FEATURES OF THE PSYCHOLOGY OF DRIVERS HELD CRIMINALLY LIABLE FOR TRAFFIC ACCIDENTS
Abstract and keywords
Abstract (English):
At present, the situation on the streets and roads of our country, associated with traffic accidents, as a result of which a tragedy occurred or a high degree of injury was received, remains quite acute. The tasks of a complete, comprehensive and objective investigation of traffic accidents, as well as prevention and the expected type of alleged accidents, can only be solved by the possible causes and conditions for their occurrence. Modern science, along with external factors affecting road traffic accidents, also considers internal factors that are directly related to a person as a road user. The internal factors influencing human behavior include, among other things, the psychological component of the individual. In this connection, the problems of the psychological causes of crimes in the field of road safety are of considerable scientific interest. Of particular relevance in this regard is the study of the psychological characteristics of the person who committed traffic crimes, as a result of which people were seriously injured or fatally injured, including if these acts were committed in a state of intoxication and (or) are associated with leaving the place of its commission.

Keywords:
traffic accidents, traffic crimes, driver, offender's personality, article 264 of the Criminal Code of the Russian Federation, psychological features of the personality
Text

Согласно официальной статистике за 2021 год в Российской Федерации произошло 133 331 (-3,1%) происшествий связанных с дорожным движением, в результате чего 167 856 (- 4,2%) человек получили телесные повреждения различной степени тяжести, для 14 874 (-5,8%) человек дорожно-транспортные происшествия[1] закончились смертельным исходом. Однако, несмотря на положительную тенденцию снижения количества ДТП, уровень аварийности на дорогах нашей страны по-прежнему высок (каждое одиннадцатое ДТП заканчивается смертельным исходом) [16].

В 2018 году Правительством Российской Федерации разработана и принята важнейшая основа для реализации государственной политики в области безопасности дорожного движения на всех уровнях государственной власти (распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.01.2018 № 1-р «Об утверждении Стратегии безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 – 2024 годы[2]).

Основной целью данной Стратегии является повышение безопасности дорожного движения, а также стремление к нулевой смертности в дорожно-транспортных происшествиях к 2030 году[3].

В рамках реализации указанной Стратегии разработан федеральный проект «Безопасность дорожного движения» ответственным исполнителем ключевых мероприятий которого определено МВД России.

В соответствии со статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации, за причинение тяжкого вреда здоровью или смерти человека, при управлении транспортным средством, предусмотрена уголовная ответственность[4].

В 2020 году сотрудниками Госавтоинспекции МВД России выявлено 18 629 преступлений, предусмотренных статьей 264 УК РФ (- 15,4 %). Из них: за причинение тяжкого вреда здоровью человека, по части 1 статьи 264 УК РФ, привлечено к уголовной ответственности 3 299 водителей транспортных средств (43 % от общего количества осужденных по статье 264 УК РФ), за совершение аналогичного преступления в состоянии опьянения или если преступление сопряжено с оставлением места происшествия, по части 2 статьи 264 УК РФ, осуждено 1 218 лиц (16 % от общего количества осужденных по статье 264 УК РФ). По части 3 статьи 264 УК РФ, за совершение ДТП со смертельным исходом привлечено к уголовной ответственности 1 924 человека (25 % от общего количества осужденных по статье 264 УК РФ), по части 4 статьи 264 УК РФ, за смертельное ДТП совершенное в состоянии опьянения, или если преступник скрылся с места происшествия, осуждено 869 водителей (11 % от общего количества осужденных по статье 264 УК РФ) [17].

Рисунок 1. Доля привлеченных к уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ.

 

Эффективное предупреждение и пресечение преступлений в области безопасности дорожного движения будет возможно лишь в случае, когда внимание будет уделяться не только внешним обстоятельствам произошедшего преступления, но и личности самого преступника, как источника причин их возникновения. В связи с чем, проблемы психологических причин преступлений, в том числе в области безопасности дорожного движения, вызывают заметный научный интерес. В связи с этим большую актуальность приобретает исследование психологических особенностей личности совершивших дорожно-транспортные преступления, в том числе если данные деяния совершенны в состоянии опьянения и (или) сопряжены с оставлением места его совершения.

Таким образом, выявление личностных особенностей преступников, совершивших дорожно-транспортные преступления, является первоочередной задачей по выработке мер, направленных на обеспечение транспортной безопасности, защите жизни и здоровья граждан.

Личность преступника в наиболее общем виде понимается как комплекс специфических социально-психологических качеств и свойств человека, виновного в совершении уголовно наказуемого деяния. Она имеет как юридические признаки, так и психологические особенности.

Психологические особенности личности преступника – это совокупность врожденных и приобретенных психологических свойств человека, являющихся внутренними условиями преступного поведения.

