TO THE QUESTION OF THE IMPLEMENTATION OF THE ALGORITHM FOR MANAGING THE PROCESSES OF DIGITAL TRANSFORMATION OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM
Rubrics: MANAGEMENT
Abstract and keywords
Abstract (English):
The problems of ensuring the required dynamics of the development of the higher education system, adequate to the speed and trends of the socio-economic development of society, implemented in the conditions of not only accelerating scientific and technological progress, but also the transition of society from the fifth technological order to the sixth, accompanied by the digitalization of the economy, are considered. In this regard, in the present study, based on a reasonable algorithm for managing the processes of digital transformation of the higher education system (based on research on the theoretical and methodological foundations of subject education in the higher education system, and including blocks: analysis and evaluation of factors and conditions that determine the possibilities and prospects for digital transformation of the system of higher education; development of the concept of adaptive digital transformations of the higher education system; development of a rational model of adaptive digital transformations of the higher education system; development of a set of guidelines for managing the processes of adaptive digital transformations of the higher education system) considered) considered the issues of its practical implementation, taking into account the expected results of the projects of the Digital Strategy transformation of branch science and higher education of the Ministry of Education and Science of Russia.

Keywords:
algorithm implementation, process management, digital transformation, higher education system
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

Происходящие в обществе технологические, экономические, социальные и политические трансформации [24], обусловленные сменой пятого технологического уклада шестым [5], требуют разработки адекватных подходов [28] к управлению процессами цифровой трансформации системы высшего образования [20].

Общие подходы к стратегическому развитию процессов цифровой трансформации высшего образования в Российской Федерации нашли отражение в «Стратегических направлениях в области цифровой трансформации науки и высшего образования», утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р [12], однако для управления непосредственными процессами цифровой трансформации вузов требуется разработка более детальных практических механизмов цифровизации, связанных с реализацией алгоритма управления процессами цифровой трансформации системы высшего образования с учетом ожидаемых результатов проектов Стратегии цифровой трансформации отраслевой науки и высшего образования Минобрнауки России, что и предопределило актуальность данного исследования.

Цель исследований

Таким образом, целью представленных исследований является рассмотрение перспектив реализации алгоритма управления процессами цифровой трансформации системы высшего образования, отвечающей современным технологическим, экономическим, социальным и политическим трансформациям, обусловленным закономерной сменой технологических укладов, с учетом ожидаемых результатов проектов Стратегии цифровой трансформации отраслевой науки и высшего образования Минобрнауки России. 

Методическая база исследований

Методическую базу исследований составили Стратегия цифровой трансформации отраслевой науки и высшего образования, разработанная Министерством науки и высшего образования Российской Федерации [15], известные научные работы по проблемам управления процессами цифровой трансформации системы высшего образования таких авторов, как Гаирбекова П.И. [1], Глотова М.И. [3], Дигтяр О.Ю. [4], Жук О.Л. [6], Колыхматов В.И. [8], Минина В.Н. [11], Сумина Г.А., Новикова Е.Ю. [16], Сундукова Г.М., Бобылева Н.В., Деревягина Л.Н. [17], Тебекин А.В. [23], Уваров А.Ю., Фрумин И.Д. [29], Шепелова Н.С., Шепелов Н.Н. [32] и др., а также авторские труды по теме исследований [18−21].

 

Основные результаты исследований

Отправной точкой исследований явились основные треки (рис. 1) и проекты (рис. 2) Стратегии цифровой трансформации отраслевой науки и высшего образования Минобрнауки России [15] (далее Стратегии цифровой трансформации Минобрнауки).

 

Рис. 1. Основные треки Стратегии цифровой трансформации науки и высшего образования Минобрнауки России [15]

 

 

 

Рис. 2. Проекты Стратегии цифровой трансформации отраслевой науки и высшего образования Минобрнауки России [15]

 

В интересах обеспечения процессов цифровой трансформации высшего образования были рассмотрены возможности реализации разработанного алгоритма управления процессами цифровой трансформации системы высшего образования с целью повышения ее эффективности (в том числе экономической), основные блоки которого представлены на рис. 3 [20], с учетом ожидаемых результатов реализации проектов Стратегии цифровой трансформации Минобрнауки [15].

