PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE NATIONAL ECONOMY WITHIN THE FRAMEWORK OF THE SIXTH TECHNOLOGICAL ORDER, TAKING INTO ACCOUNT THE TIGHTENING OF WESTERN SANCTIONS
Abstract and keywords
Abstract (English):
The expected changes in the real sector of the economy during the transition of society to a new stage of production and technological development are demonstrated, including: the transition to production based on the technologies of the sixth technological order; further acceleration of scientific and technological progress, which shortens the life cycle of both consumed products and their production technologies, which leads to further customization in the commodity market; transition to resource-saving and energy-saving technologies. It is shown that in the domestic economy, before taking the technology of the sixth technological order as a basis, it is necessary to restore production based on the technologies of the fifth technological order, as well as production based on the technologies of the fourth technological order, since it is the sectors of the Russian economy based on these technologies that are the main target. Western sanctions over the past nine years. It has been established that the continued reliance of the domestic economy on industries based on the technology of the third technological order leads to an increasing lag of the Russian economy from the world level, and hence to an increase in dependence on imports in general and on foreign sanctions in particular. It is noted that the introduction of new sanctions against the Russian economy is forcing Russia to intensify the solution to the even more aggravated problem of import substitution. It is shown that the solution of this problem may face a number of difficulties, both objective and subjective. It has been established that the key to solving the identified problems is the rejection of the model of state quasi-monopoly capitalism as the main factor in restraining the processes of development of intra-country competition.

Keywords:
development prospects, national economy, the sixth technological order, tightening of Western sanctions
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

Рождение при соблюдении определенных условиях нового индустриального общества второго поколения [3] в России неизменно приведет к трансформациям функционирования реального и финансового секторов экономики.

Кризисные явления в национальной экономике, проявившиеся в 2020-м году [42, 75] и существенно усугубившиеся в 2022-м году [6, 9], при правильной расстановке акцентов как в вопросах «кто виноват?» и «что делать?», так и в ответах «кризис – это новые угрозы» и «кризис – это новые возможности» позволят Российской Федерации не только обеспечить рост экономики, но и добиться устойчивости этого роста, причем с темпами выше среднемирового уровня, как это предусмотрено Указом Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [81].

При этом в реальном секторе экономики вероятнее всего произойдет закономерный переход от технологий производства пятого технологического уклада с технологическим ядром (одним из) на базе микроэлектроники к технологиям производства шестого технологического уклада с технологическим ядром (одним из) на базе наноэлектроники [65].

В финансовом же секторе вероятна глобальная цифровая трансформация [55], способная привести к радикальному перераспределению собственности.

При этом очевидно, что наборы вероятных изменений в реальном и финансовом секторе экономики способны привести к матрице вариантов изменения экономики под влиянием развития нового индустриального общества второго поколения.

Цель исследования

Таким образом, целью представленных исследований является анализ вероятных изменений в реальном и финансовом секторе экономики при движении общества к новому индустриальному обществу второго поколения, как в мировом, так и в национальном хозяйстве, включая выделение ключевых направлений трансформации национальной экономики.

Методическая база исследований

Методическую базу исследований составили труды, посвященные изменениям в финансовом и реальном секторе экономики в условиях генезиса нового индустриального общества второго поколения таких авторов, как Эскиндаров М. [14], Бодрунов С.Д. [15], Горюнов А.П., Шляхова А.З. [21], Даниленко Л.Н. [25], Дробот Е.В. [27], Каримова К. [38], Маслов Г.А. [44], Полянский Д. [57], Силуанов А.Г. [67], Фаляхов Р. [82] и др.

Методическую базу исследований также составили авторские работы по рассматриваемой проблеме [13, 29, 30, 31, 32, 47, 49, 53, 55, 70, 77, 78, 79].

Основные результаты исследований

Проведенные исследования показали, что в реальном секторе экономики при переходе общества к новому этапу производственно-технологического развития вероятно ожидать следующие изменения.

Во-первых, это переход на производство на базе технологий шестого технологического уклада, пришедших на смену технологиям пятого технологического уклада [66] (рис. 1), который в мировом хозяйстве будет сопровождаться дальнейшим перенаправлением потоков инвестиций в отрасли, базирующиеся на более передовых и перспективных технологиях [36].

Рис. 1. Переход производств на базе технологий пятого технологического уклада на производства на базе технологий шестого технологического уклада

 

  В первую очередь, здесь следует выделить нанотехнологии (включая молекулярную и нанофотонику, нанобиотехнологии, наноматериалы и наноструктурированные покрытия, наносистемотехнику, нанохимию, наноэлектронику и т.п. и, безусловно, конвергенцию нано-, био-, инфо- и когнитивных технологий (NBIC [10]).

  Также следует отметить ожидаемое дальнейшее развитие в рамках шестого технологического уклада аддитивных технологий (Additive Manufacturing), известных также как фаббер-технологии или технологии 3D-печати, представляющие собой технологии (а точнее группы технологических методов производства) послойного наращивания и синтеза на этой основе объектов с заданными характеристиками путем поэтапного добавления материала на исходную основу (платформу или заготовку) [5].

  Безусловно, дальнее развитие в рамках шестого технологического уклада получат информационные технологии (именуемые также информационно-коммуникационными технологиями [8]), под которыми понимаются:

− процессы, реализующие совокупность средств и методов сбора, обработки, накопления и передачи исходной информации (первичных данных) для получения информации нового качества о состоянии объектов, явлений, процессов, сигналов, информационных продуктов и т.п.;

− процессы распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов [83];

− приёмы, способы и методы применения средств вычислительной техники при выполнении функций сбора, хранения, обработки, передачи и использования данных [22];

− ресурсы, необходимые для сбора, обработки, хранения и распространения информации [7].

Также заслуживает внимания ожидаемое интенсивное развитие в рамках шестого технологического уклада когнитивных технологий (рис. 1) как направления развития систем искусственного интеллекта, связанное с поддержкой принятия решений человеком в сложных условиях (обстановке).

В рамках шестого технологического уклада дальнейшее развитие получат аддитивные технологии (рис. 1), заключающиеся в использовании группы технологических методов (рис. 2) послойного наращивания и синтеза различных материальных объектов, представляющих собой как прототипы, так и конечную продукцию.

