VAC 5.3.9 Юридическая психология и психология безопасности (Психологические науки)
UDK 37 Народное образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
UDK 159.9 Психология
The article deals with topical issues of the formation of digital culture of employees of the Federal Penitentiary Service. The formation of the digital culture of employees of the Federal Penitentiary Service of Russia is connected with the need to address issues related to the development of digital competence in the field of digital transformation in the Federal Penitentiary Service for employees of institutions and bodies of the penal system. Digital culture today is an integrated, systemic, holistic personality quality based on an information worldview and information communication interaction, including knowledge, skills, skills, competencies within the framework of professional activity. The formation of digital culture should begin within the framework of training in an educational organization and continue throughout life, in the context of the methodology of continuing education, as part of the development of additional professional programs. The principles of digital culture formation are highlighted: systemic, activity-based, step-by-step formation, axiological, continuity, modeling and structuring of learning, integrity in learning. The formation of a digital culture of an employee of the penal enforcement system today is impossible without the assimilation of new digital competencies in the field of digital transformation tools that ensure the efficiency, timeliness and success of solving professional problems, a diverse analysis of emerging professional situations that require solutions and control. The complexity and multitasking of the official activities of employees of the Federal Penitentiary Service of Russia requires improving the quality of professional activity and professional training, taking into account the trends of social changes taking place today against the background of digitalization, informatization, globalization processes in society, which, in turn, cause and stimulate the development of digital transformation in society. It seems necessary to focus on highly professional training of employees of the penal system in the field of digital technologies and the formation of digital culture.
digital culture, digital competencies, professional activity, digital transformation, information technologies, principles of digital culture formation, educational activities
На сегодняшний день в российском лексиконе можно встретить различные определения современного общества, как, например, информационное общество, общество в цифровой экономике, постиндустриальное общество, общество сетевых технологий, киберобщество и др. Данные, в некоторых смыслах, синонимичные названия отражают происходящие сегодня изменения, связанные с активным развитием, использованием и внедрением информационных и коммуникационных технологий фактически во всех видах профессионального труда и в других сферах жизнеобеспечения людей в социуме. Процессы цифровизации в обществе связаны с высокой скоростью распространения информационных потоков и массовыми коммуникациями в интернет-пространстве. Подобные неизбежные изменения, обусловленные повсеместным развитием цифровой трансформации, формируют не только направления социально-экономического развития, но и определяют как технологические пути совершенствования способов выполнения и форм профессиональной деятельности, так и качественные изменения содержания получаемого профессионального образования, трудовых функций, профессиональных обязанностей, требований к квалификации работников в профессии. Для выполнения успешной профессиональной деятельности сегодня востребованы такие профессионально важные качества, как социально-профессиональная мобильность, способность использовать цифровые сервисы и цифровые технологии в контексте цифровой трансформации, цифровая компетентность, цифровая культура [2, 20].
Проведенный анализ подходов к исследованию вопросов изучения развития экономики, труда, культуры позволяет нам не только выявить историческую динамику развития, но и попытаться определить актуальные проблемы и перспективы развития современных информационных процессов в обществе. Ключевыми тенденциями становятся постоянное усложнение профессионального труда, динамичный характер его протекания, внедрение информационных процессов в различные стороны социальной жизни и профессиональной деятельности в организациях.
Представляется целесообразным отметить следующие тенденции.
- В настоящее время происходит интенсификация научно-технического прогресса, а это, в свою очередь, связано с достаточно быстрым развитием информационных технологий в целом и их внедрением в различных сферы труда. Кроме того, ускоряется темп социально-экономических изменений в современном обществе и в профессиональный труд внедряются достижения социально-организационного прогресса.
- Происходит постоянное расширение предметной области труда в связи с освоением человеком новых сфер познания и появление междисциплинарных областей и точек профессионального соприкосновения.
- В связи с модернизацией различных сфер профессиональной деятельности некоторые профессии теряют свою актуальность.
- Отдельно можно выделить тенденции дифференциации и интеграции: дифференциация происходит вследствие появления новых профессий, специальностей, должностей, а интеграция проявляется в сближении ранее разных видов труда и в сочетании в рамках определенной профессии выполняемых трудовых функций.
