Kaluga, Russian Federation
The article considers the experience of a teacher-psychologist of a preschool organization in teaching older preschool children to draw sand on light tables as part of the additional education program "My Sand World." Attention is paid to the history of the development of sand drawing, forms, methods and techniques of sand painting on light tables, the structure of classes and calendar planning. The article presents the results of pedagogical diagnostics of the program.
playing with sand, light table, sand drawing, developing and teaching activities, personal development, additional education
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Одной из тенденций развития современного образования является создание условий для саморазвития, самореализации и самовыражения детей, при этом акцентируется внимание на использовании возможностей дополнительного образования. В Концепции модернизации российского образования подчеркивается, что системе дополнительного образования детей принадлежит особая роль в развитии склонностей и способностей детей. Дополнительное образование представляет собой образовательное пространство, открытое для саморазвития детей разного возраста, поскольку обладает характеристиками, которые определяют спектр возможностей самой системы для развития субъектности и ценностно-смысловой сферы ребенка [5].
Как подчеркивает В.И. Слободчиков, «…образовательный процесс учреждений дополнительного образования детей характеризуется отсутствием универсальных, единых для всех стандартов содержания образования,…наряду с этим, на лицо подчиненность природе ребенка, его «нормальному развитию», естественному росту, культурному и личностному становлению» [7, с.354-355].
В системе дополнительного образования присутствует та самая «ситуация успеха» (по Л.С. Выготскому), партнерские отношения между педагогом и учащимися, способствующие полноценному воспитанию личности, ее саморазвитию [2].
Раскрыть потенциал растущего человека, помочь ему раскрыть свою самость – значит создать условия для его самостоятельного выбора, для обнаружения им собственной познавательной мотивации, для определения отношения к самому себе, к окружающему миру, к деятельности.
Сегодня разработка направлений формирования субъектности, творческой самореализации детей в отечественном образовании ведется многими учеными: Ш.А. Амонашвили, Г. Бардиер, М.Р. Битяновой, И.Д. Демаковой, Е.Б. Евладовой, Б.М. Мастеровым, С.Д. Поляковым, И. Розман, М.И. Рожковым, Г.К. Селевко, Г.А. Цукерман, Т.И. Чирковой, М.П. Щетининым и другими учёными. Они опираются на опыт работы педагогов, психологов, воспитателей, тьюторов.
Процесс творческого самовыражения и самореализации связан с раскрытием индивидуальности личности, обнаружении ее Самости, самопознанием. Данные процессы традиционно представляют предмет изучения в педагогике и психологии (О.С. Газман, В.П. Бедерханова, В.П. Голованов, Е.Б. Евладова, В.И. Слободчиков, А.В. Петровский, М.И. Рожков, В.Д. Шадриков, Д.И. Фельдштейн и др.).
Важно заметить, что современная образовательная организация должна быть готовой и способной к проектированию среды, которая способна создать предпосылки и условия для становления, развития, творческого самовыражения и формирования субъектности обучающихся. Достижение указанных задач особо значимо в дошкольном детстве. Также следует отметить, что для достижения указанных задач важное значение имеет учет психофизических факторов развития личности ребенка [6].
В дошкольном возрасте важно создавать благоприятные условия для развития способностей ребенка, раскрытия его творческого потенциала и поддержки детской инициативы. Для достижения этих целей применяются различные технологии, одна из которых песочное рисование на световых столах. Игра с песком известна с древних времен. И взрослым, и детям нравится рисовать на песке, сооружать причудливые формы, просто пересыпать песок сквозь пальцы рук. Податливость песка, мягкая текстура порождает желание человека создавать из него реальный мир.
Целительные свойства песка известны человеку с давних времен. Медитативный и терапевтический эффект песка не остался не замеченный психотерапевтом К.Г. Юнгом, который использовал песок в психотерапевтической помощи взрослым.
Игры с песком – это проявление естественной собственной активности ребенка. Ведь самые первые контакты ребенка с окружающими происходят в песочнице. Именно поэтому естественно использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Песочница является привлекательной средой для осуществления сказкотерапевтического подхода. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева отмечает, что песок является универсальным материалом, а занятия с ним – увлекательным процессом, побуждающим к творчеству, расслабляющим и вдохновляющим. «Ребёнок выступает в роли художника, где он переносит и включает обыденные очевидные знакомые предметы в контекст изображения их на песке, используя воображение, креативность» [4, с. 25].