 

 

Рис. 3. Основные блоки алгоритма управления процессами цифровой трансформации системы высшего образования [20]

 

Первый блок представленного алгоритма управления процессами цифровой трансформации (далее ЦТР) системы высшего образования (далее СВО) – «Исследование теоретико-методологических основ предметного образования в системе высшего образования» (рис. 3) предполагает выполнение следующих задач:

− во-первых, необходимо комплексно исследовать теоретические основы развития подходов к обучению в СВО [21] в их эволюционном развитии;

− во-вторых, необходимо выявить закономерности взаимодействия теоретико-методологических и практических аспектов обучения в СВО и последующей трудовой деятельности обучаемых [25];

− в-третьих, необходимо детально провести анализ современных тенденций развития методологических подходов к построению предметного образования [14] в СВО;

− в-четвертых, требуется исследование основных современных проблем развития теоретико-методологических основ предметного обучения в СВО [10].

При этом для осуществления блока алгоритма управления процессами ЦТР СВО – «Исследование теоретико-методологических основ предметного образования в системе высшего образования» (рис. 3) могут быть использованы результаты реализации проекта «Единая сервисная платформа науки» (рис. 2) Стратегии цифровой трансформации Минобрнауки [15].

Второй блок представленного алгоритма управления процессами ЦТР СВО – «Анализ факторов и условий, определяющих возможности трансформации системы высшего образования, и оценка их влияния на процессы трансформации» (рис. 3) предполагает выполнение следующих задач:

− во-первых, требуется проведение анализа и оценки возможностей и ограничений применения общенаучных методов познания [22] при реализации процессов трансформации в СВО;

− во-вторых, необходимо проведение анализа специфики познания при усвоении содержания образовательных областей в условиях ускорения научно-технической и социально-экономической динамики [27];

− в-третьих, требуется осуществить анализ и обеспечить выявление общих закономерностей реализации образовательных процессов с учетом современных дидактических возможностей, предоставляемых информационно-коммуникационными технологиями [2];

− в-четвертых, необходимо провести анализ отечественного и зарубежного опыта развития методологии предметного образования в СВО [13];

− в-пятых, необходимо выполнить прогнозирование вероятных сценариев развития методологии предметного образования в СВО [9].

Для реализации задач блока алгоритма управления процессами ЦТР СВО «Анализ факторов и условий, определяющих возможности трансформации системы высшего образования, и оценка их влияния на процессы трансформации» (рис. 3) могут быть использованы результаты реализации проекта «Датахаб» (рис. 2) Стратегии цифровой трансформации Минобрнауки [15].

Третий блок представленного алгоритма управления процессами ЦТР СВО – «Обоснование концепции адаптивных трансформаций системы высшего образования с использованием комплекса сквозных цифровых технологий» (рис. 3) предполагает выполнение следующих задач:

− во-первых, необходимо определение системы целеполагания при адаптивных трансформациях СВО с использованием комплекса сквозных цифровых технологий (далее КСЦТ) [33]; 

− во-вторых, требуется провести обоснование основных положений концепции адаптивных трансформаций СВО с использованием КСЦТ [12];

− в-третьих, необходимо оценить и учесть возможности развития СВО с использованием КСЦТ в интересах осуществления адаптивных трансформаций СВО [31];

− в-четвертых, необходимо провести анализ проблем формирования положительной мотивации участников процессов адаптивных трансформаций СВО с использованием КСЦТ [26], включая вопросы локализации сопротивления изменениям;

− в-пятых, из детализированных составляющих (звеньев) адаптивных трансформаций СВО с использованием КСЦТ, полученных в ходе проведенного анализа, необходимо осуществить синтез единой концепции адаптивных трансформаций СВО.

Для реализации задач блока алгоритма управления процессами ЦТР СВО «Обоснование концепции адаптивных трансформаций системы высшего образования с использованием комплекса сквозных цифровых технологий» (рис. 3) могут быть использованы результаты реализации проекта «Архитектура цифровой трансформации» (рис. 2) Стратегии цифровой трансформации Минобрнауки [15].