Социокультурные трансформации понимаются как последовательность определенных изменений системного характера в процессе освоения ценностей, которые, в свою очередь, определяют тенденции развития современного общества. В этом смысле образование как значимый ресурс технологического и социального развития подвержен трансформационным изменениям достаточно динамично. Возрастает роль профессионального образования, информационной и цифровой профессиональной подготовки, обеспечивающих профессиональную мобильность человека, готовность человека к освоению новых профессий, технологий, в том числе информационных и цифровых. Совместная деятельность все чаще реализуется на основе интеграции продуктов цифрового (виртуального) и предметного мира. Продуктом и предметом труда становятся объекты цифровой, дополненной реальности. Тенденции информационных изменений в обществе, цифровизация образовательной деятельности формируют, в широком смысле, развитие цифровой трансформации различных общественных институтов, что, в свою очередь, переформатирует и переструктурирует учебное взаимодействие субъектов образования, изменяет стили и формы взаимодействия субъектов образовательной деятельности. Для реализации современных форм учебного взаимодействия востребованы не существовавшие ранее компетенции организации совместной учебной деятельности обучающего и обучающихся с использованием цифровых средств [3]. Это в полной мере относится к образовательным организациям высшего образования ФСИН России, которые, безусловно, подвержены влиянию современных тенденций в сфере образования.
Формирование цифровой культуры сотрудников ФСИН России связано с необходимостью решения вопросов по развитию цифровой компетентности в сфере цифровой трансформации в Федеральной службе исполнения наказаний для сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года. В соответствии с абзацем 5 раздела XIV Концепции предполагается создание методологической и технологической основы для формирования и развития компетенций сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в целях выполнения мероприятий по цифровой трансформации [17].
Историческая динамика развития культуры позволяет определить критерии для выделения основных этапов цифровой культуры в современном обществе, основными среди которых являются уровень развития современных информационных технологий, существующие потребности общества и социально-общественных институтов в развитии форм цифровой культуры и сфер ее применения, взаимосвязь цифровой культуры с гуманитарным познанием и территориальные аспекты распространения цифровой культуры. Важное значение сегодня приобретают протекающие информационные преобразования, обуславливающие смену коммуникаций, определяющие сознание личности и культуры общества в целом. На сегодняшний день принято считать, что мир переступил порог т.н. четвертой индустриальной революции, в основе которой лежит синтез уже существующего материального производства и информационных (цифровых, сетевых) технологий, которые связаны с повсеместным распространением Интернета вещей [7, 19].
Выражение «цифровая культура» (англ. – «digital culture»), предложенное философом Р. Гиром, в настоящее время имеет несколько основных значений. С позиций онтологического подхода цифровая культура представляет собой особую форму бытия, в отличие от обычной культуры: подразумевается, что происходит замена аналоговой культуры, аналогового отражения информации, на перевод информации в другую, цифровую форму, что, соответственно, меняет диспозиции для проведения научного анализа. Аксиологический подход понимает цифровую культуру как определенную совокупность ценностей нынешнего информационного (цифрового) общества, которые уже «спрятаны» в цифровой форме и находят воплощение в информационно-технических системах. В контексте социально-психологического подхода цифровая культура анализируется с позиций освоения личностью новых социальных практик, обусловленных цифровой трансформацией общественных процессов, глобализацией, цифровизацией, внедрением информационно-коммуникационных технологий практически во все сферы общественной жизни [8, 16].
Исследователи выделяют пять уровней цифровой культуры, среди которых: материальный уровень (непосредственно сами цифровые устройства); функциональный уровень (общественно-социальные институты, осуществляющие функциональное взаимодействие между собой и в целом коммуникацию); символический уровень (используемые языки программирования – формальные языки, предназначенные для записи компьютерных и цифровых программ); психологическо-ментальный уровень (приобретенные навыки работы с информацией и цифровыми устройствами, являющиеся отражением профессионально-личностного развития и ценностно-смысловой сферы человека – могут сильно отличаться между поколениями); духовный уровень (принципы, идеи и направления формирования, развития и поддержки ценностей общества в зависимости от позиции анализа: этнического, национального, географического и др.) [13, 14].