Немецкий педагог-практик Мариелла Зейц разработала для детей графомоторные занятия, которые способствовали созданию благоприятных условий для развития концентрации внимания, мелкой моторики руки, любознательности и увлеченности.
Мир рисования песком открыл нам в 70-е годы ХХ в. режиссер-мультипликатор Кэролайн Лиф, которая создала песочный анимационный фильм «Песок, или Питер и волк» по мотивам симфонической сказки С.С. Прокофьева. Анимационный фильм был сделан в незнакомой до этих пор манере, режиссер-мультипликатор просто создавала образы из черного порошка, рассыпанного по стеклу.
В Россию искусство рисования песком на световых столах пришло совсем недавно и считается молодым, но перспективным направлением деятельности педагогов, психологов, дефектологов, логопедов. Во-первых, потому, что песок распространен в качестве основного инструмента деятельности дошкольника и является доступным материалом.
В рисовании на песке ребенок задействует обе руки, что благоприятно сказывается на развитии межполушарных связей и моторики руки. Метод песочного рисования применим для дошкольников любого возраста, даже в младших группах дошкольного учреждения, важно соблюдать временные рамки занятия. Преимуществом использования песочного рисования с детьми является его доступность для воспитанников с особыми образовательными потребностями. Например, песочное рисование с детьми, имеющих тяжелые нарушения речи, благотворно влияют на развитие их эмоциональной сферы, формирования адекватной самооценки таких детей.
Основными средствами метода рисования песком на световых столах выступают световой стол и песок. Стол должен быть изготовлен из безопасных и качественных материалов, чаще всего применяется дерево. В качестве рабочей поверхности стола применяется стекло, либо пластик. Песок используется кварцевый, мелкофракционный, чтобы не допускать царапин рабочей поверхности. Возможно использование цветного песка. Важным является и температура песка. Как правило, теплый (нагретый) песок стимулирует тактильное восприятие ребенка, поэтому мы применяем его в работе с тревожными, замкнутыми детьми. Песок комнатной температуры стимулирует сосредоточенную работу, что необходимо гиперактивным детям. Как правило, занятия проводятся в затемненной комнате, использование музыкального сопровождения только усиливает развивающий и коррекционный эффект занятия, поддерживает настроение и темп работы.
Рисование песком позволяет задействовать сразу все каналы восприятия, навыки рефлексии, развитие памяти, мышления, внимания.
На занятиях по песочному рисованию решаются такие задачи, как:
- Развитие сферы тактильного восприятия, мелкой моторики пальцев рук, снятие мышечного напряжения.
- Развитие гибкости мышления, памяти, внимания.
- Развитие умения выражать собственные чувства.
- Развитие межполушарного взаимодействия.
- Повышение мотивации в деятельности.
6. Развитие творческого потенциала.
Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:
Обучающие: они облегчают процесс обучения ребенка, с помощью песочного рисования ребенок знакомится с фигурами и формами, помогает запомнить графический образ букв и цифр, можно формировать умения считать.
Познавательные: с их помощью познается многогранность мира, песок – универсальный материал, он способен принимать различные формы, легко подвергается изменениям по нашему желанию, за одно занятие можно успеть произвести много тактильных манипуляций и заданий, при этом у ребенка не будет ощущения тревожности, если что-то не получится – на песочном столе все легко меняется и изменяется.
Проективные: через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие личности ребенка. При помощи песочного рисования мы можем осуществлять помощь в коррекции эмоционально-волевой сферы, коммуникативной сферы, детско-родительских отношений.
Существуют требования к специалисту, педагогу, обучающему песочному рисованию. Во-первых, в работе важно эмоциональное присоединение к ребенку, педагог должен демонстрировать искреннюю заинтересованность сюжетами, которые возникают на песке, педагог подбадривает застенчивых детей, стимулируя их на выполнение действий с песком. Очень важно соблюдать гуманистические принципы и принципы профессиональной этики в работе с песком, в особенности, если педагог реализует проективное направление (диагностика, коррекция и развитие) песочного рисования.
Существуют противопоказания к работе с песком. Это аллергические реакции на пыль, кожные заболевания, эпилепсия, нарушение целостности кожных покровов на руках. Важно следить, чтобы до и после сессии рисования ребенок вымыл руки. При непосредственном рисовании нужно соблюдать правила безопасности и не просыпать песок за борт стола.