Четвертый блок представленного алгоритма управления процессами ЦТР СВО – «Разработка рациональной модели адаптивных трансформаций системы высшего образования с использованием комплекса сквозных цифровых технологий» (рис. 3) предполагает выполнение следующих задач:

− во-первых, необходимо провести анализ известных моделей информатизации образования, которые потенциально могут быть использованы при адаптивных трансформациях СВО [3];

− во-вторых, необходимо осуществить синтез новых вариантов моделей адаптивных трансформаций СВО с использованием КСЦТ с учетом сценариев развития отечественной СВО [29];

− в-третьих, требуется разработать целевую функцию для оценки эффективности модели адаптивных трансформаций СВО с использованием КСЦТ [30];

− в-четвертых, необходимо определить рациональную модель адаптивных трансформаций СВО с использованием КСЦТ [15];

− в-пятых, требуется провести оценку ожидаемой народно-хозяйственной эффективности адаптивных трансформаций СВО с использованием КСЦТ при использовании предложенной рациональной модели [7].

Для реализации задач блока алгоритма управления процессами ЦТР СВО «Разработка рациональной модели адаптивных трансформаций системы высшего образования с использованием комплекса сквозных цифровых технологий» (рис. 3) могут быть использованы результаты реализации проекта «Цифровой университет» (рис. 2) Стратегии цифровой трансформации Минобрнауки [15].

Пятый блок представленного алгоритма управления процессами ЦТР СВО – «Формирование комплекса методических рекомендаций по реализации процессов адаптивных трансформаций системы высшего образования с использованием сквозных цифровых технологий» (рис. 3) предполагает выполнение следующих задач:

− во-первых, целесообразно сформировать методические рекомендации по использованию предложенного алгоритма (рис. 3) формирования и реализации методологии адаптивных трансформаций СВО с использованием КСЦТ;

− во-вторых, целесообразно сформировать методические рекомендации по анализу и оценке факторов и условий, определяющих возможности трансформации СВО;

− в-третьих, целесообразно сформировать методические рекомендации по реализации положений концепции адаптивных трансформаций СВО с использованием КСЦТ;

− в-четвертых, целесообразно сформировать методические рекомендации по внедрению предложенной рациональной модели адаптивных трансформаций СВО с использованием КСЦТ, включая разработку и внедрение в практику требований цифровой этики;

− в-пятых, целесообразно сформировать методические рекомендации по оценке эффективности реализации адаптивных трансформаций СВО с использованием КСЦТ.

Для реализации задач блока алгоритма управления процессами ЦТР СВО «Формирование комплекса методических рекомендаций по реализации процессов адаптивных трансформаций системы высшего образования с использованием сквозных цифровых технологий» (рис. 3) могут быть использованы результаты реализации проекта «Маркетплейс программного обеспечения и оборудования» (рис. 2) Стратегии цифровой трансформации Минобрнауки [15].

Обсуждение результатов и выводы

Таким образом, проведенные исследования перспектив реализации алгоритма управления процессами цифровой трансформации системы высшего образования, отвечающей современным технологическим, экономическим, социальным и политическим трансформациям, обусловленным закономерной сменой технологических укладов, с учетом ожидаемых результатов проектов Стратегии цифровой трансформации отраслевой науки и высшего образования Минобрнауки России показали следующее. 

Для осуществления блока алгоритма управления процессами ЦТР СВО – «Исследование теоретико-методологических основ предметного образования в системе высшего образования» могут быть использованы результаты реализации проекта «Единая сервисная платформа науки».

Для реализации задач блока алгоритма управления процессами ЦТР СВО «Анализ факторов и условий, определяющих возможности трансформации системы высшего образования, и оценка их влияния на процессы трансформации» могут быть использованы результаты реализации проекта «Датахаб».

Для реализации задач блока алгоритма управления процессами ЦТР СВО «Обоснование концепции адаптивных трансформаций системы высшего образования с использованием комплекса сквозных цифровых технологий» могут быть использованы результаты реализации проекта «Архитектура цифровой трансформации».

Для реализации задач блока алгоритма управления процессами ЦТР СВО «Разработка рациональной модели адаптивных трансформаций системы высшего образования с использованием комплекса сквозных цифровых технологий» могут быть использованы результаты реализации проекта «Цифровой университет».

Для реализации задач блока алгоритма управления процессами ЦТР СВО «Формирование комплекса методических рекомендаций по реализации процессов адаптивных трансформаций системы высшего образования с использованием сквозных цифровых технологий» могут быть использованы результаты реализации проекта «Маркетплейс программного обеспечения и оборудования».