Рассматривая вопросы актуальности формирования цифровой культуры сотрудников ФСИН России, целесообразно выделить принципы формирования, развития цифровой культуры для успешного выполнения служебной деятельности и информационной социализации в обществе. Формирование цифровой культуры должно начинаться в рамках обучения в образовательной организации и продолжаться на протяжении всей жизни, в контексте методологии непрерывного образования, в рамках освоения дополнительных профессиональных программ [10, 12].
В самом определении цифровой культуры заложен принцип системного подхода, необходимого для ее формирования и развития. Цифровая культура сегодня – это интегрированное, системное, целостное качество личности, основанное на информационном мировоззрении и информационном коммуникационном взаимодействии, включающее в себя знания, умения, навыки, компетенции в рамках выполнения профессиональной деятельности. Необходимо подчеркнуть, что данное определение цифровой культуры является достаточно универсальным и в целом не зависит от сферы профессиональной деятельности специалистов, другими словами, необходимо каждому члену современного информационного общества. В рамках данного принципа отражены такие аспекты, как необходимость доступа к информации, умение человека осознавать свои потребности и информационно их выражать, знание о множестве информационных ресурсов, умение с ними работать [4].
Деятельностный принцип предполагает такой способ управления и организации формирования цифровой культуры обучающихся, в рамках инновационного образования, при котором происходит активное вовлечение в процесс обучения, воспитания и развития. Более того, в рамках формирования и развития концепта «цифровая культура» сегодня заложены основные методологические принципы, которыми по настоящее время руководствуются в теории и практике отечественной психологии деятельности. Принцип детерминизма, заключающийся в том, что наша психическая деятельность определяется образом жизнедеятельности и, соответственно, может трансформироваться с изменением образа жизни. Принцип единства сознания и деятельности – один из основополагающих, благодаря которому можно выявить двустороннюю взаимосвязь между сознанием личности и деятельностью: сознание развивается в той деятельности, которой человек занимается и одновременно сознание определяет и направляет содержание самой деятельности, что позволяет говорить о возможности изменения и совершенствования деятельности и труда в целом. Принцип развития психики в деятельности, благодаря которому раскрывается механизмы развития психических познавательных процессов и свойств сотрудника при выполнении профессиональной деятельности, взаимодействии с другими людьми в процессе взаимодействия и общения. Благодаря данным отношениям происходит преобразование самой деятельности, которое состоит в сложном объединении, взаимосвязи, соподчинении ее различных видов и форм.
Следующий важный принцип – принцип поэтапного формирования цифровой культуры специалиста. Проведенный анализ литературы показывает, что можно выделить три основных этапа формирования: идентификация, индивидуализация и персонализация в профессиональной информационной среде. Первый этап связан с возникновением интереса к профессиональной деятельности информационного характера, формированием необходимых умений выбирать и пользоваться инструментарием для решения профессиональных задач с использованием цифровых технологий. На втором этапе происходит формирование собственного индивидуального стиля, подхода выполнения профессиональной деятельности в цифровой среде и трансформируется критическое отношение к различным аспектам собственной цифровой культуры и цифровой культуры общества в целом. Третий этап поэтапного формирования цифровой культуры специалиста связан с появлением возможности прогнозирования возникающих профессиональных ситуаций, способности сознательно обращать внимание на поведение, эмоции, мыслительные действия, оценивать и корректировать принятые решения информационного характера, определять возможности продуктивного и практико-ориентированного решения профессиональных ситуаций, намечать возможности эвристического поиска на основе наблюдений и определенных эмпирических данных [1, 10].
Здесь можно провести некоторые параллели с теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина и системой активных методов обучения, где значимая роль в процессе усвоения знаний и построении умственных действий связана с актуализацией воспроизведением, экстериоризацией не только усваиваемого содержания предметной деятельности, но и содержания внутреннего мира личности, ее установок, мотивов, опыта. В связи с существенной ролью этих процессов в ситуациях информационного обучения обращается особое внимание на методические аспекты актуализации и на процедуры, обеспечивающие единство интеро- и экстериоризации в процессе учения. Выделение особой роли актуализации личностных позиций и опыта нисколько не умаляет роли процедур, направляемых на интериоризацию. Внимание к этой стороне усвоения позволяет более широко интерпретировать учение как деятельность, связанную не только с присвоением содержания социального опыта, но и его эмоционально-смысловых компонентов, а также со становлением информационной социализации и самоорганизации личности [9, 15].