Существуют техники работы с песком на световых столах: темным по светлому и светлым по темному.
Темным по светлому. Данная техника предполагает непосредственное распределение песка по светлой поверхности стола. Для этого используются такие приемы распределения песка на световом столе.
«Щепотка» — прием, при котором распыляется небольшое количество песка, зажатого между большим и указательным пальцами. Этот прием позволяет рисовать мелкие элементы (глаза, пуговицы); «Лодочка» — небольшое количество песка находится в ладони и постепенно стряхивается на поверхность стола, это способствует созданию фона или крупных элементов композиции; «Кулачок» — прием, при котором песок просыпается из зажатой ладони тонкой струйкой. При этом получившиеся линии могут быть прямыми или изогнутыми, с помощью этого приема создается четкий контур предметов или изображений; «Сквозь пальцы» («Решето») — песок помещается в ладонь (или ладони), имитируется движение просеивания через сито сквозь раскрытые пальцы рук; «Симметрично двумя руками» − ребенок, используя одновременно две руки, рисует линии или элементы изображения.
Светлым по темному. Вначале засыпается поверхность стола песком примерно 2-3 мм, тем самым мы создаем фон для будущего изображения. Техника предполагает прорисовывание при помощи пальцев рук изображений на засыпанном фоне. Ребенок может делать это подушечками пальцев рук, тыльной стороной кулачка и ладони, ребром руки. Важно, чтобы у ребенка были задействованы в процессе рисования обе руки. Можно использовать кисти, камешки марблс, трубочки для коктейля, трафареты, стеки, массажные мячи.
Очевидно, что каждое занятие имеет определенную структуру:
- Ритуал входа в занятие.
На этом этапе повышается эмоциональный настрой и мотивационная составляющая. Педагог и воспитанники приветствуют друг друга, приветствуют песок своими прикосновениями. Педагог фиксирует эмоциональное состояние детей. Можно предложить детям выбрать подсветку стола, цвет которой похож на их настроение сегодня, цвет, который наиболее им приятен.
- Подготовительная работа.
На этом этапе в игровой форме проводится разминка кистей и пальцев рук (пальчиковая гимнастика). За этим следует выполнение графических упражнений на песке для развития мелкой моторики рук, вспоминают приемы, с которыми познакомились на предшествующих занятиях.
- Основной этап изобразительной деятельности.
На данном этапе предполагается репродуктивная работа. Дети по образцу педагога выполняют графические упражнения, статичные песочные картины, либо сюжетные тематические песочные картины. В данном случае педагог ориентируется на подготовленность детей. На этом этапе происходит обучение приемам работы с песком, рисование различных изображений в зависимости от тематики занятия.
- Минутка свободного творчества.
На этом этапе предполагается самостоятельная работа детей. Выполнение изображений на песке по их собственному желанию. Содержание песочной картины может соответствовать тематике занятия, либо замыслу самого ребенка. При этом важно учитывать применение полученных изобразительных умений на занятии или проявления собственного творческого потенциала ребенка. На этом этапе не лишним будет использование музыкального сопровождения. Выбор музыки осуществляется исходя из тематики и задач занятия. Музыкальное сопровождение для занятий: диски с записью классической музыки Р. Штрауса, К. Дебюсси. П.И. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, звуки животных, водной стихии, садов, птиц.
- Заключительный этап.
Происходит рефлексия опыта, полученного на занятии. Воспитанники вместе с педагогом рассматривают картины друг друга, анализируют их, делятся впечатлениями от занятия. На этом этапе можно предложить детям посмотреть мультипликационный фильм, выполненный в песочной технике или работы художников-аниматоров. Их содержание должно носить пропедевтический характер для последующей изобразительной деятельности. Также на заключительном этапе можно использовать инсценировку детских стихотворений.
- Ритуал выхода из занятия.
На этом этапе педагог с воспитанниками, используя различные варианты прощания с песочным столом и песком, завершает занятие. При этом для себя он фиксирует эмоциональное состояние детей после занятия.