 

Рис. 2. Наиболее распространённые технологические методы послойного наращивания и синтеза различных материальных объектов

 

Кроме того, в рамках шестого технологического уклада ожидается бурное развитие социогуманитарных технологий, объединяющих в себе технологии гуманитарного конструирования и социальной инженерии. Однако эти технологии все же представляют собой социальную надстройку, эффективность формирования которой определяется, в первую очередь, качеством развития экономического базиса. В этой связи вернемся к основным тенденциям развития экономического базиса в рамках шестого технологического уклада.   

Во-вторых, это дальнейшее ускорение научно-технического прогресса, сокращающего жизненный цикл, как потребляемой продукции, так и технологий их производства [71], что приводит к дальнейшей кастомизации на рынке товарной продукции [2].

Неслучайно в настоящее время все большее внимание уделяется креативной индустрии [11], рассматриваемой как новый сектор экономики, базирующийся на создании и реализации продукции (товаров, работ, услуг), в которой воплощены результаты интеллектуальной деятельности.

При этом для креативной индустрии характерны:

− использование большого объема уже известных знаний, дополняемое генерацией новых знаний;

− существенная роль в создании новой продукции высоких технологий и открытий в разных областях деятельности человека;

− высокая доля креативной составляющей в овеществляемом труде, базирующемся на умении моделировать на основе креативного воображения, на владении проектным мышлением с акцентом на практическую направленность их использования.

Говоря о креативной экономике можно согласиться с главой Счетной палаты РФ А. Кудрина, обратившего внимание на форуме «Мастера. Forum» на большой спрос на креативных специалистов, поскольку эта сфера растет быстрее других секторов экономики [41] и достигла в США и Китае по емкости рынка 1 трлн $.

И несмотря на то, что успехи России в этой сфере гораздо скромнее ($34 млрд), в Концепции развития креативной индустрии до 2030 г., принятой Правительством РФ в октябре 2021 г. [40], ожидается трехкратный рост креативной индустрии в ВВП страны – с 2 до 6%. 

В-третьих, это переход на ресурсосберегающие технологии [85], обусловленный тем, что во многом не решена проблема поиска адекватной замены не возобновляемых материальных природных ресурсов. И в этом смысле заявление Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации А. Козлова о том, что «Запасы природных ресурсов в России не закончатся никогда» [20] выглядят более чем оптимистично.

 В-четвертых, это переход на энергосберегающие технологии [87, 88], обусловленный тем, что, с одной стороны, затраты энергии по-прежнему составляют существенную часть как в производстве [50], так и в эксплуатации многих видов продукции, а, с другой стороны, принципиально так и не решена проблема поиска адекватной замены традиционным природным ресурсам (в первую очередь, углеводородам – нефти и газу) [69].

При этом необходимо отметить, что к рубежу перехода от пятого технологического уклада к шестому на рубеже 2020-х годов [65] в ведущих странах мира доля экономики, базирующихся на технологиях шестого технологического уклада, составляла от 10 до 20% от ВВП страны, чего, к сожалению, нельзя сказать о России.   

Если говорить об отечественной экономике, то прежде, чем взять за основу технологии шестого технологического уклада, будет необходимо восстановить производство (рис. 3) [49] на базе технологий пятого технологического уклада (в первую очередь, отечественное производство изделий электроники (в частности, микроэлектроники) и радиоэлектронной аппаратуры), а также производство на базе технологий четвертого технологического уклада (в первую очередь, отечественное машиностроительное производство [90]). Именно сектора российской экономики, базирующиеся на указанных технологиях, и являются основной мишенью западных санкций на протяжении девяти последних лет [19, 52, 89]. 

 

Рис. 3. Модель технологической «лестницы» российской экономики с разрушенными «ступенями» производства на базе технологий четвертого и пятого технологических укладов и не построенной «ступенью» производства на базе технологий шестого технологического уклада [49]

 

Продолжающаяся же опора отечественной экономики на отрасли (рис. 4) [62], базирующиеся на технологии третьего технологического уклада (нефтегазовый комплекс, металлургия, электроэнергетика плюс торговля и банковский сектор), приводит ко все большему отставанию российской экономики от мирового уровня, а значит к росту зависимости от импорта в целом и от зарубежных санкций, в частности.    

Рис. 4. Рейтинг крупнейших компаний России по объемам реализации по итогам 2021 г. [62]

 

Очевидно, что введение новых санкций против российской экономики [64] вынуждает Россию интенсифицировать решение еще более обострившейся проблемы импортозамещения. Однако решение этой проблемы может столкнуться с целым рядом трудностей как объективного, так и субъективного характера.

Во-первых, это отсутствие в настоящее время целеполагания на восстановление технологической «лестницы» российской экономики (рис. 3), о чем свидетельствуют содержание «Единого плана по достижению национальных целей развития российской федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года» Правительства РФ [34] и Перечня стратегических инициатив Правительства РФ по социально-экономическому развитию Российской Федерации до 2030 г. [63] При этом в планах Правительства РФ по социально-экономическому развитию Российской Федерации на период до 2030 г. [34, 63] наблюдается существенный дисбаланс между развитием экономического базиса национального хозяйства и социальной надстройкой в пользу последней [73]. То есть в этих документах [34, 63] наблюдается большая нацеленность на освоение бюджетных средств, нежели на создание экономических ценностей производственного характера. И уж тем более эти документы не сфокусированы на восстановление отечественного комплекса средств производства, на разрушение которого и была нацелена «рекомендованная» западными советниками приватизация в 1990-е годы.

Вот что вспоминает об этом времени основной вдохновитель приватизации в России 1990-х А. Чубайс: «Что такое приватизация для нормального западного профессора, для какого-нибудь Джеффри Сакса? ... Для него, в соответствии с западными учебниками, это классический экономический процесс, в ходе которого оптимизируется затраты на то, чтобы в максимальной степени эффективно разместить активы, переданные государством в частные руки. А мы знали, что каждый проданный завод — это гвоздь в крышку гроба коммунизма. Дорого ли, дёшево, бесплатно, с приплатой — двадцатый вопрос, двадцатый. … Приватизация в России до 1997 года вообще не была экономическим процессом. Она решала совершенно другого масштаба задачи, что мало кто понимал тогда, а уж тем более на Западе. Она решала главную задачу — остановить коммунизм. Эту задачу мы решили. Мы решили её полностью» [12].