В криминальной психологии для обоснования предпосылок преступного поведения рассматриваются те совокупности психологических свойств личности, которые обладают криминальной потенцией, то есть внутренней способностью лица в определенных условиях совершать преступные деяния [12].

Известный российский ученый Ю.М. Антонян утверждал, что «личность преступника отличается от законопослушной личности асоциальным содержанием ценностно-нормативной системы и устойчивыми психологическими особенностями, сочетание которых имеет криминогенное значение и является специфическим именно для преступников». [2].

В своих трудах В.Н. Кудрявцев обращал внимание на тот факт, что в своем большинстве преступники имеют ряд специфических особенностей, однако из этого не следует, что эти характерные свойства личности типичны для всех лиц, совершивших преступные деяния. Даже отсутствие характерных личностных признаков, у отдельного ряда преступников, оставляет актуальным вопрос их исследования как источника преступного поведения [11].

По мнению М.И. Еникеева причины преступного поведения возможно понять путем изучения личностных особенностей, сформированных в процессе социализации личности и дальнейшего их закрепления. Согласно позиции автора, изучение причин преступного поведения, посредством психологических методов, позволяет получить сведения о характерных чертах, основных мотивационных тенденциях, специфики мироощущения, интересах и потребностях, ценностных установок и ориентиров лица [7].

Василенко В.А. в своей статье писал о том, что существует взаимозависимость между психологическими особенностями человека и возникновением ДТП, хотя она не явна. Подтверждением тому может служить неоднократность дорожных происшествий и повторные совершения правонарушений у одних и тех же участников дорожного движения. Автор указывает: «Есть такие психологические особенности, которые «предрасполагают к аварийности», хотя и не являются фатальными» [6]. На основании чего делается вывод о том, что ошибочные действия водителя, в результате которых случается ДТП, происходят в силу личностных характеристик и психологических закономерностей.

Считается, что дорожно-транспортные преступления не несут большую общественную опасность, в связи с чем, причинение тяжкого вреда здоровью и смерти человека в результате ДТП отнесено к категории неосторожных преступлений. А лиц, неосторожность которых привела к совершению преступления, – к неумышленным преступникам, для которых обычно не свойственны дефекты правового и нравственного сознания.

В настоящее время в понимании науки неосторожность выступает как явление, складывающееся из определенных дефектов поведения индивидуума. У неосторожных преступников замечены устойчивые дефекты различных сфер личности, которые обычно связанные с отрицательными чертами их личности, которые в свою очередь, принято рассматривать в качестве причины совершения неосторожных преступлений. Таким образом, детальный анализ и точный учет негативных психологических факторов личности, позволит вскрыть действительные причины и механизмы неосторожных преступлений [4].

Ю.М. Антоняном в своих работах описываются две группы личностей неосторожных преступников:

1. Самонадеянные и легкомысленные, данным натурам характерны такие личностные качества как авторитарность, безапелляционность, самоуверенность и бравада.

2. Небрежные, такие личности желают свести к минимуму свои интеллектуальные, физические затраты и волевые усилия.

По мнению автора, определяющими личностными чертами неосторожных преступников является: тревожность, волнение в стрессовых ситуациях, неуверенность в своих сила. Кроме того, автор указывает на то, что среди этой группы преступников, минимальное количество лиц с чертами типичными для преступников [1].

Различия субъектов умышленных и неосторожных преступлений в своих трудах приводил П.С. Дагель, по его мнению, эти различия состоят в том, что в первом случае, при умышленном преступлении - преступник на прямую или косвенно входит в конфронтацию с интересами общества, во втором случае, при неосторожном преступлении - преступник не хочет причинять вред обществу, он даже может не осознавать общественной опасности своего деяния, либо он уверен в способности его предотвращения. При этом автор фокусирует внимание на том, что существуют две основные причины неосторожных преступлений: первая – это невнимательность и вторая – это безответственность лиц, совершивших данные виды преступлений [8].

Методикой многостороннего исследования личности (ММИЛ), в ходе проведенных российскими учеными исследованиями психологических особенностей лиц, отнесенных к категории неосторожных преступников выявлена относительная однородность психологических показателей данной категории лиц.

Так, практически каждому из исследуемых были характерны пиковые значения по шкале 7 ММИЛ (фиксация тревоги и ограничительное поведение), что возможно выражает преобладание в качестве личностных черт характера пассивно-страдательную позицию. На основании чего был сделан вывод, о том, что определяющим личностным качеством, для указанных лиц, явилась такая характеристика как тревожность. Для этой категории людей специфичным является стремление принять вину за случившееся на себя, а также чрезмерный контроль за собой и сомнение в своих силах [3].