Аксиологический принцип связан с изучением вопросов, связанных с происхождением ценностей общества, их местом в информационной реальности, взаимосвязями между ценностями, культурными факторами и личностью в социуме.
В соответствии с принципом непрерывности, для формирования цифровой культуры сотрудников ФСИН России необходимо опираться на цифровую грамотность и сформированные ранее цифровые компетенции, полученные в ходе профессионального обучения. Данный принцип постулирует необходимость реализации образования в течение всей жизни и использования в образовательной деятельности новых решений в обучении: непрерывное образование, в таком ключе, нацелено на раскрытие и самореалиазацию человека в профессиональной деятельности в течение жизни. И, соответственно, разработка аспектов наполнения и формирования содержания цифровых компетенций, определяющих способность специалистов использовать цифровые технологии и цифровые сервисы в контексте цифровой трансформации, представляется первоочередной задачей для образовательной практики [6, 11].
Важно подчеркнуть, что цифровые компетенции играют значимую роль в профессиональной подготовке и профессионально-педагогической деятельности педагогов, которые организуют и реализуют процесс взаимодействия с обучающимися. Для современного педагога, в условиях трансформации и цифровизации образования, важное значение приобретает формирование и развитие собственной цифровой компетентности и цифровой культуры, которая, в соответствии с существующими профессиональными стандартами педагогического труда, может быть представлена такими компонентами компетентности, как наличие определенных профессионально-личностных характеристик, имеющие приоритетное значение для научно-педагогической деятельности: способность мотивировать обучающихся для достижения целей учебного взаимодействия; понимание целей и задач педагогической деятельности, учебного предмета и его содержания и усвоения; навыки и умения разработки программ педагогической деятельности и готовность к принятию педагогических решений; владение информационной культурой и информационно-коммуникационными технологиями при различных формах обучения; профессионально-цифровая компетентность при организации своего педагогического труда. Среди ключевых цифровых компетенций педагогов в настоящее время выделяют такие, как использование информационных технологий в повседневной педагогической работе, владение цифровыми инструментами с целью оценки результатов педагогической деятельности, использование информационных инструментов для расширения учебных возможностей обучающихся, развитие навыков создания и совместного использования цифровых ресурсов и др. [5, 18].
Принцип моделирования и структурирования обучения опирается на необходимость достижения планируемых образовательных результатов в образовании по специальностям и направлениям подготовки в образовательных организациях высшего образования. В рамках данного принципа важен учет некоторых требований к формированию цифровых компетенций в рамках получения образования, среди которых можно выделить: а) требования федеральных государственных образовательных стандартов как совокупности обязательных требований к образованию, устанавливающих критерии качества профессиональной подготовки; б) требования профессиональных стандартов, которые обязательны к применению работодателями в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенных трудовых функций; в) непосредственно требования работодателей к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Принцип целостности состоит в организации формирования цифровой культуры на основе всестороннего анализа подготовленности обучающихся в вопросах цифровых технологий и выстраивании оптимальной образовательной траектории, которая позволит обучающимся приобрести как теоретические знания, так и практические навыки применения информационных технологий, и, что важно, научиться планировать и реализовывать свою профессиональную деятельность в любой сфере с использованием цифровых технологий и сервисов.
Формирование цифровой культуры сотрудника уголовно-исполнительной системы сегодня невозможно без усвоения новых цифровых компетенций в области инструментов цифровой трансформации, обеспечивающих оперативность, своевременность и успешность решения профессиональных проблем, разноплановый анализ возникающих профессиональных ситуаций, требующих решения и контроля. В контексте цифровой трансформации сегодня пока существует проблема профессиональной подготовленности сотрудников различных подразделений и служб уголовно-исполнительной системы к владению инновационными цифровыми технологиями. Сложность и многозадачность служебной деятельности сотрудников ФСИН России требует повышения качества профессиональной деятельности и профессиональной подготовки с учетом тенденций социальных изменений, происходящих сегодня на фоне цифровизации, информатизации, глобализационных процессов в обществе, которые, в свою очередь, обуславливают и стимулируют развитие цифровой трансформации в обществе. Представляется необходимым сосредоточить внимание на высокопрофессиональной подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы в области цифровых технологий и формировании цифровой культуры.