Здесь можно вспомнить о том, что от такой позиции «российских реформаторов» был в шоке и сам американский экономист монетаристской школы Джеффри Сакс, являвшийся одним из разработчиков политики «шоковой терапии» в таких странах, как Боливия, Польша и Россия, где он с 1991 по 1994 г. возглавлял группу экономических советников первого президента Российской Федерации Б. Ельцина: «Главное, что подвело нас – вспоминал Дж. Сакс - это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями... И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства — служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей» [12].

Впрочем, если сопоставить речи самого Ельцина Б. в начале 1980-х, когда он на XXVI съезде КПСС клялся «отдать все силы во имя светлого будущего коммунизма», и в начале 1990-х, когда он обозначил свою главную миссию на посту Президента РФ «я здесь нахожусь для того, чтобы не дать воскреснуть коммунизму», то удивляться вряд ли приходится.   

Во-вторых, в ожидании того, что экономические санкции против России будут сняты [51], процесс формирования программы импортозамещения в стране может и не начаться. Тогда тенденция прежних лет [58, 68] в развитии национальной экономики будет продолжаться без ощутимых шансов на прорыв. 

В-третьих, велика вероятность того, что даже при появлении национальной программы импортозамещения в ее реализации все может свестись к фазе докапитализации российских банков [26], как это уже было в 2015 г. [56] после введения первых масштабных экономических санкций против России в 2013−2014 гг. [35].   

В-четвертых, велика вероятность того, что финансирование программы импортозамещения в обрабатывающие отрасли промышленности (в том числе высокотехнологичные) при существующей модели экономических отношений будет осуществляться по остаточному принципу. Это связано с тем, что в качестве основного источника финансирования следует рассматривать средства Фонда национального благосостояния (ФНБ) и федерального бюджета. Но первыми в очереди получателей этих средств окажутся представители углеводородной отрасли, поскольку именно на них держится в настоящее время национальная экономика [86]. То есть образуется замкнутый круг. Кроме того, еще до появления антироссийских санкций 2022 г. Минфин РФ и так планировал потратить существенную часть средства ФНБ на инфраструктурные проекты [18]. Помимо этого, Минфин РФ, судя по всему, продолжит практику покрытия за счет средств ФНБ дефицита бюджета [37], как это уже было в 2020-м году [45].

В целом, если судить о динамике ВВП России по годам (рис. 5) [17], то ФНБ как суверенный фонд, накопления которого в соответствии с бюджетным правилом [59] (введенным в России в 2004 г.), используемым сырьевыми странами, призваны обеспечить функционирование механизма сокращения «зависимости федерального бюджета и внутренних экономических условий от цен на энергоносители путём стерилизации нефтегазовых доходов бюджета» [59], так и не выполнил свое предназначение, на что во многом повлияла финансовая политика, проводимая Минфином РФ.

Рис. 5. Динамика ВВП Российской Федерации (в млрд долл. США) за последние 30 лет (с 1992 по 2021 г.) [17]

 

Как следует из данных, представленных на рис. 5, после грабительской приватизации 1990-х годов [1, 24] (максимальный спад был в 1999 г.), национальная экономика восстановилась в тучные 2000-е годы [16] (в 2004-м году), в период, когда были высокие мировые цены на нефть. После мирового финансового кризиса 2008−2009 гг. [39] российская экономика восстановилась в 2012 г. После введения экономических санкций 2014 г. национальная экономика до настоящего времени так и не восстановилась. 

Очевидно, что с введением антироссийских санкций в 2022 г. ситуация еще более усугубится [4]. При этом если обратиться к валютной, денежно-кредитной, финансовой и экономической политике, проводимых ЦБ РФ, Минфином РФ и Минэкономразвития РФ [54], то можно согласиться с мнением профессора Катасонова В.Ю. о том, что при нацеленности этих политик на обслуживание экономик других стран (в первую очередь, США) [61], об эффективном развитии национальной экономики не может быть и речи. Даже если бы экономические санкции 2022 г. против России и не были введены.

В-пятых, даже если предположить формирование масштабной национальной программы импортозамещения и выделение на нее существенного объема финансирования (как это было в 2014−2016 гг. (рис. 6)), которая, несмотря на планы Правительства РФ [56], фактически была провалена [58, 68] (рис. 7) [49], состоится, то фактическая ее реализация не обеспечит необходимого эффекта, что обусловлено реализацией в национальной экономике модели государственного квазимонополистического капитализма [31, 49]. 

 

Рис. 6. Динамика объемов финансирования государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» в 2012−2020 гг. в тыс. руб. по данным Минпромторга России [23]

 

Рис. 7. Уровень зависимости отечественных отраслей промышленности от поставок импорта [49]

 

Фактически это означает, что отечественные монополии и олигополии не чувствуют внутристрановой конкуренции, не смогут продемонстрировать развитие с темпами, опережающими среднемировой уровень [81]. Здесь достаточно вспомнить деятельность отечественной монополии в области нанотехнологий, как ключевой технологии шестого технологического уклада [33] − «Роснано», в которой за 11 лет функционирования так и не было создано никакой значимой продукции [60].

В целом, если говорить об уровне внутренней конкуренции отечественных производителей в России, то можно сравнить ее с мировой практикой (рис. 8).

Рис. 8. Пропорции вклада крупных, средних и малых предприятий в ВВП в различных странах мира

 

Если во всем мире вклад средних и малых предприятий в ВВП стран по сравнению с крупным бизнесом находится в пропорции 3/2, то в России он носит инверсный характер (см. рис. 8) и составляет 1/4.

Проблема перевернутости структуры российской экономики (в части пропорций вклада в экономику предприятий различных масштабов − крупных, средних и малых предприятий в ВВП страны) неоднократно поднималась в авторских исследованиях.

