаре саморазвитие приравнивается к самодвижению личности. М.И. Рожков и И.В. Иванова рассматривают саморазвитие как создание и реализацию обучающимся проекта собственной жизни [3].

 В данной статье я рассматриваю проблему мотивации к саморазвитию у представителей молодежи и привожу прямой аналог решения этой проблемы, который зиждется на примере дополнительных курсов по рисунку.

Дисциплина «Рисунок и живопись» является ведущей в подготовке профессионального архитектора или дизайнера. Получая данную квалификацию, обучающийся выполняет большое количество графических работ, так как, владея техникой рисунка, архитектор или дизайнер может фиксировать свои разнообразные архитектурно-художественные, научные и технические идеи на пути их выполнения, реализовывать в изображениях свои творческие замыслы [4].

В результате освоения основ рисунка обучающиеся овладевают методами аналитического рисунка и приёмами коротких зарисовок, набросков, эскизов от общего к определению частного, от частного через изучение отдельных деталей к освоению завершенного рисунка, обладающего художественными достоинствами. В процессе освоения художественных приёмов, совершенствования своего пространственного видения окружающего мира, в процессе преодоления трудностей с воплощением своих эмоциональных впечатлений и размышлений, на плоскости листа формируется новое мировоззрение, мироощущение. Также дополнительные занятия в этой направленности позволяют умеющему рисовать вспомнить азы рисунка и улучшить свой навык, а неумеющему приобрести необходимые знания и умения для последующей деятельности [5].

Курсы – это организационная форма обучения тому или иному предмету. Курсы по рисунку - это форма обучения дополнительного образования, которая имеет больше возможностей для использования чего-то авторского и нового в преподавании, чем в общей системе образования. По сути, дополнительное образование уже является инновационным, так как творческая деятельность предполагает поиск более совершенных педагогических технологий и методов воспитания, а тут еще и в прямом смысле этого слова все связано с творчеством.

     На данных курсах увеличивается возможность индивидуального подхода к каждому обучающемуся, а при объяснении материала всегда можно использовать показательные приемы. Например, объясняя, как выполняется построение дорической капители или как правильно рисуется натюрморт из гипсовых геометрических тел, преподаватель может показать это все наглядно и поэтапно на доске или бумаге, одновременно демонстрируя свои умения и навыки, что, несомненно, вызывает у обучающихся уважение и доверие к преподавателю. Также можно в качестве примеров использовать наглядные пособия с качественно выполненными работами, благодаря чему у обучающихся появляется мотивация к обучению и стремление становиться лучше. Правильное использование наглядности на занятиях способствует формированию у учеников четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, помогает на основе рассмотрения и анализа прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

      Есть еще один пример авторского подхода в обучении, которое может помочь повысить заинтересованность в саморазвитии в рамках данного вида дополнительного образования: рисунок каждой постановки можно сопровождать не только обучающим материалом, а включить интересные короткие лекции – истории, связанные с ней. Например, рисуя гипсовый бюст Иоанна Крестителя или Сократа, преподаватель может рассказать небольшую биографию этих исторических людей [7].

Говоря в общем, проблема формирования у обучающихся потребности в саморазвитии в настоящее время еще до конца не разрешена, ни в теории, ни в методических работах, хотя многие известные ученые считают значение этой проблемы очень большим.  Приведенные выше приемы это лишь вариант ее разрешения.

Для того чтобы обучающийся был вовлечен по-настоящему в работу, он должен быть замотивирован чем-то или по наставлению кого-то. Осознание мотива деятельности (зачем мне это нужно, хочу ли я этого) необходимо, чтобы задачи, которые ставятся перед представителем молодежи, были ему понятны и внутренне приняты им [6].  

Мотив — это направленность обучающегося на отдельные стороны учебной или внеучебной работы, связанные с внутренним отношением к ней. Виды мотивов: познавательные и социальные мотивы. Направленность на содержание учебного предмета, а в нашем случае это дополнительные курсы по рисунку, говорит о наличии познавательных мотивов.

Нет потребности – нет активности у обучающегося, т.е. у него не возникают мотивы, ни познавательные, ни социальные.  В данном случае он не готов к постановке целей. Для того чтобы реализовать мотив, овладеть приемами саморазвития личности, надо научиться ставить и достигать какие-то промежуточные цели: видеть отдаленные результаты своей деятельности.

Подводя связь к вышесказанному, хочу привести пример еще некоторых приемов, которые могут пробудить интерес к саморазвитию у обучающихся. Преподавателю необходимо сформулировать у учеников понимание того, что развитие личности не может остановиться с окончанием занятия. Большое значение имеет общественная и социальная направленность личности. Многие обучающиеся могут предстать в роли самого педагога дополнительных курсов. То есть, преподаватель может дать возможность ученикам проявить свои знания и умения, полученные на занятиях, при общении со своими однокашниками группы своего набора. Некоторые занятия можно проводить как небольшой «день самоуправления». Этот термин не обязательно привязывать только к школе. Самоуправление всех обучающихся можно рассматривать как необходимый компонент содержания современного воспитания и развития личности. Самоуправление как фактор воспитания особенно значим в системе образования. Его цель в современных условиях - адаптация обучающихся к непрерывно изменяющимся жизненным условиям. Оно способствует личностному росту, развитию их ответственности и самостоятельности. Способствует раскрытию у обучающихся как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь.

Также, в рамках дополнительных занятий по рисунку можно устраивать небольшие выставки работ обучающихся, или же выбирать лучшую работу, по прошествии нескольких занятий, и вручать ученику похвальную грамоту.

Подводя итог вышесказанному, хочется сказать, что сегодня необходима смена образовательной системы, как общей, так и дополнительной. Молодежь все сложнее заинтересовать в учебном процессе, тем более замотивировать на самообразование. Поэтому преподавателям нужно внедрять инновационные процессы в систему образования.

 

References

1. Anisimov N.N. Osnovy risovaniya. Uchebn. Posobie dlya vuzov. M.: Stroyzdat, 1974. S. 4 - 8.

2. Ivanova I.V. Samorazvitie lichnosti: psihologo-pedagogicheskiy aspekt: monografiya /I.V. Ivanova. - Kaluga: KGU im. K.E. Ciolkovskogo, 2013. - 265 s.

3. Rozhkov, M.I. Refleksivno-cennostnyy podhod k pedagogicheskomu soprovozhdeniyu samorazvitiya shkol'nikov / M.I. Rozhkov, I.V. Ivanova // Pedagogika. - 2020. - T.84.- №8.- S. 63-72.

4. Skakun V.A. Metodika proizvodstvennogo obucheniya. - M.: «Intellekt - Centr», 2003. S. 3 - 14.

5. Stankin M.I. Professional'nye sposobnosti pedagoga. Akmeologiya vospitaniya i obucheniya. -- M.: MPSU, 1998. - S. 180 - 184.

6. Tihonov S.V. Risunok : Ucheb. Posobie dlya vuzov /S.V. Tihonov, V.G. Dem'yanov, V.B. Podrezkov. Reprintnoe izdanie. - M.: Stroyizdat, 2001. S. 7 - 11.

7. Enciklopediya hudozhnika. - M.: «Vneshsigma», «AST». 2000, S. 242 - 250.

Login or Create
* Forgot password?