References

1. Gairbekova P.I. Aktual'nye problemy cifrovizacii obrazovaniya v Rossii // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2021. - № 2.

2. Gasishvili M.L. Didakticheskie vozmozhnosti ispol'zovaniya informacionno-kommunikacionnyh tehnologiy v obrazovatel'nom i vospitatel'nom processe pri obuchenii. https://infourok.ru/material.html?mid=49139&

3. Glotova M.I. Analiz opyta cifrovoy transformacii otechestvennogo vysshego obrazovaniya // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2021. - № 1.

4. Digtyar O.Yu. Sovremennye tendencii v cifrovom obrazovanii i ih primenenie v uchebnom processe. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2019. − №5. − S. 342-344.

5. Egorova A.A., Tebekin A.V., Tebekin P.A. Strategicheskoe vliyanie shestogo tehnologicheskogo uklada na nauchno-proizvodstvennye, ekonomicheskie, social'nye i politicheskie aspekty razvitiya mirovogo i nacional'nogo hozyaystva. // Epomen. − 2020. − № 49. − S. 85-100.

6. Zhuk, O.L. Aktual'nye napravleniya razvitiya obrazovaniya i nauchno-pedagogicheskih issledovaniy v usloviyah cifrovoy transformacii / O.L. Zhuk // Pedagogika. - 2020. - № 3. - S. 5 - 14.

7. Kokuyceva T.V., Ovchinnikova O.P. Metodicheskie podhody k ocenke effektivnosti cifrovoy transformacii predpriyatiy vysokotehnologichnyh otrasley promyshlennosti // Kreativnaya ekonomika. - 2021. - T. 15. - № 6. - S. 2413-2430.

8. Kolyhmatov V.I. Professional'noe razvitie pedagoga v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya: ucheb-metod. posobie - Sankt-Peterburg: GAOU DPO «LOIRO», 2020. - 135 s.

9. Lanskih A.N. Prognozirovanie tendenciy razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya na osnove metodologii Forsayt // Rossiyskoe predprinimatel'stvo. - 2011. - T. 12. - № 8. - S. 113-117.

10. Mandel' B.R. Sovremennye problemy pedagogicheskoy nauki i obrazovaniya: uchebnoe posobie dlya obuchayuschihsya v magistrature / B. R. Mandel'. - Moskva; Berlin: Direkt-Media, 2018. - 303 s.

11. Minina V.N. Cifrovizaciya vysshego obrazovaniya i ee social'nye rezul'taty. // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta. Sociologiya. − 2020. − T.13. − Vyp. 1. − S. 84-101.

12. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 21 dekabrya 2021 g. № 3759-r. Ob utverzhdenii strategicheskogo napravleniya v oblasti cifrovoy transformacii nauki i vysshego obrazovaniya. https://base.garant.ru/403303308/?

13. Svetlov A.A. Problemy i perspektivy razvitiya sistemy obrazovaniya: rossiyskiy i zarubezhnyy opyt / A. A. Svetlov. - Tekst: neposredstvennyy // Obrazovanie i vospitanie. − 2020. − № 1 (27). − S. 1-4.

14. Sovremennye tendencii razvitiya sistemy obrazovaniya: sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii / redkol.: Zh. V. Murzina, O. L. Bogatyreva, N. S. Tolstov. - Cheboksary: ID «Sreda», 2019. - 364 s.

15. Strategiya cifrovoy transformacii otrasli nauki i vysshego obrazovaniya". (utv. Minobrnauki Rossii). https://legalacts.ru/doc/strategija-tsifrovoi-transformatsii-otrasli-nauki-i-vysshego-obrazovanija-utv/

16. Sumina G.A., Novikova E.Yu. Cifrovaya transformaciya obrazovaniya. metodicheskie rekomendacii. Saratov: «Saratovskiy oblastnoy institut razvitiya obrazovaniya», 2021.

17. Sundukova G.M., Bobyleva N.V., Derevyagina L.N. Strategicheskoe upravlenie vuzom v usloviyah cifrovoy ekonomiki // Vestnik Evraziyskoy nauki. - 2019. − No3.