Так, например, в работе [76] для нагляности вклад малого, среднего и крупного бизнеса в мировой практике представлен в виде классической приамиды (рис. 9), а применительно к отечественной экономике – в виде перевернутой пирамиды (рис. 10).

 

Рис. 9. Классическая пирамида вклада малых, средних и крупных предприятий в национальную экономику, соответствующая мировой практике [76]

 

Рис. 10. Перевернутая пирамида вклада малых, средних и крупных предприятий в национальную экономику, соответствующая отечественным реалиям [76]

 

Рассмотрим основные проблемы, присущие перевернутой пирамиде вклада малых, средних и крупных предприятий в национальную экономику, соответствующие отечественным реалиям (рис. 10).

Во-первых, это отсутствие экономической устойчивости перевернутой пирамиды, не способной опираться на малый бизнес как базис мобильных и гибких предприятий, способных быстро генерировать и осваивать новые технологии, а главное создавать фундамент для национальной экономики (рис. 9), являясь ее первокирпичиками по К. Марксу [43].

Во-вторых, большая нагрузка, выпадающая на малые предприятия при перевернутой пирамиде (рис. 10), приводит к тому, что именно они, находясь под этим давлением, уходят существенной своей частью в теневую экономику [28, 72, 74] (рис. 11). И попытка вернуть эту часть экономичеси активного населения, составляющего около 30 млн чел. [80], в  белую часть рынка, в том числе через введение категории самозанятых граждан [84] себя не оправдала.

 

Рис. 11. Модифицированная перевернутая пирамида вклада малых, средних и крупных предприятий в национальную экономику, учитывающая теневой сектор, соответствующая отечественным реалиям

 

 В-третьих, находящиеся наверху перевернутой пирамиды (рис. 10) монополии и олигополии крупного бизнеса, создающие, по сути, монополии высших должностных лиц этих компаний по К. Марксу, позволяющие последним самим устанавливать сколь угодно высокие цены на товары (в силу отсутствия конкуренции), по сути, несут разрушительный характер влияния на экономику, что К. Маркс наглядно продемонстрировал в разделе «Генезис промышленного капитализма» на примере деятельности английской Ост-Индской компании [43]. 

Собственно, необходимость отказа от модели государственного квазимонополистического капитализма [46, 48] как главного фактора сдерживания внутристрановой конкуренции и является ключевым вопросом обеспечения эффективного устойчивого развития в ближайшие десятилетия в рамках шестого технологического уклада.

 

 

Обсуждение результатов и выводов

Таким образом, проведенные исследования показали, что в реальном секторе экономики при переходе общества к новому этапу производственно-технологического развития вероятно ожидать следующие изменения.

Во-первых, это переход на производство на базе технологий шестого технологического уклада, пришедших на смену технологий пятого технологического уклада, который в мировом хозяйстве будет сопровождаться дальнейшим перенаправлением потоков инвестиций в отрасли, базирующиеся на более передовых и перспективных технологиях, включая: аддитивные технологии, информационные технологии, когнитивные технологии, молекулярные технологии, нанобиотехнологии, социогуманитарные технологии, технологии наносистемотехники, технологии нанохимии и технологии наноэлектроники.

 Во-вторых, это дальнейшее ускорение научно-технического прогресса, сокращающего жизненный цикл, как потребляемой продукции, так и технологий их производства, что приводит к дальнейшей кастомизации на рынке товарной продукции.

Неслучайно в настоящее время все большее внимание уделяется креативной индустрии, рассматриваемой как новый сектор экономики, базирующейся на создании и реализации продукции (товаров, работ, услуг), в которой воплощены результаты интеллектуальной деятельности.

В-третьих, это переход на ресурсосберегающие технологии, обусловленный тем, что во многом не решена проблема поиска адекватной замены не возобновляемых материальных природных ресурсов.

 В-четвертых, это переход на энергосберегающие технологии, обусловленный тем, что, с одной стороны, затраты энергии по-прежнему составляют существенную часть как в производстве, так и в эксплуатации многих видов продукции, а, с другой стороны, принципиально так и не решена проблема поиска адекватной замены традиционным природным ресурсам (в первую очередь, углеводородам – нефти и газу).

Необходимо отметить, что к рубежу перехода от пятого технологического уклада к шестому на рубеже 2020-х годов в ведущих странах мира доля экономики, базирующаяся на технологиях шестого технологического уклада, составляла от 10 до 20% от ВВП страны, чего, к сожалению, нельзя сказать о России.  

Показано, что в отечественной экономике, прежде чем взять за основу технологии шестого технологического уклада, будет необходимо восстановить производство на базе технологий пятого технологического уклада (в первую очередь, отечественное производство изделий электроники (в частности, микроэлектроники) и радиоэлектронной аппаратуры), а также производство на базе технологий четвертого технологического уклада (в первую очередь, отечественное машиностроительное производство)). Поскольку именно сектора российской экономики, базирующиеся на указанных технологиях, и являются основной мишенью западных санкций на протяжении девяти последних лет.

Установлено, что продолжающаяся опора отечественной экономики на отрасли, базирующиеся на технологии третьего технологического уклада (нефтегазовый комплекс, металлургия, электроэнергетика плюс торговля и банковский сектор), приводит ко все большему отставанию российской экономики от мирового уровня, а значит к росту зависимости от импорта в целом и от зарубежных санкций, в частности.   

Очевидно, что введение новых санкций против российской экономики вынуждает Россию интенсифицировать решение еще более обострившейся проблемы импортозамещения.

Продемонстрировано, что решение этой проблемы может столкнуться с целым рядом трудностей как объективного, так и субъективного характера, в том числе.

Во-первых, это отсутствие в настоящее время целеполагания на восстановление технологической «лестницы» российской экономики, о чем свидетельствуют содержание «Единого плана по достижению национальных целей развития российской федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года» Правительства РФ и Перечня стратегических инициатив Правительства РФ по социально-экономическому развитию Российской Федерации до 2030 г., где наблюдается существенный дисбаланс между развитием экономического базиса национального хозяйства и социальной надстройкой в пользу последней. Рассмотренные документы не сфокусированы на восстановление отечественного комплекса производства средств производства, на разрушение которого и была нацелена «рекомендованная» западными советниками приватизация в 1990-е годы.