Программа «Мой песочный мир» в рамках дополнительного образования представляет собой цикл занятий по рисованию песком на световых столах. Основной целью является обогащение и развитие личности ребенка, стабилизация и гармонизация его психоэмоционального состояния. Проводником в страну песка служит Мудрая Черепашка, она присутствует на каждом занятии, помогает детям «войти» в занятие, с помощью Черепашки устанавливаются правила, она служит негласным помощником и проводником в увлекательный мир песочного рисования.
Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия 25-30 мин. (табл. 1).
Таблица 1
Учебно-тематический план программы дополнительного образования «Мой песочный мир»
№ |
Тема занятия |
Цели |
Кол-во часов |
1 |
«Здравствуй, песочная страна!» (вводное занятие) |
Знакомство детей с песком, снятие мышечного напряжения |
1 |
2 |
«Тайные следы и отпечатки» |
Знакомство с песочной графикой. Основными приемами рисования песком и рисование простейших форм и геометрических фигур, развитие зрительно-пространственного восприятия, развитие тактильной чувствительности |
1 |
3 |
«Волшебные точки» |
Знакомство с песочной графикой. Основными приемами рисования песком и рисование простейших форм и геометрических фигур, развитие зрительно - пространственного восприятия, развитие тактильной чувствительности |
1 |
4 |
«Ожившие линии» |
Знакомство с песочной графикой. Основными приемами рисования песком и рисование простейших форм и геометрических фигур, развитие зрительно - пространственного восприятия, развитие скоординированности действий руки и глаза, развитие тактильной чувствительности |
1 |
5 |
«Послушные штрихи и линии» |
Знакомство с песочной графикой. Основными приемами рисования песком и рисование простейших форм и геометрических фигур, развитие зрительно- пространственного восприятия, развитие скоординированности действий руки и глаза, развитие тактильной чувствительности |
1 |
6 |
«Превращения кружка» |
Знакомство с песочной графикой. Основными приемами рисования песком и рисование простейших форм и геометрических фигур, развитие зрительно - пространственного восприятия, развитие скоординированности действий руки и глаза, развитие тактильной чувствительности |
1 |
7 |
«Песочные мандалы» |
Развитие зрительно - пространственного восприятия, развитие скоординированности действий руки и глаза, развитие тактильной чувствительности, воображения, гармонизация эмоционального состояния |
1 |
8 |
«Отпечатки» |
Научить создавать, разрабатывать и понимать песочный сюжет, развитие тактильной чувствительности, воображения, гармонизация эмоционального состояния |
1 |
9 |
«Песчаный пляж и подводное царство» |
Научить создавать, разрабатывать и понимать песочный сюжет, развитие коммуникативных навыков, повышение самооценки, расширение кругозора и осведомленности об окружающем мире. |
1 |
10 |
«Цветы в жизни и на песке» |
Научить создавать, разрабатывать и понимать песочный сюжет, развитие коммуникативных навыков, гармонизация эмоционального состояния, расширение кругозора и осведомленности об окружающем мире. |
1 |
11 |
Фруктовая страна овощное царство |
Научить создавать, разрабатывать и понимать песочный сюжет, развитие коммуникативных навыков, гармонизация эмоционального состояния, расширение кругозора и осведомленности об окружающем мире. |
2 |
12 |
Птицы и насекомые |
Научить создавать, разрабатывать и понимать песочный сюжет, развитие коммуникативных навыков, гармонизация эмоционального состояния, расширение кругозора и осведомленности об окружающем мире. |
2 |
13 |
Домашние животные |
Научить создавать, разрабатывать и понимать песочный сюжет, развитие коммуникативных навыков, гармонизация эмоционального состояния, расширение кругозора и осведомленности об окружающем мире. |
1 |
14 |
«Веселый, грустный добрый, злой» |
Развитие умения понимать эмоции других людей, свои собственные, развитие коммуникативных навыков |
1 |
15 |
«Песочные человечки» |
Развитие умения понимать эмоции других людей, свои собственные, развитие коммуникативных навыков |
1 |
16 |
«Рисуем музыку на песке» |
Обучение передачи характера и настроения музыки на песке, гармонизация психоэмоционального состояния |
1 |
17 |
«Сказочная страна Вообразилия» (совместно с родителями) |
Демонстрация воспитанниками умений и способов рисования на песке, создание условий для общения родителей и детей, повышение самооценки детей |
1 |
Критерии диагностики освоения программы. Диагностика осуществляется в зависимости от поставленных педагогических задач и охватывает ряд основных показателей эффективности освоения программы, в качестве которых могут выступать [8, с. 69]:
1. Информирование ребенка в области техники рисования песком.