18. Surat L.I. Sovremennye tendencii razvitiya informatizacii obrazovaniya. kak informacionnye tehnologii menyayut mir. V sbornike: Vuzovskoe obrazovanie kak novaya real'nost'. sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy internet-konferencii. − Moskva, 2020. − S. 151-155.

19. Surat L.I., Sazonov S.Yu. Programma upravleniya avtomatizirovannoy informacionnoy sistemoy distancionnogo sinhronnogo i asinhronnogo obucheniya "INSTUDY". Svidetel'stvo o registracii programmy dlya EVM RU 2017611267, 01.02.2017. Zayavka № 2016663588 ot 06.12.2016.

20. Surat L.I., Tebekin A.V. Neobhodimost' reformirovaniya sistemy otechestvennogo vysshego obrazovaniya kak otvet na vyzovy sovremennogo obschestva. // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. − 2021. − T. 11. − № 2. − S. 43-51.

21. Surat L.I., Tebekin A.V. Teoreticheskie osnovy razvitiya podhodov k obucheniyu v sisteme vysshego obrazovaniya. // Biznes. Obrazovanie. Pravo. − 2021. − № 4 (57). − S. 306-312.

22. Surina T.I. Vozmozhnosti i ogranicheniya primeneniya obschenauchnyh metodov poznaniya v metodicheskih sistemah predmetnogo obucheniya. https://infourok.ru/vozmozhnosti-i-ogranicheniya-primeneniya-obshenauchnyh-metodov-poznaniya-v-metodicheskih-sistemah-predmetnogo-obucheniya-4790073.html?

23. Tebekin A.V. Problemy razvitiya vysshego obrazovaniya i nauki v usloviyah formirovaniya cifrovoy ekonomiki. // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. − 2018. − T. 3. − № 4. − S. 5-14.

24. Tebekin A.V. Geopolitekonomicheskiy aspekt issledovaniya prodvizheniya k novomu kachestvu tehnologiy, ekonomiki i obschestva. // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. − 2021. − No 3 (55). S. 38-54.

25. Tebekin A.V. Problemy integracii proizvodstva, nauki i obrazovaniya v sovremennyh usloviyah. // Zhurnal pedagogicheskih issledovaniy. − 2020. − T. 5. − № 1. − S. 23-39.

26. Tihonova T.V. Sovremennye problemy cifrovoy transformacii vysshego obrazovaniya. https://infourok.ru/sovremennye-problemy-cifrovoj-transformacii-vysshego-obrazovaniya-5641028.html?

27. Tokarev A.A. Ponyatie ustoychivogo razvitiya obrazovatel'nyh kompleksov i ih indikatory / A. A. Tokarev. - Tekst: neposredstvennyy // Molodoy uchenyy. - 2017. - № 36 (170). − S. 102-104.

28. Tebekin A.V., Ignat'eva A.V., Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Horeva A.V. Prioritety innovacionnogo razvitiya vysshego obrazovaniya kak adekvatnaya reakciya na tendencii razvitiya obschestva v novoy real'nosti. // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. − 2021. − T. 11. − № 1. − S. 66-75.

29. Trudnosti i perspektivy cifrovoy transformacii obrazovaniya. Izdatel'skiy dom Vysshey shkoly ekonomiki. − Moskva, 2019. - 344 s.

30. P.V. Terelyanskiy, A.V. Troickiy, S.I. Ashmarina, A.V. Balanovskaya, K.V. Raev, S.D. Erohin, E.V. Titov, N.A. Bulaeva Celevaya model' cifrovoy transformacii universitetov.. // Upravlenie obrazovaniem: teoriya i praktika. - 2021. − № 1 (41). − S. 22-36.

31. Chinaeva T.I. Vliyanie cifrovizacii na processy transformacii sistemy vysshego obrazovaniya. Statistika i Ekonomika. - 2020. − 17(4). − S. 85-95.

32. Shepelova N.S., Shepelov N.N. Osnovnye problemy cifrovoy transformacii vysshego obrazovaniya v Rossii. // Ekonomicheskie issledovaniya i razrabotki. - 2020. − №2. − S. 46-52.

33. Yakovleva E.A., Tolochko I.A. Instrumenty i metody cifrovoy transformacii // Voprosy innovacionnoy ekonomiki. - 2021. - T. 11. - № 2. - S. 415-430.

Login or Create
* Forgot password?