Рисунок 2. Усредненные профили ММИЛ неосторожных преступников (1) и законопослушных граждан (2).

В рамках научной работы Л.К. Костиной выделены следующие условные типологии водителей - злостных нарушителей:

1. «Циничный водитель» - эта категория водителей, которым правонарушения за рулем сходили с рук, в связи с чем у них ослабленно чувство страха перед возможным наказанием. У таких личностей обычно атрофированы нравственные чувства.

2. «Провоцирующий водитель» – это водитель, который желая обратить на себя внимание других участников дорожного движения, своим поведением создает такие дорожные ситуации, которые приводят других водителей к совершению правонарушений.

3. «Агрессивно-рискованный водитель» - это водители, с выраженной враждебностью в чертах характера, в конфликтных ситуациях на дороге проявляют агрессивностью и способны на безрассудные действия.

4. «Неопытный водитель» - это начинающие водители, у которых в силу отсутствия опыта, при возникновении сложных дорожных ситуаций, нет возможности предотвратить правонарушение.

5. «Эмоционально-неустойчивый (тревожный) водитель» - это водитель, который в силу своих личностных качеств, с легкостью поддается страху. При возникновении стрессовых ситуациях в процессе дорожного движения у такого водителя наблюдается резкое снижение мыслительной деятельности и падает эффективность действий.

При этом автор выделил объединяющее все типы водителей характеристику, заключающуюся в «недостаточной правовой подготовленностью к участию в дорожном движении и – как следствие – деформацией правосознания личности» [9].

В научном исследовании по изучению особенностей личностной психологии, осужденных и отбывающих наказание в местах заключения за совершение дорожно-транспортных преступлений в состоянии опьянения, С.А. Красненковой выявлены общие для данной категории исследуемых ключевые характеристиками личности (по СМИЛ), такие как: «импульсивность, раздражительность, снижение эмоционального контроля, безответственность, склонность быстро принимать решение, порой не задумываясь о последствиях своих поступков, самоуверенность, тщеславие, эгоизм, невротическая утомляемость (недостаток энергии, беспричинные страхи, склонность к неврозам), склонность к деструктивному поведению, свобода в проявлении эмоций, гибкие установки по отношению к социальным нормам, низкое чувство вины, пренебрежение правилами, слабый интерес к общественным стандартам» [12].

В своей работе автор отмечает, что отличительной особенностью обследуемой категории граждан явился антисоциальный характер их поведения, который более типичен для умышленных преступников. Для большинства из этих преступников совершенное ДТП – это логичное продолжение их деятельности, проявление их собственных негативных личностных установок, в свою очередь демонстрирующих пренебрежительное отношение к закону, а также к жизни и здоровью других людей. Данный факт может свидетельствовать о наличии криминальной предиспозиции личности – предрасположенности к нарушению установленных правил и законов [11].


 
 

 

 

Рисунок 3. Усредненные профили СМИЛ личности осужденных по ст. 264 УК РФ.

 

Полученные Красненковой С.А. результаты принципиально не противоречат проведенным ранее исследованиям в данной области, а психологический портрет осужденного данной категории отчасти соответствует социально-психологическим характеристикам составленными психологами-криминологами и судебными психологами в разное время.

Водителям, совершившим ДТП с тяжкими последствиями свойственен эгоизм и черствость, особенно это проявляется в действиях преступников в попытках уйти от ответственности путем оставления места ДТП и неоказания помощи пострадавшем, указывает в своих трудах В. В. Иванова [9].

О схожести симтокомплексов личностных свойств преступников – преднамеренных убийц и лиц, совершивших неосторожные убийства, к которым относятся и лица совершившие дорожно-транспортные преступления, высказывалась Щелкушкина Е.А. [15].

По мнению Л. Вишки говорить о том, что лица совершившие дорожно-транспортные преступления не являются преступниками в корне ошибочно, данный вид преступлений имеет схожие черты с классическими преступлениями [6].

На основании изложенного можно сделать вывод, о том, что сочетание определенных психологических особенностей личности водителя может иметь криминогенное значение и быть специфичным для криминологической группы дорожно-транспортных преступников.

В настоящее время при расследовании дорожно-транспортных преступлений основное внимание уделяется выявлению технического аспекта совершения дорожно-транспортного происшествия, зачастую человек со своими индивидуально-психологическими особенностями в расчет не принимается, что на наш взгляд является ошибкой.

Важно отметить, что психологические особенности личности преступника, привлеченного к уголовной ответственности за дорожно-транспортные преступления, изучены ещё недостаточно. Получение положительных результатов в изучении личности водителей предоставит определенный потенциал в выявлении лиц, склонных к совершению данного вида преступлений, а также более эффективному определению причин и условий совершения ДТП, в целях выработки и принятия мер по их предупреждению.