Во-вторых, в ожидании того, что экономические санкции против России будут сняты, процесс формирования программы импортозамещения в стране может и не начаться. Тогда тенденция прежних лет в развитии национальной экономики будет продолжаться без ощутимых шансов на прорыв. 

В-третьих, велика вероятность того, что даже при появлении национальной программы импортозамещения в ее реализации все может свестись к фазе докапитализации российских банков, как это уже было в 2015 г. после введения первых масштабных экономических санкций против России в 2013−2014 гг.  

В-четвертых, велика вероятность того, что финансирование программы импортозамещения в обрабатывающие отрасли промышленности (в том числе высокотехнологичные) при существующей модели экономических отношений будет осуществляться по остаточному принципу. Это связано с тем, что если рассматривать в качестве основного источника финансирования средства Фонда национального благосостояния и федерального бюджета, то первыми в очереди получателей этих средств окажутся представители углеводородной отрасли, поскольку именно на них держится в настоящее время национальная экономика.

В-пятых, даже если предположить формирование масштабной национальной программы импортозамещения и выделение на нее существенного объема финансирования состоится, то фактическая ее реализация не обеспечит необходимого эффекта, что обусловлено реализацией в национальной экономике модели государственного квазимонополистического капитализма. 

Фактически это означает, что отечественные монополии и олигополии, не чувствуя внутристрановой конкуренции, не смогут продемонстрировать развитие с темпами, опережающими среднемировой уровень.

Если во всем мире вклады средних и малых предприятий в ВВП стран по сравнению с крупным бизнесом находится в пропорции 3/2, то в России они носят инверсный характер (см. рис. 8) и составляют 1/4.

Сделан вывод о том, что проблемы перевернутости структуры российской экономики (в части пропорций вклада в экономику предприятий различных масштабов  − крупных, средних и малых предприятий в ВВП страны) заключаются в следующем.

Во-первых, это отсутствие экономической устойчивости перевернутой пирамиды, не способной опираться на малый бизнес как базис мобильных и гибких предприятий, способных быстро генерировать и осваивать новые технологии, а главное создавать фундамент для национальной экономики.

Во-вторых, большая нагрузка, выпадающая на малые предприятия при перевернутой пирамиде приводит к тому, что именно они, находясь под этим давлением, уходят существенной своей частью в теневую экономику.

В-третьих, находящиеся наверху перевернутой пирамиды (рис. 10) монополии и олигополии крупного бизнеса, создающие, по сути, монополии высших должностных лиц этих компаний по К. Марксу, позволяющие последним самим устанавливать сколь угодно высокие цены на товары (в силу отсутствия конкуренции), по сути, несут разрушительный характер влияния на экономику. 

Таким образом, необходимость отказа от модели государственного квазимонополистического капитализма как главного фактора сдерживания процессов развития внутристрановой конкуренции и является ключевым вопросом обеспечения эффективного устойчивого развития в ближайшие десятилетия в рамках шестого технологического уклада, особенно в условиях западных санкций.

References

1. «Da, my vas ograbili v 90-e, no seychas-to my - chestnye rebyata!». https://svpressa.ru/economy/article/302695/

2. Anderson David M. «Build-to-Order & Mass Customization, the Ultimate Supply Chain and Lean Manufacturing Strategy for Low-Cost On-Demand Production without Forecasts or Inventory» (2008, 520 pages, CIM Press,1-805-924-0200).

3. Bodrunov S. D. New Industrial Society of the Second Generation: Towards the Noospheric Civilisation // Izvestiya Ural'skogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta. 2017. № 5 (73). S. 5−19.

4. Financial Times (Velikobritaniya): rossiyskaya ekonomika v osade, a strana gotovitsya k uscherbu ot sankciy. https://inosmi.ru/20220304/sanktsii-253281909.html

5. Gusarov A.V., Grigoriev S.N., Volosova M.A., Melnik Y.A., Kotoban D.V., Okunkova A.A., Laskin A. Journal of materials processing technology. 2018, tom.261, s.213-232.

6. Holland, Steve; Chalmers, John; Psaledakis, Daphne U.S., allies target 'fortress Russia' with new sanctions, including SWIFT ban. Reuters (26 February 2022).

7. ISO/IEC 38500:2015. Information technology - Governance of IT for the organization. https://www.iso.org/standard/62816.html

8. ISO/IEC/IEEE 24765:2010. Systems and software engineering - Vocabulary. https://www.iso.org/standard/50518.html

9. Melander, Ingrid; Gabriela, Baczynska EU targets Russian economy after 'deluded autocrat' Putin invades Ukraine. Reuters (24 February 2022).

10. Schummer J. From Nano-Convergence to NBIC-Convergence: “The best way to predict the future is to create it” // Governing Future Technologies. - Springer Netherlands, 2009. - P. 57-71.

11. The Creative Economy. BusinessWeek (Special double issue: The 21st century corporation), August 28, 2000. pp. 1-5.

12. A. Chubays: Privatizaciya voobsche ne byla ekonomicheskim processom. Ona reshala glavnuyu zadachu - ostanovit' kommunizm. https://topwar.ru/19976-a.chubays-privatizaciya-voobsche-ne-byla-ekonomicheskim-processom.-ona-reshala-glavnuyu-zadachu-ostanovit-kommunizm.html

13. Anisimov E.G., Tebekin P.A., Tebekin A.V., Egorova A.A. Analiz priznakov promyshlennoy revolyucii v iniciative "Industriya 4.0". // Transportnoe delo Rossii. − 2021. − № 2. − S. 13-21.

14. Eskindarov M. Rublyu pred'yavlen risk. Trilliony dollarov i evro podderzhki ne proydut bessledno: "Delovoy zavtrak" s rektorom Finansovogo universiteta pri Pravitel'stve Rossiyskoy Federacii v redakcii "Rossiyskoy gazety" // Rossiyskaya gazeta, 2020 13 oktyabrya.-№ 230.-S.9 - http://elib.fa.ru/art2020/bv1672.pdf>.