В контексте формирования цифровой культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы важное значение также приобретает необходимость выстраивания и координации успешной коммуникации между всеми участниками проектов цифровой трансформации с учетом сформированных профессионально важных качеств, знаний, умений, навыков, цифровых профессиональных компетенций сотрудников ведомства. Сегодня цифровая трансформация в
ФСИН России – это действительно качественные масштабные изменения в уголовно-исполнительной системе, которые в течение достаточно быстрого времени будут реализованы в фактически во всех структурных подразделениях и направлены на повышение результативности деятельности учреждений, гуманизацию уголовно-исполнительной системы, профессионально-личностное развитие сотрудников в ходе выполнения служебной деятельности.
1. Aleksejcheva E.Yu. Aktual`ny`e podxody` k formirovaniyu kompetentnostej budushhego [Current approaches to the formation of future competencies]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Moscow City Pedagogical University], 2020, no. 1 (33), pp. 44-50. (in Russian)
2. Astaf`eva O.N., Nikonorova E.V., Shly`kova O.V. Kul`tura v cifrovoj civilizacii: novy`j e`tap osmy`sleniya strategii budushhego dlya ustojchivogo razvitiya [Culture in digital civilization: a new stage in understanding the strategy of the future for sustainable development]. Observatoriya kul`tury` [Observatory of Culture], 2018, Tom 15, no. 5, pp. 516-531. (in Russian)
3. Batova M.M. Formirovanie cifrovy`x kompetencij v sisteme «obrazovanie - nauka - proizvodstvo» [Formation of digital competencies in the education - science- production system]. Voprosy` innovacionnoj e`konomiki [Issues of innovative economy], 2019, Tom 9, no. 4, pp. 1573-1584. (in Russian)
4. Brodovskaya E.V., Dombrovskaya A.Yu., Py`rma R.V., Sinyakov A.V., Azarov A.A. Vliyanie cifrovy`x kommunikacij na formirovanie professional`noj kul`tury` rossijskoj molodezhi: rezul`taty` kompleksnogo prikladnogo issledovaniya [The impact of digital communications on the formation of professional culture of Russian youth: results of a comprehensive applied research]. Monitoring obshhestvennogo mneniya: e`konomicheskie i social`ny`e peremeny` [Public opinion monitoring: economic and social changes], 2019, no. 1 (149), pp. 228-251. (in Russian)
5. By`syuk A.S., Antonovskij A.V. O professionalizme pedagoga v usloviyax distancionnogo obucheniya [About the professionalism of the teacher in the conditions of distance learning]. Prikladnaya psixologiya i pedagogika [Applied Psychology and Pedagogy], 2022, Tom 7, no. 1, pp. 26-38. (in Russian)
6. Vaxnina V.V. Formirovanie cifrovy`x kompetencij rukovoditelej organov vnutrennix del v processe professional`noj podgotovki [Formation of digital competencies of heads of internal affairs bodies in the process of professional training]. Prestuplenie. Nakazanie. Ispravlenie. Sbornik tezisov vy`stuplenij i dokladov uchastnikov V Mezhdunarodnogo penitenciarnogo foruma, priurochennogo k provedeniyu v 2021 godu v Rossijskoj Federacii goda nauki i texnologij, Ryazan`, 17-19 noyabrya 2021 goda [Crime. Punishment. Correction. Collection of abstracts of speeches and reports of participants of the V International Penitentiary Forum dedicated to the Year of Science and Technology in the Russian Federation in 2021, Ryazan, November 17-19, 2021]. Ryazan`: Akademiya prava i upravleniya Federal`noj sluzhby` ispolneniya nakazanij Publ., 2021, pp. 141-144. (in Russian)
7. Volkova I.A., Petrova V.S. Formirovanie cifrovy`x kompetencij v professional`nom obrazovanii [Formation of digital competencies in professional education]. Vestnik Nizhnevartovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Nizhnevartovsk State University], 2019, no. 1, pp. 17-24. (in Russian)