 

[1] Далее - ДТП

[2] Далее – Стратегия

[3] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.01.2018 № 1-р «Об утверждении Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018 – 2024 годы».

[4] Уголовный кодекс Российской Федерации.

References

1. Antonyan Yu. M. Kriminologiya [ Criminology]. M.: Yurayt Publ., 2013. 523 p. (in Russia)

2. Antonyan Yu.M., Golubev V.P., Kudryakov Yu.P., Bovin V.G. Nekotorye otlichitel'nye psihologicheskie cherty lichnosti prestupnika // Lichnost' prestupnika i preduprezhdenie prestupleniy. Sb. nauchnyh trudov [The identity of the offender and the prevention of crimes. Sat. scientific works ]. - M., 1987. - P. 13-26. (in Russia)

3. Antonyan Yu.M., Eminov V.E. Lichnost' prestupnika. Krimnologo-psihologicheskoe issledovanie [The identity of the perpetrator. Crimological and psychological research ]. - M.: Norma Publ.,, 2010. - 368 p. (in Russia)

4. Antonyan Yu.M., Enikeev M.I., Eminov V.E. Psihologiya prestupleniya i nakazaniya: monografiya [Psychology of crime and punishment: monograph ]. - RG-Press Publ.,, 2017. (in Russia)

5. Vasilenko V.A. Psihologicheskie osobennosti voditelya, kak faktor bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya. - Molodoy uchenyy [ A young scientist]. - 2013. - № 2 (49). - P. 309-312. (in Russia)

6. Vishki L. Transportnye prestupleniya i kriminologicheskie teorii lichnosti [Transport crimes and criminological theories of personality ]. M.: Fond VNII BD MVD Rossii. SR-775. 214 p. (in Russia)

7. Dagel' P. S. Neostorozhnost'. Ugolovno-pravovye i kriminologicheskie problemy [ Negligence. Criminal law and criminological problems]. M.: Yurid. lit Publ., 1977. 144 p. (in Russia)

8. Enikeev M.I. Yuridicheskaya psihologiya. S osnovami obschey i social'noy psihologii: Uchebnik dlya vuzov. - 2-e izd., pererab. [Legal psychology. With the basics of general and social psychology: A textbook for universities ] - M.: Norma Publ., 2006. - 517 p. (in Russia)

9. Ivanova V. V. Preduprezhdenie ugolovno-nakazuemyh narusheniy pravil bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: dis. ... kand. yurid. nauk. [Prevention of criminally punishable violations of traffic safety rules: dis. ... cand. legal Sciences] M., 1995. 210 p. (in Russia)

10. Kostina L.N. Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. [ Scientific notes of the Oryol State University] No1 (57), 2014. (in Russia)

11. Krasnenkova S.A., Izuchenie lichnostnyh osobennostey vinovnikov dorozhno-transportnyh proisshestviy s tyazhkimi posledstviyami // Gumanitarnyy vektor. [ ] 2015. № 1 (41). P. 111-117. (in Russia)

12. Krasnenkova S.A., Schelkushkina E.A., Nekotorye kriminologicheskie i individual'no-psihologicheskie harakteristiki lic, sovershivshih dorozhno-transportnye prestupleniya v sostoyanii alkogol'nogo op'yaneniya, Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya, [Applied Legal Psychology ] 2015. (in Russia)

13. Kudryavcev V.N. Prestupnost' i nravy perehodnogo obschestva [Crime and mores of a transitional society ]. - M.: Gardariki Publ., 2002. - 237 p. (in Russia)

14. Pastushenya A.N. Kriminal'naya psihologiya. Uchebno-metodicheskoe posobie. [ Criminal psychology. Teaching aid] Mn., 2007. (in Belarus)

15. Schelkushkina E.A. Psihodinamika lichnosti osuzhdennyh za ubiystvo: dis. ... kand. psihol. nauk. [ Psychodynamics of the personality of those convicted of murder: dis. ... cand. psychol. Sciences] Ryazan', 2011. 212 p. (in Russia)

16. Dorozhno-transportnaya avariynost' v Rossiyskoy Federacii za 2021 god, Informacionno-analiticheskiy obzor. [Road traffic accidents in the Russian Federation for 2021, Information and analytical review. M.: FKU "NTs BDD of the Ministry of Internal Affairs of Russia" ] M.: FKU «NC BDD MVD Rossii», 2022, 126 p. (in Russia)

17. Pravoprimenitel'naya deyatel'nost' v oblasti bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v 2020 godu. Informacionno-analiticheskiy obzor. [ Road safety enforcement in 2020. Information-analytical review] - M.: FKU «NC BDD MVD Rossii», 2021, 75 p. (in Russia)


Login or Create
* Forgot password?