15. Bodrunov S.D. Disproporciya mezhdu finansovym kapitalom i real'nym sektorom. https://zen.yandex.ru/media/freeconomy/disproporciia-mejdu-finansovym-kapitalom-i-realnym-sektorom-5bf81a91b6094100a9feae04

16. Byalyy Yu. Tuchnye 2000-e gody: illyuzornoe rossiyskoe blagopoluchie. / «Sut' vremeni» №56, 27 noyabrya 2013. https://rossaprimavera.ru/article/tuchnye-2000-e-gody-illyuzornoe-rossiyskoe-blagopoluchie

17. VVP Rossii po godam: 1991 - 2021. http://global-finances.ru/vvp-rossii-po-godam/

18. Vlasti planiruyut za chetyre goda potratit' bolee 1,5 trln rubley iz FNB. https://www.kommersant.ru/doc/4965889?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D

19. Vosem' let sankciy protiv Rossii. https://www.rbc.ru/politics/11/10/2021/5bffb0f09a79470ff5378627

20. Glava Minprirody zayavil o vechnyh zapasah poleznyh iskopaemyh v Rossii. https://www.rbc.ru/economics/03/01/2022/61d246289a7947f84247e910

21. Goryunov A.P., Shlyahovoy A.Z. Vzaimosvyaz' finansovogo i real'nogo sektorov ekonomiki: teoreticheskie aspekty. // Vestnik Dal'nevostochnogo otdeleniya Rossiyskoy akademii nauk. - 2007. − №5. − S. 28-36.

22. GOST 34.003-90 Informacionnaya tehnologiya. Kompleks standartov na avtomatizirovannye sistemy. Avtomatizirovannye sistemy. Terminy i opredeleniya. https://docs.cntd.ru/document/1200006979

23. Gosudarstvennaya programma «Razvitie promyshlennosti i povyshenie ee konkurentosposobnosti». http://minpromtorg.gov.ru

24. Guriev S. Kak oligarhi i reformatory pomeshali sdelat' chastnuyu sobstvennost' v Rossii legitimnoy. https://www.forbes.ru/society/447691-kak-oligarhi-i-reformatory-pomesali-sdelat-castnuu-sobstvennost-v-rossii-legitimnoj

25. Danilenko L.N. Finansiarizaciya sovremennoy ekonomiki. // Innovacii. − 2008. − № 9 (119). − S. 88-91.

26. Doklad po rezul'tatam proverki i analiza hoda realizacii plana pervoocherednyh meropriyatiy po obespecheniyu ustoychivogo razvitiya ekonomiki i social'noy stabil'nosti za yanvar'- sentyabr' 2015 goda. Utverzhden Kollegiey Schetnoy palaty Rossiyskoy Federacii (protokol ot 6 noyabrya 2015 g. N2 49K (1060). http://council.gov.ru/media/files/41d5976adb31c79fac2c.pdf

27. Drobot E.V. Mirovaya ekonomika v usloviyah pandemii COVID-19: itogi 2020 goda i perspektivy vosstanovleniya // Ekonomicheskie otnosheniya. - 2020. - T. 10. - № 4. - S. 937-960.

28. Egorova A.A., Tebekin A.V. Strukturalistskie faktory rasprostraneniya "seroy" tenevoy ekonomiki. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2019. − T. 5. − № 3. − S. 69-81.

29. Egorova A.A., Tebekin A.V., Tebekin P.A. Analiz perspektiv sozdaniya novogo industrial'nogo obschestva vtorogo pokoleniya v Rossii v sovremennyh usloviyah. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2021. − T. 7. − № 2. − S. 3-14.

30. Egorova A.A., Tebekin A.V., Tebekin P.A. Tehnologicheskie transformacii XXI veka i perehod k novomu kachestvu proizvodstva. // Teoreticheskaya ekonomika. − 2021. − № 1 (73). − S. 42-53.

31. Egorova A.A., Tebekin A.V., Tebekin P.A. Problemy i perspektivy realizacii novogo vitka tehnologicheskogo razvitiya: mirovoy i nacional'nyy aspekt. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2021. − T. 7. − № 4. − S. 45-55.

32. Egorova A.A., Tebekin A.V., Tebekin P.A. Prognoz ozhidaemyh izmeneniy v aktivnosti realizacii razlichnyh ekonomicheskih funkciy gosudarstva v usloviyah preodoleniya nacional'noy ekonomikoy krizisa 2020-h godov. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2021. − T. 7. − № 4. − S. 26-39.

33. Egorova A.A., Tebekin A.V., Tebekin P.A. Strategicheskoe vliyanie shestogo tehnologicheskogo uklada na nauchno-proizvodstvennye, ekonomicheskie, social'nye i politicheskie aspekty razvitiya mirovogo i nacional'nogo hozyaystva. // Epomen. − 2020. − № 49. − S. 85-100.

34. Edinyy plan po dostizheniyu nacional'nyh celey razvitiya rossiyskoy federacii na period do 2024 goda i na planovyy period do 2030 goda. Pravitel'stvo Rossiyskoy Federacii. 1 oktyabrya 2021 goda. https://www.economy.gov.ru/material/file/ffccd6ed40dbd803eedd11bc8c9f7571/Plan_po_dostizheniyu_nacionalnyh_celey_razvitiya_do_2024g.pdf

35. Zhigulin V.G., Tebekin A.V. Nauchno-prakticheskie problemy importozamescheniya v sfere informacionno-kommunikacionnyh tehnologiy. V sbornike: O problemah importozamescheniya v tamozhennyh organah i novyh razrabotkah v sfere informacionno-kommunikacionnyh tehnologiy. Sbornik materialov Mezhvedomstvennoy nauchnoy konferencii. Rossiyskaya tamozhennaya akademiya. − 2016. − S. 81-91.

36. Investicii v buduschee - Shestoy tehnouklad! https://zen.yandex.ru/media/investnik/investicii-v-buduscee--shestoi-tehnouklad-5ca9b4f7f17a8800b346a54d

37. Kabmin predlozhil popravki v Byudzhetnyy kodeks dlya bor'by s posledstviyami sankciy. https://www.vedomosti.ru/economics/news/2022/03/03/911892-kabmin-predlozhil-popravki-v-byudzhetnii-kodeks?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

38. Karimova K. «Supercikl» v ekonomike posle pandemii: v kakie otrasli investirovat'. // Quote.rbc.ru

39. Konotopov M.V., Tebekin A.V. Aprel'skie tezisy 2009 goda (o mirovom ekonomicheskom krizise). // Innovacii i investicii. − 2009. − № 1. − S. 2-8.