2. Отношение ребенка к рисованию песком на световых столах.
3. Освоение ребенком графических навыков рисования песком.
4. Психомоторное развитие ребенка.
5. Проявление творческих способностей ребенка.
6. Эмоциональный отклик ребенка в процессе рисования песком.
На основе анализа продукта деятельности детей, наблюдения за их поведением на занятиях, за характером рисования песком по каждому параметру выставляется соответствующее количество баллов, в соответствии с выявленным уровнем его сформированности делается вывод о характере освоения программы. Выделяется три уровня освоения программы: высокий, средний, низкий. Диагностика проводится в начале освоения программы и в конце освоения программы, при необходимости с целью корректировки педагогических действий может проводиться промежуточная диагностика.
На рис. 1 и 2 отражены результаты реализации рассматриваемой программы.
Рис. 1. Результаты диагностики детей в начале освоения программы (в %)
Рис. 2. Результаты диагностики детей по итогам освоения программы (в %)
Как мы видим, в результате итоговой диагностики отмечается положительная динамика практически по всем критериям. Наиболее удачными являются критерии информирование ребенка в области техники рисования песком, отношение ребенка к рисованию песком на световых столах, освоение ребенком графических навыков рисования песком. Результаты диагностики показывают, что применение песочного рисования на световых столах в дополнительном образовании детей решает много задач, как обучающих, развивающих, так и осуществляет коррегирующие воздействия на детей для их личностного роста. Помимо этого, каждое занятие с песком уникально и разнообразно, оставляет простор для творческой деятельности и педагога, и ребенка, и родителей.
1. Borisova, O.V. Risovanie peskom na svetovyh stolah v deyatel'nosti doshkol'noy obrazovatel'noy organizacii/ O.V. Borisova // Molodoy uchenyy, №11 (301), 2020 [Elektronnyy resurs] URL https://moluch.ru/archive/301/68008 (data obrascheniya: 21.11.2021).
2. Vygotskiy, L.S. Sobr.soch.: v 6 t. / L.S. Vygotskiy. − Moskva, 1982. - T.1. - 566 c.
3. Grabenko, T.M., Zinkevich-Evstigneeva, T.D. Chudesa na peske. Pesochnaya igroterapiya./ T. M. Grabenko - Sankt-Peterburg: Institut special'noy pedagogiki i psihologii, 1998. − 50 s.
4. Zgurskaya T.V., Ponomareva O.R. Risovanie peskom na svetovyh stolah kak sredstvo razvitiya tvorcheskih sposobnostey mladshih shkol'nikov // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2018 [Elektronnyy resurs] URL https://cyberleninka.ru/article/n/risovanie-peskom-na-svetovyh-stolah-kak-sredstvo-razvitiya-tvorcheskih-sposobnostey-mladshih-shkolnikov (data obrascheniya: 21.11.2021).
5. Ivanova, I.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie stanovleniya sub'ektnosti rebenka v usloviyah dopolnitel'nogo obrazovaniya /I.V. Ivanova, V.A. Makarova // Nauchnye trudy Kaluzhskogo gosudarstvennogo universiteta imeni K.E. Ciolkovskogo. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2016. - Kaluga: Izd-vo KGU im. K.E. Ciolkovskogo, 2016. - 481s. - S.440-444.
6. Ostapenko, A.A. Metodologicheskie i psihofiziologicheskie osnovaniya modelirovaniya tehnologii koncentrirovannogo obucheniya // Pedagogicheskie tehnologii. − № 1. − 2018. − S. 20-38.
7. Slobodchikov, V.I. Osnovy psihologicheskoy antropologii. Psihologiya razvitiya cheloveka: Razvitie sub'ektivnoy real'nosti v ontogeneze: ucheb. posobie dlya vuzov /V.I. Slobodchikov, E.I. Isaev. − Moskva: Shkol'naya pressa, 2000. - 416 s.
8. Tupichkina, E.A. Mir pesochnyh fantaziy: Programma obucheniya detey risovaniyu pesochnyh kartin v tehnike «Sand-art» (dlya detey doshkol'nogo i mladshego shkol'nogo vozrasta) / E.A.Tupichkina. − Moskva: ARKTI, 2018. − 112 s.