METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF LINGVOCONCEPTOLOGY
Rubrics:
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the problem of further development of methods and procedures for comparative study of semantics of linguistic signs within lingvoconceptology. That reveals differences in the semantic space of different languages, as well as conceptosphere of peoples who speak these languages.

Keywords:
Linguistic methodology, techniques, methods of research, the semantics of linguistic signs, concept.
Text

 

Традиционно в научном исследовании различают методологию, метод и методику. Методология науки в широком смысле даёт характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета анализа, задачи исследования (или проблемы), совокупности исследовательских средств, необходимых для решения задачи данного типа, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения задачи [БСЭ]. Тем самым, при расширенном понимании методология составляет теоретическое ядро всякой научной дисциплины или научного направления, его базисный инструментарий. Говоря о методологии конкретной науки (в нашем случае лингвоконцептологии), нельзя абстрагироваться от ее объекта, а также от структуры и истории самой науки.

 

Теоретическое обоснование любого предмета исследования предполагает, как известно, использование специального понятийного аппарата, поскольку каждая отрасль науки имеет свою терминологию, свой понятийно-категориальный аппарат. В связи с тем, что «сверхзадача» лингвоконцептологии: выявление и верификация данных о структуре и наполнении этнического менталитета [2], еще очень далека от своего решения, дальнейшие исследования в этой области требуют и дальнейшей разработки ее методического и категориального аппарата.

 

Согласно философской традиции, под категориями имеются в виду наиболее общие, предельные понятия. «Категории – формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления» [Философский словарь]. Они действительны для любых проявлений мыслительной деятельности, на какие бы объекты эти категории ни распространялась.

 

Когда же объектом этой деятельности становится отдельный обобщенный фрагмент (в нашем случае – фрагменты концептосфер носителей русского и английского языков), аппарат наиболее общих философских категорий, оказывается недостаточным, чтобы изучить данный конкретный фрагмент, превратить его в предмет научного знания. Возникает необходимость в системе специально-научных категорий, которая позволяет осмыслить изучаемое явление не только глобально, но также в его специфических характеристиках, отличающих данную область знания от всех остальных. Совокупность взаимосвязанных понятий, закрепленных в терминах, представляет теоретические основы определенной области знаний.

 

References

1. Arnol´d, I. V. Osnovy nauchnykh issledovaniy v lingvistike [Tekst] : ucheb. posobie / I. V. Arnol´d. - M. : Vyssh. shk., 1991. - 140 s.

2. Vorkachev, S. G. Rossiyskaya lingvokul´turnaya kontseptologiya: sovremennoe sostoyanie, problemy, vektor razvitiya [Tekst] / S. G. Vorkachev. Izvestiya RAN. Seriya literatury i yazyka. - 2011. - Tom 70. - № 5. - S. 64-74.

3. Zherebilo, T. V. Metody issledovaniya v yazykoznanii [Tekst] : Slovar´-spravochnik / T. V. Zherebilo. «Lingua-universum». - 2011. - № 5. - S. 59-72.

4. Karasik, V. I. O kategoriyakh lingvokul´turologii [Tekst]. Yazykovaya lichnost´: problemy kommunikativnoy deyatel´nosti. - Volgograd, 2001. - S. 3-16.

5. Krasnykh, V. V. Etnopsikholingvistika i lingvokul´turologiya [Tekst] : kurs lektsiy / V. V. Krasnykh. - M. : ITDGK «Gnozis», 2002. - 284 s.

6. Kubryakova, E. S. Ob ustanovkakh kognitivnoy nauki i aktual´nykh problemakh kognitivnoy lingvistiki [Tekst] / E. S. Kubryakova. Voprosy kognitivnoy lingvistiki. - 2004. - № 1. - S. 6-17.

7. Chubur, T. A. Kompleksnyy analiz russkikh i angliyskikh prilagatel´nykh (na materiale prilagatel´nykh, nominiruyushchikh kontsept «kul´turnyy chelovek») [Tekst] / T. A. Chubur. Voprosy filologii. - 2013. -№ 2 (44). - S. 17-27.

Login or Create
* Forgot password?