40. Koncepciya razvitiya tvorcheskih (kreativnyh) industriy i mehanizmov osuschestvleniya ih gosudarstvennoy podderzhki v krupnyh i krupneyshih gorodskih aglomeraciyah do 2030 goda. UTVERZhDENA rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 20 sentyabrya 2021 g. № 2613-r. http://static.government.ru/media/files/HEXNAom6EJunVIxBCjIAtAya8FAVDUfP.pdf

41. Kudrin posovetoval rabotat' v kreativnoy industrii. https://www.kommersant.ru/doc/5017026

42. Lomskaya T. Krizis 2020 goda stal samym dorogim dlya federal'nogo byudzheta s nachala veka. https://www.forbes.ru/finansy-i-investicii/419645-krizis-2020-goda-stal-samym-dorogim-dlya-federalnogo-byudzheta-s-nachala

43. Marks K. «Kapital». T.1-3. 2-eizd. - Moskva: Mann, Ivanov, Ferber 2013.

44. Maslov G.A. Koncepciya nio.2 i noonomiki: istoki stanovleniya v ekonomicheskoy teorii. // Ekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii. − 2020. − №2. − S. 142-151.

45. Minfin nachal tratit' FNB na pokrytie byudzhetnogo deficita Sredstva rezervnyh fondov ne ispol'zovalis' v takih celyah s 2017 goda. https://www.rbc.ru/economics/07/09/2020/5f55f0219a794734f2af270d

46. Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Horeva A.V. Analiz tehnologii reinzhiniringa biznes-processov "celesoobraznoe ob'edinenie neskol'kih rabot v odnu" kak instrumenta vyvoda iz krizisa nacional'noy ekonomiki. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2021. − T. 7. − № 3. − S. 38-55.

47. Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Horeva A.V. Buduschee obschestvennoy i chastnoy sobstvennosti v chasti intellektual'nogo produkta v svete proishodyaschih tehniko-tehnologicheskih i social'no-ekonomicheskih transformaciy. // Transportnoe delo Rossii. − 2021. − № 5. − S. 20-28.

48. Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Horeva A.V. Scenariy strategicheskogo innovacionnogo razvitiya ekonomiki rossii na osnove reinzhiniringovogo podhoda. V sbornike: Finansovo-ekonomicheskoe i informacionnoe obespechenie innovacionnogo razvitiya regiona. Materialy IV Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. Otv. redaktor A.V. Olifirov. Simferopol'. − 2021. − S. 75-80.

49. Mitropol'skaya-Rodionova N.V., Tebekin A.V., Horeva A.V. Teoreticheskaya model' novogo industrial'nogo obschestva vtorogo pokoleniya i problemy prakticheskogo voploscheniya noonomiki. // Teoreticheskaya ekonomika. − 2021. − № 3 (75). − S. 59-70.

50. Mishustin prizval gotovit'sya k sokrascheniyu ispol'zovaniya nefti i gaza. https://ria.ru/20210920/gaz-1751010804.html

51. Nuland: sankcii protiv Rossii otmenyat v sluchae prekrascheniya voennoy operacii na Ukraine. https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/13959287?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop

52. Opublikovan polnyy spisok sankciy protiv Rossii: Zapad splaniroval ih zaranee. https://www.mk.ru/economics/2022/03/03/opublikovan-polnyy-spisok-sankciy-protiv-rossii-zapad-splaniroval-ikh-zaranee.html

53. Petrov V.S., Tebekin A.V. Analiz putey ozdorovleniya finansovoy sistemy Rossii cherez prizmu posledstviy izmeneniy v gosudarstvennoy dolgovoy sisteme na fondovom rynke. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2020. − T. 6. − № 3. − S. 38-46.

54. Petrov V.S., Tebekin A.V. Disfunkcii v sisteme upravleniya finansami v Rossii na sovremennom etape. // Transportnoe delo Rossii. − 2021. − № 3. − S. 3-8.

55. Petrov V.S., Tebekin A.V. Puti sovershenstvovaniya upravleniya ekonomikoy za schet ispol'zovaniya cifrovyh finansovyh aktivov. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2020. − T. 6. − № 4. − S. 55-63.

56. Plan pervoocherednyh meropriyatiy po obespecheniyu ustoychivogo razvitiya ekonomiki i social'noy stabil'nosti v 2015 godu. Utverzhden rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 27 yanvarya 2015 g. № 98-r. https://base.garant.ru/70852914/

57. Polyanskiy D. Shok, kotoryy uzhe prohodit. Perspektivy mirovoy ekonomiki v 2021 godu. // Quote.rbc.ru

58. Pochemu za 20 let Rossiya tak i ne pereshla ot stagnacii k razvitiyu. Rossiyskaya ekonomika 1999-2019. Specproekt «Vedomostey» i «Ekspert RA». https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/10/08/813068-20-let-stagnatsii

59. Poyasnitel'naya zapiska k Federal'nomu zakonu ot 29 iyulya 2017 goda № 262-FZ «O vnesenii izmeneniy v Byudzhetnyy kodeks Rossiyskoy Federacii v chasti ispol'zovaniya neftegazovyh dohodov federal'nogo byudzheta». https://sozd.duma.gov.ru/bill/204637-7

60. Prezident Putin otpravil v otstavku glavu «Rosnano» Chubaysa, hotya eto uzhe ne imeet nikakogo znacheniya. https://news.rambler.ru/politics/45361149/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

61. Professor Katasonov: «Davayte ne budem nazyvat' razboy ekonomikoy!». https://www.business-gazeta.ru/article/369735

62. Razdel: Krupneyshie kompanii Rossii po ob'emu realizacii produkcii (1995-2021 gg.). Renking: Reyting krupneyshih kompaniy Rossii RAEX-600, 2021 god. https://raex-rr.com/pro/largest/RAEX-600/biggest_companies/2021/

63. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 6 oktyabrya 2021 g. № 2816-r. Ob utverzhdenii perechnya iniciativ social'no-ekonomicheskogo razvitiya RF do 2030 g. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402792803/

64. Sankcii v otnoshenii Rossii. https://nauka.tass.ru/sankcii-v-otnoshenii-rossii

65. Seryakov G.N., Tebekin A.V. Ocenka haraktera differenciacii i preemstvennosti etapov i faz tehnologicheskih ukladov. // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. − 2018. − № 3. − S. 8-17.