8. Galkin D.V. Sovremenny`e issledovaniya cifrovoj kul`tury` [Modern studies of digital culture]. Gumanitarnaya informatika [Humanitarian informatics], 2004, no. 1, pp. 40-49. (in Russian)
9. Gal`perin P.Ya. Opy`t izucheniya formirovaniya umstvenny`x dejstvij [The experience of studying the formation of mental actions]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14: Psixologiya [Bulletin of the Moscow University. Series 14: Psychology], 2017, no. 4, pp. 3-20. (in Russian)
10. Gnaty`shina E.V., Salamatov A.A. Cifrovizaciya i formirovanie cifrovoj kul`tury`: social`ny`e i obrazovatel`ny`e aspekty` [Digitalization and formation of digital culture: social and educational aspects]. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State Pedagogical University], 2017, no. 8, pp. 19-24. (in Russian)
11. Konstantinova D.S., Kudaeva M.M. Cifrovy`e kompetencii kak osnova transformacii professional`nogo obrazovaniya [Digital competencies as the basis for the transformation of vocational education]. E`konomika truda [Labor economics], 2020, Tom 7, no. 11, pp. 1055-1072. (in Russian)
12. Kriger E.E`. Xarakteristiki cifrovogo obshhestva i principy` obrazovaniya v nem [Characteristics of the digital society and principles of education in it]. Vestnik RGGU. Seriya: Psixologiya. Pedagogika. Obrazovanie [Bulletin of the Russian State University for the Humanities. Series: Psychology. Pedagogy. Education], 2018, no. 4 (14), pp. 29-39. (in Russian)
13. Kuzneczova T.F. Cifrovaya kul`tura [Digital culture]. Znanie. Ponimanie. Umenie [Knowledge. Understanding. Ability], 2018, no. 4, pp. 233-237. (in Russian)
14. Kuzneczova T.F. Cifrovoe obshhestvo, cifrovaya kul`tura i gumanitarizaciya vy`sshego obrazovaniya: tezaurusny`j podxod [Digital society, digital culture and humanitarization of higher education: a thesaurus approach]: monograph. M.: Moskovskij gumanitarny`j universitet Publ., 2020, 192 p. (in Russian)
15. Lyaudis V.Ya. Metodika prepodavaniya psixologii [Methods of teaching psychology]: study guide. M.: Piter Publ., 2007, 192 p. (in Russian)
16. Proskurin D.E., Sokolova E.G. «Cifrovaya kul`tura» vs «Analogovaya kul`tura» ["Digital Culture" vs "Analog Culture"]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Seriya 17. Filosofiya. Konfliktologiya. Kul`turologiya. Religiovedenie [Bulletin of St. Petersburg University. Series 17. Philosophy. Conflictology. Cultural studies. Religious studies], 2013, no. 4, pp. 83-91. (in Russian)
17. Rasporyazhenie Pravitel`stva RF ot 29.04.2021 no. 1138-r «O Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel`noj sistemy` Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda»[Order of the Government of the Russian Federation No. 1138-r dated 04/29/2021 "On the Concept of development of the penal system of the Russian Federation for the period up to 2030"] [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/ (accessed 11.04.2022). (in Russian)
18. Semy`shev M.V., Semy`sheva V.M., Rezunova M.V., Ovchinnikova O.A. Formirovanie cifrovoj kul`tury` sredstvami gumanitarny`x disciplin [Formation of digital culture by means of humanitarian disciplines]. Mezhdunarodny`j nauchny`j zhurnal [International Scientific Journal], 2020, no. 1, pp. 134-143. (in Russian)
19. Cherny`x S.I., Parshikov V.I. Cifrovaya kul`tura kak gumanitarny`j fenomen [Digital culture as a humanitarian phenomenon]. Professional`noe obrazovanie v sovremennom mire [Professional education in the modern world], 2016, Tom 6, no. 4, pp. 601-607. (in Russian)
20. Shly`kova O.V. Cifrovaya kul`tura: novy`j e`tap transformacii i osmy`sleniya strategii smart-budushhego [Digital culture: a new stage of transformation and understanding of the smart future strategy]. In the book: Informacionnaya e`poxa: novy`e paradigmy` kul`tury` i obrazovaniya [The Information Age: new paradigms of culture and education]: monograph; ed. by N.B. Kirillov. Ekaterinburg: Izdatel`stvo Ural`skogo universiteta Publ., 2019, pp. 46-68. (in Russian)