66. Seryakov G.N., Tebekin A.V. Teoretiko-metodicheskie osnovy issledovaniya tehnologicheskih ukladov ekonomiki. − Moskva: Rusayns, 2017. − 88 s.

67. Siluanov A.G. Povyshenie potenciala rossiyskoy ekonomiki v usloviyah global'nyh postkrizisnyh izmeneniy. // Finansy. − 2021. − №6. − S. 3-12.

68. Tebekin A.V. Vzglyad "nazad" kak fundament strategicheskogo razvitiya upravlyaemyh social'no-ekonomicheskih sistem. // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. − 2021. − № 2 (54). − S. 123-137.

69. Tebekin A.V. Analiz perspektiv realizacii energeticheskoy strategii Rossiyskoy Federacii v chasti transportirovki energoresursov. // Strategii biznesa. − 2019. − № 3 (59). − S. 11-21.

70. Tebekin A.V. Geopolitekonomicheskiy aspekt issledovaniya prodvizheniya k novomu kachestvu tehnologiy, ekonomiki i obschestva. // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. − 2021. − No 3 (55). − S. 38-54.

71. Tebekin A.V. Innovacionnyy menedzhment. // Uchebnik dlya bakalavrov / Moskva, 2020. Ser. 58 Bakalavr. Akademicheskiy kurs (2-e izd., per. i dop.).

72. Tebekin A.V. Institucional'nye faktory rasprostraneniya seroy tenevoy ekonomiki v Rossii. // Teoreticheskaya ekonomika. − 2021. − № 4 (76). − S. 49-65.

73. Tebekin A.V. Integral'nyy vzglyad na formirovanie strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiyskoy Federacii do 2030 goda. // Teoreticheskaya ekonomika. − 2021. − № 10 (82). − S. 13-26.

74. Tebekin A.V. Legalistskie faktory rasprostraneniya «seroy» tenevoy ekonomiki v sovremennoy Rossii. // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. − 2020. − № 1 (49). − S. 166-176.

75. Tebekin A.V. O glubine krizisa 2020-go goda dlya mirovoy i nacional'noy ekonomik i putyah vyhoda iz nego. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2020. − T. 6. − № 2. − S. 52-71.

76. Tebekin A.V. Prichiny neudach i neispol'zovannye perspektivy realizacii ekonomicheskih Kosyginskih reform. // Zhurnal istoricheskih issledovaniy. − T. 2. − № 2. − 2017. − S.14-30.

77. Tebekin A.V. Prognoz ozhidaemyh izmeneniy v social'no-ekonomicheskih otnosheniyah v processe prodvizheniya obschestva k novym etapam razvitiya. // Vestnik moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: ekonomika i upravlenie. − 2021. − №3. − S. 7-12.

78. Tebekin A.V. Promyshlennaya politika i strategiya effektivnogo razvitiya promyshlennyh predpriyatiy v usloviyah postindustrial'noy ekonomiki. Nauchnaya monografiya / A.V. Tebekin, V.S. Petrov. − Moskva: Rusayns, 2018. − 106 s.

79. Tebekin A.V. Riski rosta "puzyrya" na mirovom finansovom rynke. // Teoreticheskaya ekonomika. − 2021. − № 9 (81). − S. 72-86.

80. Titov nazval chislo zanyatyh v tenevoy ekonomike grazhdan. https://www.vedomosti.ru/business/news/2021/08/19/882757-titov-tenevoi-ekonomike

81. Ukaz Prezidenta RF ot 21 iyulya 2020 g. № 474 “O nacional'nyh celyah razvitiya Rossiyskoy Federacii na period do 2030 goda”. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74304210/

82. Falyahov R. Mezhdu recessiey i stagnaciey: chto zhdet promyshlennost' Rossii. // m.gazeta.ru

83. Federal'nyy zakon "Ob informacii, informacionnyh tehnologiyah i o zaschite informacii" ot 27.07.2006 N 149-FZ (poslednyaya redakciya). http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/

84. Federal'nyy zakon ot 27 noyabrya 2018 g. N 422-FZ "O provedenii eksperimenta po ustanovleniyu special'nogo nalogovogo rezhima "Nalog na professional'nyy dohod" (s izmeneniyami i dopolneniyami). // https://base.garant.ru/72113648/

85. Cygankov V.A., Leonovich O.Yu. Resursosberegayuschie tehnologii, normirovanie resursov. // Omskiy nauchnyy vestnik. − 2009. − №1. − S. 76-79.

86. Chernoe proklyatie: kto i kogda podsadil Rossiyu na neftyanuyu iglu? https://news.rambler.ru/politics/47254642/?utm_content=news_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

87. Aslanova, G.N. Perspektivy vnedreniya energosberegayuschih tehnologiy / G. N. Aslanova. - Tekst: neposredstvennyy // Molodoy uchenyy. − 2015. − № 23 (103). − S. 102-104.

88. Tebekin A.V. Analiz variantov vneshneekonomicheskoy strategii Rossii na mirovom rynke nefti. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2020. − T. 6. − № 1. − S. 73-81.

89. Anisimov E.G., Tebekin A.V. O frontah gibridnoy voyny v ekonomicheskom i geopoliticheskom prostranstve. // Zhurnal issledovaniy po upravleniyu. − 2020. − T. 6. − № 5. − S. 60-74.

90. Tebekin A.V. Problemy strategicheskogo innovacionnogo razvitiya predpriyatiy otechestvennogo mashinostroeniya i potencial'nye puti ih resheniya. // Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.Yu. Vitte. Seriya 1: Ekonomika i upravlenie. − 2018. − № 3 (26). − S. 67-76.

Login or Create
* Forgot password?